Главная / Статьи / Психология семьи / Семья с подростком / Подросток и ровесники
Подросток и сверстники
Друзья подростка - это не только взрослые, но и сверстники, товарищи, одноклассники.
С переходом ребенка в среднюю школу его связи с окружающими людьми, как взрослыми, так и детьми, расширяются и усложняются. Характерной особенностью подростков по сравнению с младшими школьниками является усиленное стремление к общению с товарищами. Подростка невозможно удержать в рамках узкого семейного коллектива. Особую роль в его жизни начинает играть коллектив сверстников и складывающиеся в нем взаимоотношения. Подросток хочет заслужить уважение и признание сверстников, пользоваться среди них авторитетом. Коллектив предъявляет ребенку высокие требования, и завоевать авторитет и уважение товарищей он сумеет лишь в том случае, если будет отвечать этим требованиям.
Общение со сверстниками становится чрезвычайно важным фактором развития личности подростка. Оно делает его жизнь эмоциональнее, насыщеннее, богаче и интереснее. Отношения со сверстниками дают подростку незаменимый опыт социального общения, практику жизни в коллективе.
Известно, что в начальных классах авторитет ребенка среди товарищей определяется главным образом оценками взрослых.
Как правило, самыми авторитетными бывают отличники, безоговорочно выполняющие требования учителей, родителей.
У ребенка, вступающего в подростковый возраст, расширяется сфера самостоятельности, растет опыт общения с людьми. Это, естественно, ведет к желанию самому разобраться в поступках людей и их отношениях. Подростка уже не удовлетворяет такая система требований и отношений, при которой он находится в полной зависимости от оценок взрослых. В коллективе подростков начинает вырабатываться новая система критериев оценки поведения и личности человека, возникает своеобразная "переоценка ценностей", складывается новая иерархия морально-этических требований. Становление нового уровня самосознания в этом возрасте тесно связано с этими новыми критериями, с новыми требованиями, которые предъявляет коллектив к личности подростка.
Каковы эти требования, кто становится авторитетом у подростков?
Наверное, многим приходилось наблюдать такую картину. В начальной школе ребенок отличался активностью, начитанностью, хорошим поведением - словом, во всем являлся примером. В четвертом классе он вдруг начинает внешне немотивированно "меняться на глазах". У него портятся отношения с товарищами, ему не хочется идти в школу, он хуже учится, с удовольствием пропускает уроки, становится дерзким, а порой и грубым. В чем причина этих изменений? Оказывается, в классе его прежняя "образцовость" перестала быть значимой для ребят, пошатнулась непререкаемость его авторитета.
Теперь ребята больше общаются друг с другом, лучше узнают друг друга, и многое открывается им по-новому. Выясняется, что кто-то больше знает и читает, кто-то отличается большей находчивостью, кто-то - лучший спортсмен. Прежние авторитеты рушатся и создаются новые.
Именно в подростковом возрасте коллектив во всей сложности отношений встает перед ребенком, возникают необходимость в нем разобраться и возможность ответить его требованиям.
Нередко подросток начинает ориентироваться в этих требованиях, подражая товарищам, иногда заимствуя не только хорошее, но и плохое. Он старается чаще бывать с товарищами и все перенимает у них: интересуется тем, чем интересуются они, ходит туда, куда ходят они, читает то, что читают они. Как правило, друзья подростка бывают для него и "самыми умными", и "самыми красивыми", и "самыми веселыми". Словом, у подростка появляется образец, ориентирующий и направляющий его поведение.
В размышлениях о поведении товарищей складывается система требований не только к их поведению и личным качествам, но и оценка своих собственных достоинств и недостатков. Ориентируясь на товарищей, подражая им, подросток воспитывает в себе те качества, которые особенно ценятся сверстниками.
Что же одобряют и что осуждают подростки в товарищах ?
С одной стороны, они ценят качества, характеризующие высокий моральный облик подростка, его нравственные черты: принципиальность, добросовестное отношение к делу, общественную активность, искренность, честность, доброту. С другой стороны, качества, касающиеся непосредственно отношений ребят друг к другу и проявляющиеся в этих отношениях. Коллектив подростков не терпит зазнайства, похвальбы, подчеркивания своих, пусть даже и действительно имеющихся достоинств. Неписаный ребячий кодекс категорически отвергает такое поведение как не соответствующее нормам товарищеских отношений.
В коллективе подростков могут замечаться непостоянство, текучесть отношений. Это также является следствием сложности развивающегося внутреннего мира ребят этого возраста. Непостоянство симпатий, смена авторитетов, возрастание и падение влиятельности тех или иных подростков в коллективе есть не что иное как свидетельство постоянной внутренней работы, "примеривания" поступков и отношений людей к требованиям рождающегося нравственного кодекса.
Каждому подростку важно иметь уважение, признание товарищей, быть «не последним" среди них, знать, что тебя ценят, с тобой считаются. Нормальное развитие подростка невозможно без общения со сверстниками .
Именно коллектив может стать опорой для воспитателя в сложных ситуациях, влияние коллектива на подростка может быть очень благотворным. Но воспитатель - это не только учитель, но и мы, родители. И нам необходимо помнить, что коллектив сверстников сына или дочери может быть нашим надежным помощником. Увидеть в друзьях подростка своих помощников можно, если относиться к ним с доверием и уважением. Беседы с друзьями подростка помогут нам многое увидеть в новом свете. В этих беседах вы можете привлечь подростков к обсуждению моральных понятий, подсказывать им нравственные оценки, пути принятия тех или иных решений.
Подросток не всегда может самостоятельно найти удовлетворяющее его место в коллективе. Это не так просто. Один не видит своих недостатков, другой стесняется проявить свои достоинства, - тут-то и нужна помощь родителей. Помогите подростку разобраться в себе: подскажите ему, что в нем хорошего, чем он может быть полезен своим товарищам, в чем может помочь им, подскажите ему пути преодоления недостатков. Помогите вашему ребенку понять, как он выглядит в глазах других. Ни одна ссора вашего сына или вашей дочери с друзьями не должна оставить вас равнодушным.
Именно в семье складываются, формируются те способы общения, с которыми подросток идет к товарищам. Умеет или не умеет подросток найти общий язык с товарищами, проявить себя в коллективе - в значительной степени зависит от нас, родителей.
Человек в современном цивилизованном обществе немыслим без коллектива. Чтобы подросток сумел найти свое место в будущей жизни, он должен овладеть всей богатейшей практикой коллективистских отношений: уметь согласовывать свои желания и интересы с желаниями и интересами коллектива, научиться радоваться общим радостям, печалиться общими печалями, соотносить свою деятельность с общими целями. И подросток готов к этому. Ведь одна из его основных особенностей - неудержимая тяга к общению, к коллективу, к совместной деятельности с товарищами.
Это стремление подростка к общению важно направлять в нужное русло, и роль направляющего должен обязательно принять на себя взрослый. Коллективизм - качество, присущее подростку, и важно создавать условия для того, чтобы оно проявилось, чтобы именно оно стало ведущим в формировании личности подростка, мотивировало поступки, действия, все его отношения с людьми.
Ведь коллективиста делает общение, и не только общение в большом коллективе - классном или школьном, но и в семье, и в дружбе с товарищами.
|
Tweet | В Мой Мир | ||
Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.
Top
Последние Комментарии
Гость23-06-10 12:38:56
Согласна с предыдущим постом, но не полностью.Впринципе вы правы,но не совсем...
Поскольку сама являюсь подростком,я тоже немного разъясню ситуацию.
"Наверняка я сейчас разочарую многих родителей, но сейчас хорошее поведение и оценки не превозносят тебя в глазах сверстников, даже наоборот. Доброта и порядочность так же прктически не ценится, но хамство и сплетни так же не являются эталоном, как думают многие бабушки."
Это не всегда так. Конечно, человека, который выслуживается перед учителями мы не очень уважаем, НО мы с уважением относимся к тем отличникам, у которых есть свое собственное мнение, и они могут противостоять напору учителей, когда они бросают им или однокласснику,когда он прав,едкое замечание:мы часто обращаемся к ним за советом, просим объяснить материал попроще, чем учитель.Мы не используем его-наоборот, если это веселый и открытый человек, можно очень хорошо провести с ним время,даже покидать ему записки, когда учитель отворачивается...или нет:зависит от того,насколько у тебя хватит смелости =).
Доброта и порядочность:доброта ценится до сих пор!А вот порядочность...смотря что является этой порядочностью-если постоянное выполнение д/з,то это немного сочувствия или уважения к твоей стойкости))
За хамство и сплетни у нас респект не получишь,это правда!
Дорогие родители,пожалуйста НЕ НАДО нам говорит,что вы-наши друзья!Это не так(не обижайтесь!!!)- с вами нельзя поговорит на ОЧЕНЬ МНОГИЕ темы, вы НИКОГДА не вставляете в свою речь смешных фразочек,подколок,не говорите xd и ахах)(мы употребляем их даже в устной речи), не надо моральной поддержки-мы найдем ее вконтакте,когда друг будет онлайн(даже если много уроков,мы сидим там,потому что нам нравится общаться друг с другом и это поддерживает уровень позитива в нашей группе крови))).
И часто,очень часто,дорогие родители,вы нас не понимаете!И это не просто типичная фраза подростка,сказав которую о захлопывает за обой дверь,а эт,к сожалению,чистая правда!..
Спасибо.
Гость24-03-10 15:13:24
Знаете, в подростковом возрасте очень сложно найти понимание родителей и подросток тянется к сверстникам. Родитель теперь для него уже не авторитет, может глубоко в подсознании подросток всетаки ровняется на старшее поколение, но это практически не выражено. И чем больше он подражает родителям, тем хуже его отношения с друзьями. Я думаю, сейчас каждый родитель подумает: " Но ведь я не чужой человек для своего ребенка, я ведь хочу как лучше" Родители, вы можите быть уверены, ваш ребенок это понимает, но ваше рвение помочь совсем не помогает. В возрасте 13-14 лет мнение старших подросток практически не учитываешь, хотя понимает что оно правильно, ребенок очень хочет добится всего сам и стать авторитетом в компании друзей. Наверняка я сейчас разочарую многих родителей, но сейчас хорошее поведение и оценки не превозносят тебя в глазах сверстников, даже наоборот. Доброта и порядочность так же прктически не ценится, но хамство и сплетни так же не являются эталоном, как думают многие бабушки. В компании подростков действительно устанавливаются жестокие и строгие правила, но они не являются плохими, напротив именно эти правила воспитывают порядочность. Уважаемые родители относитесь к резкости всоего ребенка-подростка более лояльно, очень скоро все его бзики пройдут. И ваше чадо справится со всеми трудностями, подросток будет гордится всем, чего добился сам, и единственное, в чем вф можите помочь, так это моральная поддержка дома! Не надо ругаться с ребенком, постарайтесь переступить через себя и буквально через 5 минут вас подойдут и обнимут или скажут что любят, НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, ЧТО У ВАШИХ ДЕТЕЙ ОЧЕНЬ СХОЖИЙ ХАРАКТЕР С ВАШИМ И РЕБЕНОК ЦЕНИТ ВСЕ ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ ДЛЯ НЕГО. Просто постарайтесь стать для вашей дочки или для вашего сына другом, но не влияйте тем самым на его отношение с друзьями, не делайте из него "маменькиного" сыночка или дочку. КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ЛЮБИТ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ