Главная / Статьи / Воспитание и развитие / Общие вопросы воспитания / Как влияют детско-родительские отношения на формирование самооценки ребенка

Материалы, присланные пользователями
Материалы, присланные пользователями

Влияние детско-родительских отношений на самоотношение ребенка





Источник: Проблемы cоциальной психологии личности

Автор: Тарасова Л.Е.



sonya005 Особенности самоотношения определяют своеобразие внутреннего мира личности, целый комплекс психических свойств, которые реализуются определенным стилем поведения. Позитивное самоотношение связано с самоуважением, уверенностью в себе, чувством превосходства и принятием себя, а поведенческие проявления описываются как независимая и уверенная манера держаться. Поскольку позитивное самоотношение отражает уверенность индивида в своих силах и ожидание успеха, то оно связывается со склонностью к риску, способностью принимать ответственные решения.

Изучение развития личности, формирования самоотношения невозможно без учета конкретных условий жизнедеятельности человека, того реального жизненного контекста, в котором оно осуществляется. Практически это означает, что подлинно научное понимание психологии личности достигается лишь тогда, когда личность рассматривается не изолированно, как некая абстракция, а в целостности ее социальных связей и межличностных отношений. Реализацией такого подхода, приобретающего в последнее время все большее распространение, является, в частности, изучение личности в рамках семейных взаимоотношений - супружеских и детско-родительских.

С первых дней жизни ребенка социальная среда представлена ему как система семейного взаимодействия. На первых порах именно родители ребенка являются единственными носителями социальных отношений и единственным звеном, опосредующими все остальные связи ребенка с миром. Представляя собой сложный узел человеческих взаимоотношений, реализующийся в системе семейного взаимодействия и общения, семья именно в этом качестве является важнейшим фактором повседневного существования и развития личности.

Однако к настоящему времени сделаны лишь первые шаги в осмыслении тех психологических параметров семьи, которые являются детерминантами индивидуального развития детей, формирование их личностных свойств в данной среде (В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, А.Е. Личко, Т.В. Соколова и др.).

Остановимся на особенностях взаимоотношений родитель - дитя, имеющих решающее значение в становлении личности ребенка, его самооценки и самоотношения.

По выражению Г. Салливана, «Я-концепция» отражает опыт взаимодействия со значимыми другими. Связь между самоотношением и отношением других раскрывается как интроекция: путем идентификации ребенок усваивает, интериоризирует определенные параметры материнского отношения, формируя образ себя как «плохого» или «хорошего» [9. С.36]. Таким образом, принимающее, т.е. внимательное, любовное, уважительное отношение родителей к ребенку способствует самопринятию ребенка, отвергающее же - неприязненное, неуважительное, пренебрегающее - отношение приводит к непринятию им самого себя, переживанию своей малоценности и ненужности. Это положение экспериментальное было подтверждено в ряде исследований (Л.И. Божович, Т.В. Соколова, И.И. Чеснокова, Г. Фидгор и др.).Образ и отношение к ребенку, сложившиеся у родителей, предшествуют развитию собственного «Я» ребенка. Он значительно раньше начинает чувствовать себя существом любимым или отвергаемым, чем приобретает способность и средства самопознания и самооценивания. На основе анализа литературных данных и собственного исследования В.В. Столин пришел к выводу, что кроме родительского отношения и конкретной оценки ребенка, на его самосознание оказывают влияние, конструируя его, следующие факторы:

* ценности, нормы параметры оценок и самооценок, которыми снабжают его родители, и по которым он начинает оценивать себя сам;
* образ себя как обладающего теми или иными способностями или чертами;
* собственно самооценка родителей;
* способ регуляции поведения ребенка родителями, который становится способом саморегуляции [7. С.236].

Можно выделить ряд неадекватных способов воздействия родителей на формирующийся образ «Я» ребенка. Это прежде всего навязывание, внушение ребенку нереалистического образа [7. С.114]. Довольно часто разнообразные искажения образа ребенка и эмоционального отношения к нему бывают обусловлены психологическим неблагополучием самих родителей (А.Н. Захаров, В.Н. Мясищев, И.И. Чеснокова и др.). Так, акцентуация характера родителя в виде тревожности, ригидности, гиперсоциализированности способны породить «комплекс умной Эльзы» - видение в ребенке черт, в настоящий момент отсутствующих или выраженных в минимальной степени. В этом случае образ ребенка испытывает искажения под воздействием негативных ожиданий матери как проявления страха, что ребенок повторит черты нелюбимого человека (например, бывшего мужа), или в ребенке воплотятся собственные нежелательные качества, которые таким образом бессознательно проецируются на ребенке.

Свой образ и отношение родители транслируют ребенку в различной форме: либо в прямой вербальной, либо в косвенной - в форме такого поведения с ним, которое предполагает определенные черты и качества ребенка. Чем старше становится ребенок, тем очевиднее конфликт между потребностью в самоутверждении, уважении и признании права на самостоятельность и навязываемом ему обесцененным образом «Я». Этот конфликт усугубляется еще и тем, что ребенок всегда стремится к согласию с родителями, удовлетворяя таким образом потребность в присоединении «Мы» с родителями, причем нередко ценой за ощущение своей защищенности является отождествление собственной «Я-концепции» с искаженным, внушаемым образом. Возникает реальный риск того, что побуждаемый этим образом (вопреки осознанным стремлениям родителей) ребенок будет развивать именно те качества и образцы поведения, которые вытекают из негативного родительского образа [9. С.174]. Тот же механизм обусловливает и развитие ребенка в направлении самосовершенствования, если у родителей сложился позитивный образ ребенка, но при условной родительской любви и несоответствии этого образа реальным возможностям и склонностям ребенка, превращается в уродливую форму: ребенок из кожи вон лезет, пытаясь соответствовать образу «хорошего ребенка» [4. С.38].

Р. Лейнг, анализируя отношения родителей и детей в неблагополучных семьях, ввел понятие «мистификация» - внушение родителями детям того, в чем они нуждаются, кем являются и во что верят [7. С.98]. Одной из форм мистификации является приписывание, например, «слабости» - несамостоятельности, неспособности самому найти выход в трудных ситуациях, - или «плохости» - низости, аморальности. Другой формой мистификации можно считать инвалидизацию ребенка - принудительное обеспечение точек зрения ребенка, его планов, намерений, интересов.

Существенным фактором, искажающим адекватное восприятие родителями своего ребенка, может быть неадекватная родительская самооценка. Известно, что матери, тепло и с симпатией относящиеся к своему ребенку, чаще обладают высокой самооценкой, чем матери, которые не выражали таких установок к собственным детям.

С. Куперсмит показал, что матери с высокой самооценкой были уверены в своей родительской компетентности и выполняли свою материнскую роль реалистически и эффективно. Матери с низкой самооценкой чаще наказывали своих детей, применяя более суровые наказания, хотя и не считали его действенным. Матери же с высокой самооценкой, применяя наказание, всегда считали его эффективным, приносящим положительный результат [9. С.57]. По мнению многих исследователей, то, как мать воспринимает и обращается со своим ребенком, и то, как она воспринимает себя, неотделимо одно от другого. Выстраивается следующая логическая цепочка: обращение родителей с детьми отражает их чувства относительно себя, а отношение родителей к детям будет определять самооценку ребенка. Это означает, что родители, которые принимают себя, с большей вероятностью будут принимать и своего ребенка, относиться к нему тепло и внимательно, в результате чего их ребенок также будет принимать себя.

Матерям с выраженной тревожностью и неуверенностью в своей родительской компетентности трудно быть нежными, любящими и принимающими в общении с ребенком. С этим положением согласуется и вывод А.С. Спиваковской, которая показала, что оценка родителями ребенка основывается не только на его объективных качествах, успехах, достижениях, но и находится под сильным влиянием «родительской позиции», в которой преломляются мотивационно-эмоциональные структуры их личности [10. С.81].

Хотя большинство исследователей приходит к выводу о наличии связи между самооценкой ребенка и родительским отношением, в ряде исследований не было обнаружено значимой зависимости между личностными характеристиками детей и родительским поведением. Указывается, что на разных детей сходное воспитание оказывает различное воздействие. Подчеркивается, что важно не столько родительское отношение само по себе, сколько то, как оно воспринимается ребенком. Так, например, Мединнус показал, что подросткам с высоким уровнем самопринятия и хорошей адаптацией чаще воспринимали своих родителей как любящих, а не отвергающих, что было характерно для подростков с низким самопринятием [6. С.79].

Л.И. Божович полагает, что причины формирования неадекватной самооценки у детей следует искать в их неправильном воспитании [1. С.120].

sonya046Исследования, сопоставляющие стиль детско-родительского общения и особенности самооценки ребенка, пока еще малочисленны. В работе В.Э. Пахальяна, исследующей связь между формой общения ребенка в семье и степенью адекватности и устойчивости самооценки, было выделено два типа общения: доверительное и регламентированное. У детей, имевших доверительные отношения с родителями, преобладала адекватная и устойчивая самооценка. Для детей из семей с регламентированным типом общения была более характерна неустойчивая и неадекватная самооценка. В самом фундаментальном из имеющихся в этой области исследований С. Куперсмит на основе тестовых данных показал наличие положительной корреляции между самооценкой младших подростков и стилем детско-родительских отношений. Он анализировал родительское отношение и поведение по следующим параметрам: принятие-отвержение; демократическое отношение-доминирование, под которыми понимал терпимость/нетерпимость родителей к независимому и противоречащему их мнению мнения ребенка, предоставление ребенку права голоса в семейных делах, способы добиться послушания - с помощью силы или методом убеждения); степень автономии и типы контроля (степень требовательности и строгости родителей, насколько родители контролируют выполнение своих требований и какие методы наказания применяют - нейтральные или более эмоциональные). Было показано, что высокая самооценка и хорошая социальная адаптированность сочетается с наличием теплых, доверительных отношений между детьми и родителями, требовательностью и строгой дисциплиной одновременно с уважением и относительной автономией подростка.

Дети с низкой самооценкой, выраженным чувством собственной изолированности и ненужности, малой социальной активностью и неудовлетворенностью в межличностных контактах имели отрицательный опыт внутрисемейных отношений, в котором преобладали рациональные воспитательные воздействия над непосредственными эмоциональными отношениями, строгое наказание как основной способ контроля, отсутствие четкой воспитательной программы.

Из вышеизложенного С. Куперсмит делает вывод, что наиболее благоприятными условиями развития позитивной самооценки ребенка является эмоциональная вовлеченность родителей в жизнь ребенка и наличие четких, ясных правил, регулирующих поведение, но не препятствующих развитию самостоятельности ребенка [9. С.39].

Таким образом, развитие у ребенка представлений о себе во многом зависит от того, насколько взаимоотношения родителей с детьми удовлетворяют требованиям, необходимым для благополучного разрешения противоречий, возникающих на разных стадиях развития. Каждая из этих стадий вносит свой особый, уникальный вклад в формирование самоидентичности личности. Это положение перекликается с идеей А.В. Запорожца о том, что «возникающие на разных возрастных ступенях психологические новообразования имеют непреходящее, «абсолютное» значение для всестороннего развития индивида, вносят свой особый, неповторимый вклад в формирование человеческой личности [3. С.134].

Мы считаем важным положение Э. Эриксона о том, что ребенок сензитивен к особому аспекту социальных отношений, предполагающих специфический характер его собственной деятельности [11. С.328]. Тогда влияние взаимоотношений родитель-ребенок в перспективе формирования особенностей его личности анализируется с точки зрения того, как эти взаимоотношения соотносятся с задачами развития данного возраста и индивидуальными потребностями ребенка. Это положение очень созвучно развиваемым Л.И. Божович представлениям о внутренней позиции ребенка, согласно которым то или иное воздействие приобретает смысл только в контексте устремлений, потребностей и мотивов ребенка [1. С.143].

Развивая идеи Л.С. Выготского, Л.И. Божович исходит из положения, что условия жизни сами по себе непосредственно не способны определить психическое развитие ребенка. Все внешние влияния преломляются через призму внутренней позиции ребенка, которая определяется уже сложившимися структурами психики. Поэтому в одних и тех же условиях могут формироваться разные особенности психики, в зависимости от того, в каких взаимоотношениях со средой будет находиться сам ребенок. Чтобы понять, какое влияние оказывает среда на ребенка, надо понять характер его переживаний, за которыми стоит мир его потребностей, желаний, стремлений в соотношении с возможностями их удовлетворения. В свою очередь, для того чтобы проанализировать систему потребностей ребенка, надо учесть его место в системе доступных ему общественных отношений, которое определяется двумя условиями: исторически сложившимися требованиями общественной среды, предъявляемыми детям разного возраста, и той деятельностью, которую они при этом выполняют; и теми требованиями, которые окружающие предъявляют к данному ребенку, исходя из его особенностей и конкретной ситуации развития.

Формирование личности ребенка и будет определяться соотношением между тем местом, которое он занимает в системе человеческих отношений, и психологическими особенностями, которые у ребенка уже сформировались. Из этого соотношения возникает внутренняя позиция ребенка, то есть система его потребностей и стремлений, субъективно представленных в соответствующих переживаниях, которые, преломляя воздействия среды, становятся движущей силой развития психических свойств [10. С.5].

Подведем некоторые итоги теоретическому обсуждению данной проблемы
. Представления ребенка о себе начинают складываться в процессе взаимодействия с родителями. Именно родители служат основным источником удовлетворения ведущих потребностей маленького ребенка, и его эмоциональная привязанность к ним порождает своеобразную зависимость его самосознания от родительского отношения и имеющегося у родителя образа ребенка, и именно в семье закладывается основа для благоприятного или неблагоприятного развития самоотношения ребенка.

Принимающее, то есть внимательное, любовное, уважительное отношение родителей к ребенку способствует самопринятию ребенка.

Отвергающее, то есть неприязненное, неуважительное, пренебрегающее отношение приводит к непринятию ребенком себя, к переживанию своей малоценности и ненужности.


Группа Семья Растет на Facebook!

Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.

Последние Комментарии



  • Гость

    Гость23-05-10 21:06:07

    Всем родителям советовала бы задуматься над этой проблемой. Сейчас многие по незнанию калечат своих детей,общаясь и обращаясь с ними неверно

Гость
Имя* (4 символа мин.)
E-mail* (не публикуется)
Сообщение:

Вычислите:
тpидцaть двa плюс двa
(Ответ цифрами):

комментировать




Код для блога или сайта



Код для форума:

Выглядеть это будет примерно так:

Как влияют детско-родительские отношения на формирование самооценки ребенка
Довольно сложная, но крайне информативная статья посвященная формированию самооценки ребенка будет интересна вдумчивым родителям
http://www.semya-rastet.ru/razd/kak_vlijajut_detskoroditelskie_otnoshenija_na_formirovanie_samoocenki_rebenka/

example_counter_img1

Летнее время. Часть3

Есть, казалось бы, простое и логичное решение проблем летних разлук родителей: оставить ребенка с надежными людьми и уехать отдыхать вдвоем или же просто остаться в городе, но без детей. И если до того, как ребенку исполнится четыре года, такое решение рекомендовать нельзя, то потом малыш может быть вполне готов некоторое время провести с хорошо знакомыми ему людьми.

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Бурмистрова Екатерина Алексеевна

Интервью про воспитание ребенка и жизнь семьи

добавить статью
Идеи для обустройства детской зоны на дачном участке.

Большинство детей проводят лето на даче, поэтому хочу вам предложить некоторые идеи, которые помогут вам с пользой и интересом провести это время.

добавить статью
Как отдохнуть, чтобы лучше учиться

Современные дети растут в достаточно искусственной среде. Среди специалистов даже появился термин «лабораторные дети». Они не бегают по улицам, не исследуют какой-нибудь запретный овраг, не ездят одни на другой конец города, как это было в нашем детстве. Чаще всего они видят город из окна автомобиля. Психологи и учителя бьют тревогу: у современных детей не развиваются жизненные навыки, не формируются необходимые способности. Лето — отличное время чтобы все это наверстать.

добавить статью
Еда не впрок: продукты, которые нельзя давать на завтрак ребенку

Завтрак – пожалуй, один из важнейших приемов пищи. Он обеспечивает нас необходимыми питательными веществами, заряжая силой и позитивом на весь день. Для ребенка, которому предстоит высокая умственная нагрузка в школе или интенсивная физическая нагрузка в спортивной секции, утренний прием пищи просто незаменим.

добавить статью
как рассчитывать льготу многодетным по оплате электроэнергии с 2016 года?

Где можно ознакомиться с постановлением Правительства города Москвы о нормативах потребления электроэнергии на одного человека?

добавить статью
Как научить ребенка не быть эгоистом

Всем хочется, чтобы даже маленький член семьи производил приятное впечатление своими качествами. Однако часто «дай мальчику покататься на самокате» оборачивается не гордостью за ребёнка, а ссорой: «Смотри, он уже сам стал кататься. С воем по земле. Тебе жалко что ли? Ты что — жадина?!». Автор статьи рассказывает — как избежать неловкости, не пряча самокат под плащ, и сделать своего отпрыска щедрым.

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Московский планетарий объявил набор учеников 5-7 классов в бесплатный астрономический кружок

Московский планетарий объявил набор учеников 5-7 классов в бесплатный астрономический кружок, сообщает Агентство городских новостей «Москва» со ссылкой на куратора кружка, руководителя астрономического комплекса Московского планетария Ярослава Турилова.

добавить новость
80+ книг для детей 7-11 лет

Предлагаем вам список книг, которые было бы хорошо прочитать каждому ребёнку за время обучения в начальной школе. Он, как и все подобные списки, далеко не полон и весьма субъективен. Эти книги никак не связаны с программой по литературному чтению. В списке сознательно даны произведения современных авторов и тех писателей, которые мало издавались во времена нашего детства. То, что принято называть классикой детской литературы, известно всем, и вы легко можете сами предложить эти книги своему ребёнку. А то, что написано уже после того, как мы с вами перестали быть маленькими, часто проходит мимо нас, взрослых.

добавить статью
Летние поделки с детьми своими руками

Счастливое летнее время для детей – каникулы, свобода, прогулки, игры, поделки, творчество! Сегодня мы остановимся на поделках своими руками, которые актуально мастерить с детьми летом.

добавить статью
Зависимости и созависимость в семье

Встреча со специалистами по зависимостям. Обсуждение вопросов связанных с возникновением наркомании, алкоголизма и интернет зависимости у подростков.

добавить
Безмолвный крик. Фильм об абортах.

Изображение 12-недельного ребенка появляется на ультразвуковом экране. Мы видим, каким образом совершается аборт на сроке беременности в 12 недель. А сейчас мы увидим фильм - впервые сделанную в реальном ультразвуковом изображении запись аборта.

добавить
Журнал

журнал многодетная семья
Продолжается подписка на журнал "Многодетная семья" на 2011 год.
Подписаться можно по каталогу «Роспечать» во всех почтовых отделениях, или заполнив форму на нашем сайте.

добавить журнал

вика
Здравствуйте!Помогите пожалуйста советом!Моему сыну 1г 3 мес,собиралась продолжить ГВ до 2 лет,но сил моих больше нет.Наши ночи это просто кошмар,всю ночь он сосет грудь,причем сосем уже только одну,я...

Клевошина Екатерина
Здравствуйте, Вика! К сожалению, я не смогла вовремя ответить на Ваш вопрос. Тем не менее, сейчас я бы хотела разместить ответ, так как ситуация, описанная Вами, встречается повсеместно и измучила не далее...

Задайте свой вопрос

Похороните меня за плинтусом, П.Санаев

От других сочинений на ту же тему эту повесть решительно отличает лирический характер, в чем, собственно, и состоят загадка и секрет ее обаяния.

добавить

Adidas Stan Smith – обувь твоей молодости

18-09-2016
Эти кроссовки заинтересуют широкий круг молодежи. Они понравятся ценителям стиля кэжуал, любителям фирмы Адидас, и просто молодым людям, которые желают выглядеть стильно и гармонично

Женские шубы из натурального меха. Что модно и где купить

06-09-2016
В условиях суровых зим России теплая шубка из натуральных мехов оставляет конкурентов далеко позади. Такой предмет гардероба является мечтой большинства женщин в любом уголке планеты

Выбираем подарок для мамы на Новый год

06-09-2016
Каждый хочет подарить в этот день что-то стоящее, что-то особенное – то, что не будет очередной вещью, которая годами пылится в шкафу из-за ненадобности

Как не ошибиться в выборе лайф-коуча

06-09-2016
Теперь уже нельзя отрицать, что коучинг прочно вошел в нашу жизнь. Руководители практически всех крупных компаний (иностранных так точно) используют его в качестве инструмента в работе со своей командой

Из каких тканей производят трикотажную домашнюю одежду для детей

06-09-2016
Многие заботливые родители выбирают для своих детей домашнюю одежду из трикотажа. Ведь она долговечна в носке, проста в уходе, комфортна

Лего Человек-паук

06-09-2016
Игровые наборы Лего от Марвел «Человек-паук» – самый лучший подарок для маленьких поклонников историй о супергероях, конструкторы Лего – это целый мир, фантастический и безграничный.

Подарки для всех

19-08-2016
Чтобы любая вещь стала подарком, ее необходимо правильно упаковать и вручать с особым настроением. Подарки всегда поднимали настроение и создавали настоящую атмосферу праздника, особенно если это касается новогодней ночи.

Шоколадная вечеринка для девочек-подростков

27-07-2016
Ни для кого не секрет, что женщины любят шоколад. Вряд ли можно встретить девочку, которая отказалась бы пойти на шоколадную вечеринк

Базовые куклы монстер хай

27-07-2016
Базовые куклы монстер хай в Киеве и по всей Украине,быстрая доставка,100% оригинальная кукла,прямые поставки из США.Заказывайте.

Что такое CITO анализ?

27-07-2016
К сожалению, с каждым годом, многие люди приобретают заболевания, которые сложно диагностировать. Поэтому врачи делают все возможное, чтобы заполучить недостающую информацию о состоянии пациента
Новостная рассылка
Подписаться на новости
подписаться
Последние комментарии

49/0.088626146316528 0.12458682060242