Главная / Статьи / Воспитание и развитие / Общие вопросы воспитания / "Компьютерное утомление" и дети
»Компьютерное утомление» и дети
Обычно уставший ребенок вял и невнимателен, он капризничает, хочет спать. “Компьютерное” утомление проявляется совершенно по-другому. Дети в этом случае чрезвычайно активны и эмоциональны. Они, как правило, отрицают факт усталости, с удовольствием продолжая сидеть перед монитором.
В природе компьютера “запрограммировано” эмоциональное воздействие на психику человека. Особенно остро реагируют на происходящее на экране - дети. Как бы хорошо программы (развивающие, обучающие или игровые) ни были сбалансированы по трудности, привлекательности, возрастным возможностям, они неизбежно вызывают у ребенка психологическое напряжение – положительные либо отрицательные переживания. А длительный контакт с компьютером может вызвать даже состояние тревоги.
Уровень эмоциональной восприимчивости и степень сопереживания у детей так же различны, как их поведение, состояние здоровья, особенности нервной системы и т. д. Поэтому и сроки утомления варьируются: у некоторых детей оно наступает через полчаса, у других – через 10 минут, а третьи вообще легко могут отказаться от компьютера.
Продумывая режим общения ребенка с компьютером, надо учитывать особенности его личности: медлителен он или быстр, впечатлителен или заторможен, уверен или неуверен в себе и т. д.
Как разглядеть в детях эти свойства и определить интенсивность нагрузок?
Дети с подвижной нервной системой действуют смело и решительно. На вопросы отвечают быстро, не опасаясь ошибок, но, как правило, неверно. Приступают к работе без подготовки и предварительного размышления, спешат, допускают много неточностей, делают ее не очень качественно, “на глазок”, часто отвлекаясь.
Дети с низкой подвижностью делают все осторожно, а когда их спрашивают, молчат, тщательно обдумывая вопрос и ответ. Занимаются сосредоточенно, часто проверяют правильность выполнения, предпочитая равномерный темп работы. Если их ограничить во времени, заставить работать быстрее, они скорее устают.
У ребенка с низкой подвижностью по мере уставания увеличивается пассивность, о которой можно судить по позе: он почти полулежит, задрав ноги, или всем телом опирается на стол, теряет интерес к занятию, ёрзает на стуле, часто меняя положение, у него снижается настроение.
У подвижных детей утомление проявляется в повышении нервно-мышечной напряженности. При этом усиливаются моторные реакции (ребенок вскакивает с места, прыгает, хлопает в ладоши), а эмоциональные – обостряются (он смеется или плачет, вскрикивает, поет, бурно разочаровывается или веселится).
Эмоциональные и моторные реакции детей, устающих от общения с компьютером, весьма отличаются от аналогичных реакций на физическую или интеллектуальную усталость, которая возникает, скажем, при написании длинного диктанта. При утомлении мышц ребенок потягивается, расправляет плечи, зевает, ложится на парту. А при работе на компьютере, когда на мышечную усталость накладывается нервно-эмоциональное напряжение, он поёживается, ёрзает на месте, трясет руками, ногами, втягивает голову в плечи, ложится грудью на стол или вдруг вскакивает, подпрыгивает, хлопает в ладоши, выбивает дробь кулаком и т. д.
Компьютерные игры значительно активизируют восприятие – ребенок легко перевозбуждается. К тому же длительное просиживание за компьютером приводит к тому, что синдром “круглой спины” проявляется раньше, чем при обычных занятиях.
После пика работоспособности у ребенка обычно наступает спад. Но ребенок этого не замечает, и здесь кроется серьезная опасность, связанная с постепенным истощением функциональных резервов организма. Продолжение диалога уже утомленного ребенка с компьютером обходится ценой все больших физиологических затрат. Помимо прочего, переутомление от работы на компьютере чревато упорным отказом продолжать занятия в дальнейшем. Поэтому очень важно вовремя остановить ребенка, переключить его внимание на что-то другое.
Занятия на компьютере, и в первую очередь увлекательные игры, отнимают очень много сил и требуется время, чтобы их восстановить. Ведь согласно “закону истощения”, сформулированному еще в XIX веке, утомление растет быстрее, чем вызывающие его нагрузки, поэтому уставшему организму одна и та же работа обходится дороже, чем отдохнувшему. Более того, нервно-эмоциональная напряженность и утомление зрения, накапливаясь, отрицательно сказываются на последующей деятельности. Не случайно педагоги жалуются на чрезмерную возбудимость и неуправляемость школьников младших классов, поработавших в компьютерном кабинете.
К сожалению, на практике взрослые не очень-то обращают внимание на состояние ребенка, на режим его занятий на компьютере – и не только из-за неосведомленности в вопросах гигиены или недостаточной информированности о влиянии компьютера на организм.
Что вынуждает многих из нас иногда поступать вопреки доводам разума, здравого смысла, собственным убеждениям – в ущерб себе? Вероятно, обычная наша привычка действовать по сиюминутной прихоти. А ведь гигиена труда и отдыха свидетельствует об общей культуре человека, которую нужно воспитывать с детства.
Можно выделить 4 основных типа проявления “компьютерной” усталости:
1. Потеря контроля над собой: ребенок часто трогает лицо, сосет палец, гримасничает, кричит и т. п.
2. Потеря интереса к компьютеру: ребенок часто отвлекается, вступает в разговоры, обращает внимание на другие предметы, не желая продолжать работу.
3. “Утомленная” поза: ребенок склоняется то в одну, то в другую сторону, откидывается на спинку стула, задирает ноги, упираясь в край стола.
4. Эмоционально-невротическая реакция – крик, подпрыгивания, пританцовывания, истерический смех и др.
Компьютерные игры привлекательнее для детей, чем обучающие и развивающие программы, и поэтому кажутся простыми. Однако интенсивная игра в течение 30 минут не только у дошкольников, но и у более старших детей вызывает изменения в сердечно-сосудистой системе и нарушает зрение. Не случайно психологи относят компьютерные игры к наиболее напряженным видам занятий на компьютере: они утомительнее, чем даже решение сложных математических задач.
Галина Лукьянец, Кандидат биологических наук
|
Tweet | В Мой Мир | ||
Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.
Top
Последние Комментарии