Главная / Статьи / Воспитание и развитие / Раннее развитие / Университеты для малышей
Университеты для малышей
Еще вынашивая малыша, "беременные" родители уже планируют его будущие университеты: чему и где обучать ребенка, какую методику развития предпочесть, когда можно начинать обучение. Известно, что уже в первые шесть месяцев жизни мозг ребенка достигает 50% своего потенциала, а к трем годам - 80%. Не использовать ресурсы и возможности интеллектуального развития ребенка в этом возрасте - значит лишить его полноты восприятия мира в будущем. Но как же удовлетворить пытливые умы наших деток и не перегрузить их при этом, навсегда отбив охоту к учебе? В этом номере мы поговорим о развитии малышей первых двух лет жизни.
Разговаривая с мамой такого же малыша, как и ее полуторагодовалый Саша, Лена в очередной раз подумала про себя, что сама она недостаточно занимается со своим сыном. "Вот Максимка уже все буковки знает! А мы в кубики с азбукой играем, а с буквами "не дружим"… Встретив через полгода Максима с мамой, Лена так и не смогла похвастаться Сашиными успехами в освоении алфавита, потому что на детской площадке были слышны только бесконечные сынишкины "А что это? А как это называется?" И не получая ответа от сверстников, Саша непрерывно отвлекал Лену от разговоров с такими же мамашами. Как оказалось, большинство родителей сверстников ее Сашеньки, еще жили в ожидании, ну когда же их чада перейдут от знаков - звуков - отдельных слов к предложениям. Лена же с мужем, к своему стыду, с сожалением вспоминали о том времени, когда их сынишка преимущественно молчал или мычал! Теперь, когда его комментариями и вопросами сопровождалось все время за исключением сна, создавалось ощущение постоянно включенного радио. Но радио можно выключить, а Сашу-то нет!
Сравнивая успехи малышей, можно отметить, что не всегда дополнительные усилия родителей, направленные на интеллектуальное развитие, приводят к образованию новых умений и навыков. Важно учитывать актуальные потребности ребенкав тот или иной возрастной период и максимально удовлетворять их. Таким образом, родители помогут своим детям использовать заложенный природой потенциал.
Что же на самом деле позволит решить эту задачу: ставшие модными занятия по методикам раннего развития, обилие развивающих игрушек, ранняя социализация в детском коллективе? Для того чтобы не упустить момент с самого рождения малыша, для начала определим потребности новорожденного.
Психологи выделяют три основные группы:
- базовые физиологические потребности (еда, тепло, движение и т.п.);
- социальные потребности (потребность в общении, психо-эмоциональном контакте с матерью);
- потребности развития мозга (среди которых на первый план выходит потребность в новых впечатлениях).
Каждый внимательный и любящий родитель, руководствуясь этими потребностями, в состоянии выстроить собственную методику раннего развития.
Просто кормите ребенка грудью. Это позволит реализовать его потребность не только в еде, но и в тепле, постоянном тактильном контакте и движении, в абсолютной безопасности на маминых руках.
Ребенок социализируется, прежде всего, на руках у мамы. Поэтому общайтесь с малышом с самого рождения, описывая все свои действия, все, что он может наблюдать и ощущать.
После адаптационного периода, который длится первые 4-6 недель, активно включайте малыша в свою жизнь, не ограничивайте его мирком детской комнаты, пусть ребенок познает быт, то, чем и как живет его семья, переходя на новый этап своего развития с новыми впечатлениями. Самой развивающей методикой для ребенка может оказаться просто активная и естественная жизнь его родителей.
Наблюдения за развитием малышей первого года жизни позволили психологам сгруппировать приобретаемые ребенком знания, умения и навыки по пяти основным областям: физическое развитие, развитие мелкой моторики руки, речевое и коммуникативное развитие и развитие мыслительных навыков.
К популярным в самом нежном возрасте методикам раннего развития, которые направлены, прежде всего, на физическую подготовку, можно отнести обучение плаванию и динамическую гимнастику. Методика раннего обучения плаванию использует рефлекс защиты дыхания. Он активен до 8 недель и работает таким образом, что блокирует дыхание, когда рот и нос малыша вступают в контакт с водой. Если ваш малыш вышел из адаптационного периода и находится в прекрасном настроении, он любит купаться и не противится вашим действиям в воде, пробуйте обучить его плаванию. Но помните, что любые ваши действия против его воли принесут ему больше дискомфорта, чем пользы от приобретенного в результате инстинкта самосохранения навыка.
То же относится и к динамической гимнастике. Прежде чем согласиться поэкспериментировать с собственным ребенком, спросите у практикующих ее родителей о том, какова первая реакция малышей на подобные манипуляции. Как изменяется их поведение и сон после занятий? Если ребенок "уходит" в продолжительный и глубокий сон после этого, беспокойно ведет себя под грудью или прикладывается только на непродолжительное время, задумайтесь, нужно ли подвергать вашего малыша такому стрессу. Ведь развитие мозга у ребенка до года преимущественно происходит в поверхностном сне, а отказ от груди для новорожденного в природе равносилен отказу от жизни.
На развитие мелкой моторики руки, от которой зависит и развитие речевого центра, направлены известные нам с детства пальчиковые игры, такие как "Идет коза рогатая…", "Сорока кашку варила…". Давайте Вашему ребенку в качестве игрушек лоскутки самых различных тканей и фактур, мешочки, наполненные кусочками пенопласта, рисом, фасолью, папиросную бумагу, вшитый в платочек полиэтиленовый пакет. Все это он будет сосредоточенно изучать глазами, руками, пробовать на зуб, прислушиваться к звукам, которые сопровождают все манипуляции с этими игрушками. Таким образом, развивая все органы чувств, ребенок получает полноценную картину мира.
Максимум пользы вашему малышу может принести не дорогостоящая развивающая игрушка (как, например, конструкторlego), а простые предметы, которые мы используем в быту каждый день. Еще в начале прошлого века французский педагог Жан Поль заметил, что "Человек, путешествующий по свету, учится в свои первые годы у кормилицы больше, чем за время всех своих путешествий вместе взятых… но ребенок учится не столько путем наставлений, сколько путем подражания". Задумайтесь, почему при всем разнообразии доступных вашему "ползунку" погремушек, пупсов и зверюшек, он предпочитает играть с крышками от кастрюль, поварешками, пультом от телевизора и телефоном? Да потому, что этими предметами "играете" вы! Используйте этот способ обучения, для того, чтобы привить малышу полезные привычки и навыки. Не ограничивайте его стремление есть самостоятельно только потому, что он не умеет это делать аккуратно. Терпеливо мойте посуду вместе и вытирайте пыль "в четыре руки"…
Чтение детских стихов, народных пестушек, первых сказок, детские песенки и колыбельные помогут родителям разнообразить свою речь и наполнить содержанием первые монологи, обращенные к малышу. В первый год жизни старайтесь проговаривать все действия и события для своего ребенка, не ленитесь называть все предметы, которые он может увидеть. Это обеспечит не только коммуникативное развитие, но станет стимулом к развитию мыслительных навыков. И тогда на втором году жизни наступит время объяснять свойства предметов и отвечать на бесконечные "как" и "почему".
Из младенчества в детство ребенок переходит с тремя большими новообразованиями: он ходит, говорит, думает (вспоминает). Становясь активнее, переходит от ходьбы к бегу, от жестов и слов к предложениям, предугадывает реакции на знакомые стимулы. Дайте возможность ребенку развиваться свободно. Разумно отодвиньте время ограничений на потом, при этом постоянно демонстрируйте эталон поведения. Рисуйте, рассматривайте книжки с картинками и "озвучивайте" сюжеты, осваивайте первый персональный транспорт малыша, позволяйте ему помогать вам по дому. Обрастайте "ритуалами" - постоянными действиями, которые сопровождают в течение дня разные режимные моменты, такие как пробуждение, прием пищи, сборы на улицу, отход ко сну. А наблюдения за поведением собственного ребенка на улице со сверстниками подскажут вам, стоит ли рассчитывать на раннюю социализацию до двух лет, когда взаимодействие между малышами ограничивается манипуляциями с игрушками.
Татьяна Виниченко, психолог, консультант по лактации
Подписаться на новости проекта "Онлайн школа Екатерины Бурмистровой"
|
Tweet | В Мой Мир | ||
Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.
Top
Последние Комментарии