Главная / Статьи / Дети в семье / Разница в возрасте между детьми / Опыт психологического анализа отношения младшего школьника к сиблингу

Материалы, присланные пользователями
Материалы, присланные пользователями

Опыт психологического анализа отношения младшего школьника к сиблингу

sonya002 Становление ребенка как личности начинается в семье. В семье ребенок впервые начинает взаимодействовать с окружающей его действительностью, строить свое отношение к ней. Первые люди, с которыми общается ребенок — родители. Но, как показали исследования Л.С. Выготского, Ж. Пиаже и других, для становления личности необходимо общение не только с взрослыми, но и со сверстниками, детьми, которые немного старше или младше ребенка. В семье, где есть сиблинги*, взаимодействие между ними способствует развитию личности каждого ребенка.

Введенное в психологию Л.С. Выготским понятие «социальная ситуация развития» характеризует специфическое для каждого возраста отношение ребенка с взрослым, со средой, определяет развитие психики ребенка, его деятельности и сознания. Развитие понятия «социальная ситуация развития» получило в работах Л.И. Божович. Она отмечала, что понятие «социальная ситуация развития» определяет «то особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обусловливает динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественно своеобразные психические образования, возникающие к его концу» (Л.И. Божович, 1968, с. 152). Первыми и определяющими внешними условиями в жизни ребенка является его семья, те близкие люди, которые осуществляют не только уход за ребенком, но и «вводят в культуру». Поэтому особенности развития сиблингов необходимо рассматривать в контексте всей семейной ситуации.

В зарубежной психологии одним из основных направлений исследований является изучение особенностей развития ребенка в зависимости от порядка его рождения в семье.

Основу такого подхода заложили З. Фрейд и А. Адлер. З. Фрейд первым отметил, что позиция ребенка среди его сестер и братьев имеет особое значение для всей его дальнейшей жизни. Эта позиция определяется количеством детей в семье, их полом и промежутками между их рождением. Чем ближе возраст детей, тем большее влияние они оказывают друг на друга в процессе своего развития. А. Адлер, рассматривал порядок рождения как основную детерминанту установок сопутствующую стилю жизни. Он дал описание личностных особенностей первенца (старшего), второго ребенка (среднего), последнего (младшего) и единственного ребенка в семье. По Адлеру, порядок рождения (позиция) ребенка в семье имеет решающее значение. Особенно важно восприятие ситуации, что, скорее всего, сопутствует определенной позиции. То есть от того, какое значение придает ребенок сложившейся ситуации, зависит, как повлияет порядок его рождения на стиль жизни. Однако в целом определенные психологические особенности оказались характерными именно для конкретной позиции ребенка в семье.


Другой аспект изучения специфики развития сиблингов связан с исследованиями зарубежных психологов различных факторов, влияющих на взаимоотношения сиблингов, таких как материнское отношение к детям, определяющее взаимоотношения между сиблингами; влияние старших сиблингов на формирование социальных умений у младших; влияние пола сиблинга на формирование идентичности; уход за младшим, как условие способствующее формированию социального поведения и чувства ответственности у старшего сиблинга.

Как уже говорилось выше, формирование личности ребенка происходит в семье, и все особенности семейной ситуации являются важными детерминантами становления его личности. Л.С. Выготский выделяет две единицы анализа социальной ситуации развития — деятельность и переживание. Легко наблюдать внешнюю активность ребенка, его деятельность. Но существует и внутренний план, план субъективных переживаний. Одну и ту же ситуацию в семье по-разному переживают разные дети, даже дети одного возраста — близнецы. В результате на развитии одного ребенка конфликты между родителями, например, скажутся слабо, а другой более тяжело переживет эту ситуацию. Один и тот же ребенок, развиваясь, переходя от одного возраста к другому, будет по-новому переживать ту же самую семейную ситуацию.
В нашем поисковом эмпирическом исследовании мы рассмотрели эмоционально-личностные отношения сиблингов в семье. Мы предположили, что разница в возрасте и возрастные особенности детей является существенным компонентом, определяющим характер взаимодействия (совместную деятельность и эмоционально-личностные отношения) сиблингов.

При планировании эмпирического исследования мы исходили из предположения, что характер взаимоотношения между сиблингами в семье зависит от нескольких факторов: эмоционально-личностных отношений между всеми членами семьи, разницей в возрасте между детьми, а также возрастными особенностями младшего и старшего сиблинга.

sonya017 В исследовании приняли участие испытуемые четырех групп:

1. Младшие школьники девяти лет (15 человек).
2. Старшие братья (сестры) младших школьников (8 человек).
3. Родители младших школьников (мамы) (12 человек).

Таким образом, 15 семей: 12 семей — с двумя детьми, при этом разница в возрасте составила от двух лет до одиннадцати лет, две семьи — с тремя детьми, при этом разница в возрасте составила от шести до восьми лет, одна семья — где четыре ребенка, при этом разница в возрасте от пяти до семи лет.

4. Старшие подростки 15-16 лет (15 человек).

Общее количество испытуемых 50 человек.

В качестве методов исследования для младших школьников применялись: проективные методика Р.Жиля, «Рисунок семьи», анкетирование. Для всех других групп испытуемых применялся метод анкетирования.

Обобщая полученные данные, можно выделить следующее:

Результаты методики Р. Жиля показали, что в общем контексте внутрисемейных отношений взаимодействие между сиблингами более тесное, чем между детьми и родителями. Но в контексте определенной ситуации эмоционально значимым членом семьи, для младшего школьника может выступать как родитель, так и сиблинг. В проблемной ситуации, в ситуации разлуки (эмоциональная привязанность), в ситуации преподнесения подарков, для младших школьников значимым членом семьи выступает мама. Это свидетельствует о том, что мама для ребенка выступает как поддержка, опора в сложных ситуациях. В ситуации проведения свободного времени, значимым членом семьи выступает сиблинг, так как он важен как партнер по игре, и совместной деятельности.

По результатам методики «Рисунок семьи» можно выделить особенности изображения старших и младших сиблингов младшими школьниками.

Своих младших сиблингов младенческого возраста, младшие школьники всегда изображают в рисунках, хорошо прорисовывают, и располагают рядом с мамой, или изображают на рисунке семьи только себя и младшего сиблинга. Это говорит о том, что сиблинг младенческого возраста не отвергается младшим школьников, и между ними есть взаимодействие. Как правило, в рисунках семьи дети изображают большое количество предметов, что говорит о дефиците эмоционального общения ребенка в семье, так как мама вынуждена уделять много времени младенцу.

Сиблингов дошкольного возраста младшие школьники не всегда изображают на рисунке семьи, это может говорить о том, что сиблинга дошкольного возраста и младшего школьника взаимодействие не всегда налажено, и что между детьми бывают конфликты. Сиблинга подросткового возраста младший школьник всегда изображает рядом с собой, что говорит о тесном взаимодействии между сиблингами этих возрастов.

Сиблинга юношеского возраста младший школьник изображает либо самым крупным в рисунке и выступающим на первый план, либо рисунок семьи составляет только изображение сиблинга — юноши, или он один из всех членов семьи отсутствует в рисунке. Это может свидетельствовать о том, что старший сиблинг юношеского возраста воспринимается младшим школьником как эмоционально значимый близкий или, наоборот, взаимоотношения с ним носят негативный характер.


Мы сравнили результаты анкетирования младших школьников, их старших сиблингов и их родителей для выявления особенностей восприятия внутрисемейной ситуации каждым членом семьи.

Результаты анкетирования младших школьников показали, что сферы их интересов соприкасаются со сферами интересов сиблингов подросткового возраста. Анкетирование братьев и сестер подросткового возраста, дало обратные результаты. Подростки не считают, что их сферы интересов совпадают с интересами их сиблингов младшего школьного возраста. Мы Видимо, такие ответы получены в силу того, что для старших подростков основными и важными партнерами в общении и взаимодействии выступают сверстники, а для младшего школьника подросток является более интересным партнером по совместной деятельности. Анкетирование родителей показало, что все братья и сестры, независимо от пола и разницы в возрасте имеют один или несколько общих интересов, интересы некоторых сиблингов совпадают полностью, что не совпадает с мнением детей — сиблингов.

При сравнении результатов, полученных при выявлении доверительных близких отношений, мнение младших школьников совпадают с мнением их старших сиблингов. Прежде всего, нужно выделить разницу в возрасте между детьми. Чем ближе дети по возрасту, тем более близкие эмоциональные отношения между ними (по материалам анкет младших сиблингов). Родители считают, что чем меньше разница в возрасте между детьми, тем шире круг их общих интересов, тем больше они взаимодействуют друг с другом. Анкетирование старших сиблингов младшего школьника, выявило туже тенденцию. Если разница в возрасте между сиблингами от двух до трех лет, младший сиблинг чаще обращается к старшему сиблингу в проблемной ситуации, чем к одному из родителей.

Реакцию родителей на ссоры сиблинги в разных возрастных группах анкетируемые видят по-разному.

Младшие школьники считают, что родители всегда вмешиваются в конфликты (дошкольников, подростков, юношей и младших школьников), и помогают детям примириться (позитивное вмешательство).

Подростки также считают, что родители обращают внимания на ссоры. Юноши считают, что родители не обращают внимания на их ссоры. Причиной данного поведения родителей, юноши считают то, что они дают возможность детям самим разобраться в конфликтной ситуации. Можно выделить еще одну тенденцию относительно конфликтных ситуаций (ссор). Чем меньше возрастная разница между детьми, тем чаще возникают конфликты между ними и причины их при этом незначительные.

Дети дошкольного возраста и младшие школьники ссорятся, как правило, из-за того, что не поделили вещи.

Чем граница возраста больше, тем конфликтов меньше, но причины их возникновения более серьезные. В данном случае сиблинги подросткового и юношеского возраста могут ссориться с младшими школьника из-за расхождения их мнений.


Результаты анкетирования родителей (мам) при выявлении ревности сиблингов показали, что все мамы говорили первенцу о том, что у него скоро появится брат или сестра во время беременности, и первенцы которые могли находиться на разных возрастных этапах, воспринимали эту новость с радостью. С появлением второго ребенка поведение первенца изменялось, и эти изменения зависели от возрастных особенностей ребенка: если старшему ребенку от двух до трех лет, то он проявляет интерес к младенцу; если первенец старше четырех лет, он старался привлечь больше внимания к себе в этот период; если старшему сиблингу от семи до одиннадцати лет, родители отмечают, что старший ребенок стал самостоятельнее. Родители сиблингов с разницей от семи и более лет, открыто говорят о ревности старшего к младшему сиблингу.



РЕЗУЛЬТАТЫ СОПОСТАВЛЕНИЯ ВЫБОРОК ДВУХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП (ПОДРОСТКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ)

sonya045Чем меньше разница в возрасте, тем больше сфер интересов объединяет сиблингов (подростков и их старших или младших сиблингов), и тем чаще они взаимодействуют, что полностью совпадает с результатами анкетирования младших школьников.

Результаты, полученные при выявлении доверительных близких отношений в семье анкетируемых подростков, совпадают с результатами младших школьников. Старший сиблинг юношеского возраста выступает как эмоционально значимый близкий человек в проблемных ситуациях для большинства старших подростков.

Закрытость в отношении какой-либо информации о секретах, характеризует особенность данного возраста. Эта особенность также была выявлена, при анкетировании старших братьев и сестер (подросткового возраста) младших школьников.

Чем меньше возрастная разница между детьми, тем чаще возникают конфликты между ними и причины их при этом незначительные. Чем граница возраста больше, тем конфликтов меньше, но причины их возникновения более серьезные. Что совпадает с результатами анкетирования младших школьников.

Реакцию родителей на ссоры сиблингов подростки видят иначе, нежели младшие школьники. Они считают, что родители никогда не вмешиваются в ссоры между ними и их старшими или младшими сиблингами, и объясняют это тем, что родители дают им возможность разобраться самим в конфликте.

Итак, в процессе обработки данных нами были выделены некоторые особенности взаимоотношений между сиблингами, которые обусловлены разницей в возрасте и возрастными особенностями детей.


Особенности взаимоотношений сиблингов младшего школьного и младенческого возраста.

Совместная деятельность — игра. Также взаимодействие осуществляется в помощи маме по уходу за младенцем. Дети много времени проводят вместе. Доверительные близкие отношения складываются у старшего ребенка с мамой. Ссор между сиблингами не происходит.

*
Особенности взаимоотношений сиблингов младшего школьного и раннего возраста. У них совместная деятельность игровая (игры в игрушки, подвижные игры). Дети много времени проводят вместе. Доверительные близкие отношения складываются у старшего и младшего ребенка с мамой. С какими-либо трудностями (в учебной деятельности, взаимоотношениями с другими людьми). Ссор между сиблингами не происходит.
*
Особенности взаимоотношений сиблингов младшего школьного и дошкольного возраста.
Совместная деятельность игровая (игры с игрушками, компьютерные игры). Дети много времени проводят вместе. С какими-либо трудностями (в учебной деятельности, взаимоотношениями с другими людьми) оба сиблинга обратятся к маме. Ссоры происходят часто, причины это не поделенные игрушки и другие вещи. Родители всегда вмешиваются в конфликты сиблингов и помогают детям примериться.
*

Особенности взаимоотношений сиблингов младшего школьного и подросткового возраста.

Совместная деятельность заключается в рисовании, чтении книг. С какими-либо трудностями (в учебной деятельности, взаимоотношениями с другими людьми) оба сиблинга обратятся к маме. Ссоры возникают часто, по причине агрессивного поведения подростка. Родители вмешиваются в ссоры и помогают детям примирится.

*

Особенности взаимоотношений сиблингов младшего школьного и юношеского возраста.

Совместная деятельность заключается в просмотре подростковых фильмов, прогулках, разговорах. С трудностями, как в учебной деятельности, так и во взаимоотношениях с другими людьми, младший школьник обратится к юноше. Ссоры между сиблингами происходят редко, по причинам разногласий в семье, или личностной позиции каждого ребенка.

*
В многодетной семье отношения между сиблингами складываются особым образом. Как правило, самые маленькие дети взаимодействуют более тесно. Старшие дети в такой семье представляют отдельную подсистему сиблингов, где взаимодействие также более тесное, чем в общей системе отношений сиблингов. В семьях с тремя детьми, взаимодействие зависит от разнице в возрасте, то есть чем она меньше тем, дети больше взаимодействуют и тем самым влияют друг на друга.

*Сиблинги (или сибсы) - дети одних и тех же родителей, т.е. родные братья и сестры [прим. редактора]

Автор(ы): Корепанова И.А. Карпунина Е.И.
Выходные данные:

Материалы второй всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» (25 - 27 октября 2005 г.). Часть 2. - М., 2005. - Стр. 119 - 125



Группа Семья Растет на Facebook!

Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.

Последние Комментарии



Пока еще никто ничего не сказал...
Гость
Имя* (4 символа мин.)
E-mail* (не публикуется)
Сообщение:

Вычислите:
пятьдecят двa плюс ceмь
(Ответ цифрами):

комментировать




Код для блога или сайта



Код для форума:

Выглядеть это будет примерно так:

Опыт психологического анализа отношения младшего школьника к сиблингу
Становление ребенка как личности начинается в семье. В семье ребенок впервые начинает взаимодействовать с окружающей его действительностью, строить свое отношение к ней. Первые люди, с которыми общается ребенок — родители. Но, как показали исследования Л.С. Выготского, Ж. Пиаже и других, для становления личности необходимо общение не только с взрослыми, но и со сверстниками, детьми, которые немного старше или младше ребенка. В семье, где есть сиблинги*, взаимодействие между ними способствует развитию личности каждого ребенка.
http://www.semya-rastet.ru/razd/opyt_psikhologicheskogo_analiza_otnoshenija_mladshego_shkolnika_k_siblingu/

example_counter_img1

Летнее время. Часть3

Есть, казалось бы, простое и логичное решение проблем летних разлук родителей: оставить ребенка с надежными людьми и уехать отдыхать вдвоем или же просто остаться в городе, но без детей. И если до того, как ребенку исполнится четыре года, такое решение рекомендовать нельзя, то потом малыш может быть вполне готов некоторое время провести с хорошо знакомыми ему людьми.

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Бурмистрова Екатерина Алексеевна

Интервью про воспитание ребенка и жизнь семьи

добавить статью
Идеи для обустройства детской зоны на дачном участке.

Большинство детей проводят лето на даче, поэтому хочу вам предложить некоторые идеи, которые помогут вам с пользой и интересом провести это время.

добавить статью
Как отдохнуть, чтобы лучше учиться

Современные дети растут в достаточно искусственной среде. Среди специалистов даже появился термин «лабораторные дети». Они не бегают по улицам, не исследуют какой-нибудь запретный овраг, не ездят одни на другой конец города, как это было в нашем детстве. Чаще всего они видят город из окна автомобиля. Психологи и учителя бьют тревогу: у современных детей не развиваются жизненные навыки, не формируются необходимые способности. Лето — отличное время чтобы все это наверстать.

добавить статью
Еда не впрок: продукты, которые нельзя давать на завтрак ребенку

Завтрак – пожалуй, один из важнейших приемов пищи. Он обеспечивает нас необходимыми питательными веществами, заряжая силой и позитивом на весь день. Для ребенка, которому предстоит высокая умственная нагрузка в школе или интенсивная физическая нагрузка в спортивной секции, утренний прием пищи просто незаменим.

добавить статью
как рассчитывать льготу многодетным по оплате электроэнергии с 2016 года?

Где можно ознакомиться с постановлением Правительства города Москвы о нормативах потребления электроэнергии на одного человека?

добавить статью
С чем сталкивается семья с рождением близнецов

Когда в семье происходит «двойное счастье», и на свет появляются сразу двое малышей, родителям предстоит не только разобраться с тем, как кормить, купать, укладывать их спать, но и решить ряд сугубо бытовых проблем.

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Московский планетарий объявил набор учеников 5-7 классов в бесплатный астрономический кружок

Московский планетарий объявил набор учеников 5-7 классов в бесплатный астрономический кружок, сообщает Агентство городских новостей «Москва» со ссылкой на куратора кружка, руководителя астрономического комплекса Московского планетария Ярослава Турилова.

добавить новость
80+ книг для детей 7-11 лет

Предлагаем вам список книг, которые было бы хорошо прочитать каждому ребёнку за время обучения в начальной школе. Он, как и все подобные списки, далеко не полон и весьма субъективен. Эти книги никак не связаны с программой по литературному чтению. В списке сознательно даны произведения современных авторов и тех писателей, которые мало издавались во времена нашего детства. То, что принято называть классикой детской литературы, известно всем, и вы легко можете сами предложить эти книги своему ребёнку. А то, что написано уже после того, как мы с вами перестали быть маленькими, часто проходит мимо нас, взрослых.

добавить статью
Летние поделки с детьми своими руками

Счастливое летнее время для детей – каникулы, свобода, прогулки, игры, поделки, творчество! Сегодня мы остановимся на поделках своими руками, которые актуально мастерить с детьми летом.

добавить статью
Поговорим о ювенальной юстиции

Что такое ювенальная юстиция и какие изменения в жизни семьи она несет.

добавить
Безмолвный крик. Фильм об абортах.

Изображение 12-недельного ребенка появляется на ультразвуковом экране. Мы видим, каким образом совершается аборт на сроке беременности в 12 недель. А сейчас мы увидим фильм - впервые сделанную в реальном ультразвуковом изображении запись аборта.

добавить
Журнал

журнал многодетная семья
Продолжается подписка на журнал "Многодетная семья" на 2011 год.
Подписаться можно по каталогу «Роспечать» во всех почтовых отделениях, или заполнив форму на нашем сайте.

добавить журнал

Nataly
Добрый вечер! Сыну 2.5 месяца, перерыв между кормлениями 2 часа. Мы на ГВ. Кормлю по требованию. Четко 2 часа, ночью 3. Очень редко днем дотягивает до 2.5 часа.Переживаю, что уже должен бы увеличиться...

Клевошина Екатерина
Здравствуйте, Nataly! На Ваш вопрос отвечает консультант по грудному вскармливанию Екатерина Клевошина.
Поздравляю Вас с наступившим новым годом и с Рождеством!
Если позволите, начну ответы далее...

Задайте свой вопрос

Похороните меня за плинтусом, П.Санаев

От других сочинений на ту же тему эту повесть решительно отличает лирический характер, в чем, собственно, и состоят загадка и секрет ее обаяния.

добавить

Adidas Stan Smith – обувь твоей молодости

18-09-2016
Эти кроссовки заинтересуют широкий круг молодежи. Они понравятся ценителям стиля кэжуал, любителям фирмы Адидас, и просто молодым людям, которые желают выглядеть стильно и гармонично

Женские шубы из натурального меха. Что модно и где купить

06-09-2016
В условиях суровых зим России теплая шубка из натуральных мехов оставляет конкурентов далеко позади. Такой предмет гардероба является мечтой большинства женщин в любом уголке планеты

Выбираем подарок для мамы на Новый год

06-09-2016
Каждый хочет подарить в этот день что-то стоящее, что-то особенное – то, что не будет очередной вещью, которая годами пылится в шкафу из-за ненадобности

Как не ошибиться в выборе лайф-коуча

06-09-2016
Теперь уже нельзя отрицать, что коучинг прочно вошел в нашу жизнь. Руководители практически всех крупных компаний (иностранных так точно) используют его в качестве инструмента в работе со своей командой

Из каких тканей производят трикотажную домашнюю одежду для детей

06-09-2016
Многие заботливые родители выбирают для своих детей домашнюю одежду из трикотажа. Ведь она долговечна в носке, проста в уходе, комфортна

Лего Человек-паук

06-09-2016
Игровые наборы Лего от Марвел «Человек-паук» – самый лучший подарок для маленьких поклонников историй о супергероях, конструкторы Лего – это целый мир, фантастический и безграничный.

Подарки для всех

19-08-2016
Чтобы любая вещь стала подарком, ее необходимо правильно упаковать и вручать с особым настроением. Подарки всегда поднимали настроение и создавали настоящую атмосферу праздника, особенно если это касается новогодней ночи.

Шоколадная вечеринка для девочек-подростков

27-07-2016
Ни для кого не секрет, что женщины любят шоколад. Вряд ли можно встретить девочку, которая отказалась бы пойти на шоколадную вечеринк

Базовые куклы монстер хай

27-07-2016
Базовые куклы монстер хай в Киеве и по всей Украине,быстрая доставка,100% оригинальная кукла,прямые поставки из США.Заказывайте.

Что такое CITO анализ?

27-07-2016
К сожалению, с каждым годом, многие люди приобретают заболевания, которые сложно диагностировать. Поэтому врачи делают все возможное, чтобы заполучить недостающую информацию о состоянии пациента
Новостная рассылка
Подписаться на новости
подписаться
Последние комментарии

49/0.075211763381958 0.10824298858643