Главная / Жизнь Семьи / Полезная информация / Москва / Организация семейного детского сада для многодетной семьи

Материалы, присланные пользователями
Материалы, присланные пользователями

Организация семейного детского сада для многодетной семьи

Организация семейного детского сада для многодетной семьи


Н.Е. Кузнецова,
заведующий ГОУ «Центр развития ребенка - детский сад №2452 "Алые Паруса"» г. Москвы
Семейный детский сад является структурным подразделением государственного образовательного учреждения (далее - ДОУ), реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования в соответствии с Уставом ДОУ.


Одной из моделей семейного дошкольного образовательного учреждения является семейный детский сад для многодетной семьи, имеющей 3 и более детей в возрасте от 2 мес до 7 лет, который организуется по месту проживания данной семьи. В случае если в многодетной семье имеется один или двое детей дошкольного возраста, организация семейного детского сада допускается при условии приема детей дошкольного возраста из других семей.
Подобные семейные детские сады организуются с целью:

поддержки многодетных семей;


предоставления многодетным родителям возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей; развития новых форм дошкольного образования с реализацией на практике индивидуального подхода в воспитании ребенка;


расширения форм дошкольного образования для детей с проблемами в здоровье и развитии.


Для организации деятельности семейного детского сада в штатное расписание ДОУ вводятся дополнительные штатные единицы. На должность воспитателя семейного детского сада назначается родитель (законный представитель) многодетной семьи.


Для начала работы структурного подразделения необходимы следующие документы:
приказ окружного управления образования об открытии "Семейного детского сада";
приказ руководителя ДОУ об открытии структурного подразделения "Семейный детский сад";
приказ о назначении на должность воспитателя семейного детского сада родителя (законного представителя) многодетной семьи;
служебная записка о введении дополнительных штатных единиц;
документы на детей (путевка, медицинская карта, прививочная карта, свидетельство о рождении, паспорт одного из родителей, свидетельство многодетной семьи);
договор между ДОУ и структурным подразделением;
трудовой договор с воспитателем семейного детского сада;
документы воспитателя (медицинская книжка, трудовая книжка, документы об образовании, ИНН, пенсионное страховое свидетельство, паспортные данные, аттестационный лист).
Организация питания в семейном детском саду, на которое предусматривается финансирование из бюджета г. Москвы, возлагается на воспитателя. Все продукты, которые он покупает в магазине, должны соответствовать рекомендуемому набору продуктов для питания детей в дошкольном образовательном учреждении. В магазине воспитатель берет чеки на продукты, на которых обязательно должна быть печать и подпись продавца. В конце каждого месяца составляется отчет по питанию детей по установленной форме, к которому подкалываются все чеки. Этот отчет воспитатель приносит в детский сад, где его сначала проверяет диетсестра ДОУ на соответствие купленных продуктов утвержденному перечню, затем отчет утверждает руководитель ДОУ и представляет в бухгалтерию. Денежный норматив на 1 ребенка в месяц составляет 49, 41 руб.
Методическую и консультативную помощь воспитателю оказывает управление образования.
Режим работы семейного детского сада и пребывания в нем детей определяются уставом ДОУ, договором между ДОУ и родителем (законным представителем). Администрация ДОУ осуществляет контроль за функционированием семейного детского сада. Занятия с детьми
и другие виды деятельности могут проводиться как в здании ДОУ, так и в домашних условиях1. Обучение и воспитание детей в семейном детском саду осуществляется по той же образовательной программе, что и в детском саду.
Воспитатель структурного подразделения имеет те же права и обязанности, что и воспитатель ДОУ (ведет документацию в соответствии с номенклатурой дел; согласно графику проходит медицинский осмотр; постоянно повышает свою квалификацию, занимается самообразованием; создает необходимые условия для успешной реализации воспитательно-образовательной программы, используя для этого материалы методического кабинета; принимает активное участие в музыкальных и физкультурных занятиях, в подготовке праздников, развлекательных мероприятий; имеет права, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, правилами внутреннего трудового распорядка и Положением о дошкольном учреждении, несет юридическую и административную ответственность за нарушение должностных обязанностей и т. д.).
В ГОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 2452 "Алые Паруса"» структурное подразделение «Семейный детский сад - "Кораблик"» открыто с апреля 2008 г.
Многодетная мама при невозможности оформить своих детей в детский сад (девочек 6,5; 4,5; 3 лет), обратилась с предложением создания семейного детского сада для их планомерного, систематического, квалифицированного обучения и воспитания. Департамент образования
г. Москвы предоставил ей такую возможность.
Для начала под патронажем окружного управления образования было выбрано учреждение, в котором она хотела бы открыть "Семейный детский сад".
Цели структурного подразделения «Семейный детский сад - "Кораблик"»
охрана жизни и здоровья детей;
развитие индивидуальных возможностей каждого
ребенка, его психическое, физическое, умственное развитие;
социализация детей, не посещающих дошкольное учреждение, позволяющая обеспечить успешную адаптацию к поступлению в школу;
приоритет интересов ребенка и его благополучия.
На сегодняшний день она является воспитателем нашего структурного подразделения «Семейный детский сад - "Кораблик"». Многодетная мама имеет музыкальное педагогическое образование и непрофессиональный опыт воспитания и обучения троих своих детей. В сентябре 2008 г. ее старшая дочь пошла в школу, в семье осталось двое дошкольников, поэтому в группу поступил ребенок из другой семьи.
До встречи со старшим воспитателем и другими специалистами ДОУ мама-воспитатель на собственное усмотрение определяла, что должен знать и уметь ребенок, руководствовалась специальной литературой и мнением заслуженных педагогов и психологов, использовала книги, имеющие противоречивые цели и задачи, не соблюдала системность, последовательность в работе с детьми, часто следовала их капризам. Но вместе с тем она проявляла стремление развиваться, получать новые знания и не быть пассивным наблюдателем в вопросах воспитания и обучения своих детей.
Социальный педагог побывала в гостях у многодетной семьи и дала рекомендации по организации зон для детей, количеству и качеству игрушек. Старший воспитатель на первой консультации познакомил воспитателя семейного детского сада с программой, по которой работает ДОУ, объяснил структуру занятия, предложил макет планирования воспитательно-образовательной работы. Первое время старший воспитатель составлял план вместе с воспитателем, рассказывал, на что обращать внимание, какие использовать методы и приемы с учетом возраста детей. Предложил режим дня, оптимальный для такой группы, ознакомил с двигательным режимом, методами закаливания, утренней гимнастикой, гимнастикой после сна, порекомендовал психолого-педагогическую литературу для самообразования. Было составлено расписание занятий, группу оснастили необходимыми пособиями, наглядным и раздаточным материалом.
Воспитатель семейного детского сада систематически получает консультативную помощь от методической службы, специалистов ДОУ (учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога, старшего воспитателя, медицинской сестры). С детьми семейного детского сада занимаются следующие специалисты:
учитель-логопед (2 раза в неделю);
педагог-психолог (2 раза в неделю);
музыкальный руководитель (2 раза в неделю);
воспитатель по ФИЗО (2 раза в неделю).
Дважды в неделю дети посещают бассейн. Прерогатива выбора услуг, предоставляемых семейному детскому саду, остается за ДОУ, на базе которого он функционирует.
Социальный педагог и старший воспитатель регулярно посещают группу на дому, где они обращают особое внимание на предметно-развивающую среду, количество и качество детских работ, соблюдение режимных моментов, двигательного режима, анализируют проведение занятий, проверяют документацию воспитателя семейного детского сада.
Следует отметить, что привыкнуть к новому режиму дня было трудно не столько детям, сколько маме. Поскольку группа разновозрастная, маме-воспитателю приходилось больше тратить времени на подготовку к занятиям (подбор наглядного и раздаточного материала по возрасту, составление конспекта занятий, учитывающего уровень знаний детей, индивидуальные способности, требования программы). Чтобы помочь ей, мы решили, что начало занятия будет посвящено самому маленькому (объяснение нового материала), в то время как дети среднего и старшего возраста будут повторять пройденное. Через 10 мин мама дает малышу какую-нибудь развивающую игрушку и занимается со вторым ребенком (среднего возраста), объясняя новый материал. Старший ребенок в этот момент повторяет или выполняет индивидуальное задание по теме. Далее происходит объяснение нового материала ребенку старшего дошкольного возраста.
Таким образом, мы используем на занятиях приемы усложнения программы по возрасту детей и уровню усвоения ими материала. Время занятий определено в соответствии с СанПиН, его структура поделена на 3 этапа (по количеству детей) и традиционно включает в себя организационный момент, теоретическую часть, физкультминутку, практическую часть и игру.
Во время первых занятий с детьми семейного детского сада все специалисты ДОУ отметили, что уровень их развития достаточно высокий, они легко идут на контакт с взрослыми.
Для лучшей социализации детей семейного детского сада можно предложить воспитателю гулять на площадке ДОУ вместе с остальными группами, чтобы они не ограничивались только своим кругом общения; проводить еженедельные досуги в ДОУ и принимать участие в общих праздниках детского сада. Это поможет маме-воспитателю наладить контакт с остальными сотрудниками ДОУ, понаблюдать за работой специалистов с большим педагогическим опытом.
В организации семейного детского сада, несомненно, есть свои плюсы. Дети находятся в семейной обстановке, чаще всего они являются членами одной семьи, за ними ухаживает заботливый воспитатель - их мама. Она к каждому ребенку находит индивидуальный подход. При этом решается проблема адаптации детей к дошкольному учреждению. Они сразу включаются в занятия со специалистами и общение с другими детьми ДОУ, и всегда рядом с ними их мама.
На занятиях со специалистами она также занимается вместе с детьми. Поскольку группа разновозрастная, старшая девочка помогает младшим в освоении образовательных программ. Составляется более гибкий режим занятий. Планирование всей работы осуществляется исходя из реальных возможностей детей. Таким образом, становится реальным получение детьми не узкого семейного, а общественного, систематического воспитания в рамках одной семьи с помощью специалистов дошкольного учреждения.
Между тем при организации семейного детского сада мы столкнулись с некоторыми трудностями, а именно:
отсутствие программы и методических разработок для разновозрастной группы;
необходимость воспитателю вместе с детьми практически каждый день приходить в ДОУ на занятия к специалистам;
обеспечение дидактическим и игровым материалами "Семейного детского сада", рекомендованными Департаментом образования г. Москвы и соответствующим требованиям СанПиН.
Важно отметить и психологическое состояние мамы-воспитателя. Первое время у нее был эмоциональный подъем, она с удовольствием работала (вникала, изучала, готовилась, занималась и т. д.), но через месяц появилась усталость, желание все бросить и вернуться к привычному образу жизни.
Поэтому, открывая семейный детский сад, следует постепенно увеличивать нагрузку на маму и детей. Необходимо разработать индивидуальное расписание, переходя от простого к сложному, всегда находить время ее выслушать, подбодрить, чтобы мама чувствовала, что она не одна, что ей всегда рады и готовы помочь.
Еще одна проблема: воспитатель семейного детского сада не всегда может посещать педагогические советы, консультации, открытые просмотры ДОУ, так как ему не с кем оставить детей. Выход из этой ситуации мы видим в гибком расписании посещения специалистов ДОУ (так, во время консультаций для мамы дети структурного подразделения могут заниматься с учителем-логопедом, педагогом-психологом, социальным педагогом и т. д.).
Это очень важный момент, ведь, посещая все мероприятия для сотрудников ДОУ, мама-воспитатель быстрее включится в атмосферу детского сада, станет полноправным членом коллектива.
Проверять воспитателя структурного подразделения (проводит ли она занятия, соблюдает ли режим дня и т. д.) очень сложно. Посещать группу на дому каждый день не представляется возможным. Здесь все зависит от воспитателя семейного детского сада, ее мотивов, стремлений, желаний. И каковы бы не были причины открытия группы - мама делает это для своих собственных детей, для их развития и благополучия. Надеемся, что наш "Кораблик" станет полноправным членом команды ГОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 2452 "Алые Паруса"» и мы вместе преодолеем все трудности в таком сложном, ответственном и благородном деле, как воспитание и обучение детей.

Источник: http://vospitatel.resobr.ru/archive/year/articles/1239/



Группа Семья Растет на Facebook!

Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.

Последние Комментарии



  • Гость

    светлана21-03-14 17:59:22

    а может мама семейного сада ещё оформится и работать на другой работе?

  • Гость

    Дина30-01-14 22:43:27

    наша семья - многодетная. у меня был опыт оформления семейного детского сада в 2011-2012 г. Подробно написала статью-интервью об этом здесь - http://domivse.ru/index.php/family/posobie/89-semeiniy-sad.html

    не так уж и сложно все оформить, только процесс оформления медицинских карточек долгий - занял 2 месяца. знаю, что сейчас мамы-воспитатели таких садиков получают примерно 18 000 руб. в месяц.

  • Гость

    Елена03-02-12 00:03:48

    А с какой целью "создавать" это структурное подразделение, из-за 49,41 руб. в месяц? Какой интерес?

    • Сергей

      Сергей08-02-12 09:55:36

      там больше денег на самом деле. Так что, если 5-6 детей наберется, то весьма приличные суммы выходят. Плюс, насколько я помню, маме стаж идет.

  • Гость

    Наталья11-08-11 11:34:47

    Особенно порадовал этот норматив на питание. "Денежный норматив на 1 ребенка в месяц составляет 49, 41 руб." Что можно купить из продуктов для одного ребенка в месяц???....

Гость
Имя* (4 символа мин.)
E-mail* (не публикуется)
Сообщение:

Вычислите:
вoceмьдecят тpи плюс oдин
(Ответ цифрами):

комментировать




Расскажите о полезных местах для родителей и детей в Вашем городе!
Найдите немного времени и просто заполните форму

Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Женские истории: нам не нравится, как мы выглядим

В определенных слоях нашего общества, да и в русскоязычной культуре в целом, тема телесности, желаний и влечений закрыта или табуирована.

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс

Расскажите о полезных местах для родителей и детей в Вашем городе!
Найдите немного времени и просто заполните форму

Лето с пользой для семьи

О программе «Летняя Школа», ее возможностях и преимуществах 4 июня в 22:00

добавить статью
Школа онлайн
Идеи для обустройства детской зоны на дачном участке.

Большинство детей проводят лето на даче, поэтому хочу вам предложить некоторые идеи, которые помогут вам с пользой и интересом провести это время.

добавить статью
Школа онлайн
Школа онлайн
Про пространство и порядок

Необходимо, чтобы с раннего возраста у ребенка было свое пространство

добавить статью
Основные принципы здорового питания детей (Часть 1)

Что главное в питании ребенка? Продукты должны быть качественными. Это не значит - дорогими. Это значит - как можно более натуральными. Большинство из нас живет в городах, но даже в городе можно постараться приблизить питание ребенка к природному. Например, поискать натуральное молоко, яйца, чаще использовать овощи и фрукты с дачи.

добавить статью
Личные границы

Ответьте на вопросы и попробуйте почувствовать, как они вам откликаются.

добавить статью
Центр обеспечения мобильности пассажиров в московском метрополитене.

Бесплатная помощь для престарелых граждан, инвалидов и пассажиров с маленькими детьми.

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Мультфильм-страшилка «Зеленые зубы»

Мультфильм «Зеленые зубы» – обладатель Приза за лучший фильм для детей Открытого Российского Фестиваля Анимационного кино в Суздале.

добавить статью
Пасхальная открытка из цветных ниток

Простая поделка для самостоятельного детского творчества. Подходит для детей от 2 лет.

добавить статью
Поговорим о ювенальной юстиции

Что такое ювенальная юстиция и какие изменения в жизни семьи она несет.

добавить
Безмолвный крик. Фильм об абортах.

Изображение 12-недельного ребенка появляется на ультразвуковом экране. Мы видим, каким образом совершается аборт на сроке беременности в 12 недель. А сейчас мы увидим фильм - впервые сделанную в реальном ультразвуковом изображении запись аборта.

добавить

Кулиш Елена Борисовна
Вопрос по программе господдержки для многодетных семей на 2008-2015г.Работает эта программа реально и какие позиции может оспорить муниципалитет (ссылаясь на отсутствие каких-либо полномочий и средств...

Сергей
Не совсем понятно о какой программе идет речь. Есть проект такой программы, который был разработан в Год Семьи, но насколько я знаю, он так и не был реализован. далее...

Задайте свой вопрос

Похороните меня за плинтусом, П.Санаев

От других сочинений на ту же тему эту повесть решительно отличает лирический характер, в чем, собственно, и состоят загадка и секрет ее обаяния.

добавить
Новостная рассылка
Подписаться на новости
подписаться
Последние комментарии

48/0.0517544746399 0.0760772228241