Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::connect() should not be called statically in /var/www/semyaras/data/www/semya-rastet.ru/_classes/connect.php on line 15 Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::parseDSN() should not be called statically in /var/www/semyaras/data/www/semya-rastet.ru/_classes/Generic.php on line 89 Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::parseDSN() should not be called statically, assuming $this from incompatible context in /var/www/semyaras/data/www/semya-rastet.ru/_classes/Mysql.php on line 35 Большие семьи Бретани. Большие семьи за рубежом. Большие семьи.
Материалы, присланные пользователями
Материалы, присланные пользователями

Большие семьи Бретани

Большие семьи Бретани

Очень часто при знакомстве бретонцы спрашивали:

- А сколько у тебя братьев и сестер?

И когда я им отвечала, что ни братьев, ни сестер у меня нет, они всегда очень удивлялись. Что и говорить, в Бретани, особенно, а Западной ее части, такое редко встречается. Я, в свою очередь, удивлялась, когда узнавала, что, чуть ли не во всех современных бретонских семьях по три-четыре ребенка. У нас такие семьи обычно считают многодетными. Бретонцы на мои слова "Это ж надо, сколько у вас детей - целых четыре!" отвечали: "А разве это много? Вот в старые времена были семьи - так семьи. А сейчас считается шесть детей - уже много".

19287

-Это сейчас люди думают прежде всего о себе, и только потом - о детях, - вспоминал кто-то из многочисленных родственников моей подруги. - А раньше все по-другому было. Нас у отца с матерью было восемь, а моя мать была двенадцатым ребенком...

Такие цифры меня просто поражали. Конечно, и в русской деревне начала века многодетных семей было много, скорее всего, не меньше. Но то - в России, а для Франции такие огромные семьи, были даже в то время, мягко говоря, нетипичны. Тем более, что распространенное мнение о том, что деревенские девушки выходили замуж раньше городских, для Франции вообще и для Бретани в частности не совсем верно. Если у нас в России на селе девушка должна была обязательно выйти замуж до двадцати лет, а иначе ее считали никому не нужной старой девой - хоть в монастырь иди! - то во Франции старыми девами признавались незамужние особы начиная с двадцати пяти лет. Выходить замуж как можно раньше никто особенно не стремился. Даже в начале нашего столетия многие бретонки выходили замуж в двадцать два - двадцать три года, а то и попозже, и не считались при этом "старыми" невестами.

Женщины обзаводились семьей довольно поздно по нашим меркам и все-таки многие из них успевали за отведенный им природой срок произвести на свет больше десятка детей. Такая рождаемость, если верить статистике - чисто бретонское явление. Вообще Бретань издавна славилась самым большим приростом населения во всей Франции. Несмотря на то, что именно из этой области уезжало в Новый свет больше народу, чем из остальных провинций этой страны, население Бретани почти не уменьшалось. Да и сейчас, хотя и поговаривают, что в Бретани нет уже больших семей, молодые бретонцы и бретонки, особенно уроженцы Нижней Бретани, уделяют семье большое внимание. Несмотря на господствующую во Франции свободу нравов они все-таки предпочитают семейные узы так называемому "свободному союзу" и заводят несколько детей. Валери рассказывала мне, что большинство ее знакомых решило связать себя священными узами брака именно для того чтобы обзавестись потомством. В народе такой брак называют "браком по-Финистерски" - считается, что он больше всего распространен в департаменте Финистер, одном из самых консервативных во всех отношениях.

- Неужели, - удивлялась я, - у вас здесь все так любят детей?

- Ну в общем, да... - отвечали мне, - Хотя скорее дело в религии. Сейчас, конечно, люди уже не слушаются священников, так как раньше. И вообще лет тридцать назад все здесь было совсем по-другому. Вам, молодым, этого уже не понять...

Действительно, еще тридцать лет назад бретонские крестьяне придерживались несколько старомодных для Франции взглядов. В то время когда практически везде в стране женщины уже знали, как избежать нежеланного прибавления в семействе, замужние бретонки о таких вещах даже и не смели задумываться. Появления нового члена семьи всегда должно было восприниматься с радостью, даже если остальные не наедались досыта. Действительно, на мой взгляд, во многом причина этому - католическая вера, которая всегда была очень сильной в Бретани. Не стесняясь касаться самых сокровенных областей человеческой жизни, священники во всеуслышанье провозглашали: "Супруги должны исполнять свой долг перед Богом. Ведь люди женятся не ради удовольствия, а для умножения рода человеческого. Пусть в каждой семье каждый год рождается по ребенку!" Как не послушаться приходского священника? Ведь в те времена он был главным человеком на селе. И супруги старались вовсю...

В некоторых семьях было по двадцать детей, и никого это не удивляло. Помнится как-то раз, прогуливаясь по живописной бретонской глубинке, и приглядываясь к причудливым названиям проселочных дорог и ферм, я прочитала на одном из указателей надпись, в переводе на русский язык звучавшую так: "Дорога тридцати сыновей". Заинтересовавшись столь поэтичным названием - уж не связано ли оно с какой-нибудь легендой? - я спросила у местных жителей, не знают ли они, откуда пошло такое название. "Наверное, - невозмутимо ответили мне, - Здесь жила какая-то женщина, и у нее было тридцать сыновей.

19443

Сейчас такое вообразить себе трудно. Представления о хорошей семье изменились. Сейчас французское государство исповедует принцип "Лучше меньше да лучше" и активно внедряет в жизнь политику планирования семьи. В каждом большом городе есть специальный центр, куда можно обратиться и бесплатно получить не только консультацию и полезную информацию о том, как избежать тяжелой доли многодетной матери, но и необходимые для этого медикаменты. Не знаю, правда, как на это смотрят священники, многие из которых, как и раньше, считают, дети - дар божий и противиться их появлению на свет - тягчайший грех.

Но вот, что интересно: несмотря на то, что рождение детей считалось делом, угодным Богу, в старые времена после родов женщина обязательно должна была очиститься от греха и получить благословение от священника. Почему-то бретонки чувствовали себя немного виноватыми в грехе праматери Евы и пытались, таким образом, сгладить вину женщины перед родом человеческим.

Как только женщина приходила в себя и могла уже показаться на люди, она одевалась торжественно, но не празднично, и отправлялась в церковь. По обычаю никто старался не попадаться ей на глаза и не видеть ее, чтобы не смутить. Все женщины сидели дома, и старались даже не выглядывать в окна. А если уж случалось так, что навстречу идущей в церковь женщине шел кто-нибудь из мужчин, он старался сделать вид, что очень занят чем-то и не видит проходящую мимо соседку.

Священник, естественно, уже знал о том, кто и зачем идет в церковь и готовился принять "грешницу", которая, прежде чем войти, обходила церковь кругом. Далее происходила церемония, чем-то похожая на крещение. И только после этого женщина могла, наконец, показаться людям на глаза. Как по волшебству все соседи и соседки, которые только что изо всех сил старались не замечать ее, опять же, как будто случайно попадались ей на дороге и заводили разговор о чем угодно, кроме одного - ни коем случае нельзя было спрашивать о том, что она делала в церкви. Видимо, это считалось очень неприличным. Впрочем, как это всегда бывает в деревне, все и так все прекрасно знали, особенно соседки, которые принимали живейшее участие во всем, что связано с семейными делами подруг.

Надо сказать, что деревня была тоже одной большой семьей - здесь все знали друг друга с детства. Каждому было известно что творится у соседей - кто чем заболел, кто из чего суп варит, у кого муж пришел домой пьяным, у кого корова отелилась, и так далее. До второй мировой войны многие женщины так и проживали всю свою жизнь в родной деревне, выезжая разве что в ближайший городок на ярмарку. Мужчины, проходившие службу в армии, несколько расширяли свой кругозор, но, возвратившись на родину, снова начинали старую спокойную жизнь. И даже близкие города и селения снова казались далекими, как тридесятое царство.

Неудивительно, что до недавнего времени бретонцы были, да во многом и остаются, ревностными хранителями традиций. В такой замкнутой среде они сохранили не только многочисленные религиозные обычаи и культы странных полуязыческих святых, но и крестьянские обряды, которые сейчас, конечно, угасают.

Раньше в сельских областях Бретани все важные шаги в жизни человека сопровождались религиозными церемониями и народными празднествами. Сейчас бретонские свадьбы мало чем отличаются от свадебных церемоний в остальных областях Франции - только, пожалуй, количеством родственников. А сколько раньше было всяких танцев, песен на деревенских свадьбах!

Большую роль в церемонии играл сват, называемый "базвалан", что в переводе означает "посох из дрока". Он, как и полагается свату, был посредником между женихом и невестой, пел особые песни, которые сейчас знают разве что специалисты по фольклору.

Невеста, как и у нас в России, должна была непременно плакать, расставаясь с родителями. А если девушка никак не могла выжать из себя слезы - что греха таить, многие невесты покидают родительский дом с плохо скрываемым облегчением, - то ей, опять же, как и в русской деревне, пели специальную жалобную песню под заунывную музыку, от которой глаза сами начинают слезиться. Всех песен, которые по традиции пелись на свадьбах в Бретани, и не перечислишь. Любители песенной старины даже выпустили целую пластинку с настоящей инсценировкой свадьбы - такой, каких давно уже не играют на селе.

Вместо привычных нам хлеба-соли молодоженам подавали молочный суп. Рецепт его изготовления в каждом местечке был свой, но главное в любом из рецептов было молоко, символ сладких удовольствий, и чеснок, своим острым вкусом предупреждавший о том, что в семейной жизни бывает немало горьких моментов.

Выходя замуж, женщины обычно не меняли фамилию. Да и вообще, многие говорят о своеобразном "бретонском матриархате": в бретонских семьях женщины играли не самую последнюю роль, и почти никогда не были покорными рабынями своих мужей. От многих я слышала, что некоторые жены разрешали своим мужьям пить вино только один раз в год. Нетрудно себе представить, в каком состоянии приходили (или приползали?) домой раз в год глотнувшие свободы мужчины. Конечно, далеко не все могли смириться с такими порядками, ведь формально муж всегда оставался главой семьи и хозяином фермы.

На побережье в рыбацких поселках и морских портах дело обстояло несколько по-иному. В таких семьях женщинам приходилось проводить полжизни, а то и больше, в ожидании мужа, в тревоге за него и, конечно, вряд ли они изводили своих супругов подобными запретами.

Если уж к мужьям бретонки относились с такой строгостью, то, естественно, и детей особенно не баловали.

Обычно воспитанием детей занимались не столько занятые повседневным трудом родители, сколько бабушки и дедушки. От них дети узнавали сказки, загадки, скороговорки, то есть начинали понемногу постигать то, что называют народной культурой.

Источник: http://www.breizh.ru/tradition/familly.htm



Группа Семья Растет на Facebook!

Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.

Последние Комментарии



Пока еще никто ничего не сказал...
Гость
Имя* (4 символа мин.)
E-mail* (не публикуется)
Сообщение:

Вычислите:
шecтьдecят чeтыpe минуc дeвять
(Ответ цифрами):

комментировать




Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Женские истории: нам не нравится, как мы выглядим

В определенных слоях нашего общества, да и в русскоязычной культуре в целом, тема телесности, желаний и влечений закрыта или табуирована.

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Лето с пользой для семьи

О программе «Летняя Школа», ее возможностях и преимуществах 4 июня в 22:00

добавить статью
Школа онлайн
Идеи для обустройства детской зоны на дачном участке.

Большинство детей проводят лето на даче, поэтому хочу вам предложить некоторые идеи, которые помогут вам с пользой и интересом провести это время.

добавить статью
Школа онлайн
Про пространство и порядок

Необходимо, чтобы с раннего возраста у ребенка было свое пространство

добавить статью
Основные принципы здорового питания детей (Часть 1)

Что главное в питании ребенка? Продукты должны быть качественными. Это не значит - дорогими. Это значит - как можно более натуральными. Большинство из нас живет в городах, но даже в городе можно постараться приблизить питание ребенка к природному. Например, поискать натуральное молоко, яйца, чаще использовать овощи и фрукты с дачи.

добавить статью
Личные границы

Ответьте на вопросы и попробуйте почувствовать, как они вам откликаются.

добавить статью
Жизнь с 5 близнецами, или Счастье — величина не математическая

О семье Артамкиных заговорили чуть более четырех лет назад. По всем федеральным телеканалам показывали сюжеты о семье, в которой сразу родилось пятеро детей - Елизавета, Александра, Надежда, Татьяна и Варвара. Российские врачи отказывались вести эту беременность. Английские врачи помогли появиться на свет всем пяти девочкам. Затем Артамкины перестали быть «информационным поводом» и стали почти обычной московской семьей. Или все-таки не совсем?

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Мультфильм-страшилка «Зеленые зубы»

Мультфильм «Зеленые зубы» – обладатель Приза за лучший фильм для детей Открытого Российского Фестиваля Анимационного кино в Суздале.

добавить статью
Пасхальная открытка из цветных ниток

Простая поделка для самостоятельного детского творчества. Подходит для детей от 2 лет.

добавить статью
Зависимости и созависимость в семье

Встреча со специалистами по зависимостям. Обсуждение вопросов связанных с возникновением наркомании, алкоголизма и интернет зависимости у подростков.

добавить
Безмолвный крик. Фильм об абортах.

Изображение 12-недельного ребенка появляется на ультразвуковом экране. Мы видим, каким образом совершается аборт на сроке беременности в 12 недель. А сейчас мы увидим фильм - впервые сделанную в реальном ультразвуковом изображении запись аборта.

добавить

Гость
посоветуйте, пожалуйста. В семье трое детей. Старшим 9 и 6. Младщей полтора года. У младшей дочки серьезные проблемы со здоровьем, один раз была прооперирована и вероятно понадобиться еще операция. Я ...

Бурмистрова Екатерина
Я думаю, что тут возможно несколько вариантов:
Первый - с привлечением помощи психолога, возможно бесплатной. Есть государственные психологические консультации, и некоторые из них имеют специализ далее...

Задайте свой вопрос

Ребенок и уход за ним, Спок Б.

Американский ученый, детский врач и педагог Бенджамин Спок приобрел мировую известность, и уже выросло не одно поколение детей, воспитанных "по Споку"

добавить
Новостная рассылка
Подписаться на новости
подписаться
Последние комментарии

51/0.05536937713623 0.066618919372559