Материалы, присланные пользователями
Материалы, присланные пользователями

Синдром 7 сентября

Число 7 издавна считается сакральным, приносящим удачу. Но в последнее время педагоги и медики с тревогой говорят о «синдроме 7 сентября». Этот синдром наблюдается как у первоклассников, так и у детей постарше. В чем его суть? Попробуем разобраться.

адаптация первоклассника к школе

Вторую половину августа будущий первоклассник с вожделением рассматривает вновь купленные принадлежности, тетрадки и ранец. Разговоры про школу говорены — переговорены, и вчерашний ребенок с нетерпением ждет торжественного начала взрослой жизни.

И вот этот праздник наступает. Под «оханья» и «аханья» мам и бабушек, под вспышки камер и фотоаппаратов в руках отцов и дедушек, с букетом самых шикарных цветов, из-за которого с трудом можно разглядеть самого главного человечка сегодняшнего события, звучит первый в жизни звонок. СОБЫТИЕ, которое коренным образом изменит жизнь шестилетки, а также всех его близких, состоялось.

Проходит день, второй… Через неделю блеск в глазах ребенка постепенно угасает, особого желания складывать новый ранец не наблюдается, купленная специально для школы одежда перестает вызывать гордость и восхищение... Да и внешний вид уже состоявшегося первоклассника настораживает, таким уставшим и безрадостным он выглядит.

Что там, за поворотом?

Шел ребенок по ровненькой дорожке, шел через детский садик или курсы подготовки к школе, шел через игру и беззаботность. Детям свойственна любознательность и вера во все хорошее. Поэтому, дойдя до поворота, малыш с легкостью принимает новые условия дальнейшего путешествия, тем более, что он достаточно ясно представляет себе, что же ожидает его там, на большой широкой дороге, имя которой — ШКОЛА.

Сначала все вокруг радует и интересует. Знакомство с другими ребятами, которые называются одноклассниками: «А где ты живешь?», «И у меня такой же карандаш!»; эмоции от знакомства с первой учительницей; впечатления от нового помещения, которое называется «класс»; первая булочка, съеденная в школьной столовой…
В жизни шестилетнего ребенка еще не было ни одного момента, когда так резко и кардинально менялась бы его жизнь. Помимо того, что на первый план выходит железное «НАДО», отодвигая назад такое привычное «хочу», ребенка окружают другие, в большей степени — незнакомые дети, незнакомые взрослые, чужие стены. Все это так завораживает в самом начале школьного пути, что ребенок еще не успевает осознать, что изменилось в его жизни к лучшему, а что — наоборот.

Родители, будьте бдительны!

Проходит первая неделя учебы первоклассника, и вы вдруг замечаете, что ваш ребенок выглядит уставшим, подавленным, или — хуже того, не хочет ходить в школу. Интерес к учебе, кажется, исчез навсегда. Вернувшись домой, ребенок не спешит делиться новостями, происшедшими с ним за целый школьный день. Кроме того, за неделю учебы первоклассник ясно понял, что от него требуют, чего можно ожидать от следующего дня; эффект новизны, который помогал поддерживать интерес к школе, пропал.

Увы, такое случается не так редко. И если вы столкнулись с подобными сложностями привыкания ребенка к условиям новой жизни, не стоит паниковать или расстраиваться. А стоит просто быть более внимательным как к своему ребенку, замечая любые изменения в его поведении, настроении, состоянии здоровья, так и к себе, своему отношению не только к учебе первоклассника, но и к жизни маленького человека вообще.

Надев школьную форму и взяв в руки портфель, ребенок не автоматически переходит в другую возрастную и социальную категорию. И, хоть и называется он теперь «первоклассником», но потребуется не один день и даже не одна неделя, прежде чем ребенок поймет, а что это, собственно, такое, быть школьником. И от вашего поведения во многом зависит, к каким выводам он придет.

Из диалога сына и мамыМама первокласснику:
— Думай! Думай быстрее!
Ребенок:
— Я не знаю, как думать! А как думать быстрее — я вообще не знаю!

Родительские заблуждения

Как любой человек, родитель может заблуждаться — с этим не поспоришь. Одно из самых распространенных заблуждений является уверенность пап и мам в гениальности своих детей. Это, безусловно, правильно и оправдано, однако — кто сказал, что гениальность ребенка заключается лишь в отличной успеваемости в школе? Гениальность любого ребенка — в его уникальности, в его развивающейся личности.

Столкнувшись с тем, что бойкий, раскованный, сообразительный малыш не «хватает звезд» в первые школьные дни, многие родители не могут скрыть своего разочарования. Они ведь были твердо уверены в том, что ребенок будет радовать их своими ежедневными успехами. Но ведь и ребенок был твердо уверен, что будет хорошо учиться. Он и сам в недоумении, почему «палочки ложатся в другую сторону», почему он не успевает поднять вовремя руку и ответить на вопрос, который задала учительница. Плюс ко всему — восторженное родительское: «Ты уже первоклассник»,- сменило строгое: «Почему так неаккуратно написано?». Что происходит? Ребенка перестали любить? Вчера все восхищались каракулями, когда ребенок говорил, что нарисовал ракету, а сегодня лишняя точка, поставленная в неположенном месте, вызывает гнев мамы. Обычный вопрос: «Как дела?» — папа заменил новым: «Что получил?», — будто кроме отметок ничего в жизни школьника больше не происходит.

Оценивание в первом классе — очень хорошая вещь… для учителя. Для ребенка — вполне достаточно получить одобрение, услышать слова похвалы и выражение чувства радости за него в случае, когда все действительно хорошо. Когда же ребенок испытывает трудности, он более всего нуждается в поддержке, добром и спокойном взгляде на его неумение, неаккуратность.
Не стоит ругать ребенка за плохую успеваемость — чувство неуверенности в своих силах и сомнения в любви и поддержке ближних никого никогда не делали успешными.

Маленькие проблемы первоклассника — большие!

Постарайтесь разобраться, вчем проблема локальной неуспеваемости и нежелания ребенка учиться(вводим понятие «локальная неуспеваемость», подразумевая под этим неуспеваемость здесь и сейчас, потому что там и завтра возможен такой «прорыв», о котором и думать было невозможно).

Быть может, это банальная усталость. Ранний подъем, безрадостный завтрак, напряжение от нагрузки в школе и необходимости длительное время находиться в одном положении (сидя за партой). В таком случае можно посоветовать увеличить время пребывания ребенка на свежем воздухе, соблюдать режим сна — если ребенок привык спать днем, постарайтесь, чтобы он сохранил эту привычку хотя бы до конца первого класса; пересмотреть питание, включая в рацион больше овощей, фруктов, мясных и молочных продуктов.

Если ребенок был приучен к соблюдению режима, проблем с ранним подъемом и спокойным отходом ко сну удастся избежать. Если же ребенок находился до школы в «свободном полете», работать над этими вопросами придется и вам, и первокласснику. Несколько простых действий (утром будить ребенка немного раньше положенного времени, чтобы дать возможность ему «раскачаться», вечером просмотр телевизора заменить прогулкой, спокойным чтением или беседой) помогут сохранить мир и покой в душе первоклассника.
Во избежание переутомления не рекомендуется перегружать ребенка кружками и секциями в первом классе. Безусловно, играть, петь, бегать и плавать — все это замечательно, если гармонично вписывается в мир вчерашнего беззаботного малыша.

Если не складываются отношения с одноклассниками. Бесспорно, неделя или две в новом коллективе — не показатель для вынесения обоснованных выводов. Однако если такая проблема у ребенка все-таки возникает, не отмахивайтесь, а постарайтесь помочь человеку, вступившему на путь взрослой жизни. Стоит лишний раз напомнить школьнику, что все люди разные, и что надо научиться принимать их такими, какие они есть. Если же с одноклассниками возник конфликт, не спешите однозначно принимать чью-либо сторону и винить либо чужого ребенка, либо своего. Постарайтесь выслушать обе стороны. А при принятии решения или «вынесении приговора» не забывайте, что ваша конечная цель — не карать, а научить сына или дочь жить и выживать в коллективе, общаться и получать удовольствие от общения со своими сверстниками.

Если возникло негативное отношение к учителю. Влюбленность первоклассника в свою учительницу — обычное дело. Заявления типа: «Мама, ты не права, учительница сказала по-другому», — или: «Папа, а учительница тоже сказала, что надо спортом заниматься, значит — будем заниматься», — вполне объяснимы, хотя и царапают наше родительское самолюбие. Гораздо хуже, когда учительница вызывает у ребенка неприятие. Постарайтесь разобраться, в чем дело. Объясните, что учительница — не воспитательница в садике, не няня и не бабушка, она не будет (и не должна!) завязывать шнурочки или искать в портфеле носовой платочек. Если же конфликт все-таки назревает, встретьтесь с педагогом. В идеале — проблема окажется мелким недоразумением. Если же вы поймете, что речь идет о явной антипатии или психологической несовместимости, переводите ребенка в другой класс: ничего, кроме отвращения к учебе и комплекса неполноценности через призму таких отношений эта учительница ребенку не привьет.

Время летит быстро, и совсем скоро вам будет казаться, что малыш уже давным-давно учится в школе. Однако, первый класс, а особенно — первые дни и недели, надолго останутся в памяти человека, впервые ставшего на взрослую дорогу. И опыт, который приобрел первоклассник, во многом повлияет на всю его дальнейшую жизнь.

Постарайтесь в это непростое для ребенка время быть рядом с ним. Внимательно слушайте все, что он рассказывает — и не лезьте бесцеремонно с расспросами, когда школьник хочет помолчать. Вынося свои суждения по тому или иному поводу, помните — ребенок нуждается в поддержке и не всегда — в оценивании. Если он пришел к вам с вопросом (и не только относительно решения задачи), значит, для него важно ваше мнение — цените это и не растеряйте доверие подрастающей личности.

Жизнь школьника — это не только оценки. Помогите первокласснику привыкнуть к новым условиям школьной жизни: к смене режима дня, к учебным нагрузкам, к статусу школьника, к требованиям и обязанностям, предъявляемыми ему новым статусом.

Вместе с мудрой и понимающей первой учительницей постарайтесь приложить максимум усилий к тому, чтобы школа из храма науки уже через несколько недель, а то и дней, не превратилась в унылое царство.

Автор:
Татьяна Бородина, педагог

http://s-meridian.com



Группа Семья Растет на Facebook!

Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.

Последние Комментарии



Пока еще никто ничего не сказал...
Гость
Имя* (4 символа мин.)
E-mail* (не публикуется)
Сообщение:

Вычислите:
двaдцaть пять плюс дeвять
(Ответ цифрами):

комментировать




Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Женские истории: нам не нравится, как мы выглядим

В определенных слоях нашего общества, да и в русскоязычной культуре в целом, тема телесности, желаний и влечений закрыта или табуирована.

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Лето с пользой для семьи

О программе «Летняя Школа», ее возможностях и преимуществах 4 июня в 22:00

добавить статью
Школа онлайн
Идеи для обустройства детской зоны на дачном участке.

Большинство детей проводят лето на даче, поэтому хочу вам предложить некоторые идеи, которые помогут вам с пользой и интересом провести это время.

добавить статью
Школа онлайн
Школа онлайн
Про пространство и порядок

Необходимо, чтобы с раннего возраста у ребенка было свое пространство

добавить статью
Основные принципы здорового питания детей (Часть 1)

Что главное в питании ребенка? Продукты должны быть качественными. Это не значит - дорогими. Это значит - как можно более натуральными. Большинство из нас живет в городах, но даже в городе можно постараться приблизить питание ребенка к природному. Например, поискать натуральное молоко, яйца, чаще использовать овощи и фрукты с дачи.

добавить статью
Личные границы

Ответьте на вопросы и попробуйте почувствовать, как они вам откликаются.

добавить статью
Про пространство и порядок

Необходимо, чтобы с раннего возраста у ребенка было свое пространство

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Мультфильм-страшилка «Зеленые зубы»

Мультфильм «Зеленые зубы» – обладатель Приза за лучший фильм для детей Открытого Российского Фестиваля Анимационного кино в Суздале.

добавить статью
Пасхальная открытка из цветных ниток

Простая поделка для самостоятельного детского творчества. Подходит для детей от 2 лет.

добавить статью
Зависимости и созависимость в семье

Встреча со специалистами по зависимостям. Обсуждение вопросов связанных с возникновением наркомании, алкоголизма и интернет зависимости у подростков.

добавить
Безмолвный крик. Фильм об абортах.

Изображение 12-недельного ребенка появляется на ультразвуковом экране. Мы видим, каким образом совершается аборт на сроке беременности в 12 недель. А сейчас мы увидим фильм - впервые сделанную в реальном ультразвуковом изображении запись аборта.

добавить
Журнал

журнал многодетная семья
Продолжается подписка на журнал "Многодетная семья" на 2011 год.
Подписаться можно по каталогу «Роспечать» во всех почтовых отделениях, или заполнив форму на нашем сайте.

добавить журнал

Гость
Здравствуйте, Екатерина!
Очень нужен Ваш совет. Мальчику 1 год и 2 мес., первый ребенок. Не могу понять когда и как лучше отучать от ГВ. Еще очень хочу научить малыша засыпать без груди)) Но на д...

Бурмистрова Екатерина
Простите за нескорый ответ! Я бы адресовала такой вопрос консультанту по ГВ. Мне кажется ( личное мнение), что отучать от груди в этом возрасте сложно. Но и кормить по требованию - идея, кот хороша на далее...

Задайте свой вопрос

Роды без страха, Грантли Дик-Рид

Страх перед предстоящими родами всегда беспокоил будущих мам. Зачастую этому способствовала и сама медицина, утверждавшая, что роды без боли невозможны. Выдающийся английский врач Грентли Дик-Рид доказал, что это не так. Его открытие стало настоящей революцией в медицине. Для безболезненных родов важны не только физическая подготовка организма, но и правильный психологический и эмоциональный настрой будущих мам.

добавить
Новостная рассылка
Подписаться на новости
подписаться
Последние комментарии

48/0.0657653808594 0.0973370075226