Главная / О нас / Колонка редакции / Ребенок не идет в детский сад. Часть II
Ребенок не идет в детский сад. Часть II
Мы продолжаем говорить о выбранном домашнем варианте воспитания дошкольника.
Для тех, кто не ходит в сад, занятия воспринимаются как основной ресурс социализации. Социализация – это привыкание ребенка к другим людям, умение общаться. Дают ли занятия, на которые вы ходите, достаточно знаний для развития социальных навыков? На занятиях - очень четкая структура: много деток, один педагог, урок, имеющий свою структуру. На занятиях дети, безусловно, учатся работать в группе под руководством взрослого. Но достаточно ли там общения? К сожалению, в Москве и в других крупных городах сейчас ситуация такая, что большинство клубов, предоставляя возможность заниматься, не предоставляет возможности общения. Клуб «Рождество» - это уникальное место, потому что, кроме занятий, там ребенок еще имеет возможность общаться, а также создается круг семей с похожими взглядами на жизнь.
Что же получает ребенок, который ходит на развивающие занятия? Он получает опыт работы в группе: он представляет себе, как выглядят другие дети, как они себя ведут, - но это не дает ему достаточного опыта для общения. Бывает, что ребенок говорит, что не хочет общаться с другими детьми. Иногда ребенок не хочет собирать пазлы, и за этим нежеланием собирать пазлы стоит неумение, связанное с нейропсихологической незрелостью: он не то, что не хочет, а не может. Точно так же, если ребенок не хочет общаться с детьми, нужно исключить ситуацию, что он не умеет этого делать. И надо четко понимать, что занятие – это занятие, а общение – это общение. Как правило, это две разные деятельности для мамы: нужно и занятие организовывать, и общение организовывать. На занятиях ребенок обучается, развивается его интеллект. При общении (причем, общение может быть не всегда окрашено положительными эмоциями, эмоции могут быть сложными), при взаимодействии ребенок получает другой опыт – опыт социальный, который потом очень ему пригодится и в жизни, и в школе. Если вы думаете про опыт общения с другими детьми по-другому, возможно, вашей семье не так важно будет простроить среду общения. На занятиях может возникать среда, для того чтобы пообщаться, поиграть, только благодаря специальным усилиям родителей – когда вы не убегаете сразу, а специально договариваетесь. И тот вопрос, который очень внимательно продумывать для домашних деток, - это среда общения.
Бывает так, что домашний вариант воспитания выбирают люди, которые вообще сами не склонны общаться, – довольно замкнутые, с небольшим кругом друзей и знакомых. Ребенок – часть семьи, поэтому и он не получает большого набора друзей, родственников и знакомых. Но мы, родители, выросли, и мы это количество общения выбрали сами, а у ребенка этого выбора нет, потому что он заложник семейной системы. Пока человек растет, ему нужны товарищи по играм, потому что взрослый не всегда годится на роль товарища по играм, и вообще взрослые по-другому играют. Основной вопрос, который возникает, когда я начинаю говорить, что нужна какая-то среда общения, такой – есть братья и сестры, вот они вместе и играют. Это огромный вопрос, достаточно ли игр с братьям и сестрами.
Иногда бывает, что достаточно игр с братьями и сестрами – это если у ребенка есть хорошая игровая пара среди сиблингов. Игровая пара – это брат или сестра, с которыми идет действительно хорошая игра. Не то чтобы совсем без ссор, но они умеют какое-то время увлеченно играть, и они умеют разговаривать – им друг без друга скучно. Это не значит, что нет конфликтов, но это значит, что дети действительно друг другу многое дают в плане общения. Это, скорее всего, близковозрастные дети – дети с разницей до трех – трех с половиной лет, и когда младший уже не младенец. Бывает, что потом будет игровая пара, но она еще не подросла – второй ребенок мал, ему полгода, год, и с ним не поиграешь по-настоящему. А бывает, что разница в возрасте велика, скажем, пять лет, и братья или сестры есть, но разница в возрасте пока не позволяет играть увлеченно.
Кроме того, то, что касается отношений с братьями и сестрами: в них присутствует один и тот же изначально заложенный расклад ролей. Дети уже рождаются какими-то. Мы их воспитываем, пытаемся менять качества их характера, они растут и меняются сами. В конфигурации сиблингов есть не меняющийся быстро расклад того, кто какой: кто более активный, кто забирает себе больше ролей, кто забирает инициативу в игре. Иногда бывает, что этот ролевой расклад между братьями и сестрами устраивает и младшего, и старшего – они хорошо играют. Но, чем старше становится ребенок, чем ближе к концу дошкольного периода (пять-шесть-семь лет), ему нужно познать какой-то другой опыт, познать другой расклад ролей в игре, кроме, как с братьями и сестрами. Классическая ситуация: старший ребенок из двух-трех близковозрастных сиблингов, возможно, погодков – он привыкает все время рулить и командовать и будет начальником. И он умеет общаться с братьями и сестрами в этих ролях. Но это то, что не подойдет ни в какой другой компании – его не примут в этом качестве. Поскольку основное умение в общении – выстраивать горизонтальные связи, то это огромный вопрос – достаточно ли игр с братьями и сестрами. Смотрите, как у вас складывается. Смотрите, действительно ли они друг другу интересны, и насколько гибкая там система ролей.
Теперь мы обсудим ситуацию, когда ребенок дома, а играть ему не с кем. Это ситуация неблагоприятная. Также неблагоприятная ситуация, когда ребенок не хочет ни общаться, ни обучаться, при этом ему больше, чем четыре года, и вы пробовали разные системы занятий. Если играть не с кем, не будет развиваться часть способностей. Если ребенок не развивает мышцы – не ходит, а ездит на коляске – то он не может пройти большое расстояние, потому что он этим не занимался. Если играть не с кем, будет развиваться только один вид игры – фантазийная игра с самим собой, а все другие типы игры выпадут. Также нужно очень хорошо понимать, что взрослый не может быть партнером в игре.
Один из возникающих вопросов - как подготовить домашнего ребенка в плане общения, а второй вопрос – как подготовить домашнего ребенка к школе (есть мнение, что в саду ребенка и к школе подготовят). Вопрос, как создать среду общения, актуален для начального периода дошкольного детства от трех до пяти: надо выстраивать среду общения изо всех сил, чтобы эта возможность развивалась. В плане общения ситуации могут быть очень и очень разные. Если семья многодетная, предполагается, что общения много, есть другие семьи, есть другие дети. И, действительно, часто бывает так: образуется целый кружок, и там много детей, не только ваши, но и дети-ровесники, и общения достаточно. Бывает, что семья с несколькими детьми живет в полной изоляции и двинутся никуда не может, потому что довольно сложно всех собрать, одеть и состыковать занятия. То есть, если есть круг общения семьи, и там несколько похожих по возрасту и подходящих друг другу как игровая пара детей, то можно успокаиваться. Получается, что общение в домашнем варианте (так же, как и подготовленность к школе при домашнем варианте) – зона определенного усилия: вы создаете круг общения или среду, или она не возникает. Ни круг общения не возникнет сам, ни готовность к школе.
Итак, когда ребенку больше, чем пять лет, действительно встает вопрос, как подготовить к школе. И часто, если никто не ходил в сад ни у вас, ни в окружении, и ребенок первенец, родители не оценивают, насколько это важный вопрос – как подготовить к школе. Как мы помним, наверняка, большинство родителей к школе никак не готовились – они просто шли в первый класс, и все. Тогда школа принимала нечитающих и несчитающих детей. Сейчас очень высокие требования к интеллектуальной готовности. Она различается, в зависимости от того, какую школу вы выбираете, но она должна быть, и она часто не возникает сама. Как ни парадоксально, интеллектуальная готовность – самый простой компонент школьной готовности. Если вы дома, и ребенок дома, и у вас нет огромного количества других хлопот или детей, вы будете с ним заниматься, потому что есть такая возможность. И вы набор знаний, умений и навыков сформируете у него, даже если не иметь специального образования. Наверняка, вы будете посещать занятия, где вам подскажут, какой это должен быть набор знаний, умений и навыков.
Готовность к школе не состоит только лишь из интеллектуальной готовности. Это один компонент, а все остальные компоненты у домашнего ребенка могут и провисать. Сегодня мы поговорим не про интеллектуальную готовность, а про другой компонент – социальную компетентность, которая тоже является частью готовности ребенка к школе. Ребенок может быть абсолютно интеллектуально подготовлен, но если у него нет социальной компетентности, он не сможет учиться, потому что понимать тонкости взаимодействия других людей, детей и взрослых, – очень важное умение. Очень часто домашний ребенок здесь не силен. Я называю некоторые сложные моменты не для того, чтобы кого-то убедить детей в сад отдавать, но чтобы обозначить именно те, которые требуют особенного внимания и, возможно, усилия.
Авторская колонка Екатерины Бурмистровой. Короткие эссе на актуальные темы. Ждем Вашего отклика и участия
|
Tweet | В Мой Мир | ||
Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.
Top
Последние Комментарии