Главная / Статьи / Воспитание и развитие / Проблемы младших школьников / Как не заблокировать мышление ребенка
Особенности развития мышления младших школьников
Мастакова Е.И., психолог , мама троих взрослых детей
Для начала важно понять, а что собственно такое мышление. Многие родительские проблемы возникают именно из-за непонимания, что такое мышление. Не будем давать научных определений, а попробуем разобраться при помощи метафоры. Мышление - это поиск.
Вспомните игру - вы в комнате прячете игрушку, а ребенок ее должен найти. Как он это делает? Он предполагает (гипотеза), что игрушка за диваном. Идет посмотреть за диван (проба). Видит, что там ее нет (ошибка). Предполагает, что она под столом (гипотеза), смотрит под стол (проба), убеждается, что там игрушки нет (ошибка). И так до тех пор, пока он ее не найдет, например, на подоконнике за занавеской. Если бы ребенок знал заранее, где спрятана игрушка: подсмотрел, когда вы прятали или, спрятав, вы сказали куда, или всегда в одно и то же место прячете, тогда процесс поиска, т. е. мышления, отсутствовал бы.
Безусловно, для того, чтобы игра была возможна, ребенок должен понимать, что такое прятать предмет и куда, в принципе, его можно спрятать (знания). Он также должен понимать правила игры и хотеть в эту игру играть (понимание и принятие задачи).
Попробуем сделать графическую схему мышления .
понимание и принятие задачи
↓
гипотеза → проба → ошибка
(повтор до достижения цели)
Опора на знания (адекватные способы решения такого типа задач, окончательная цель поиска, как сопоставить предварительный получившийся результат с целью поиска и оценить их совпадение либо несовпадение) присутствует на всех этапах.
Первая типичная ошибка взрослых, которая приводит к блокировке мышления ребенка - это требование недопустимости ошибок. Взрослый нервничает, сердится, активно или пассивно демонстрируя свое недовольство, когда ребенок не сразу может правильно выполнить какое-либо задание.
Демонстрация этого очень часто происходит на приеме у психолога.
Как правило, одним из первых заданий, предлагаемых ребенку, бывает задание на проверку наглядно-действенного мышления. Задание специально подбирается такого уровня сложности, чтобы ребенок не мог его выполнить сразу, а осуществлял поиск решения. Собственно ради того, чтобы увидеть, как осуществляется процесс поиска, оно и дается. Как только ребенок делает первую, естественно неверную пробу, родитель начинает активно нервничать, пытаясь дать понять ребенку, что тот плохо старается.
Такую же реакцию ребенок видит и дома. У него возникает стойкий стереотип, что надо все делать сразу правильно, что пробовать, т.е. думать, нельзя. Как только ребенок начинает пробовать и ошибаться, получает негативную реакцию от родителя. Всё, человечек начинает просто категорически избегать заданий, которые не знает, как выполнить. Он требует рассказывать заранее способ выполнения всех новых заданий, тогда соглашается их выполнять.
Процесс мышления мало того, что не развивается, вызывает страх.
Итак, помним первое важное правило: если нет ошибок, нет и мышления! Радуйтесь, когда ваш ребенок пробует, ошибается, затем опять пробует…, значит он мыслит.
Вторая типичная ошибка взрослых, которая приводит к блокировке мышления ребенка - это выполнение вместо ребенка отбраковки неверных гипотез.
Ребенок понимает и принимает задачу, выдвигает гипотезу, осуществляет пробу, а каков результат этой пробы понимает не сам, т.к. результат пробы оценивается исключительно взрослым.
Конкретный пример. Имеется задача: «На 15 рублей купили 5 конфет. Сколько конфет можно купить на 45 рублей?» Ребенок предлагает 45 разделить на 15. Взрослый тут же возражает: «Давай рассуждать, разве одна конфета стоит 15 рублей?» И так далее до совместного нахождения правильного решения.
Фактически, взрослый встраивается в процесс мышления ребенка, подменяя собой очень важный этап этого процесса - отбраковку неверных гипотез. Отбраковка ошибочных проб реализуется за счет сопоставления полученного результата с образом цели.
В данной конкретной задаче нужно было бы дать ребенку дойти до конца решения и увидеть абсурдность предполагаемого действия. Если он сам отбраковку не осуществляет, то все чаще гипотезы решения начинают быть нелогичными, т.к. нарушается механизм сопоставления результата пробы с искомым результатом.
Происходит так называемое отторжение смысла. Гипотезы начинают быть откровенно глупыми. В народном фольклоре это называют «метод тыка». В данной задаче у ребенка может возникнуть, например, такое предложение решения: «45 отнять 15».
Ярчайшим проявлением этого вида блокировки мышления является феноменальное развитие у детей способности считывать подсказку.
Как-то же нужно им выходить из ситуации, когда сами решить задачу не могут? Раз они сами не могут оттормозить неправильную пробу, а взрослый не всегда готов явно помочь, то надо суметь понять, правильно или неправильно я действую, по выражению глаз взрослого, дернувшейся на щеке мышце, сурово поджавшимся губам и т.п. Я знала детей, которые «считывали» мысль из моей головы. Уж я то за долгие годы научилась держать нейтральное выражение на лице при самых абсурдных пробах, но если в моей голове есть решение, то такие дети выуживали из меня подсказку каким-то мистическим образом. Тогда я специально в уме начинала считать до ста и обратно, и подсказка не выуживалась. А лучше всего отвернуться и никак не реагировать на провокационные ходы ребенка, пока сам не найдет хоть какое-то решение.
Таким образом, запоминаем второе важное правило: оценивать ошибочность гипотезы ребенок должен сам! Если ребенок самостоятельно не осуществляет все этапы процесса мышления, то мышление как таковое разрушается.
Мыслительный потенциал детей очень высок! Давайте постараемся не мешать ему проявиться.
|
Tweet | В Мой Мир | ||
Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.
Top
Последние Комментарии