Главная / Жизнь Семьи / Наука и культура / Про кино / Интересное кино / Девственность: фильм ужасов

Девственность: фильм ужасов
ДЕВСТВЕННОСТЬ. ФИЛЬМ УЖАСОВФильмы, затрагивающие важные общественные проблемы, чаще становятся событием, чем любой другой жанр документалистики. Таковыми в 80-е были «Легко ли быть молодым?», «Архангельский мужик», «Сталин с нами?», в 2000-е «взорвали» западный мир яркие фильмы Майкла Мура. Теперь кажется и в России наступило время для возвращения «проблемного» кино: в прокат выходит фильм Виталия Манского «Девственность».
Манский известен кинематографу как человек, который не боится говорить на неудобные темы.
То он составляет нелицеприятный портрет среднего советского человека на материале чужих домашних видеозаписей, то отправляется странствовать по всем континентам в поисках своих одноклассников - в прямом смысле потерянного поколения, то целый год снимает день за днем жизнь президента. Каждый новый фильм Манского - событие, которое потом еще долго отзывается в кинематографических кругах и даже среди непрофессиональной аудитории. Удивительное дело, но ему удается невероятное - «пробивать» свои «неудобные» фильмы в эфир. Большая часть документалистов уже давно снимает «в стол» или довольствуется фестивалями, а фильмы Манского почти всегда находят выход к широкому зрителю. И это при том, что школа «проблемного» кино, тем более с заявленной позицией автора, казалось, давно умерла вместе с советским строем и последним вышедшим в кинопрокат документальным фильмом Станислава Говорухина «Так жить нельзя!»
Но Манский вновь и вновь будоражит общественность провокационным кинопроектом, на этот раз имеющим такое странное на сегодняшний день название - «Девственность».Тут так просто не отделаешься - в слове этом содержится столь м ного смыслов, так много в нем пространства для беседы, что становится не по себе. Неудобно, неловко даже. Тем более что слово это обросло в массовой культуре, и прежде всего в кинематографе, неким налетом скабрезности, пошлости. Так часто бывает, что слова и словосочетания со временем неожиданно меняют смыслы. Язык -лишь следствие культуры и мышления, он немолчаливый свидетель их качества. В новой культуре девственность -обуза, причина комплексов и, попросту, физический недостаток.
Предвидя такое понимание слова, Манский сразу разделяет его на две составляющие - физическую и нравственную. В столкновении их друг с другом и содержится основной конфликт фильма. Утрата девственности физической, на которой сосредоточена новая культура, не имеет для автора принципиального значения. Гораздо важнее для него утрата некоего нравственного императива, внутренней чистоты, которые по-прежнему, как это ни странно так важны для человечества.
Героини, которых снимает Манский - вернее, ведет с ними диалог длиною в фильм, - не просто давно лишились этой внутренней чистоты. Они озабочены лишь тем, чтобы повыгоднее продать физические признаки девственности подороже. Кто-то из них мечтает о романе с телезвездой из реалити-шоу в прямом эфире, кто-то - о свидании, назначенном через Интернет богатым любителем школьниц…
«Девственность» - фильм ужасов. В «Легко ли быть молодым?» Юрис Подниекс обнаруживал перед советским зрителем ту глубину сознания у молодых, которая мешала им принять насаждаемое комсомолом хождение строем. Там зритель удивлялся разговору на равных, рефлексии на том уровне, который только и был возможен для советских девушки или юноши. В «Девственности» диалог на равных не получается. Эти очаровательные внешне девочки думать попросту не желают. Взрослых они воспринимают как потенциальных покупателей того единственного товара, обладателями которого они себя ощущают. Конечно, девочка из провинции, приехавшая в Москву за тремястами долларами, послушает автора фильма несколько часов и поговорит с ним. Но свои деньги она все равно получит и рассчитывает только на то, чтобы получить побольше.
Современное телевидение, блоги, журналы для подростков сделали молодых людей нечувствительными к стыду. Манский специально предлагает им неловкие ситуации, провоцирует - но эти ребята не боятся публичности, наоборот, они ее жаждут. Слава - замечательный бонус к денежному эквиваленту их товара. Они привыкли к одноразовым минутам славы на телешоу, когда человек должен раскрыть все что угодно, лишь бы его запомнили, потому что другой такой возможности больше не представится. Физическую девственность надо потерять как можно более эффектно: это бывает только раз, это должна увидеть вся страна, об этом надо написать в блоге, это надо сфотографировать на телефон и разослать друзьям. Странная картина мира владеет молодыми умами. Все похоже на компьютерную игру, настолько это нереально, ярко, бездумно. Как будто все, что ни происходит с человеком, не имеет никакого значения.
«Ну и что?» - и человек испытывает все сразу, «берет от жизни все», как ему кажется. Покупает минутные удовольствия, меняет все на все, лишь бы успеть насладиться моментом. Пир во время чумы. Была ли она, эта девственность, хоть когда-то в душах этих девочек? Манский отвечать не берется.
Он действует как журналист, посылая сигналы о проблеме, которая слишком сложна, чтобы решать ее в одиночку.
Как големы бродят девочки в кинематографическом пространстве. Ничего своего, ничего личного. Все в меру продаваемо. Одна из них хочет быть как кукла Барби. Жизнь в розовом цвете во всех отношениях. Розовая машина, розовая одежда, розовые очки. И место в дешевом притоне, чтобы оплачивать розовую жизнь. Она довольна. Самое удивительное, что все девочки, трагедию которых показывает Манский, в общем довольны своей жизнью. Страшное подозрение: они легко расстались бы и с ней, если бы им предложили сделать это в прайм-тайм! Жалкое, бесправное, безыдейное, бессмысленное существование в безрадостной действительности они давно променяли на сказочную жизнь, какой бы она ни была. Называть ее можно как угодно, они живут там - и это факт современного общества. Великая виртуальная революция.
Нравственные законы в такой ситуации перестают действовать. Они отходят на периферию внутренней жизни человека. Остаются критерии «круто» и «голимо», которые соотносят жизнь молодого человека с тем, к чему зовут его виртуальные образы. Молодежь сегодня, даже выбирая религию, идя в сторону вненравственного Востока, выбирает даже не буддизм, зовущий к сознанию, а что-нибудь попроще, и желательно вовсе без сознания, без рефлексии, ну что-нибудь, позволяющее примириться с жизнью без совести, без разума. Героини Манского не знают о девственности ничего. Они продают что-то такое, о чем смотрели в американских комедиях. Чтобы жить как герои этих комедий. Без страха и без упрека.Виталий Манский снял один из самых страшных фильмов в своей жизни - куда страшнее его недавней картины о том, как поэт погибал от наркотиков. Здесь от наркотиков, которым рукоплещет мир, гибнет целое поколение. «Девственность» - фильм об отсутствии девственности, о невозможности этого понятия, о том, что нужно срочно что-то менять, если это еще возможно.
«И я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри» (Апок. 6.1).
Сергей СЫЧЕВ
|
Tweet | В Мой Мир | ||
Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.
Top
Последние Комментарии