Бурмистрова Екатерина Алексеевна. Материнство и работа психологом.
Имя Екатерины Бурмистровой хорошо известно читателям журналов для родителей – «Мой кроха и я», «Лиза. Мой ребенок», «Виноград», «Славянка», «Нескучный сад», «Многодетная семья». Много одобрительных отзывов на ее статьи на сайтах «Наш ребенок» и «Православие и мир». Есть ее публикации и на 7е. Почему я так уверенно говорю об известности героини сегодняшнего интервью? Да потому что даже читая статью по диагонали, непременно выхватишь глазами в подписи: «психолог, мама девяти детей». И хотя бы на секунду задумаешься: как это? Вот о совмещении этих двух ипостасей – материнства и работы психологом – мы и решили поговорить с Екатериной Бурмистровой, сегодня уже мамой десяти детей, двух мальчиков и восьми девочек.
- Катя, в вашей родительской семье были какие-то предпосылки к вашей сегодняшней многодетности?
- У себя я нашла предпосылку. Я росла единственным ребенком в неполной семье. Папа мой – он был один из пяти детей. Но это была не московская семья, с ней у меня не было никакой связи, никакой культурной преемственности.
А вот бабушка, которая меня вырастила, мамина мама – она была одним ребенком из семи детей. И они все очень держались друг за друга. Там не все выжили, кто-то погиб в войну… Их осталось трое или четверо, и они все очень дружили. У меня были дядья из разных городов: мы единственные жили в Москве, и поэтому у нас все останавливались проездом. А на лето всех детей-внуков отправляли к самому южному брату… Отсюда, наверное, у меня ощущение, что значит родственники – бабушка ко всем праздникам писала огромную стопку открыток.
- А в детстве, в юности вы думали, что у вас будет большая семья?
- Нет, совсем. Люди, которые со мной дружили в последних классах школы, близкие друзья, они теперь говорят: мы были уверены, что у тебя будет много детей.
Но у меня-то идея была, что у меня будет, как у мамы. Что я семью построить не смогу, разведусь, и что вообще нет таких мужчин, с которыми можно строить семью. Мне не казалось, что нормальная семья - это вообще возможно как проект.
Вообще же в многодетных семьях интересоваться надо не мамами, а папами. Ведь это возможно только тогда, когда сложилась пара. Да, женщина вынашивает, выкармливает, но чтобы эти младенцы стали людьми, нужна семья, нужен мужчина.
- И как вы такого мужчину нашли?
Это вообще удивительно, как в таком юном возрасте кто-то кого-то может найти. Честно скажу, не было целевого поиска: ищем папу для большой семьи. Так сложилось. Вот такой подарок. Я тогда училась на психфаке МГУ и работала.
- Почему вы выбрали психфак?
- Я рассказываю эту историю у себя на сайте.На мой выбор профессии психолога повлияло знакомство с мамой одноклассницы, которая как раз психологом и была. Она единственная из знакомых мне родителей не орала и нормально разговаривала с детьми (14-15 лет). И я решила, что хочу научиться так же.
И вот в 10-м классе я оставила свою продвинутую математическую школу – мне надо было заработать на репетиторов, чтобы поступить на психфак МГУ. Это была сумма, которая равнялась зарплате мамы. Я поменяла школу на вечернюю и пошла работать к родителям своих друзей лаборантом.
-Но учеба в университете была дневная. Как же она совмещалась с работой?
- А я всегда работала, лет с 16. У меня всегда была идея, что должны быть свои деньги. На одежду, на поездки – на то, на что мама не хочет или не может дать. В кафе ходить на что-то надо? Колечки покупать надо? В общем, было ощущение, что нужно работать.
Поступив в университет, я стала два или три раза в неделю помогать вести занятия для детей. У мамы моей подружки была знакомая, которая вела много кружков, и ей нужен был помощник… Потом я работала на продленке в одной из первых частных школ – это тоже был проект одной из мам моих подруг. В частном детском саду работала помощником – тоже с удовольствием вспоминаю. То есть я присоединялась к каким-то педагогическим проектам. Это были 90-е годы, много всего нового появлялось в области детского творчества и развития, и все было интересно.
А начиная с третьего курса учеба, можно сказать, стала приложением к работе. На третьем курсе, в 1995 году родилась наша старшая дочь, Соня. Когда ей исполнился год, меня стало просто распирать от родительского опыта. Плюс полученные знания - моя специальность в университете была «психология развития». И я придумала первую программу для детей 1,5-3 лет с родителями, и стала вести такие группы – на них в середине 90-х был большой спрос, ведь вся сегодняшняя система детских «развивалок» тогда только появлялась. Сейчас студии для самых маленьких с рисованием, лепкой, движением, играми и материнским общением есть буквально в каждом дворе, а в те времена люди ездили через весь город.
- Эти занятия проводились в клубе «Драгоценность». Расскажите немного об этом явлении – родительских клубах.
Эти клубы работают с семейными парами еще на стадии подготовки к беременности. Затем туда приходят уже состоявшиеся родители - чтобы улучшить контакт с ребенком, разрешить какие-то педагогические трудности, повысить свою психологическую культуру. Мне кажется, это важный феномен в большом городе, где люди часто живут разрозненно, не имеют поддержки близких. В тех клубах, где я сейчас читаю лекции – это «Рождество» и «Драгоценность», - возникла очень интересная среда общения семей, такое поле для просвещения, передачи опыта.
Заканчивая университет, диплом я писала на основе того, что делала на своих занятиях. А госэкзамены сдавала уже со второй дочкой в животе, с Машей. И в это время у меня появлялось все больше групповых занятий, меня звали в разные родительские клубы. Это были детские творческие студии – не совсем работа психолога. Но эта работа, как я теперь понимаю, помогла мне увидеть много пар мам с детьми, представить, как развиваются их отношения. Это очень понадобилось в дальнейшем.
Мне все время хотелось к нашим занятиям примешивать какие-то лекционные моменты, что-то рассказывать из почерпнутых знаний. Так появились лекции про первый год жизни. И потом лекции, курсы росли вместе с детьми.
Можно сказать, что каждый ребенок приносил с собой новую программу, иногда не одну. Программа«Первый год жизни»http://www.ekaterina-burmistrova.ru/razd/pervyjj_god_zhizni/появилась, когда этот жизненный этап был пройден с первой дочкой. С ней же связана и программа детских творческих студий, с которой я начинала. Программа «Вторые дети» (сейчас она называется «Дети в семье») состоялась благодаря второму ребенку - она помогает научиться жить с двумя детьми. С 3-м и 4-м ребенком сложились программы«Нежный возраст» http://www.ekaterina-burmistrova.ru/razd/nezhnyjj_vozrast/(о возрастных особенностях детей от 1 до 5 лет) и«Ребенок с характером»http://www.ekaterina-burmistrova.ru/razd/rebenok_s_kharakterom/- о трудностях воспитания.
- В семье тогда появился кто-то «с характером»?
- Да, были такие граждане… Кстати, на материале этих двух программ я выпустила книжку «Лекции для родителей от 1 до 5». Собираюсь подготовить ее аудиоверсию.
Когда появился пятый ребенок, старшая дочь пошла в школу, кто-то ходил в детский сад – родилась программа«Ребенок выходит в мир»http://www.ekaterina-burmistrova.ru/razd/rebenok_vykhodit_v_mir/- о социализации, выборе садика, школы, адаптации к тому и другому. Тогда же – после рождения пятого ребенка – я начала вести Клуб многодетных и веду его с тех пор ежемесячно, вот уже скоро 9 лет. Туда ходят разные люди, как правило, на стадии третьего-четвертого ребенка.
Следующие наши дети – близнецы. Вместе с ними появились программы «Психология семейных отношений» и «Работа с гневом». Конечно, часть программ я постепенно «переросла» - они были актуальны для меня как специалиста и как мамы тогда, когда я их составляла. Но для слушателей с первым ребенком, например, они по-прежнему хороши.
Интересно, что во время беременности мальчиком – у нас их двое, одному четыре года, второй совсем недавно родился – почему-то лучше пишется. Большинство статей для журналов и сайтов я написала именно в эти периоды.
Этой осенью будет переиздана книжка «Лекции для родителей от 1 до 5» и в издательстве «Никея» выйдут две новые: «Беременность. Роды. Материнство» (в основном она посвящена беременности) и «Семейный тайм-менеджмент».
- А кто остается с детьми, когда вы работаете?
Сначала были живы бабушки, а потом стали появляться няни. Но мы брали няню не на полный день, а только на время нашего отсутствия дома. Это, мне кажется, очень хороший вариант – можно взбодриться, я экстраверт, мне впечатления все время нужны…
Но с тех пор, как появились дети, я не работала на ставке, с графиком и т.п. Всегда был фриланс. И я точно всегда знала, сколько сил нужно оставить на дом. Я никогда не работала летом, никогда не работала в каникулы. Правда, эту роскошь надо отрабатывать, то есть перед отпуском потрудиться более интенсивно.
Сейчас у нас помощь няни свелась к следующему: она никого не воспитывает, помогает по хозяйству и выполняет временные функции взрослого в семье. То есть за время нашего отсутствия все приберет-приготовит, присмотрит за самыми маленькими, теми, что не саду и не в школе. Погуляет с ними, почитает. Встретит тех, кто вернется из сада или школы. На ней несколько часов в день лежит вот эта часть рутинной материнской работы. Думаю, что если бы у меня не было возможности нанимать помощников, и детей столько бы не было.
Я знаю, что есть мамы, которые все это делают сами. Мне кажется, это очень тяжело. Объем хозяйственных работ, не поделенный ни с кем… С трудом себе представляю, что варила бы каждый день пятилитровую кастрюлю. Наверное, это можно было бы, если бы не было другого выхода.
Сейчас выросли старшие дочери, и я могу все так подгадать, чтобы уйти на лекцию или консультацию вечером, на пару часов, когда они могут немножко посидеть. Я этим не злоупотребляю - дети учатся в гимназии, художественных и музыкальных школах. Это моя идея, что должно быть государственное сильное образование. Они не отличники. В этой гимназии – там, конечно, все висят над детьми, а наши учатся сами. И их время тоже ценно.
То есть если няня вдруг не выйдет – мы не умрем. Самый сложный период – когда все дети маленькие. И мне кажется, что это один из факторов, почему люди останавливаются на трех-четырех детях.
Вообще 3-4 ребенка - это такой рубеж. Муж говорит, что он как раз думал про 3-4 детей изначально. Это такое количество, которое можно еще вырастить по меркам малодетной семьи, просто очень сильно надрываясь. Там меньше эгоизма, меньше конкуренции, много плюсов. И это что-то обозримое. У нас много среди знакомых людей, которые остановились на 3-4 детях. Я очень уважаю этот выбор.
- Ваша частота рождения детей – не сказывается на материнском здоровье, на детском здоровье?
Сложно про себя говорить. Я бы не сказала. Для меня наоборот состояние беременности комфортное, я себя лучше чувствую. Я думаю, что вообще периодичность, с которой люди рожают (если не предохраняются, конечно), – это, прежде всего, индивидуальная настроенность организма. Ведь бывает, что рожают и раз в пять лет.
Но я вижу, что разница в районе двух лет – у многих. И мной она не воспринимается как маленькая.
- А до какого возраста удается кормить грудью?
- Обычно где-то до 4-го месяца беременности. Кому как повезет. У нас есть две разницы между детьми – 1 год 10 месяцев и два с половиной года. Те, кто рождаются через год и десять, кормятся до года и трех, а те, кто через два с половиной, где-то до двух примерно.
Как психолог я не сторонник кормления после двух лет. Я бы не кормила дольше, даже если бы это получалось. С моей точки зрения, задержанное грудное вскармливание очень сильно влияет и на отношения, и на развитие эгоцентризма.
- Получается, что то, что вы сейчас пытаетесь донести до родителей – это личный опыт, наложенный на базу психологических знаний.
- И на опыт консультирования. Первые годы после окончания университета я не работала психологом-консультантом - хотя у меня был диплом, формально я могла это делать. Мне казалось, что опыт недостаточен и очень велика ответственность.
Потом я поняла, что могу консультировать по вопросам детского развития – лет через семь ведения групп и чтения лекций. А потом стало понятно, что бесполезно быть детским психологом, потому что проблема почти всегда не в ребенке, а в семье. И работать надо со взрослыми, желательно с парой.
Когда я училась, на психфаке не было специальности «семейная психология» - ее нигде не было, она появилась только в конце 90-х. И я пошла ее получать – фактически уже практикуя я этой области и имея большой опыт - вИнститут групповой и семейной психологии и психотерапии http://www.igisp.ru/(ИГиСП) и отучилась там в 2008-2010 гг. По итогам обучения получила вторую психологическую специализацию и стала членом Общества семейных консультантов и психотерапевтов.
А потом стало понятно, что надо копать глубже. Бывает, что человек все понял на уровне семьи, но у него на уровне личности какие-то затруднения… Я пошла получать фактически третью специализацию, тоже двухгодичное образование (оно закончилось прошедшей зимой) – в области личного консультирования. Этот подход к человеку называется «нарративная психология» - довольно новое направление, в России его только-только начинают применять.
- Для тех, кто приходит к вам на консультацию, важно, что у вас много детей?
- Почему-то да. Почему-то они считают, что это влияет на качество консультирования. И все хотят узнать, как это устроено… А классический психотерапевт не может про себя рассказывать. И поэтому мне этот нарративный подход очень подошел. Там позиция прозрачности: если тебя спрашивают, и ты не против ответить, ты можешь ответить.
Сейчас у меня много консультирования. Мне стало казаться, что это наиболее осмысленный вид работы с семьей. И я продолжаю вестикурсы http://www.ekaterina-burmistrova.ru/razd/seminary_i_lekcii/,темы которых повторяются раз в два года. Часть по психологии развития, часть по семейной психологии.
Там есть лекционный компонент. Я нечто рассказываю. Какую-то идею. А дальше мне интересно, как это отзывается, с чем это связано у людей. То есть идеи преподносятся не как какие-то истины, которые нужно срочно претворять в жизнь. А как нечто, могущее вызвать резонанс.
Мне кажется, что лекции полезны как суммирование опыта, потому что люди растут вне культуры семейного воспитания. Наше поколение и поколение наших родителей не получили наследства педагогического, которое раньше получалось, видимо, в семье. Когда она была многопоколенная, много детей, когда все знали, что нужно делать. Мои дети – они этим владеют, семилетний может развлечь младенца, он знает эти игры. А мы сидим на лекции со взрослыми людьми – потешки разучиваем. Потому что прерван этот опыт. А он нужен. И этот недостающий кусок опыта может быть лекциями, занятиями восполнен.
В 2009 году мы создали два сайта:личный http://www.ekaterina-burmistrova.ru, который содержит информацию обо мне как о специалисте, и сайт«Семья растет»http://www.semya-rastet.ru/- информационный портал о развитии семьи и отношений в ней. На последнем можно прослушать фрагменты моихлекцийhttp://www.semya-rastet.ru/razd/audio/и познакомиться свебинарамиhttp://www.semya-rastet.ru/razd/vebinary/- это фактически лекция он-лайн. Этот дистанционный способ работы с аудиторией я взяла на вооружение несколько лет назад и в этом году тоже планирую серию вебинаров.
- Как распределяется ваше время между работой и семьей?
Вечер в неделю – лекция. И меньше трех дней в неделю консультировать у меня не получается, к сожалению. Я стараюсь, чтобы это не выпадало на вечер, но все равно два вечера в неделю получается. Когда была учеба, один вечер был занят ею, поскольку это программа для работающих людей. Итого получается четыре-пять дней в неделю с загрузкой по 4-6 часов.
Нас с мужем спасает то, что мы оба фрилансеры. Каждый год это расписание утрясается: у тебя лекция в этот день, значит, у меня лекции нету; когда у тебя встречи на этой неделе, давай, я подстрою свой график. У мужа два занятия – для души и для заработка. Для души он преподает философию, а для заработка занимается книжной торговлей, букинистической в основном.
Все остальное время я с детьми. Раньше мне казалось, что детей больше любишь, когда от них уходишь. Сейчас это уже сменилось: сейчас я могу спокойно сидеть, никуда от отходя от детей. Мне кажется, я созрела как мама – я с ними могу с удовольствием читать, гулять…
- В школу, в садик, на занятия детей приходится возить – все это не рядом с домом?
- Нам повезло, у нас был чудесный сад в нашем районе, какой-то он был нетипичный. Там сменили заведующую, и мы теперь туда больше ходить не будем. Будем опять искать какие-то негосударственные места. Возможно, младшие пойдут в вальдорфский детский сад, куда в свое время ходили старшие.
У меня как раз идея, что сад нужен, - но не как место, куда ребенка сдаешь на всю рабочую неделю. Многодетной семье нужен сад, чтобы разбавить те отношения, которые есть дома. Чтобы было умение не только с братьями-сестрами играть.
Школьников по утрам возит муж. Я считаю, за это надо отдельную медаль давать. Обратно – бывают водители, кто-то ездит сам. Нам, кстати, уже два года очень помогают волонтеры из «Милосердия» - возят на дополнительные занятия. Чудесные ребята, студенты. И для детей полезный опыт, потому что они видят других людей, общаются. Мне кажется, такая помощь очень нужна многодетным семьям в большом городе.
- Чем многодетные родители отличаются от других? Или кто становится многодетными родителями?
- Я много об этом думала. Во-первых, они энергичные, энергия ведь действительно нужна. Люди очень живые, харизматичные, я бы сказала. Такие… фронтом командовать бы. И так получилось, что втянулись в процесс родительства. Для них это стало естественным выбором. Они почему-то посчитали, что правильно именно так, и это было именно их решение. А не кто-то извне им его навязал. Не цыганка нагадала. И не батюшка сказал, что нельзя предохраняться.
Меня пугает такая вот идеологическая многодетность. Мне кажется очень важным в таком семейном решении момент, во-первых, произвольности, а во-вторых – согласованности. Ведь это не один человек решает. У всех какая-то своя весомая причина, почему это так. Каждый раз это личная история, почему человек выбирает это или не может от этого отказаться. И, наверное, Божья помощь.
Записала Ирина Суховей
|
Tweet | В Мой Мир | ||
Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.
Top
Последние Комментарии
Лена26-05-13 22:59:21
Очень интересно, спасибо! Тоже считаю, что многодетность - это особый талант и призвание конкретной женщины, должен быть ее осознанный выбор, а не пассивное следование чьим-то указаниям. (Если я правильно вас поняла). Восхищаюсь такими женщинами, как Вы.