Главная / О нас / Авторские колонки / Анастасия Абрамова / Ценностные аспекты русских сказок и их современная мульт-интерпретация

Ценностные аспекты русских сказок и их современная мульт-интерпретация
Одно из направлений работы с родителями в Центре "Рождество" - это помощь в формировании культурного поля современной семьи. Наряду с программами "Годовой круг праздников в жизни семьи", "Ключи к русской сказке", "Родительское собрание по детскому чтению", «Кино на вырост» особым вниманием родителей пользуется семинар «Смотрим мультики». Этот семинар – ряд своеобразных киносеансов, посвященных как мультипликации 20-го века, так и современному анимационному контенту. Совместно с родителями здесь вырабатываются критерии качественной мультипликации, определения возрастной адресности, составляется домашняя видеотека.
Один из самых обсуждаемых и популярных вопросов родителей детей дошкольников - это отношение к популярному мульт-сериалу про Машу и Медведя. У мультфильма есть активные противники - их настораживает, что маленькие зрители легко впитывают Машино анти-поведение, а обаятельный, трогательный Мишка напоминает любящего, но совершенно беспомощного родителя. У мультфильма немало и защитников, отмечающих сильные стороны сериала - оригинальность, юмор, сочувствие Мишке, благодаря которому зритель может формировать представление о должном и недолжном.
Чем отличается оригинальная авторская трактовка от аутентичного сюжета русских сказок про Машу и про медведей? Поводом для экранизации могли быть как минимум две народные сказки на эту тему – «Маша и медведь» и «Маша и три медведя». Но мульт-сериал сделан как бы по мотивам русских сказок. По признанию автора мульт-сериала О.Кузовкова, идея сделать анимационную серию «Маша и медведь» зародилась у него в голове после отдыха в Крыму: на пляже была маленькая, но очень активная девочка «без комплексов», которая через пару дней заставила всех взрослых зарываться в гальку и заплывать за буйки1.
В двух народных сказках - схожие завязки и различные финалы. Завязка - просьба отпустить в лес с подружками, наказ идти, но соблюдать запрет не отходить от подружек, предупреждение о том, что, нарушив запрет, можно попасть в беду - "заблудишься, назад домой дороги не найдёшь"; дальше - беспечное нарушение запрета и последствия - опасность, беда. В первом случае Маша служит медведю, применяя все те умения, которые приобретаются в родном доме, окультуривая хаос медвежьего жилища. В другой сказке - напротив, вносит хаос в распорядок жизни медвежьего семейства: из чужой миски отхлебнула, чужой стульчик поломала, на чужую кровать улеглась.
Финал любых сказок - своеобразный итог "жизненного пути героя", результат той модели поведения, которой он руководствовался. В сказках про Машу, в одном случае - это триумфальное возвращение домой верхом на звере и бегство мишки восвояси, в другом - позорное бегство от мишек (позорное - через окно, так бегут воришки и незадачливые любовники). В одном случае - награда. В другом - поражение. Классические сказочные алгоритмы. Разные модели поведения - разные финалы. Верные пути для слушателей сказок проложены. Наказы, намёки преподаны. Уроки извлечены.
Алгоритмы, положенные в основание мульт-сериала, другие. Неклассические. Но очень знакомые современному взрослому. До боли, можно, сказать, знакомые... Современную культуру часто называют детоцентричной. Взрослая вселенная вращается вокруг ребенка, часто единственного в семье, подстраивается под него; это - явление достаточно новое, веками было наоборот. Мы и видим в сериале про Машу и Медведя узнаваемую феерическую картину: в центре неё - ребёнок, вокруг него пляшет современный взрослый, любящий, заботливый и - хватающийся за голову оттого, что не располагает никакими инструментами, дабы задать озорнику определенные границы, положить конец хаосу, в который превращает налаженную взрослую жизнь обаятельная маленькая бестия.
|
Tweet | В Мой Мир | ||
Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.
Top
Последние Комментарии