Главная / Статьи / Воспитание и развитие / Загадки воспитания / Да здравствует мыло душистое!

Да здравствует мыло душистое!

Дитя приходит в этот несовершенный мир просто идеальным, совершенным созданием. Нельзя не согласиться, что первый шаг малыша — вершина грациозности, а его улыбка — самый настоящий рай.
И как нелегко этому ангелу приспосабливаться к условиям жизни в нашем мире, полном правил и условностей.
Ну, кто, скажите, придумал мыть руки перед едой или после прогулки? Почему надо чистить зубы два раза в день, а полоскать рот — после каждого приема пищи? Эти вопросы зарождаются в голове нашего крохи.
В параллельном мире, т.е. в головах взрослых, возникают похожие вопросы: ну как, скажите, приучить ребенка пользоваться мылом и полотенцем? И почему чистка зубов постоянно превращается в бесконечный спор единомышленников?
Как бы то ни было, но приучить ребенка к элементарным правилам ухода за собой — задача не простая. А закрепить этот навык, введя его в ранг обязательных, безусловно исполняемых действий — и того сложней.
«Я — как папа, я — как мама»
Как правило, плескаться в воде любят практически все дети. Купание в раннем младенчестве — долгожданное событие для ребенка; в предвкушении погружения в воду малыш замирает. В возрасте после полутора лет у ребятишек возникает потребность не только пересыпать сыпучие предметы (крупы, песок), но и переливать воду из емкости в емкость. Чуть постарше просыпается желание помыть тарелку как мама или протереть обувь как папа. Манипуляции с водой присутствуют на всей протяженности жизни ребенка. И манипуляции эти доставляют малышу достаточно положительных эмоций.
Что же тогда происходит с ежедневными ритуалами умывания?
Мама с умилением наблюдает, как сынишка впервые взял в руки зубную щетку (специально мягкую, для самых маленьких детишек!). Сначала он чистит зубки, смочив щетку водичкой, а позже, подражая папе, сын «выдавливает» на щетку пасту (опять-таки — специальную, для самых маленьких детишек!). Глядя на отца, малыш самозабвенно производит первые неуверенные движения по зубкам: вверх — вниз… Об этом важном (действительно важном!) событии поставлены в известность все ближайшие друзья и родственники. Через несколько дней родители подгоняют ребенка: «Быстрее выходи из ванной, спать пора!». Через пару недель удивляются, почему сын не хочет чистить зубы.
Мама дочурку после улицы всегда вела в ванную комнату мыть руки. Учила правильным действиям: сначала намочить ручки, потом намылить их. Мыть руки круговыми движениями, ладошку об ладошку, еще и делая «варежку» (намыливая запястье). Потом тщательно ополоснуть руки водой, и после этого насухо вытереть полотенцем. Девочка приняла эти правила, но каждый раз, когда самостоятельно выполняла такое ответственное дело, слышала: «Ну, сколько можно плескаться? Закрывай кран и иди ко мне!» Как вы считаете, что произойдет через некоторое время?
Но ведь мы-то с вами не такие родители! У нас хватает выдержки дождаться, пока ребенок отыщет выскользнувшее на пол мыло. И, тем более, мы не раздражаемся на выдавленную в умывальник зубную пасту — мы спокойно объясняем, почему этого делать, в сущности, не стоит (зубки будут ждать пасты, а ее не будет; теперь придется отмывать раковину — желательно самому ребенку и пр.).
Наш ребенок не пугался слишком горячей или холодной воды, он не нырял внезапно в ванну, выскользнув из рук заботливого папы, он не прикусывал губку, когда чистил зубки. Убедившись в том, что у ребенка с процессом купания и умывания не связано никаких отрицательных эмоций, мы, как любящие и заботливые родители, мобилизуем свое богатое воображение и прибегаем к помощи всевозможных вспомогательных средств (резиновых игрушек, специальных красок и т.п.), чтобы малышу стало ясно: гигиенические процедуры — это не только необходимость, но и, что немаловажно, удовольствие!

Для чего?
Ребенку как самому любознательному созданию на нашей планете, просто необходимо знать: для чего все это нужно? Кто же самый способный человек по доходчивому объяснению столь сложных вещей? Безусловно — родитель!
В ход идут все речевые и творческие возможности взрослого. Доходчиво объяснить, ориентируясь на возраст и личные особенности малыша, да объяснить так, чтобы не допустить и мысли о возможности не прибегать к помощи воды в будущем…
Однако, осторожно: не стоит запугивать малыша болезнью «грязных рук» или зубным врачом! Постараемся обойтись без «страшилок». Можно рассказать, как вы услышали разговор грязных рук «одной чужой девочки», и как эти руки хотели помыться. Можно нарисовать картинку, на которой «зубкам будет тяжело стоять, т.к. на них остались мельчайший частички пищи».
Как ни странно, но в данном случае телевидение с его рекламой зубных щеток, паст, необходимостью правильно чистить зубы окажет нам неоценимую услугу. Дети заворожено наблюдают за сменой цветных картинок, внимают часто повторяющимся фразам. Это та самая ситуация, когда реклама, несмотря на то, что она раздражает, если ее слишком много, оказывается все же чрезвычайно полезной.
Предупреждать, а не «догонять»
В 1,5-2 года в детях пробуждается страсть к подражанию. Они старательно копируют увиденные движения взрослых. Это стремление необходимо использовать для того, чтобы приучить ребенка выполнять то или иное необходимое действие.
Родители — самые внимательные люди на свете. Кто еще, скажите, способен не пропустить тот момент, когда у ребенка возникает желание впервые самостоятельно почистить зубки? Вложить в маленькую ладошку забавную щеточку — и навсегда. Кто еще сможет так самозабвенно мыть собственные руки, да еще напевая при этом веселую песенку? Дитя, увидев, что родитель получает истинное удовольствие от процесса, примет эту веселую эстафету, играючи, а там, глядишь, и в привычке останется.
Мама объясняет необходимость мыть руки и рассказывает о микробах. |
Однако — если ребенок не видит, как вы сами, придя с работы, моете руки, как вы утром чистите зубы, ему будет трудно эти действия сделать привычными, даже если вы постоянно о них напоминаете.
К тому же, не стоит тешить себя мыслью о том, что выполнение того или иного обязательного действия закрепится у малыша автоматически, без вашей поддержки. Чтобы дети чистили зубы или мыли руки, недостаточно просто напоминать им об этом. Надо каждый раз стоять рядом, ненавязчиво направляя их, и продолжать свои действия до тех пор, пока определенные манипуляции не войдут в привычку у маленьких человечков.
Безусловно, проходя через свои пресловутые кризисы года, трех, и т.д., малыш в праве капризничать, не желать выполнять что-либо. Психологи утешают: бунт и отказ делать правильно то, что делал ребенок, как раз и показывает, что норму ребенок усвоил. Однако, с тем, что уже вошло в привычку, тяжелее бороться — даже самому малышу. Возобновиться ли навык после преодоления кризиса — зависит, как обычно, от мудрости и терпения взрослого, который находится рядом.
Если у ребенка не сформировалась привычка и мотивация для выполнения тех или иных действий, взрослому придется приложить гораздо больше усилий, чтобы выработать необходимый навык.
Безусловно, начинать формировать хорошие привычки надо как можно раньше. Например, приучать малыша засыпать в прохладной комнате при открытой форточке можно еще до того, как ему исполнится год. Чуть позже вы начнете приучать ребенка мыть перед едой руки, чистить зубки и убирать на свои места игрушки, говорить «спасибо», потом — доводить начатое до конца …
«Я купаться не хочу!»
Что делать, если малыш категорически отказывается залезать в ванну? Шаг первый — безусловно, найти причину. Испугался большой пены, любимая игрушка исчезла на дне, из душа внезапно полилась прохладная вода… Если причина определена — постарайтесь устранить ее, обыгрывая ситуацию. Пенку больше делать не будем; любимая игрушка просто любит нырять, а вода из душа — смотри, как щекочет.
Если простые рецепты не действуют, воспользуемся дополнительным арсеналом.
Шаг второй. Приобретаем игрушки для воды типа мельницы (льем воду на ее крылья, они начинают крутиться, вода выливается в специальное отверстие — интересно и завораживающе); резиновые игрушки, которые сами «выныривают», если их опустить под воду. Моем любимую куклу — можно не в ванне, а в миске; и если малыш решает присоединиться к игрушке — ни в коем случае не противимся этому!
Практически беспроигрышный вариант — запускаем малыша в ванну … вместе со специальными красками для рисования пальчиками. Эти краски не приносят вред коже ребенка, легко смываются как с тела малыша, так и со стен, и вызывают у дитя массу положительных эмоций — ради чего, собственно, все и затевалось.
Стоит еще приобрести интересную мочалку для мытья, полотенце должно также нравиться ребенку, быть красивым и мягким.
Вообще, все предметы гигиены у ребенка должны быть подобраны, продуманы и соответствовать как гигиеническим требованиям (жесткость, материал изготовления), так и эстетическим качествам малыша — цвет, размер, форма…
Кто-то из великих говорил, что приобретение привычки не стоит ребенку никаких усилий, зато требует неимоверных усилий от его родителей. Но если мы, родители, будем четко представлять себе, для чего же именно необходимо прививать ребенку ту или иную привычку, наша уверенность обязательно передастся малышу. И на рассказ приятелей о том, что их ребенок не хочет чистить зубы, мы будем всего лишь удивленно приподнимать брови — с такой проблемой мы просто не знакомы!
Стоматологи советуютПусть ребенок чистит зубы, глядя в зеркало: большое общее или маленькое, повешенное пониже специально для него. Это поможет приучить малыша смывать пасту с губ и подбородка, если он испачкался. Дети должны с самого начала привыкать не только правильно пользоваться зубной щеткой, но и ухаживать за ней и хранить ее. Плохо, когда ребенок, почистив зубы, оставляет щетку прямо в раковине. Родителям следует объяснить ему, что зубную щетку нужно мыть после каждого использования и ставить в стакан или специальный держатель, висящий на стене ванной комнаты. Специалисты по вопросам гигиены считают, что лучше хранить детскую щетку отдельно, подальше от остальных. Правда, не рекомендуется класть ее в пластмассовый футляр, который обычно используют в поездках. Делать это можно, только когда щетка тщательно промыта и просушена, а если положить ее туда мокрой, на щетине будут размножаться микробы |
Автор:
Татьяна Бородина, педагог
|
Tweet | В Мой Мир | ||
Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.
TopТеги: От двух до трех загадки воспитания кризис трех лет общие вопросы воспитания
Последние Комментарии