Главная / Статьи / Воспитание и развитие / Общие вопросы воспитания / Наказания - хорошие и разные

Материалы, присланные пользователями
Материалы, присланные пользователями

Наказания - хорошие и разные

Наказания: хорошие и разные

365598 О том, как наказывать детей и стоит ли вообще это делать, сейчас говорят много. У каждого из нас собственное понятие о наказаниях. Один считает достаточным собственный строгий взгляд, а другой привык походя отвесить чаду шлепок: пусть уважает!

Однако родители порой наказывают даже детей в возрасте до года, применяя к ним и окрики, и шлепки. Ребенок этого возраста просто не знает, что есть установленные требования и принятые нормы поведения, он, как маленький марсианин, только-только делает первые шаги в освоении этого мира. И до этих сложных терминов ему еще два-три года пути.

Одинаковы ли представления взрослых об «установленных требованиях и правилах поведения»? В одной-то семье часто не могут договориться! У папы можно прыгать по дивану, потому что это хорошо развивает вестибулярный аппарат, у мамы — только если она в этот момент по телефону разговаривает, у бабушки — нельзя всегда, а то «убьется». Получается, что в одной и той же ситуации ребенок может получить как поощрение или нейтральную реакцию, так и наказание. Как в этом ему разобраться?

ЗА ЧТО НАКАЗЫВАТЬ БУДЕМ?
Кто-то проявляет строгость по минимальным причинам (мальчик двух лет не подал при встрече руку женщине), а кто-то может долго не обращать внимания на очевидные проступки. Один ребенок может бить других детей, грубо отнимать у них игрушки и получить от своей мамы лишь ленивое: «Ну, мася, ну не надо…» — другого ждет суровое внушение за разрушенный куличик, а третьего малыша его родительница не задумываясь шлепнет по попе за нежелание идти домой.

Каждый из родителей, конечно, сам должен для себя определить, за что и как он будет наказывать своего ребенка. Главное — избегать крайностей попустительства и жестокости, так как обе они ведут к асоциальному поведению: попустительство — через ощущение вседозволенности и безнаказанности, а жестокость — через формирование установки, что в этом мире главное — сила. Разумный родитель балансирует где-то посередине, в каждый момент времени решая для себя, как именно повести себя в конкретной ситуации, требующей ответа на детские «безобразия». Современный родитель чаще задумывается о том, как сохранить душевный комфорт своего чада, как наказать без вреда для психики.

ГЛАВНОЕ — ПРОСТИТЬ
Наказание — это процесс, который всегда должен окончиться примирением взрослого и ребенка, ведь целью наказания является погашение любого конфликта. Наказание предполагает, что ребенок должен обдумать свое поведение и сделать выводы на будущее. Но почему же его «Прости, пожалуйста, я больше так не буду!» часто похоже скорее на надоевшую скороговорку, чем на продуманную позицию?

Не всегда ребенок, просящий прощения, искренен. Порой он хочет, чтобы наказание было 597131_f260отменено (например, ему разрешили бы смотреть мультики уже сегодня, а не через неделю, как было обещано); или он желает, чтобы тягостное общение с родителями наконец нормализовалось и мама начала улыбаться; или ему просто надоело, что его ругают, хотя ему скучно слышать эти слова. Вот и звучит стандартное «прости».

Поэтому родитель, конечно, не должен отказывать ребенку в прощении, особенно когда оно искреннее, но еще более важно после этого «прости» спросить: «За что конкретно ты просишь прощения?» Пусть ребенок, как он может в том возрасте, в котором находится, сформулирует, что же он сделал неправильно. Это во много раз эффективнее, чем если резюме сделаете вы. Также от взрослого должен прозвучать еще один вопрос: «Как ты будешь действовать в следующий раз?» Это учит ребенка видеть перспективу, помогает выработать предпосылки для нового поведения.

Часто в этом разговоре родителю тоже приходится просить у ребенка прощения, особенно если не сдержался, если был резок, если применил силу или крик. Умение родителя искренне попросить прощения воцаряет мир в душе ребенка. К сожалению, многие родители стесняются попросить прощения, думая, что это может подорвать их авторитет. Но на самом деле ребенку важно знать, что родители могут совершать ошибки, но обдумывают их и несут за них ответственность. Вырастая, такой человек проявляет большую гибкость и в отношениях с окружающими, и с собственными детьми. Так что прощайте и будьте прощенными!

ПРО ПРЯНИК НЕ ЗАБУДЬТЕ!
Когда речь идет о воспитании детей, то тут применима поговорка про метод кнута и пряника. «Кнут» — это различного рода наказания, а «пряник» — это поощрения за хорошее поведение, похвала, позитивная обратная связь. Но к сожалению, родители гораздо более охотно рассказывают о поведении ребенка, за которое его наказывают, и теряются при вопросе: «А за что вы его хвалите?» Еще более интересен взгляд самих детей-дошкольников. Они, почти не задумываясь, припоминают ситуации, в которых их ругали, рассказывают, как именно их наказывают. Но их ставит в тупик вопрос: «За что мама тебя хвалит?» По личным наблюдениям, около 40% детей 5 — 6 лет не могут припомнить такой ситуации, еще примерно 40% на это требуется время, и их рассказ достаточно скуден, и лишь 20% говорят, что их хвалят часто. Первые 40% отличаются неуверенностью в себе, часто либо агрессивны, либо, напротив, замкнуты. А вот 20% детей, родители которых сочетают частую похвалу с порицанием, активны, обладают адекватной самооценкой, уверены в собственных силах.

Поэтому самое важное правило: сочетайте наказания с поощрениями. Думаю, что хорошей пропорцией будет 30% порицания и наказаний и 70% позитивной обратной связи. Когда мы говорим о поощрениях, речь вовсе не идет о «подкупе» («если ты всю неделю будешь убирать кровать, я тебе куплю в субботу игрушку»). Ребенку — как дошкольнику, школьнику, так и подростку — необходима словесная похвала и одобрение. В этом случае у него создается и подкрепляется позитивное восприятие себя, и ребенок сам старается вести себя так, чтобы это восприятие поддерживать. Поэтому если часто обращать внимание на позитивные проявления в поведении ребенка, то наказания приходится применять достаточно редко, что увеличивает их эффективность.

Итак, в наказании, как и в поощрении, чрезвычайно важна справедливость. Вы можете выбрать любое наказание, но если ребенок считает его несправедливым, то оно будет совершенно неэффективным. Чтобы наказание было эффективным, оно должно быть ориентированным на личность ребенка и зависеть от конкретного проступка. И самое главное, даже будучи наказанным, ребенок не должен терять уверенности в том, что он любим и дорог.


КАК НАКАЗЫВАТЬ ИЗВОЛИМ?

Итак, основные методы наказаний можно разделить на три группы. В первую можно отнести так называемые спорные наказания, об эффективности и вреде которых активно спорят. Методы второй группы достаточно результативны, но должны применяться умело, а методы третьей никаких нареканий не вызывают.

первая группа:
1. Физическое наказание.
Простирается от одиночного шлепка тапочкой до битья ремнем. В эту же подгруппу входят щипки, надавливание на болевые точки, оплеухи, подзатыльники, пощечины. Эти способы наказания позволяют создать видимость смирения и готовности к послушанию. Связаны с болевыми ощущениями, приводят к срыву тормозных процессов коры и «буйству» безусловного рефлекса, проявляющихся в чувстве страха. Иногда эффективны в особенно сложных ситуациях, когда остальные методы использованы (девочка 9 лет крала у родителей деньги и лишь после наказания ремнем перестала).

Если эти способы применяются часто или походя, для профилактики, они приводят к тяжелым последствиям для психики ребенка и формируют защитное поведение по отношению к родителям.

2. Позорящие наказания,

возбуждающие страх духовных страданий, уязвление самолюбия, унижение личного достоинства. Часто связаны с обнажением интимных частей тела и выставлением ребенка в этом виде «напоказ». К счастью, практически истреблены в детских дошкольных учреждениях, хотя еще 50 — 60 лет назад активно применялись.

3. Навешивание ярлыков на ребенка и публичное обсуждение его проступков.

Это публичные выговоры, связанные с оценкой не поступка ребенка, а его личности («неумеха», «дрянь», «черепаха», «дурачок»). Подрывает самооценку ребенка, способствует потере авторитета родителей.

вторая группа:
1. Игнорирование.
Основывается на страхе потери любви взрослого. Заключается в том, что ребенка некоторое время «не замечают», не реагируют на демонстративное продолжение нежелательного поведения, избегают глазного контакта с ним, говорят о ребенке в третьем лице и вообще ведут так, как будто ребенка рядом нет. Работает этот метод только в том случае, когда между взрослым и ребенком есть настоящее уважение и любовь, ведь только в этом случае ребенок будет бояться это потерять. Но игнорирование не должно продолжаться долго.

2. Подавление, подчинение себе.

«Я сказала, не делай так, значит, не делай!» — «А почему, мама?» — «Потому что я так сказала!» Метод подчинения себе применяется в том числе в образовательных учреждениях и часто бывает эффективен. Иногда бывает достаточно строгого взгляда, чтобы ребенок задумался над своим поведением. Также используются различные фразы, показывающие ребенку «кто здесь главный». Может как сочетаться с объяснением причин недовольства взрослого, так и нет. Также к разновидностям этого метода относится постановка в угол, усаживание на «особый» стул и тому подобные методы ограничения активности, когда взрослый определяет время наказания. Рекомендуется, чтобы время наказания не превышало количества минут, равного возрасту ребенка (для 6-летнего — 6 минут).

3. Регулирование прав и обязанностей детей.

Наказание может быть основано на том, чтобы ограничить права (например, запретить на время компьютерные игры), ограничить обязанности («сегодня ты не сможешь помогать мне накрывать на стол») или, наоборот, их добавить («не только вымоешь кухню, после того как разлил сок, но и пол во всей квартире»).

Нужно следить за тем, чтобы наказание было по возможности логически связано с проступком, а также шло вслед за ним по времени. Иначе ребенок лишь обидится или просто разозлится. Даже если он попросит прощения, это не всегда будет означать, что он обдумал свой проступок. Возможно, он просто надеется, что родители отменят наказание. А в будущем он может начать скрывать свои настоящие чувства, демонстрируя папе с мамой лишь то, что им понравится.

третья группа:
1. Наказание по логике естественных последствий.

Эта концепция была разработана Р. Дрейкурсом: существуют лишь последствия тех или иных поступков, а не наказания. Последствия делятся на два вида: естественные, которые происходят «сами собой» и за которые ребенку некого винить, кроме себя, и логические.

Логические назначаются родителями и являются договором между ними и ребенком (например, «если ты не будешь убирать свои игрушки перед сном, я уберу их в специальный мешок, и ты сможешь его получить только через неделю»). Этот метод может быть применен только тогда, когда действия ребенка не создают очевидной опасности для него самого или окружающих.

2. Осуждение поведения ребенка без затрагивания его личности с выработкой новой стратегии поведения.

Ребенку необходима «обратная связь» от взрослого, чтобы понять, правильно ли он поступает или нет. Поэтому осуждение — это часто применяемый метод. Главное — говорить о проступке ребенка («ты поступил плохо, когда сделал то-то и то-то»), а не о его личности («ты плохой»). Для такого разговора нужно выбрать время, когда эмоциональное состояние ребенка и взрослого почти нормализовалось. Общение должно происходить «на одном уровне», то есть взрослый не должен возвышаться над ребенком. Взрослый должен интересоваться мнением ребенка («как ты думаешь, что именно ты сделал не так?»). После обсуждения ситуации взрослый и ребенок вместе ищут варианты нового поведения в аналогичной ситуации, применимые в будущем.

3. Апеллирование к чувствам взрослого с использованием «я»-высказывания.

Многие родители недооценивают значения собственных эмоций по отношению к ребенку. Порой родители считают неправильным сказать ребенку «я разозлилась» или «я расстроилась, когда ты…». Нет, родитель все больше обвиняет: «Ты меня разозлил, ты меня расстроил».

Такая позиция заставляет ребенка защищаться. Когда же родитель не боится говорить о своих чувствах, используя «я»-высказывание, это производит на ребенка совершенно иной эффект.

Мама говорит: «Я расстроилась, когда ты…» — и в этом почти нет обвинения ребенка, а только информация для него, что его любимая мама страдает. Дети вовсе не «толстокожие» существа, неспособные понять чувства взрослого. Напротив, им чрезвычайно важно знать, что же испытывает родитель. Дети, родители которых пользовались этим методом с самого раннего возраста, вырастают способными к эмпатии.

Автор: Юлия Василькина

Источник: psyh.ru.

Группа Семья Растет на Facebook!

Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.

Последние Комментарии



Пока еще никто ничего не сказал...
Гость
Имя* (4 символа мин.)
E-mail* (не публикуется)
Сообщение:

Вычислите:
дeвянocтo дeвять плюс чeтыpe
(Ответ цифрами):

комментировать




Код для блога или сайта



Код для форума:

Выглядеть это будет примерно так:

Наказания - хорошие и разные
О том, как наказывать детей и стоит ли вообще это делать, сейчас говорят много. У каждого из нас собственное понятие о наказаниях...
http://www.semya-rastet.ru/razd/nakazanija__khoroshie_i_raznye/

example_counter_img1

Летнее время. Часть3

Есть, казалось бы, простое и логичное решение проблем летних разлук родителей: оставить ребенка с надежными людьми и уехать отдыхать вдвоем или же просто остаться в городе, но без детей. И если до того, как ребенку исполнится четыре года, такое решение рекомендовать нельзя, то потом малыш может быть вполне готов некоторое время провести с хорошо знакомыми ему людьми.

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Бурмистрова Екатерина Алексеевна

Интервью про воспитание ребенка и жизнь семьи

добавить статью
Идеи для обустройства детской зоны на дачном участке.

Большинство детей проводят лето на даче, поэтому хочу вам предложить некоторые идеи, которые помогут вам с пользой и интересом провести это время.

добавить статью
Как отдохнуть, чтобы лучше учиться

Современные дети растут в достаточно искусственной среде. Среди специалистов даже появился термин «лабораторные дети». Они не бегают по улицам, не исследуют какой-нибудь запретный овраг, не ездят одни на другой конец города, как это было в нашем детстве. Чаще всего они видят город из окна автомобиля. Психологи и учителя бьют тревогу: у современных детей не развиваются жизненные навыки, не формируются необходимые способности. Лето — отличное время чтобы все это наверстать.

добавить статью
Еда не впрок: продукты, которые нельзя давать на завтрак ребенку

Завтрак – пожалуй, один из важнейших приемов пищи. Он обеспечивает нас необходимыми питательными веществами, заряжая силой и позитивом на весь день. Для ребенка, которому предстоит высокая умственная нагрузка в школе или интенсивная физическая нагрузка в спортивной секции, утренний прием пищи просто незаменим.

добавить статью
как рассчитывать льготу многодетным по оплате электроэнергии с 2016 года?

Где можно ознакомиться с постановлением Правительства города Москвы о нормативах потребления электроэнергии на одного человека?

добавить статью
Как научить ребенка не быть эгоистом

Всем хочется, чтобы даже маленький член семьи производил приятное впечатление своими качествами. Однако часто «дай мальчику покататься на самокате» оборачивается не гордостью за ребёнка, а ссорой: «Смотри, он уже сам стал кататься. С воем по земле. Тебе жалко что ли? Ты что — жадина?!». Автор статьи рассказывает — как избежать неловкости, не пряча самокат под плащ, и сделать своего отпрыска щедрым.

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Тульские библиотеки собирают книги для детей

Благотворительная акция «Моя любимая книга — детям» пройдет с 19 августа по 19 сентября.

добавить новость
80+ книг для детей 7-11 лет

Предлагаем вам список книг, которые было бы хорошо прочитать каждому ребёнку за время обучения в начальной школе. Он, как и все подобные списки, далеко не полон и весьма субъективен. Эти книги никак не связаны с программой по литературному чтению. В списке сознательно даны произведения современных авторов и тех писателей, которые мало издавались во времена нашего детства. То, что принято называть классикой детской литературы, известно всем, и вы легко можете сами предложить эти книги своему ребёнку. А то, что написано уже после того, как мы с вами перестали быть маленькими, часто проходит мимо нас, взрослых.

добавить статью
Летние поделки с детьми своими руками

Счастливое летнее время для детей – каникулы, свобода, прогулки, игры, поделки, творчество! Сегодня мы остановимся на поделках своими руками, которые актуально мастерить с детьми летом.

добавить статью
Зависимости и созависимость в семье

Встреча со специалистами по зависимостям. Обсуждение вопросов связанных с возникновением наркомании, алкоголизма и интернет зависимости у подростков.

добавить
Безмолвный крик. Фильм об абортах.

Изображение 12-недельного ребенка появляется на ультразвуковом экране. Мы видим, каким образом совершается аборт на сроке беременности в 12 недель. А сейчас мы увидим фильм - впервые сделанную в реальном ультразвуковом изображении запись аборта.

добавить
Cемья - Территория взросления

Семейный клуб Рождество

Электронный журнал семейного клуба "Рождество"

добавить журнал

Elenka
Доброго времени суток! Нашему малышу неделю назад исполнилось 6 месяцев. С рождения на ГВ. Кормлю по требованию. Возник вопрос с прикормом. Пищевой интерес у малыша проснулся около 4,5 мес, но вводить...

Клевошина Екатерина
Здравствуйте!
Мне кажется, что плохой сон не связан с прикормом. То, что ребенок стал реже какать – более-менее нормально. Пожалуй, в этом вопросе важнее регулярность: если малыш ходит по-большом далее...

Задайте свой вопрос

Похороните меня за плинтусом, П.Санаев

От других сочинений на ту же тему эту повесть решительно отличает лирический характер, в чем, собственно, и состоят загадка и секрет ее обаяния.

добавить

Adidas Stan Smith – обувь твоей молодости

18-09-2016
Эти кроссовки заинтересуют широкий круг молодежи. Они понравятся ценителям стиля кэжуал, любителям фирмы Адидас, и просто молодым людям, которые желают выглядеть стильно и гармонично

Женские шубы из натурального меха. Что модно и где купить

06-09-2016
В условиях суровых зим России теплая шубка из натуральных мехов оставляет конкурентов далеко позади. Такой предмет гардероба является мечтой большинства женщин в любом уголке планеты

Выбираем подарок для мамы на Новый год

06-09-2016
Каждый хочет подарить в этот день что-то стоящее, что-то особенное – то, что не будет очередной вещью, которая годами пылится в шкафу из-за ненадобности

Как не ошибиться в выборе лайф-коуча

06-09-2016
Теперь уже нельзя отрицать, что коучинг прочно вошел в нашу жизнь. Руководители практически всех крупных компаний (иностранных так точно) используют его в качестве инструмента в работе со своей командой

Из каких тканей производят трикотажную домашнюю одежду для детей

06-09-2016
Многие заботливые родители выбирают для своих детей домашнюю одежду из трикотажа. Ведь она долговечна в носке, проста в уходе, комфортна

Лего Человек-паук

06-09-2016
Игровые наборы Лего от Марвел «Человек-паук» – самый лучший подарок для маленьких поклонников историй о супергероях, конструкторы Лего – это целый мир, фантастический и безграничный.

Подарки для всех

19-08-2016
Чтобы любая вещь стала подарком, ее необходимо правильно упаковать и вручать с особым настроением. Подарки всегда поднимали настроение и создавали настоящую атмосферу праздника, особенно если это касается новогодней ночи.

Шоколадная вечеринка для девочек-подростков

27-07-2016
Ни для кого не секрет, что женщины любят шоколад. Вряд ли можно встретить девочку, которая отказалась бы пойти на шоколадную вечеринк

Базовые куклы монстер хай

27-07-2016
Базовые куклы монстер хай в Киеве и по всей Украине,быстрая доставка,100% оригинальная кукла,прямые поставки из США.Заказывайте.

Что такое CITO анализ?

27-07-2016
К сожалению, с каждым годом, многие люди приобретают заболевания, которые сложно диагностировать. Поэтому врачи делают все возможное, чтобы заполучить недостающую информацию о состоянии пациента
Новостная рассылка
Подписаться на новости
подписаться
Последние комментарии

49/0.090394735336304 0.12426805496216