Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::connect() should not be called statically in /var/www/semyaras/data/www/semya-rastet.ru/_classes/connect.php on line 15 Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::parseDSN() should not be called statically in /var/www/semyaras/data/www/semya-rastet.ru/_classes/Generic.php on line 89 Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::parseDSN() should not be called statically, assuming $this from incompatible context in /var/www/semyaras/data/www/semya-rastet.ru/_classes/Mysql.php on line 35 Ребенок не идет в детский сад. Часть IV. Колонка редакции.

Главная / О нас / Колонка редакции / Ребенок не идет в детский сад. Часть IV

Ребенок не идет в детский сад. Часть IV

Продолжаем разговор с Екатериной Бурмистровой о домашнем воспитании дошкольника. Что должен уметь дошкольник. Ритм жизни домашнего ребенка. Как обеспечить режим, если ребенок не ходит в сад? Игровая развивающая среда. Перегрузки.

Итак, что «должен» уметь дошкольник - в целом, полезно соотносить развитие ребенка с возрастными нормами.

Дошкольник должен

- уметь играть – и один, и с братьями и сестрами, если они есть, и с другими детьми - примерно в равных пропорциях.

- уметь и любить заниматься творчеством – лепкой, аппликацией, рисованием и (или) конструированием. Есть девочки, которые не категорически не конструируют, но много рисуют, и есть мальчики, которые никак не рисуют, зато конструируют. Одно или два этих качества – необходимый атрибут.

- уметь концентрировать внимание на интеллектуальных занятиях.

- иметь некоторое количество обязанностей по дому – не только для того чтобы действительно помогать (часто нам легче сделать самим), но для развития воли.

Этот список относится не к трехлетке; у трехлеток это входит в список ближайшего развития – он только будет учиться этому всему. У пятилетнего дошкольника должен быть по каждому пункту хотя бы минимальный плюсик.

Вопрос: Если ребенок инфантильный?

Екатерина: Важно понимать, насколько он инфантилен, с кем вы его сравниваете, в чем он инфантилен, мешает ли ему инфантильность.

Вопрос: Не будет ли старший ревновать, если его отводят в сад, а младший дома?

Екатерина: Бывает очень по-разному: может ревновать, а может воспринять это как привилегию, как возможность отдохнуть от малышей, побыть с ровесниками, узнать что-то новое. Это очень сильно зависит от того, как вы это подадите, как это будет устроено и, конечно же, от сада. У нас, к сожалению, нет игровых групп – самой хорошей возможности для дошкольников. Это группы, куда можно привести дошкольников на какое-то количество часов поиграть. Там создана игровая среда, но там нет структурированных занятий – эти группы направлены, в основном, на общение.

Наша аудитория – это во многом родители-отличники, у которых все должно быть на твердую «пятерку». Такие родители, имея домашнего ребенка, ни в коем случае не должны работать над его воспитанием и развитием постоянно. Но, если из вышеперечисленного в жизни ребенка представлено что-то одно, то это может вызывать вопросы о том, как ему будет впоследствии. Как понять, что вы в домашнем воспитании движетесь в правильном ключе?

- Если у ребенка есть развернутая фантазийная игра, то за важную часть его развития можно быть спокойным – у него развивается воображение и фантазия, а это предтеча интеллекта.

- Если ребенок не ноет, не говорит все время, пока вы его не занимаете, что ему скучно, а умеет занять себя сам, заняться с братьями-сестрами, выполнить ваше задание, просто сидеть рядом, то это – благоприятный признак.

- Если нет постоянных конфликтов (это относится не ко всем, скорее, к тем, у кого есть братья и сестры). Периодические конфликты с сиблингами есть, но они не постоянны и безопасны.

Говоря о верном направлении, нужно понять, какие у вас представления о том, какое должно быть гармоничное развитие ребенка, каким он должен быть: больше умным, или больше творческим, или чутким, или играющим, или просто инфантильным ребенком. В зависимости от этого вы и будете строить свою жизнь.

Крайне важно, чтобы ребенок не был занимаем только компьютером, потому что формирование экранной зависимости в детстве самое непрогнозируемое, и он никак не вписывается в гармоничное развитие.

Ритм жизни домашнего ребенка: должен ли он быть, нужен ли он вообще.

Я думаю, что он очень нужен, потому что навыки организованности закладываются в детстве. Последовательность «спать, гулять, кушать, играть, устранять последствия своей активности (нарезал бумагу – собрать, рассыпал крошки – смести) - это предсказуемая, повторяемая структура дня. Такой ритм создаст ту привычку к организованности жизни, которая может потом помочь и в учебе, и в работе. Иногда бывает, что жизнь домашнего ребенка абсолютно бесструктурна – родителям так проще, удобнее. Например, один ребенок среди взрослых, и взрослые не разделяют идею о том, что режим необходим, и ребенок живет вне режима. У такого ребенка могут на всю жизнь остаться сложности собрать себя и двигаться в определенном ритме.

Ритм домашнего ребенка – не поле его ответственности. Гулять или не гулять, читать или не читать, убирать или не убирать – это все не относится к компетентности ребенка, это то, что решают родители. Да, он может решать, читать или играть, играть с тем или с этим, но за режим и за ритм отвечают родители. И без протестов тут не обойдется, потому что у ребенка есть и ригидность, и родителям необходимо умение сдерживать сопротивление. Если вы не в состоянии организовать этот ритм никак, потому что ребенок не хочет, то это тревожный сигнал. Совсем без ритма полезно далеко не всем. И если вы не хотите воспитать «творческую личность», то договариваться по поводу ритма к четырем годам нужно бы научиться.

Как обеспечить режим, если ребенок не ходит в сад? Недетский режим домашних детей образуется по нескольким причинам. Во-первых, это позднее вставание, потому что поздняя укладка. Поздняя укладка – во-первых, потому что ждем папу с работы всей семьей, а во-вторых, ребенок предполагает, что он тоже большой: мама с папой не ложатся - и он не ложится, что мама с папой разговаривают – и он с ними. Иногда бывает, что недетский режим возникает, потому что так удобнее всем. И поздняя укладка, и позднее вставание может помешать возникновению ритма, а также попаданию ребенка хоть на какие-то занятия. И аргумент «ждем папу с работы» - очень важный. И аргумент «так удобнее всем» - тоже важный. Но надо оценить, насколько большой ущерб от того, что вы живете в недетском ритме. Возможно, вы тогда не успеваете гулять по солнышку. Возможно, вы тогда не имеете собственного общения с мужем. И домашний ребенок или садовский, но рамки, законы и правила должен устанавливать взрослый. И умение подчиняться правилам, в частности, правилам ритма жизни, - одно из самых важных умений.

Домашнему ребенку необходимо организовать игровую развивающую среду. Понятно, что игрушек у нас у всех больше, чем нужно, и иногда количество игрушек мешает играть. Для домашнего малыша крайне важны настольные развивающие игры дома и игры с правилами на улице. Они просто обязательны для домашнего ребенка, потому что в них заложена прекрасная возможность, научиться следовать правилам, даже если этого не хочется. Также ребенок научается справляться с эмоциями, если он проиграл. Если ребенок к пяти годам вообще никогда не умеет следовать правилам, в частности, правилам игры, и ему крайне сложно справляться с эмоциями (проиграл – кидает доску или кого-то кусает), то это очень тревожный признак того, что не все движется в правильном русле. Этому нужно учить. Если вы сто раз попробуете и прогресса не увидите, то тогда действительно это станет серьезным вопросом. Но такие умения формируются не за один, не за два раза и даже не за десять.

Можно ли брать в качестве ориентира развития ребенка любую из программ детского сада? Я думаю, что можно, и принцип должен соблюдаться «не менее, чем средний ребенок узнает в детском саду». Не менее, чем игр, не менее, чем по творчеству, не менее, чем по физкультуре. Насколько больше нужно ориентироваться на «более, чем», чтобы домашний ребенок был в чем-то более продвинут, это вопрос, потому что перегруженное расписание дошкольников, когда вместо сада очень много занятий, это особая ситуация развития, и она неблагоприятная. Она может иметь очень негативные последствия.

Как же составить не ритм дня, а ритм недели для домашнего ребенка? Сколько занятий, мероприятий в неделю нормально? Когда начинать занятия спортом, музыкой, танцами, творчеством, иностранным языком? Когда и насколько развивать интеллект? На все эти вопросы нет универсального ответа, но есть индивидуальные решения. И программа, которая для одного ребенка будет оптимальна, для другого она будет перегружена, а для третьего она будет ненасыщенна.

Очень важно, чтобы занятия спортом или каким-то видом танцев начались не позднее четырех с половиной – пяти лет, а лучше в четыре. Очень важно, чтобы занятия языком (если это не занятия с носителем) не начинались раньше трех-четырех лет. Очень важно, чтобы занятия музыкой не были поводом для домашнего террора и не совмещались с началом обучения в школе. А как и насколько развивать интеллект, покажет время. Это индивидуальная возможность к развитию мышления, и она будет расти вместе с ребенком. Важно не перекормить ребенка знаниями, но, с другой стороны, развить интеллект в формате «не менее, чем» программы детского сада. Такой ориентир.

Чем же опасны перегрузки дошкольников, если переразвили интеллект, перегрузили музыкой? Перегрузка – это когда у дошкольника каждый день занятия, нет свободного дня на неделе, и занятие не одно: утром что-то и вечером что-то. Далеко не всем детям подойдет именно такая нагрузка, потому что не останется времени играть. Перегрузки дошкольников опасны тем, что они потом не захотят учиться, что к школе они подойдут не с желанием учиться и заниматься, а с усталостью: ой, опять эти занятия, ой, опять эти уроки, ой, опять куда-то идти, а хочется побыть дома и поиграть. Поэтому перегрузки опасны, и их надо стараться избегать. Если говорить про количество – то не менее двух мероприятий в неделю, но не более пяти-шести, т.е. надо, чтобы половинки дня были свободны.

Нужно обговорить еще один вариант домашнего ребенка – когда ребенок дома, но он не с родителями, т.е. не мама (папа) основной воспитатель, а кто-то другой. Крайний возраст для сидения дома, но не с мамой – четыре – четыре с половиной года. Если с мамой можно сидеть до школы, и это будет хорошо, и чисто домашние детки, сидящие с мамой, научатся справляться со своим характером, то особенности воспитания бабушки и особенности воспитания няни таковы, что к тому моменту, когда ребенок становится чуть старше, очень сложно все устроить так, чтобы домашний ребенок по части эмоционального и волевого развития получал все, что нужно, если с ним бабушка или няня. Дома, но не с мамой после четырех – четырех с половиной лет – вариант не оптимальный. Но ваше мнение может быть другим.

Почему не с мамой хуже? У каждой родительской пары имеется уникальный родительский стиль. Именно этот родительский стиль подходит именно этим детям. Не случайно дети родились именно в этом браке, именно у этих родителей. И родители, если у них есть время и возможность, найдут способы справиться с характером ребенка. А вот няня, которая наемный работник, или бабушка – это большой вопрос. Чтобы обточить характер ребенка, воспитать его, нужен уникальный родительский стиль, и он полезен. Любой другой стиль может формировать патологические качества характера.

И одно из важных отступлений про домашнего ребенка. Поскольку мы понимаем, что занятия для него важны, и уж совсем-совсем домашний, без всяких занятий, ребенок до школы быть не может – хотя бы с пяти лет какие-то занятия нужны, как себя вести, если ребенок категорически от любых отказывается, и отказывается не просто, а с сильными эмоциями? Кто главный? Кто решает? Если вы уверены, что это хорошие занятия, они хорошо устроены, и это хороший педагог: он не кричит, он чуток и добр к детям, - а ребенок все равно отказывается, то стоит подумать, оставлять ли ситуацию так. Нельзя идти навстречу всему, что продуцирует ребенок. К этому, конечно, нужно быть внимательным, и совсем не обязательно ребенка переламывать, но «мне не нравятся занятия» - это не конец разговора, а начало родительского разговора про воспитание, про то, почему ему не нравятся занятия, что с этим делать. Если эта фраза «мне не нравятся занятия, я не пойду» окажется точкой, последним словом, которое за ребенком, и от школы он откажется также. И он поставит сам себе, не понимая, что он делает, стопор для развития. Все детские шипы и колючки, в частности, отказ от занятий, должны обтачиваться до школы. Если вы оставите просто так нежелание соблюдать правила, нежелание ходить на занятия, сложности с концентрацией внимания, моменты, связанные с агрессивностью, т.е. примите их как должное, вы просто отложите долг. Это нехорошая стратегия, оставлять сложности без внимания. Ребенок, который не ходит в сад, должен уметь ходить на занятия. Пусть не на все, и не каждый тренер, не каждый педагог ему подойдет, но на какие-то он должен мочь ходить, иначе вам с ним будет не просто.

Мы много говорили о проблемах, и, может быть, у кого-то возникло ощущение, что существуют одни проблемы. На самом деле, это совсем не так, просто то, что хорошо, – само собой разумеется. И все-таки хотелось назвать возможности домашнего варианта воспитания.

Прежде всего, это возможность действительно много быть с родителями. Очень часто у детей почти не сохраняется воспоминаний о дошкольном детстве. У садовских детей их совсем мало. Можно сказать, что их родители – флешпамять ребенка, внешние хранители информации. У домашних детей таких воспоминаний гораздо больше, потому что родитель оречевляет, формулирует в слова то, что ребенок переживает, чувствует. И домашний вариант воспитания – это возможность согреться теплом семьи и потом уметь передать это тепло своей семье. Это возможность иметь время разговаривать с ребенком, отвечать на вопросы не на бегу, придумывать какие-то истории, слушать придуманные истории. Также очень важно, что характер домашнего ребенка формируется под очень четким родительским взглядом, при условии, что это родители: вы видите его реакции, вы видите, что с ним происходит, что-то вам нравится, что-то в вас вызывает тревогу, вопросы, и вы чутко можете на это реагировать, устранять то, что вам кажется неправильным. Формируется так называемый «несерийный подход»: вы не просто штампуете кирпичи и, даже если их много, то каждый для вас единственный. Это несерийный подход очень важен, потому что потом учит ребенка выстраивать личные отношения, а не безличные.

Дошкольное детство – огромная возможность, утро жизни. И, если в семье хорошо, если маме хорошо с ребенком, и ребенок в кругу и тепла, то это будет замечательная база, при условии, что не выпадут все социальные и эмоционально-волевые функции.

Вопрос: Сыну четыре года. Он очень сердится и ругается на уроки, которые делают сестры, т.к. они в это время не могут с ним играть. Не появится ли негатив к школе?

Екатерина: расскажу замечательную историю, которая произошла в семье наших знакомых. Там несколько детей, есть и школьники, и дошкольники. И вот мама заходит в комнату и видит, что маленькая трехлетняя девочка плачет, хлюпает носом и пишет что-то. Мама спрашивает: «Заинька, а ты что делаешь?» - «Я уёки делаю». Действительно, ребенок видит, как делают уроки братья и сестры, понимает, что школа отчасти похищает старших. Я думаю, что можно занимать его на то время, пока у сестер уроки, и объяснять, что это не сестры не любят его, а что им надо делать уроки – это не их выбор.


Авторская колонка Екатерины Бурмистровой. Короткие эссе на актуальные темы. Ждем Вашего отклика и участия



Группа Семья Растет на Facebook!

Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.

Последние Комментарии



Пока еще никто ничего не сказал...
Гость
Имя* (4 символа мин.)
E-mail* (не публикуется)
Сообщение:

Вычислите:
дeвянocтo пять минуc двa
(Ответ цифрами):

комментировать




Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Женские истории: нам не нравится, как мы выглядим

В определенных слоях нашего общества, да и в русскоязычной культуре в целом, тема телесности, желаний и влечений закрыта или табуирована.

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Лето с пользой для семьи

О программе «Летняя Школа», ее возможностях и преимуществах 4 июня в 22:00

добавить статью
Школа онлайн
Идеи для обустройства детской зоны на дачном участке.

Большинство детей проводят лето на даче, поэтому хочу вам предложить некоторые идеи, которые помогут вам с пользой и интересом провести это время.

добавить статью
Школа онлайн
Про пространство и порядок

Необходимо, чтобы с раннего возраста у ребенка было свое пространство

добавить статью
Основные принципы здорового питания детей (Часть 1)

Что главное в питании ребенка? Продукты должны быть качественными. Это не значит - дорогими. Это значит - как можно более натуральными. Большинство из нас живет в городах, но даже в городе можно постараться приблизить питание ребенка к природному. Например, поискать натуральное молоко, яйца, чаще использовать овощи и фрукты с дачи.

добавить статью
Личные границы

Ответьте на вопросы и попробуйте почувствовать, как они вам откликаются.

добавить статью
Мультфильм-страшилка «Зеленые зубы»

Мультфильм «Зеленые зубы» – обладатель Приза за лучший фильм для детей Открытого Российского Фестиваля Анимационного кино в Суздале.

добавить статью
Пасхальная открытка из цветных ниток

Простая поделка для самостоятельного детского творчества. Подходит для детей от 2 лет.

добавить статью
Поговорим о ювенальной юстиции

Что такое ювенальная юстиция и какие изменения в жизни семьи она несет.

добавить
Безмолвный крик. Фильм об абортах.

Изображение 12-недельного ребенка появляется на ультразвуковом экране. Мы видим, каким образом совершается аборт на сроке беременности в 12 недель. А сейчас мы увидим фильм - впервые сделанную в реальном ультразвуковом изображении запись аборта.

добавить
Журнал

журнал многодетная семья
Продолжается подписка на журнал "Многодетная семья" на 2011 год.
Подписаться можно по каталогу «Роспечать» во всех почтовых отделениях, или заполнив форму на нашем сайте.

добавить журнал

poiree
Здравствуйте! Прошло уже больше года, как я не кормлю сына, но вопрос этот до сих пор меня мучает. Сыну сейчас год и десять, в девять месяцев он отказался от груди, но процесс отказа был долгим. Я даж...

Клевошина Екатерина
Здравствуйте!
Весь Ваш опыт соответствует грустной действительности... Проблема в первую очередь в том, что современная мама к рождению своего ребёнка практически не имеет никаких навыков ухода далее...

Задайте свой вопрос

Похороните меня за плинтусом, П.Санаев

От других сочинений на ту же тему эту повесть решительно отличает лирический характер, в чем, собственно, и состоят загадка и секрет ее обаяния.

добавить
Новостная рассылка
Подписаться на новости
подписаться
Последние комментарии

51/0.12215948104858 0.13378286361694