Главная / О нас / Колонка редакции / Ребенок не идет в детский сад. Часть IV
Ребенок не идет в детский сад. Часть IV
Продолжаем разговор с Екатериной Бурмистровой о домашнем воспитании дошкольника. Что должен уметь дошкольник. Ритм жизни домашнего ребенка. Как обеспечить режим, если ребенок не ходит в сад? Игровая развивающая среда. Перегрузки.
Итак, что «должен» уметь дошкольник - в целом, полезно соотносить развитие ребенка с возрастными нормами.
Дошкольник должен
- уметь играть – и один, и с братьями и сестрами, если они есть, и с другими детьми - примерно в равных пропорциях.
- уметь и любить заниматься творчеством – лепкой, аппликацией, рисованием и (или) конструированием. Есть девочки, которые не категорически не конструируют, но много рисуют, и есть мальчики, которые никак не рисуют, зато конструируют. Одно или два этих качества – необходимый атрибут.
- уметь концентрировать внимание на интеллектуальных занятиях.
- иметь некоторое количество обязанностей по дому – не только для того чтобы действительно помогать (часто нам легче сделать самим), но для развития воли.
Этот список относится не к трехлетке; у трехлеток это входит в список ближайшего развития – он только будет учиться этому всему. У пятилетнего дошкольника должен быть по каждому пункту хотя бы минимальный плюсик.
Вопрос: Если ребенок инфантильный?
Екатерина: Важно понимать, насколько он инфантилен, с кем вы его сравниваете, в чем он инфантилен, мешает ли ему инфантильность.
Вопрос: Не будет ли старший ревновать, если его отводят в сад, а младший дома?
Екатерина: Бывает очень по-разному: может ревновать, а может воспринять это как привилегию, как возможность отдохнуть от малышей, побыть с ровесниками, узнать что-то новое. Это очень сильно зависит от того, как вы это подадите, как это будет устроено и, конечно же, от сада. У нас, к сожалению, нет игровых групп – самой хорошей возможности для дошкольников. Это группы, куда можно привести дошкольников на какое-то количество часов поиграть. Там создана игровая среда, но там нет структурированных занятий – эти группы направлены, в основном, на общение.
Наша аудитория – это во многом родители-отличники, у которых все должно быть на твердую «пятерку». Такие родители, имея домашнего ребенка, ни в коем случае не должны работать над его воспитанием и развитием постоянно. Но, если из вышеперечисленного в жизни ребенка представлено что-то одно, то это может вызывать вопросы о том, как ему будет впоследствии. Как понять, что вы в домашнем воспитании движетесь в правильном ключе?
- Если у ребенка есть развернутая фантазийная игра, то за важную часть его развития можно быть спокойным – у него развивается воображение и фантазия, а это предтеча интеллекта.
- Если ребенок не ноет, не говорит все время, пока вы его не занимаете, что ему скучно, а умеет занять себя сам, заняться с братьями-сестрами, выполнить ваше задание, просто сидеть рядом, то это – благоприятный признак.
- Если нет постоянных конфликтов (это относится не ко всем, скорее, к тем, у кого есть братья и сестры). Периодические конфликты с сиблингами есть, но они не постоянны и безопасны.
Говоря о верном направлении, нужно понять, какие у вас представления о том, какое должно быть гармоничное развитие ребенка, каким он должен быть: больше умным, или больше творческим, или чутким, или играющим, или просто инфантильным ребенком. В зависимости от этого вы и будете строить свою жизнь.
Крайне важно, чтобы ребенок не был занимаем только компьютером, потому что формирование экранной зависимости в детстве самое непрогнозируемое, и он никак не вписывается в гармоничное развитие.
Ритм жизни домашнего ребенка: должен ли он быть, нужен ли он вообще.
Я думаю, что он очень нужен, потому что навыки организованности закладываются в детстве. Последовательность «спать, гулять, кушать, играть, устранять последствия своей активности (нарезал бумагу – собрать, рассыпал крошки – смести) - это предсказуемая, повторяемая структура дня. Такой ритм создаст ту привычку к организованности жизни, которая может потом помочь и в учебе, и в работе. Иногда бывает, что жизнь домашнего ребенка абсолютно бесструктурна – родителям так проще, удобнее. Например, один ребенок среди взрослых, и взрослые не разделяют идею о том, что режим необходим, и ребенок живет вне режима. У такого ребенка могут на всю жизнь остаться сложности собрать себя и двигаться в определенном ритме.
Ритм домашнего ребенка – не поле его ответственности. Гулять или не гулять, читать или не читать, убирать или не убирать – это все не относится к компетентности ребенка, это то, что решают родители. Да, он может решать, читать или играть, играть с тем или с этим, но за режим и за ритм отвечают родители. И без протестов тут не обойдется, потому что у ребенка есть и ригидность, и родителям необходимо умение сдерживать сопротивление. Если вы не в состоянии организовать этот ритм никак, потому что ребенок не хочет, то это тревожный сигнал. Совсем без ритма полезно далеко не всем. И если вы не хотите воспитать «творческую личность», то договариваться по поводу ритма к четырем годам нужно бы научиться.
Как обеспечить режим, если ребенок не ходит в сад? Недетский режим домашних детей образуется по нескольким причинам. Во-первых, это позднее вставание, потому что поздняя укладка. Поздняя укладка – во-первых, потому что ждем папу с работы всей семьей, а во-вторых, ребенок предполагает, что он тоже большой: мама с папой не ложатся - и он не ложится, что мама с папой разговаривают – и он с ними. Иногда бывает, что недетский режим возникает, потому что так удобнее всем. И поздняя укладка, и позднее вставание может помешать возникновению ритма, а также попаданию ребенка хоть на какие-то занятия. И аргумент «ждем папу с работы» - очень важный. И аргумент «так удобнее всем» - тоже важный. Но надо оценить, насколько большой ущерб от того, что вы живете в недетском ритме. Возможно, вы тогда не успеваете гулять по солнышку. Возможно, вы тогда не имеете собственного общения с мужем. И домашний ребенок или садовский, но рамки, законы и правила должен устанавливать взрослый. И умение подчиняться правилам, в частности, правилам ритма жизни, - одно из самых важных умений.
Домашнему ребенку необходимо организовать игровую развивающую среду. Понятно, что игрушек у нас у всех больше, чем нужно, и иногда количество игрушек мешает играть. Для домашнего малыша крайне важны настольные развивающие игры дома и игры с правилами на улице. Они просто обязательны для домашнего ребенка, потому что в них заложена прекрасная возможность, научиться следовать правилам, даже если этого не хочется. Также ребенок научается справляться с эмоциями, если он проиграл. Если ребенок к пяти годам вообще никогда не умеет следовать правилам, в частности, правилам игры, и ему крайне сложно справляться с эмоциями (проиграл – кидает доску или кого-то кусает), то это очень тревожный признак того, что не все движется в правильном русле. Этому нужно учить. Если вы сто раз попробуете и прогресса не увидите, то тогда действительно это станет серьезным вопросом. Но такие умения формируются не за один, не за два раза и даже не за десять.
Можно ли брать в качестве ориентира развития ребенка любую из программ детского сада? Я думаю, что можно, и принцип должен соблюдаться «не менее, чем средний ребенок узнает в детском саду». Не менее, чем игр, не менее, чем по творчеству, не менее, чем по физкультуре. Насколько больше нужно ориентироваться на «более, чем», чтобы домашний ребенок был в чем-то более продвинут, это вопрос, потому что перегруженное расписание дошкольников, когда вместо сада очень много занятий, это особая ситуация развития, и она неблагоприятная. Она может иметь очень негативные последствия.
Как же составить не ритм дня, а ритм недели для домашнего ребенка? Сколько занятий, мероприятий в неделю нормально? Когда начинать занятия спортом, музыкой, танцами, творчеством, иностранным языком? Когда и насколько развивать интеллект? На все эти вопросы нет универсального ответа, но есть индивидуальные решения. И программа, которая для одного ребенка будет оптимальна, для другого она будет перегружена, а для третьего она будет ненасыщенна.
Очень важно, чтобы занятия спортом или каким-то видом танцев начались не позднее четырех с половиной – пяти лет, а лучше в четыре. Очень важно, чтобы занятия языком (если это не занятия с носителем) не начинались раньше трех-четырех лет. Очень важно, чтобы занятия музыкой не были поводом для домашнего террора и не совмещались с началом обучения в школе. А как и насколько развивать интеллект, покажет время. Это индивидуальная возможность к развитию мышления, и она будет расти вместе с ребенком. Важно не перекормить ребенка знаниями, но, с другой стороны, развить интеллект в формате «не менее, чем» программы детского сада. Такой ориентир.
Чем же опасны перегрузки дошкольников, если переразвили интеллект, перегрузили музыкой? Перегрузка – это когда у дошкольника каждый день занятия, нет свободного дня на неделе, и занятие не одно: утром что-то и вечером что-то. Далеко не всем детям подойдет именно такая нагрузка, потому что не останется времени играть. Перегрузки дошкольников опасны тем, что они потом не захотят учиться, что к школе они подойдут не с желанием учиться и заниматься, а с усталостью: ой, опять эти занятия, ой, опять эти уроки, ой, опять куда-то идти, а хочется побыть дома и поиграть. Поэтому перегрузки опасны, и их надо стараться избегать. Если говорить про количество – то не менее двух мероприятий в неделю, но не более пяти-шести, т.е. надо, чтобы половинки дня были свободны.
Нужно обговорить еще один вариант домашнего ребенка – когда ребенок дома, но он не с родителями, т.е. не мама (папа) основной воспитатель, а кто-то другой. Крайний возраст для сидения дома, но не с мамой – четыре – четыре с половиной года. Если с мамой можно сидеть до школы, и это будет хорошо, и чисто домашние детки, сидящие с мамой, научатся справляться со своим характером, то особенности воспитания бабушки и особенности воспитания няни таковы, что к тому моменту, когда ребенок становится чуть старше, очень сложно все устроить так, чтобы домашний ребенок по части эмоционального и волевого развития получал все, что нужно, если с ним бабушка или няня. Дома, но не с мамой после четырех – четырех с половиной лет – вариант не оптимальный. Но ваше мнение может быть другим.
Почему не с мамой хуже? У каждой родительской пары имеется уникальный родительский стиль. Именно этот родительский стиль подходит именно этим детям. Не случайно дети родились именно в этом браке, именно у этих родителей. И родители, если у них есть время и возможность, найдут способы справиться с характером ребенка. А вот няня, которая наемный работник, или бабушка – это большой вопрос. Чтобы обточить характер ребенка, воспитать его, нужен уникальный родительский стиль, и он полезен. Любой другой стиль может формировать патологические качества характера.
И одно из важных отступлений про домашнего ребенка. Поскольку мы понимаем, что занятия для него важны, и уж совсем-совсем домашний, без всяких занятий, ребенок до школы быть не может – хотя бы с пяти лет какие-то занятия нужны, как себя вести, если ребенок категорически от любых отказывается, и отказывается не просто, а с сильными эмоциями? Кто главный? Кто решает? Если вы уверены, что это хорошие занятия, они хорошо устроены, и это хороший педагог: он не кричит, он чуток и добр к детям, - а ребенок все равно отказывается, то стоит подумать, оставлять ли ситуацию так. Нельзя идти навстречу всему, что продуцирует ребенок. К этому, конечно, нужно быть внимательным, и совсем не обязательно ребенка переламывать, но «мне не нравятся занятия» - это не конец разговора, а начало родительского разговора про воспитание, про то, почему ему не нравятся занятия, что с этим делать. Если эта фраза «мне не нравятся занятия, я не пойду» окажется точкой, последним словом, которое за ребенком, и от школы он откажется также. И он поставит сам себе, не понимая, что он делает, стопор для развития. Все детские шипы и колючки, в частности, отказ от занятий, должны обтачиваться до школы. Если вы оставите просто так нежелание соблюдать правила, нежелание ходить на занятия, сложности с концентрацией внимания, моменты, связанные с агрессивностью, т.е. примите их как должное, вы просто отложите долг. Это нехорошая стратегия, оставлять сложности без внимания. Ребенок, который не ходит в сад, должен уметь ходить на занятия. Пусть не на все, и не каждый тренер, не каждый педагог ему подойдет, но на какие-то он должен мочь ходить, иначе вам с ним будет не просто.
Мы много говорили о проблемах, и, может быть, у кого-то возникло ощущение, что существуют одни проблемы. На самом деле, это совсем не так, просто то, что хорошо, – само собой разумеется. И все-таки хотелось назвать возможности домашнего варианта воспитания.
Прежде всего, это возможность действительно много быть с родителями. Очень часто у детей почти не сохраняется воспоминаний о дошкольном детстве. У садовских детей их совсем мало. Можно сказать, что их родители – флешпамять ребенка, внешние хранители информации. У домашних детей таких воспоминаний гораздо больше, потому что родитель оречевляет, формулирует в слова то, что ребенок переживает, чувствует. И домашний вариант воспитания – это возможность согреться теплом семьи и потом уметь передать это тепло своей семье. Это возможность иметь время разговаривать с ребенком, отвечать на вопросы не на бегу, придумывать какие-то истории, слушать придуманные истории. Также очень важно, что характер домашнего ребенка формируется под очень четким родительским взглядом, при условии, что это родители: вы видите его реакции, вы видите, что с ним происходит, что-то вам нравится, что-то в вас вызывает тревогу, вопросы, и вы чутко можете на это реагировать, устранять то, что вам кажется неправильным. Формируется так называемый «несерийный подход»: вы не просто штампуете кирпичи и, даже если их много, то каждый для вас единственный. Это несерийный подход очень важен, потому что потом учит ребенка выстраивать личные отношения, а не безличные.
Дошкольное детство – огромная возможность, утро жизни. И, если в семье хорошо, если маме хорошо с ребенком, и ребенок в кругу и тепла, то это будет замечательная база, при условии, что не выпадут все социальные и эмоционально-волевые функции.
Вопрос: Сыну четыре года. Он очень сердится и ругается на уроки, которые делают сестры, т.к. они в это время не могут с ним играть. Не появится ли негатив к школе?
Екатерина: расскажу замечательную историю, которая произошла в семье наших знакомых. Там несколько детей, есть и школьники, и дошкольники. И вот мама заходит в комнату и видит, что маленькая трехлетняя девочка плачет, хлюпает носом и пишет что-то. Мама спрашивает: «Заинька, а ты что делаешь?» - «Я уёки делаю». Действительно, ребенок видит, как делают уроки братья и сестры, понимает, что школа отчасти похищает старших. Я думаю, что можно занимать его на то время, пока у сестер уроки, и объяснять, что это не сестры не любят его, а что им надо делать уроки – это не их выбор.
Авторская колонка Екатерины Бурмистровой. Короткие эссе на актуальные темы. Ждем Вашего отклика и участия
|
Tweet | В Мой Мир | ||
Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.
Top
Последние Комментарии