Главная / О нас / Авторские колонки / Дмитрий Шноль / Не выплакавшие свое горе
Не выплакавшие свое горе
Мне вспоминается документальный фильм о школе юнг, которая во время войны находилась на Соловках. Лет через 20 после победы выпускники этой школы собрались на Большом соловецком острове. По северному длинный летний день их встречи засняли на пленку. Сначала первые объятия, узнавания и радостные возгласы. Потом все идут в бывший монастырь, где располагалась школа, и вспоминают: здесь было то-то, а здесь меня встретил тот-то. Потом они в лесу, где стояли когда-то палатки, от которых остались ямки в каменистой соловецкой земле… Не проходит и четверти часа, и зритель физически чувствует ком в горле. Герои одну за другой курят папиросы, на худых лицах ходят под кожей желваки, вот кто-то отвернулся и отошел, очевидно, сдерживает слезы. Это все крепкие, хотя и низкорослые от голодного детства мужчины, это поколение победителей, это те, кому повезло, потому что они вернулись. И они не знают, что им делать со своим горем.
Когда я еду в московском метро и вглядываюсь в лица людей, я начинаю чувствовать терпкий привкус несчастья, разлитый в воздухе. Наши родители, бабушки и дедушки – это сироты и вдовы, сироты и вдовы, сироты и вдовы. Их страшное, не выплаканное горе так и живет с нами, передаваемое из поколения в поколение привычными интонациями, мимикой родных лиц, походкой. Мы наследники тех, в жизни кого ужас и беда стали повседневностью. Мы несем этот груз, сами того не сознавая, и наши собственные семьи под ним трещат, а иногда и рушатся. Разумеется, мы и сами добавляем в нашу жизнь несчастий и ошибок, и ответственность за них ложится на нас, но речь сейчас о другом.
На крестопоклонной неделе я слушал в подмосковном храме проповедь. Все в ней, казалось, соответствовало переживаемому времени: речь шла о несении креста, о трудности постного подвига, о терпении до конца. Но я остро чувствовал, что для нас теперешних все это как будто мимо цели. Чтобы нести крест, нужно сначала научиться ходить, нужно избавиться от судороги ног и выработать собственную свободную походку. Чтобы действительно покаяться – переменить ум, взять на себя ответственность за бывший ужас, настроить волю на исправление, – нужно сначала смочь на этот ужас взглянуть. Нужно оттаять, почувствовать свою беду и несчастье и разрешить себе плакать о них. Нужно встретиться с самим собой в своей боли и страхе. А без этого, когда наши боль и страх лежат в нас в темном непроницаемом углу, а мы по-христиански «терпим», «несем крест» и совершаем «постный подвиг», мы только усиливаем нашу судорогу.
Наверное, жизнерадостным и благодушным грекам, уже встречающим средиземноморскую весну, полезно напоминать о постных подвигах и терпении до конца. Но нам, искалеченным, пока стоит говорить о другом: о посте как радостном освобождении, об облегчении слезами, о том, что «ничего не бойтесь» и «приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные…»
Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.
Top
Последние Комментарии