Главная / Жизнь Семьи / Образование / Законы об образовании / Новый закон об образовании
Новый закон об образовании
Новый закон «Об образовании», который предположительно будет принят после выборов, узаконит существующие недостатки среднего образования, добавит большое число новых и приведет к непоправимым результатам.
Я принципиально против любой теории заговора, чего бы она ни касалась — существования тайного мирового правительства, «настоящих» причин событий 11 сентября или, например, предположения, что производители памперсов находятся в тайном сговоре с производителями мази от опрелостей. Так что я не верю в то, что теперешняя реформа образования специально задумывалась с целью, как выражаются звонящие в эфир «Эха Москвы» слушатели, «дебилизации населения» — чтобы подрастающее поколение выросло малообразованной и вообще чуть ли не безграмотной, а потому легко управляемой массой. (Это, кстати, было бы довольно недальновидно, потому что подобная масса легко управляется не только властями, но и какими-нибудь смутьянами.)
Так вот, в заговор я не верю.
Не верю, что все это нарочно и для каких-то тайных целей, а верю, что как обычно — от неумности, безразличия и для того, чтобы побыстрее отчитаться, как велено.
Правда, отсутствие заговора не отменяет того, каким будет результат этой реформы — и тут, боюсь, лучших слов, чем те, которые употребляют слушатели «Эха Москвы», подобрать не получится.
Происходит вот что. На пространстве школы встречаются два нововведения.
Во-первых — принятый полтора года назад федеральный закон #83, мутно называющийся «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Согласно ему, бюджетные учреждения теперь делятся на те, которые финансируются по смете (а она, как известно, у государства никогда особо щедрой не бывает и к тому же имеет свойство уменьшаться), и те, которым деньги выдаются по минимуму, строго на выполнение госзаказа, а на остальное они должны зарабатывать сами. Этот закон касается множества бюджетных учреждений — библиотек, больниц, даже хосписов, и так далее,— и хотя многие эксперты согласны, что нечто рациональное в нем имеется, практически никто не сомневается, что последствия его внедрения окажутся вполне трагическими.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования
Первый вариант проекта образовательного стандарта был представлен 15 февраля 2011 года, он вызвал общественное возмущение и был направлен на доработку. 15 апреля появился новый проект, в соответствии с которым учебный план ученика старшей школы должен обеспечить нагрузку от 30 до 37 часов в неделю и содержать 9 (10) учебных предметов. Обязательными предметами стали: «Русский язык и литература», «Математика», «Иностранный язык», «Россия в мире», «Физическая культура», «ОБЖ» и «Индивидуальный проект». Кроме того, обязательно выбрать один предмет из естественных наук («Естествознание», «Физика», «Химия», «Биология», «Экология») и еще один, помимо «России в мире», предмет из общественных наук («Обществознание», «История», «География», «Экономика», «Право»). В тех случаях, где этот выбор предусмотрен, ученик сам решает, какой курс выбрать — базовый или профильный; всего профильных курсов в его учебном плане должно быть 3 (4)....
Во-вторых — новый образовательный стандарт. Он, в сущности, и является школьным госзаказом.
Для старшей школы этот стандарт имеется пока только в проекте, и этот проект, если не подробно, таков: общеобязательными намечено сделать физкультуру, ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности), несуществующий на данный момент курс «Россия в мире» и нечто под названием «индивидуальный проект». Остальные дисциплины поделены на группы «по темам», и ученикам предлагается выбирать из каждой по одному (в редких случаях — по два) предмету для изучения. За все остальное придется платить. То есть вполне возможна (а вообще-то практически неизбежна) ситуация, когда способный, но необеспеченный ребенок просто не сможет изучать предметы сверх минимума. Даже на школьном уровне.
При этом ясно, что большое количество школ эти дополнительные предметы и дополнительные часы не смогут предоставить даже и платно. Например, если географией хотят заниматься только два ученика, то денег их родителей, разумеется, не хватит, чтобы оплатить учителя.
Год назад, когда стандарт должен был подписать министр образования, разгорелся скандал — писались открытые письма, собирались подписи и выходили публикации.
Потом — без этого теперь никуда — в дело вмешался Путин и посоветовал министру образования Фурсенко «не спешить с такими фундаментальными изменениями», и спешить не стали — стандарт остается проектом и, очевидно, останется им до выборов. Столь же очевидно, впрочем, что саму концепцию этой реформы (сермяжная суть которой, по мнению большинства экспертов, состоит просто-напросто в том, чтобы облегчить нагрузку на госбюджет) никто менять не собирается.
И более того — есть основания считать, что к новому учебному году закон об образовании и, соответственно, стандарт будут приняты.
При этом та реформа школы, которую дает совокупность нового стандарта и введения в действие «83-фз», предполагает как минимум:
1. Узаконенное снижение уровня образования.
2.Узаконенный имущественный и, скажем так, географический ценз в образовании.
3. Узаконенную утрату некоторых школьных предметов.
Не-противники этой реформы (ее полных сторонников среди здравомыслящих людей найти практически невозможно) приводят обычно два вида аргументов. Что все и так давно в этом виде существует, и эти изменения только официально фиксируют ситуацию («а московские школы и так лучше провинциальных», «а у всех и так репетиторы», «а „Дворянское гнездо" и так никто, кроме гуманитариев, не читает», «а астрономии и так в большинстве школ нет»). И что «не может же школа вот так висеть на бюджете, и надо же ей наконец вписываться в новую рыночную реальность».
Единственно правильные возражения в ответ на такие доводы — самые простые, даже бытовые. Что самое опасное, что можно сделать с безобразием,— это объявить его нормой. Что даже неохота думать, в какой рынок они собираются вписываться с теми темными людьми, которых собираются выращивать.
Недавно на сайте Lenta.ru опубликовали интервью с известным польским журналистом, писателем и правозащитником Адамом Михником. Он там рассказывает о движении «Солидарность», о том, почему это небольшое поначалу объединение вылилось во что-то значительное и важное, оказавшееся в конце концов сильнее режима, и говорит, в частности, такое: «Мы знали одно: мы, прежде всего, должны быть полезны людям. Если мы будем думать о чем-то другом, мы превратимся в закрытую секту».
Про наши сегодняшние протестные организации еще совершенно непонятно — смогут ли они когда-нибудь стать чем-нибудь вроде «Солидарности». Так вот, федеральный закон #83 и новый стандарт образования — это и причина, и возможность хоть немного продвинуться в ту сторону.
Надо против этого протестовать, надо поставить проблему «83-фз» и нового стандарта на повестку дня вновь создаваемых комитетов, надо сделать требование их пересмотреть «узаконенным» требованием к власти.
Потому что хоть у нас вообще-то людям много причиняют всякого вреда и часто даже более ужасный вред, но этот — он всех касается и всех объединяет. Потому что у всех есть кого учить.
Подробнее: http://kommersant.ru/doc/1862168
|
Tweet | В Мой Мир | ||
Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.
Top
Последние Комментарии