Главная / Жизнь Семьи / Наука и культура / Про кино / Интересное кино / Поп
Поп
ПОПСлово «поп» (от греческого πάπας - папа, отец) приобрело со временем ироничный оттенок. Режиссер Владимир Хотиненко решил вернуть этому слову прежнее почетное звучание и снял фильм с таким названием.
Крестившийся еще в 80-е, Владимир Хотиненко долго удерживался от того, чтобы передать свою веру экранными средствами. Но косвенно все же делал именно это: не случайно он стал одним из самых тонких исследователей психологии и душевных травм 90-х. Особенно в этом отношении выделился «Мусульманин» - яркое, выстраданное высказывание на тему индивидуального выбора, нетерпимости, «бессмысленности и беспощадности» в новом русском кино.
Через десять лет Хотиненко вернулся к размышлению о религиозном пути человека в документальном фильме «Паломничество в Вечный город» - о первых веках христианства, эпохе, в которой до сих пор ищутся образцы
святости, с которой сверяются современные ценности. Этот фильм был вехой на пути к картине о современном святом человеке, «наследнике» особенно почитаемого Владимиром Хотиненко апостола Павла.
Сюжет «Попа» в общих чертах известен, поэтому напомним его лишь вкратце. Чтобы добиться лояльности населения оккупированных земель, немцы предлагают Псковской епархии свое содействие в восстановлении и открытии церквей, проведении богослужений. Положение щекотливое, потому что большевики хоть и богоборцы, но свои, а немцы - благодетели, но захватчики, убийцы. Епархия выбирает срединный путь. Соглашается проводить богослужения по уставу, но ни на какие иные уступки не идет.
Главный герой фильма - отец Александр Ионин, один из священников, которому поручено служить в деревенской церкви Псковской области. Рядом с этим селом немцы потом разбивают концентрационный лагерь для советских военнопленных. Долгое время отцу Александру придется лавировать между Сциллой и Харибдой двух противоборствующих сторон, рисковать, смиряться и остаться достойным названия православного христианина, помогая, спасая, жертвуя всем, что есть, ради мучеников за Родину. Кроме его жены, матушки Алевтины (эту роль блестяще исполнила Нина Усатова), и усыновленных детей, одну из которых, еврейскую девочку, сыграла героиня «Папиных дочек» Лиза Арзамасова, помочь ему больше некому. На его глазах гибнут люди, тонет в крови все человечество, а он в своем храме-ковчеге должен спасать хотя бы тех, кого он может спасти...
Образ священника для нашего кино экзотичен: в стране, где больше половины людей крещены, тем не менее о служителях Церкви известно мало. Можно только вспомнить яркого персонажа Виктора Шамирова в фильме «Чудо», монахов из «Острова» Павла Лунгина, да нескольких героев документальных фильмов. Хотиненко, как и и сыгравшему в фильме «Поп» Сергею Маковецкому (забавно, но в фильме «Чудо» он создал образ эдакого Мефистофеля, который искушает шамировского иерея), создавать экранный образ батюшки пришлось практически с нуля.
На пресс-конференции на фестивале «Окно в Европу» режиссер Владимир Хотиненко рассказал журналистам, что образ главного героя собирался из многих людей, в том числе и покойного Патриарха Алексия II. Кроме того, по словам режиссера, создателей фильма очень выручили видеозаписи жизни, проповедей интервью архимандрита Иоанна (Крестьянкина)». Герой фильма «Поп», священник Александр Ионин в замечательном исполнении Сергея Маковецкого, - не монах, не блестящий проповедник, не прозорливый старец, а простой сельский батюшка, но в нем живут неземная радость и уверенность в вещах невидимых. Он по-настоящему любит каждого встреченного им человека, готов пожертвовать за него своей жизнью. Он улавливает малейшие нюансы, обнаруживающие духовные и душевные травмы того, кто к нему пришел.
Великая Отечественная - выстраданная, познанная и принятая - открывает нам свое новое измерение. Кажется, эти открытия никогда не кончатся. Мы узнаем, как священники носили еду в концлагеря, как они стремились спасти, защитить людей, как пытались помешать казням и жестокостям немцев. Боль христианина, зажатого в угол двумя безбожными властями, - это тоже нечто новое, до сих пор в нашем кино не обдуманное. К тому же о подвигах именно христианских во время этой войны известно очень мало, значительно меньше, чем о мучениках Гражданской войны и репрессий.
«Поп» - первое поистине житийное произведение нашего кинематографа. Можно по-разному относиться к тому кино, которое сегодня снимается о православии. «Остров», «Чудо», «Юрьев день», «Скоро весна», «Царь», теперь еще и «Поп» - это первые, но отнюдь не робкие попытки нащупать языковые средства для разговора о важнейшей составляющей нашей истории, культуры, личностного развития. Ведь серьезных литературных или каких-либо других произведений на эту тему очень мало. К тому же ни одну религию нельзя понять без практики, и еще сложнее найти средства, чтобы выразить эту практику для сторонних наблюдателей.
Простейшие средства вроде показа самых зрелищных сторон христианства доказали свою несостоятельность, и Хотиненко пошел трудным путем, хотя его фильм тоже зрелищен. Здесь невероятной красоты пейзажи, съемки на натуре с огромными массовками, драматические сцены военного быта и даже спецэффекты. И в это изобилие красок и эмоций тихо вписан герой в серенькой рясе, который несет свой личный крест, а вокруг него незаметно для внешнего глаза спасаются тысячи. Этот фильм уже вписал себя в историю русского кино, ответное слово - за зрителем.
Христос воскресе!Сергей СЫЧЕВ
Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.
Top
Последние Комментарии