Главная / Статьи / Воспитание и развитие / Проблемы младших школьников / Как не заблокировать мышление ребенка

Материалы, присланные пользователями
Материалы, присланные пользователями

Особенности развития мышления младших школьников

Мастакова Е.И., психолог , мама троих взрослых детей

11diДля начала важно понять, а что собственно такое мышление. Многие родительские проблемы возникают именно из-за непонимания, что такое мышление. Не будем давать научных определений, а попробуем разобраться при помощи метафоры. Мышление - это поиск.

Вспомните игру - вы в комнате прячете игрушку, а ребенок ее должен найти. Как он это делает? Он предполагает (гипотеза), что игрушка за диваном. Идет посмотреть за диван (проба). Видит, что там ее нет (ошибка). Предполагает, что она под столом (гипотеза), смотрит под стол (проба), убеждается, что там игрушки нет (ошибка). И так до тех пор, пока он ее не найдет, например, на подоконнике за занавеской. Если бы ребенок знал заранее, где спрятана игрушка: подсмотрел, когда вы прятали или, спрятав, вы сказали куда, или всегда в одно и то же место прячете, тогда процесс поиска, т. е. мышления, отсутствовал бы.

Безусловно, для того, чтобы игра была возможна, ребенок должен понимать, что такое прятать предмет и куда, в принципе, его можно спрятать (знания). Он также должен понимать правила игры и хотеть в эту игру играть (понимание и принятие задачи).


Попробуем сделать графическую схему мышления .

понимание и принятие задачи

гипотеза → проба → ошибка
(повтор до достижения цели)

Опора на знания (адекватные способы решения такого типа задач, окончательная цель поиска, как сопоставить предварительный получившийся результат с целью поиска и оценить их совпадение либо несовпадение) присутствует на всех этапах.


Первая типичная ошибка взрослых, которая приводит к блокировке мышления ребенка - это требование недопустимости ошибок. Взрослый нервничает, сердится, активно или пассивно демонстрируя свое недовольство, когда ребенок не сразу может правильно выполнить какое-либо задание.


Демонстрация этого очень часто происходит на приеме у психолога.

Как правило, одним из первых заданий, предлагаемых ребенку, бывает задание на проверку наглядно-действенного мышления. Задание специально подбирается такого уровня сложности, чтобы ребенок не мог его выполнить сразу, а осуществлял поиск решения. Собственно ради того, чтобы увидеть, как осуществляется процесс поиска, оно и дается. Как только ребенок делает первую, естественно неверную пробу, родитель начинает активно нервничать, пытаясь дать понять ребенку, что тот плохо старается.

Такую же реакцию ребенок видит и дома. У него возникает стойкий стереотип, что надо все делать сразу правильно, что пробовать, т.е. думать, нельзя. Как только ребенок начинает пробовать и ошибаться, получает негативную реакцию от родителя. Всё, человечек начинает просто категорически избегать заданий, которые не знает, как выполнить. Он требует рассказывать заранее способ выполнения всех новых заданий, тогда соглашается их выполнять.

Процесс мышления мало того, что не развивается, вызывает страх.
Итак, помним первое важное правило: если нет ошибок, нет и мышления! Радуйтесь, когда ваш ребенок пробует, ошибается, затем опять пробует…, значит он мыслит.


Вторая типичная ошибка взрослых, которая приводит к блокировке мышления ребенка - это выполнение вместо ребенка отбраковки неверных гипотез.

ss3Ребенок понимает и принимает задачу, выдвигает гипотезу, осуществляет пробу, а каков результат этой пробы понимает не сам, т.к. результат пробы оценивается исключительно взрослым.
Конкретный пример. Имеется задача: «На 15 рублей купили 5 конфет. Сколько конфет можно купить на 45 рублей?» Ребенок предлагает 45 разделить на 15. Взрослый тут же возражает: «Давай рассуждать, разве одна конфета стоит 15 рублей?» И так далее до совместного нахождения правильного решения.
Фактически, взрослый встраивается в процесс мышления ребенка, подменяя собой очень важный этап этого процесса - отбраковку неверных гипотез. Отбраковка ошибочных проб реализуется за счет сопоставления полученного результата с образом цели.

В данной конкретной задаче нужно было бы дать ребенку дойти до конца решения и увидеть абсурдность предполагаемого действия. Если он сам отбраковку не осуществляет, то все чаще гипотезы решения начинают быть нелогичными, т.к. нарушается механизм сопоставления результата пробы с искомым результатом.

Происходит так называемое отторжение смысла. Гипотезы начинают быть откровенно глупыми. В народном фольклоре это называют «метод тыка». В данной задаче у ребенка может возникнуть, например, такое предложение решения: «45 отнять 15».


Ярчайшим проявлением этого вида блокировки мышления является феноменальное развитие у детей способности считывать подсказку.

Как-то же нужно им выходить из ситуации, когда сами решить задачу не могут? Раз они сами не могут оттормозить неправильную пробу, а взрослый не всегда готов явно помочь, то надо суметь понять, правильно или неправильно я действую, по выражению глаз взрослого, дернувшейся на щеке мышце, сурово поджавшимся губам и т.п. Я знала детей, которые «считывали» мысль из моей головы. Уж я то за долгие годы научилась держать нейтральное выражение на лице при самых абсурдных пробах, но если в моей голове есть решение, то такие дети выуживали из меня подсказку каким-то мистическим образом. Тогда я специально в уме начинала считать до ста и обратно, и подсказка не выуживалась. А лучше всего отвернуться и никак не реагировать на провокационные ходы ребенка, пока сам не найдет хоть какое-то решение.


Таким образом, запоминаем второе важное правило: оценивать ошибочность гипотезы ребенок должен сам! Если ребенок самостоятельно не осуществляет все этапы процесса мышления, то мышление как таковое разрушается.


Мыслительный потенциал детей очень высок! Давайте постараемся не мешать ему проявиться.



Группа Семья Растет на Facebook!

Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.

Последние Комментарии



Пока еще никто ничего не сказал...
Гость
Имя* (4 символа мин.)
E-mail* (не публикуется)
Сообщение:

Вычислите:
дeвянocтo oдин минуc тpи
(Ответ цифрами):

комментировать




Бурмистрова Екатерина Алексеевна

Интервью про воспитание ребенка и жизнь семьи

добавить статью
Идеи для обустройства детской зоны на дачном участке.

Большинство детей проводят лето на даче, поэтому хочу вам предложить некоторые идеи, которые помогут вам с пользой и интересом провести это время.

добавить статью
Еда не впрок: продукты, которые нельзя давать на завтрак ребенку

Завтрак – пожалуй, один из важнейших приемов пищи. Он обеспечивает нас необходимыми питательными веществами, заряжая силой и позитивом на весь день. Для ребенка, которому предстоит высокая умственная нагрузка в школе или интенсивная физическая нагрузка в спортивной секции, утренний прием пищи просто незаменим.

добавить статью
Как помочь ребенку выбрать профессию?


Очень сложный вопрос. 

Склоняюсь к специализированным программам, вот сегодня нашла объявление: 
"Школа Успеха Фонда Русской Экономики (FONDRE) открыла набор на новую п

добавить статью
Как научить ребенка не быть эгоистом

Всем хочется, чтобы даже маленький член семьи производил приятное впечатление своими качествами. Однако часто «дай мальчику покататься на самокате» оборачивается не гордостью за ребёнка, а ссорой: «Смотри, он уже сам стал кататься. С воем по земле. Тебе жалко что ли? Ты что — жадина?!». Автор статьи рассказывает — как избежать неловкости, не пряча самокат под плащ, и сделать своего отпрыска щедрым.

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
80+ книг для детей 7-11 лет

Предлагаем вам список книг, которые было бы хорошо прочитать каждому ребёнку за время обучения в начальной школе. Он, как и все подобные списки, далеко не полон и весьма субъективен. Эти книги никак не связаны с программой по литературному чтению. В списке сознательно даны произведения современных авторов и тех писателей, которые мало издавались во времена нашего детства. То, что принято называть классикой детской литературы, известно всем, и вы легко можете сами предложить эти книги своему ребёнку. А то, что написано уже после того, как мы с вами перестали быть маленькими, часто проходит мимо нас, взрослых.

добавить статью
Летние поделки с детьми своими руками

Счастливое летнее время для детей – каникулы, свобода, прогулки, игры, поделки, творчество! Сегодня мы остановимся на поделках своими руками, которые актуально мастерить с детьми летом.

добавить статью
Зависимости и созависимость в семье

Встреча со специалистами по зависимостям. Обсуждение вопросов связанных с возникновением наркомании, алкоголизма и интернет зависимости у подростков.

добавить
Безмолвный крик. Фильм об абортах.

Изображение 12-недельного ребенка появляется на ультразвуковом экране. Мы видим, каким образом совершается аборт на сроке беременности в 12 недель. А сейчас мы увидим фильм - впервые сделанную в реальном ультразвуковом изображении запись аборта.

добавить
Журнал

журнал многодетная семья
Продолжается подписка на журнал "Многодетная семья" на 2011 год.
Подписаться можно по каталогу «Роспечать» во всех почтовых отделениях, или заполнив форму на нашем сайте.

добавить журнал

Татьяна Левицкая
Здравствуйте, Екатерина! Я прочитала все ваши статьи про рождение второго ребенка и про детские сады. Все-таки решила спросить лично про свою ситуацию, так как очень переживают и боюсь сделать неправи...

Бурмистрова Екатерина
Здравствуйте! Я думаю, что отдавать ребенка до трех лет, особенно мальчика, да еще перед летом стоит только в самом крайнем случае. Адаптация ( период привыкания) и всякие другие трудности первого го далее...

Задайте свой вопрос

Ребенок и уход за ним, Спок Б.

Американский ученый, детский врач и педагог Бенджамин Спок приобрел мировую известность, и уже выросло не одно поколение детей, воспитанных "по Споку"

добавить
Новостная рассылка
Подписаться на новости
подписаться
Последние комментарии

46/0.053215265274 0.0841710567474