Материалы, присланные пользователями
Материалы, присланные пользователями

Одаренность детей

0103-0301Тема одаренности и ее развития в последнее время стала очень популярна как среди психологов и педагогов, так и среди родителей. Однако, увы, для многих на вопросе развития способностей она и заканчивается. А тем временем, явление одаренности имеет и обратную сторону, знание которой поможет избежать многих ошибок и недопонимания в отнюдь не легком деле воспитания одаренных детей. Раскрытию именно этой темной стороны одаренности посвящена данная статья.

Феномен Энштейна или подводные камни одаренности

Итак, если ваш малыш рано начал говорить и ходить; в то время как его сверстники сидя на коленях у мамы слушали сказку о колобке, он уже самостоятельно прочитал «красную шапочку» и выучил наизусть «муху-цокотуху», а в первом классе демонстрировал на радость учительнице и на удивление сверстникам свои познания в умножении трехзначных чисел, вы можете не сомневаться в том, что у вас растет маленький гений. Однако только ли радость и гордость за свое одаренное чадо ждет вас впереди?


Увы, одаренный ребенок - это не только дар судьбы, но и нелегкое испытание вашего родительского долготерпения и мудрости. И не менее трудное испытание для вашего юного гения.


Прежде всего, следует помнить, что возможность реализации и полноценного раскрытия таланта ребенка зависит от двух факторов - способностей и мотивации. Иными словами, важно не только «могу», но и «хочу» вашего малыша. Зачастую отсутствие желания трудиться и развиваться даже при наличии очень высоких способностей приводит к постепенному угасанию таланта. К этому же итогу может привести несовпадение условий среды, в которой воспитывается/учится ребенок и его потенциальных возможностей. Зачастую одаренные дети, учащиеся в обычных школах среди «обычных» детей не имеют возможности выразить свои способности в полной мере и им становится просто скучно заниматься. Иногда они даже полностью теряют интерес к области, к которой одарены. Нам хорошо известен пример знаменитого гения Альберта Энштейна, который в школе успевал по физике на тройку.

Центральной проблемой, которую необходимо учитывать при воспитании одаренного ребенка является так называемая «асинхрония развития», особо выделяемая всеми психологами, когда-либо занимавшимися темой одаренности. Суть проблемы заключается в том, что очень важные сферы личности ребенка, такие, как сфера эмоций и чувств, сфера общения (особенно со сверстниками) и многие другие, просто не поспевают в своем развитии за талантом ребенка. Т.е. к примеру юный одаренный математик в своей области по развитию может равняться среднестатистическому студенту математического факультета или даже превосходить его, а в области эмоционального развития оставаться на уровне трехлетнего малыша - проявляя совсем детский эгоизм, не умея построить отношения с одноклассниками, а в подростковом возрасте не проявляя ни малейшего интереса к противоположному полу. Возвращаясь к биографии вышеупомянутого А.Энштейна, мы обнаруживаем подтверждение и этому - гениальный физик также испытывал трудности в общении.

Таким образом, проблема одаренных детей не в том, что они талантливы, а в том, что они не являются столь же развитыми эмоционально, как интеллектуально, терпеливыми, уверенными в себе и так далее.

Более того, случается так, что эти негативные сопровождающие одаренности проявляются раньше, чем сам талант. Разберем это на конкретном примере, который упоминался в самом начале статьи.

Случай из практики

Молодая, энергичная и при этом эмоционально уравновешенная мама привела на прием с очаровательной общительной и на первый взгляд послушной четырехлетней дочкой. Как уже говорилось ранее, мама выразила обеспокоенность по поводу чрезмерно долгого привыкания дочери к детскому садику. Помимо простых капризов это выражалось во внезапных просыпаниях среди ночи и плачем по поводу предстоящего дня в саду, частыми болезнями. Друзей за два года в садике дочка так и не завела, стремилась общаться с воспитателями, единственная подружка во дворе была старше нее на 4 года. Дочка недолюбливала совместные подвижные детские игры, предпочитая посидеть порисовать или полистать книжки.

На вопрос что мешает девочке заводить знакомство (застенчивость, конфликтность, задиристость, неуверенность в себе и др. причины), мама предположила простое нежелание заводить эти самые новые знакомства. И была во многом права.

На первый взгляд, одаренность тут вовсе ни при чем. Однако многочисленные исследования специалистов показывают, что в подобных случаях именно она, незаметная на первый взгляд, является основным источником психологических трудностей ребенка. В данном случае наличие одаренности подтвердилось диагностическими методиками, которые выявили высокий уровень творческих способностей девочки.

Итак, попробуем подвести итоги. Ниже приведены «проблемные признаки» одаренности, которые часто встречаются у детей, наделенных особенными способностями и связанные с ними рекомендации родителям.

0103-0302 Что делать, если ребенок...
  • Отказывается посещать детский сад/школу
  • Не любит шумные игры сверстников, предпочитает посидеть рядом с воспитателем/учителем, и игнорируя детские забавы.
  • Проявляет агрессию по отношению к сверстникам, называет их дураками или просто не желает общаться.
  • В более старшем возрасте - не может общаться со сверстниками даже при наличии такого желания. Ребенок как будто «не набрал нужный инструментарий»
  • Считает своими друзьями взрослых друзей родителей, детей, значительно старших по возрасту и тд.
  • Проявляет гипертрофированный интерес к какой-то одной сфере (в которой одарен ребенок) и игнорирует все остальные сферы жизни.
  • Высокомерен, горделив, самолюбив и в то же время часто проявляет неуверенность в себе и тд.
Есть несколько универсальных советов, суть которых сводится к одному - сохранить зыбкий баланс между способностью ребенка адаптироваться к не очень близкому ему обществу и возможностью сохранить свою уникальность и неповторимость. Вот некоторые из них:

Не стоит ограждать своего талантливого ребенка от «неразумной массы» остальных его сверстников и давать общаться лишь с такими же одаренными, как он. Беда малыша в том, что особенности его развития мешают ему научиться чувствовать других детей, быть по отношению к ним открытым и терпеливым. Ваша задача помочь ему справиться с этим, в первую очередь - своим же примером. Помогите ему понять, что ребята в его группе все по-своему хороши, у каждого есть свои достоинства (как и у него самого). Но ни в коем случае не сравнивайте их! Если же пребывание в детском саду пагубно сказывается на состоянии ребенка и он никак не может с этим смириться, находится в постоянно напряженном состоянии, появляются ночные кошмары и другие тревожные симптомы - в таких случаях иногда стоит сменить детский сад или отказаться от него. Однако при этом не надо ограничивать круг общения и занятий ребенка домом, и желательно обратиться за очной консультацией к психологу.

Что касается выбора школы, то здесь вам предстоит еще один непростой выбор. Если есть возможность, лучше отдать ребенка в школу, где есть возможности для максимальной реализации его способностей, такие как:
  • малая наполняемость классов
  • возможность индивидуального подхода к ребенку
  • возможность получать знания в том объеме, в каком испытывает потребность ребенок (или возможность делать это факультативно)
  • желательно присутствие в школе подготовленных к работе с одаренными детьми психологов.
Еще один очень важный момент - не стоит фиксировать свое внимание только на развитии способностей ребенка!!! Одаренный малыш уже имеет биологическую склонность к тому, чтобы отставать в развитии остальных сфер личности, особенно если не уделять этому должного внимания.

Помните, что ваш ребенок, даже если это маленький Энштейн, все равно пока РЕБЕНОК! И в силу его особенностей об этом иногда приходится напоминать ему самому. Детство - очень важный этап нашей жизни и возможность полноценно пережить все его проявления во многом определяет благополучие нашей взрослой жизни.

источник http://www.medmax.ru



Группа Семья Растет на Facebook!

Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.

Последние Комментарии



Пока еще никто ничего не сказал...
Гость
Имя* (4 символа мин.)
E-mail* (не публикуется)
Сообщение:

Вычислите:
ceмьдecят oдин плюс тpи
(Ответ цифрами):

комментировать




Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Замедлитель времени

Под замедлителем времени я понимаю специальные места, события, занятия, состояния, которые отличаются тем, что пока они длятся, или пока ты в них находишься, ощущение течения времени меняется в сторону замедления.

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Фестиваль науки, искусства и технологий «Политех» 19-20 мая

Фестиваль пройдет в Парке Горького. Тема фестиваля в этом году — «Энергия»

добавить статью
Школа онлайн
Идеи для обустройства детской зоны на дачном участке.

Большинство детей проводят лето на даче, поэтому хочу вам предложить некоторые идеи, которые помогут вам с пользой и интересом провести это время.

добавить статью
Школа онлайн
Школа онлайн
Про пространство и порядок

Необходимо, чтобы с раннего возраста у ребенка было свое пространство

добавить статью
Постные детские блюда

Существует много вкусных и полезных постных рецептов, которые полезны ребенку.

добавить статью
Личные границы

Ответьте на вопросы и попробуйте почувствовать, как они вам откликаются.

добавить статью
Про пространство и порядок

Необходимо, чтобы с раннего возраста у ребенка было свое пространство

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Мультфильм-страшилка «Зеленые зубы»

Мультфильм «Зеленые зубы» – обладатель Приза за лучший фильм для детей Открытого Российского Фестиваля Анимационного кино в Суздале.

добавить статью
Пасхальная открытка из цветных ниток

Простая поделка для самостоятельного детского творчества. Подходит для детей от 2 лет.

добавить статью
Отношения соседних номеров

Как брата помирить с братом? Как сестру научить не дразнить сестру? Эти и многие другие вопросы обсуждались на встрече клуба многодетных 21 февраля

добавить
Безмолвный крик. Фильм об абортах.

Изображение 12-недельного ребенка появляется на ультразвуковом экране. Мы видим, каким образом совершается аборт на сроке беременности в 12 недель. А сейчас мы увидим фильм - впервые сделанную в реальном ультразвуковом изображении запись аборта.

добавить
Cемья - Территория взросления

Семейный клуб Рождество

Электронный журнал семейного клуба "Рождество"

добавить журнал

мамочка
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как мне справиться с проблемой. Дело в том, что у меня трое малышей. Старшему ребенку три года, младшим двойняшкам по два года. Дети у меня желанные и долгожданны...

Бурмистрова Екатерина
Здравствуйте, Анастасия!
Мне кажется, что первое на чем стоит сосредоточиться - это все-таки адекватная помощь психологов и коррекционщиков малышам с ДЦП. Могу рекомендовать Центр Лечебной Педаго далее...

Задайте свой вопрос

Похороните меня за плинтусом, П.Санаев

От других сочинений на ту же тему эту повесть решительно отличает лирический характер, в чем, собственно, и состоят загадка и секрет ее обаяния.

добавить
Новостная рассылка
Подписаться на новости
подписаться
Последние комментарии

48/0.0692622661591 0.0976459980011