Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::connect() should not be called statically in /var/www/semyaras/data/www/semya-rastet.ru/_classes/connect.php on line 15 Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::parseDSN() should not be called statically in /var/www/semyaras/data/www/semya-rastet.ru/_classes/Generic.php on line 89 Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::parseDSN() should not be called statically, assuming $this from incompatible context in /var/www/semyaras/data/www/semya-rastet.ru/_classes/Mysql.php on line 35 Я хуже всех - и это хорошо?. Общие вопросы воспитания.
Материалы, присланные пользователями
Материалы, присланные пользователями

Я хуже всех. И это хорошо?




В журнале «Нескучный сад» была опубликована статья-дискуссия о тонкой грани между православным смирением и заниженной самооценкой. Эксперты: доктор психологических наук, про­фессор Виктор Слободчиков; завкафедрой догматиче­ского богословия ПСТГУ прот. Борис Левшенко; детский и семейный психолог Екатерина Бурмистрова; Директор детского дома в г. Нерехте прот. Андрей Воронин.

«Я ничтожество. У меня никогда ничего не получится. Неудивительно, что никто меня не любит». Люди, думающие так, встречаются нередко. Психологи называют их людьми с заниженной самооценкой. Но если разобраться, не выражение ли это смирения?

Под видом смирения

sonya085 П рофессор Виктор Слободчиков По признанию священников, среди прихожан действительно сплошь и рядом встречаются люди с заниженной само­оценкой . Они всегда сомневаются в себе, любят просить благословения на самый незначительный шаг и очень, очень заня­ты своим несовершенством. Когда от них требуется помощь, первая их реакция - испуг.

Священник просит прихожанку, умеющую читать по-церковнославянски: «Помоги клиросу, почитай сегодня!» - «Нет, что вы! Я ужасно читаю! Я не смогу! Я не дерзаю, батюшка!» И хотя такое по­ведение и выглядит как смирение, но имеет ли оно в действительности какое-то отношение к духовной жизни?


Такое обесценивание себя, по мне­нию доктора психологических наук, про­фессора Виктора Слободчикова, часто является не смирением, а болезненным психологическим состоянием: «Выража­ется оно в отказе от волевого действия- из-за страха быть несостоятельным, вы­глядеть глупо в глазах других, оказаться неуклюжим, неумным, неумелым. И че­ловек делает все для того, чтобы избежать ситуации возможного неуспеха. За­щищаясь от этого страха, он снимает с се­бя ответственность: «Я слабый, необучен­ный, у меня не получится». Но это все - перед людьми. Когда никто не видит - пришел домой, двери позакрывал - все, никакой заниженной самооценки!»

Чем же смирение отличается от за­ниженной самооценки?

По наблюдению прот. Бориса Левшенко, клирика мос­ковского храма Свт. Николая в Кузнец­кой слободе, завкафедрой догматиче­ского богословия ПСТГУ, «человек с заниженной самооценкой слишком поглощен мыслями о себе, всегда занят со­бой. А смиренный человек занят просто делом. Смиренный человек принимает свое несовершенство с упованием на Божию помощь, человек с заниженной самооценкой болезненно его пережи­вает, думает о том, как он не соответст­вует каким-то ожиданиям других, неред­ко завидует тем, у кого что-то получается лучше. Человек смиренный внутренне стоит перед Богом, человек с заниженной самооценкой - перед людьми».


Чаще всего переживание своей никчемности - обратная сторона убеждения: должно быть так, как я хочу. А если так и только так не получается - значит, я ни на что не гожусь. Прот. Бо­рис Левшенко: «Чаще всего мы сталки­ваемся с чем? «Как бы я хотел быть за­мечательным ученым, но у меня что-то голова плохо устроена». «Как я хотел бы выступать на Олимпиаде! Но куда мне!..» Либо мне все подавай - либо я тогда от всего отказываюсь и буду толь­ко переживать по этому поводу». Вик­тор Слободчиков: «С духовной точки зрения это та же самая гордыня, только вывернутая наизнанку: «Я такой чело­век, что у меня должно это быть, но у меня этого нет». И мысль «а вдруг все заметят, что я не очень умный» тоже, безусловно, от гордыни».

Екатерина Бурмистрова, детский и семейный психолог

sonya084У таких людей нередко нездоровое отношение не только к себе, но и к дру­гим.

«Если человек смиренный склонен прощать другим, он неагрессивен, то для человека с зани­женной самооценкой, если он встречает кого-то, кто, по его мнению, еще хуже, чем он, это оборачивается агрессивным выплеском. И тогда ложное смирение слетает: «Ага, в храм в штанах пришла! Фифа! И свечку не туда поставила!!!»»


Человек якобы смиренный и смирен­ный по-настоящему совершенно по-раз­ному будут реагировать на столкновение со злом.

Виктор Слободчиков: «Если на­чальник-жулик и негодяй, обманывает и оскорбляет подчиненных, то по-настоя­щему смиренный человек заступится за других, а человек с заниженной само­оценкой никогда не вступит в схватку. Правда, если он ходит в церковь, он свой страх прикроет смиренностью: «Не суди­те - да не судимы будете». Но разве это смирение - проходить мимо зла?»


Недохваленные дети

Часто плохое отношение к себе тянется из детства. Так случается с детьми, растущи­ми без родителей, или с деть­ми из неблагополучной се­мьи, где родителям нет до них дела. По мнению психологов, сильно понижает самооценку уход из се­мьи отца, потому что ребенок уверен: ес­ли бы он, ребенок, был достаточно хорош, папа не ушел бы.

Однако такой человек может вырасти и во вполне благополучной семье, рядом с любящими, в общем, родителями, кото­рые, правда, забывали его хвалить, не забывая критиковать.

Комментирует се­мейный психолог и многодетная мама (8 детей) Екатерина Бурмистрова: «Ма­ленький ребенок лепит себя и свою самооценку по реакциям родителей. Люди с заниженной самооценкой - это люди, родители которых считали, что хвалить - в принципе неправильно. Или же родите­ли, увлекаясь исправлением детского по­ведения (которое почти всегда проблем­но), ругали не само поведение, а ребенка: не ты плохо сделал - а ты плохой. Выйди­те на детскую площадку и услышите, как какая-нибудь бабушка - любящая! - в сердцах говорит: «Ты плохой мальчик! Я тебя любить не буду!» - в ответ на то, что ребенок кого-то стукнул или толкнул».


Боясь хвалить ребенка, родители ино­гда думают, что таким образом препятст­вуют развитию у него гордости и способст­вуют воспитанию смирения. Но нередко это приводит к обратным результатам: ре­бенок, никогда не видя положительной оценки своих действий, внутренне не мо­жет с этим согласиться, и часто это выливается в уродливую, например, демонстративную или, наоборот, патологически застенчивую форму поведения, в посто­янное сравнивание себя с другими.

По наблюдениям психолога Екатери­ны Бурмистровой, иногда родители по­нимают смирение ребенка только как автоматическое послушание и боязнь выразить свое мнение или пытаются воспитать его в детях силовыми метода­ми: «Мне встречались случаи, когда сми­рение воспитывали, шлепая ребенка и крича ему: «Смиряйся, твой грех назы­вается гордость», - но таким способом скорее можно воспитать обиду и ожес­точение. Смирение нельзя вбить - ему можно научить только на примере собст­венной жизни».

Сильно понижает самооценку ре­бенка и его сравнение с более одарен­ными, послушными, трудолюбивыми и т. д. сверстниками.

Екатерина Бурмист­рова: «Все люди рождаются с разными способностями. Сравнение с другими всегда порождает ощущение, что ты не­правильный. Сравнивать ребенка мож­но только с ним самим - сегодняшнего со вчерашним. Ребенок не должен со­мневаться в том, что с ним все в поряд­ке, что он лучший для своих родителей - лучший старший сын, например! Счита­ется даже, что у дошкольника в норме должна быть завышенная самооценка, конечно небеспредельно. Потом, когда ребенок пойдет в школу, где для учительницы он будет не самый лучший, где нуж­но будет налаживать контакты с одноклассниками, успевать по всем предметам, все скорректируется, ребе­нок сам увидит, на что способен. А его из­начально завышенная самооценка сыг­рает роль защитного скафандра, предохраняющего от резкого падения мнения о своих способностях. Такому ре­бенку будет легче учиться».


Протоиерей Борис Левшенко: «Я по своему педагогическому опыту убедил­ся, что очень важно не только указывать на недостатки, но и отмечать достоинст­ва, причем не только с детьми, но и со студентами, и со взрослыми, всегда луч­ше восхититься тем, как человек здоро­во что-то усвоил, с чем-то справился, а если что-то не получилось, пожалеть об этом. Бывает, в следующий раз он сдела­ет это в десять раз лучше».

Входя в подростковый возраст, ребе­нок с заниженной самооценкой может стать либо забитым, либо агрессивным - «трудным». Екатерина Бурмистрова: «Именно такие дети попадают в плохие компании. Им подходит любое общест­во, где они приняты. Они думают, что не­достаточно хороши, чтобы выбирать, и если выбрали их - нужно соглашаться. И помочь им уже гораздо труднее, чем малышу-дошкольнику».

Директор детского дома в г. Нерехте прот. Андрей Воронин придумал свой метод реабилитации таких детей: «Для того чтобы сформировать у «трудных» де­тей адекватное представление о самих себе, надо поместить их в экстремаль­ные условия. Пока человек не получит такую встряску, у него понятие о мире, других людях и самом себе заужено. По­этому мы повели наших воспитанников в поход. Мы были с десятилетними маль­чишками на Эльбрусе, поднимались на Белуху, на Саблю (Приполярный Урал), где температура минус 30, минус 40. Это лыжный поход, только до горы идти трое суток, спали, зарываясь в снег...».

Идут только добровольно, но желаю­щих всегда больше, чем можно взять. И после такого похода дети просто пере­рождаются: «За десять дней тяжелого по­хода дети меняются так, как за десять ме­сяцев, наверное, не изменишь. Раньше наши дети чувствовали свою ущербность по сравнению с домашними детьми. А вот когда они в поход сходят, они уже плечи расправляют-понимают, что мо­гут что-то в этой жизни. Старшие начина­ют заботиться о младших. Но и конечно, хотя у нас в походах никаких уроков За­кона Божия нет, но комментируем проис­ходящее мы всегда в евангельском клю­че. И то, что переживается там, сразу формирует определенную систему цен­ностей и систему координат».

Не раздавай оценок другим!

Что же делать взрослым, поглощен­ным мыслями о своей ущербности и ни­чтожестве? Тоже подниматься на Эльбрус? Или повышать самооценку на приеме у психотерапевта?

Профессор Слободчиков считает, что, если человек уйдет от психологических переживаний в пространство духовной жизни, проблема потеряет свою остроту: «Перед Богом нет понятий «я хорош» или «я плох». Есть только наше недостоинство перед Ним. А все различия, за которые мы держимся в миру - ученый ты или не­ученый, глупый или умный, - здесь не­важны. Здесь не может быть «адекватной самооценки», это величайшая гордыня - раздавать оценки себе и другим, вы­страивая всех по ранжиру. Последнюю правду о нас и других знает только Бог!»

Но разве христианину не нужно считать себя ничтожеством, которое хуже всех?

Прот. Борис Левшенко: «В святооте­ческой литературе встречаются описа­ния, когда святые говорили о себе: «Все спасутся, один я по своим грехам погиб­ну». Но тут нет сравнения себя просто с другими людьми, здесь не «я хуже», а «я грешен, воля моя все делает не так, как хочет от меня Господь, и поэтому я не спа­сусь». Считать себя ничтожеством нель­зя. Потому что мы же образ Божий, как мы можем образ Божий считать ничто­жеством? Другое дело, что мы должны видеть в себе то зло, с которым стоило бы побороться, и молить Бога о силах на эту борьбу. И мытарь, когда молился, го­ворил именно о том, что он грешен, и просил Бога о милости. Фарисей же, бла­годаря, исполнился гордыней, потому что начал себя сравнивать с другими».

Вспомним слова апостола Павла: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или другие люди; я и сам не су­жу о себе. Ибо, хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь» (1 Кор. 4,3-4). Это и есть образец здорового христианского отно­шения к себе- а совсем не помешатель­ство на мысли о том, что нет в нас ничего хорошего «по сравнению с другими».

sonya178 Митрополит Антоний Сурожский пи­сал о таком ложном смирении: «Это одна из самых разрушительных вещей; она ведет к отрицанию в себе того добра, ко­торое есть, и это просто несправедливо по отношению к Богу. Господь нам дает и ум, и сердце, и волю добрую, и обстоя­тельства, и людей, которым можно сде­лать добро; и надо его делать с сознани­ем, что это - добро, но что это не наше, а Божие».

Протоиерей Андрей Воронин людям, которые подвержены унынию из-за пе­реживания своего ничтожества, напоми­нает приветствие древних христиан - «Радуйся!»: «Если мы эту радость теряем, мы перестаем быть христианами и стано­вимся некими философами, которые оперируют христианской терминологией для оправдания собственных грехов и несостоятельности. А христианство - это радость! Да, конечно, есть там и сле­зы, и покаяние, но это уже от соприкос­новения с Богом, а не от ума. Кроме того, тем, кто зациклен на мыслях, что он - ничтожество, я всегда говорю: «Христос умер за тебя! Ты представляешь, сколько ты стоишь для Бога?»»

Инна Карпова, Журнал «Нескучный сад» , № 3, март 2009
Назад к обзору

Источник: http://www.taday.ru



Группа Семья Растет на Facebook!

Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.

Последние Комментарии



Пока еще никто ничего не сказал...
Гость
Имя* (4 символа мин.)
E-mail* (не публикуется)
Сообщение:

Вычислите:
тpидцaть вoceмь плюс пять
(Ответ цифрами):

комментировать




Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Женские истории: нам не нравится, как мы выглядим

В определенных слоях нашего общества, да и в русскоязычной культуре в целом, тема телесности, желаний и влечений закрыта или табуирована.

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Лето с пользой для семьи

О программе «Летняя Школа», ее возможностях и преимуществах 4 июня в 22:00

добавить статью
Школа онлайн
Идеи для обустройства детской зоны на дачном участке.

Большинство детей проводят лето на даче, поэтому хочу вам предложить некоторые идеи, которые помогут вам с пользой и интересом провести это время.

добавить статью
Школа онлайн
Про пространство и порядок

Необходимо, чтобы с раннего возраста у ребенка было свое пространство

добавить статью
Основные принципы здорового питания детей (Часть 1)

Что главное в питании ребенка? Продукты должны быть качественными. Это не значит - дорогими. Это значит - как можно более натуральными. Большинство из нас живет в городах, но даже в городе можно постараться приблизить питание ребенка к природному. Например, поискать натуральное молоко, яйца, чаще использовать овощи и фрукты с дачи.

добавить статью
Личные границы

Ответьте на вопросы и попробуйте почувствовать, как они вам откликаются.

добавить статью
Про пространство и порядок

Необходимо, чтобы с раннего возраста у ребенка было свое пространство

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Мультфильм-страшилка «Зеленые зубы»

Мультфильм «Зеленые зубы» – обладатель Приза за лучший фильм для детей Открытого Российского Фестиваля Анимационного кино в Суздале.

добавить статью
Пасхальная открытка из цветных ниток

Простая поделка для самостоятельного детского творчества. Подходит для детей от 2 лет.

добавить статью
Поговорим о ювенальной юстиции

Что такое ювенальная юстиция и какие изменения в жизни семьи она несет.

добавить
Безмолвный крик. Фильм об абортах.

Изображение 12-недельного ребенка появляется на ультразвуковом экране. Мы видим, каким образом совершается аборт на сроке беременности в 12 недель. А сейчас мы увидим фильм - впервые сделанную в реальном ультразвуковом изображении запись аборта.

добавить
Журнал

журнал многодетная семья
Продолжается подписка на журнал "Многодетная семья" на 2011 год.
Подписаться можно по каталогу «Роспечать» во всех почтовых отделениях, или заполнив форму на нашем сайте.

добавить журнал

Айрини
Здравствуйте!
Моему малышу ровно месяц. Вроде все было ничего, кормить даже приятно было, но:
1. Не успеваю отследить момент, Когда он проголодался и поэтому кормлю, когда малыш уже кричит. ...

Клевошина Екатерина
Здравствуйте! На Ваш вопрос отвечает консультант по грудному вскармливанию Екатерина Клевошина. К сожалению, я понимаю, что мой ответ Вам уже не пригодится. Надеюсь, что он будет полезен другой маме и далее...

Задайте свой вопрос

Ребенок и уход за ним, Спок Б.

Американский ученый, детский врач и педагог Бенджамин Спок приобрел мировую известность, и уже выросло не одно поколение детей, воспитанных "по Споку"

добавить
Новостная рассылка
Подписаться на новости
подписаться
Последние комментарии

51/0.11857724189758 0.13457918167114