Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::connect() should not be called statically in /var/www/semyaras/data/www/semya-rastet.ru/_classes/connect.php on line 15 Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::parseDSN() should not be called statically in /var/www/semyaras/data/www/semya-rastet.ru/_classes/Generic.php on line 89 Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::parseDSN() should not be called statically, assuming $this from incompatible context in /var/www/semyaras/data/www/semya-rastet.ru/_classes/Mysql.php on line 35 Роль брата и сестры в традиционном обществе. Дети в семье.

Главная / Статьи / Дети в семье / Взгляд сквозь призму истории / Роль брата и сестры в традиционном обществе

Материалы, присланные пользователями
Материалы, присланные пользователями

Роль брата и сестры в традиционном обществе

В русской традиции брат считался представителем и защитником интересов своей семьи, помощником, последователем и заместителем отца. Это являлось основой отношений между братьями и сестрами. В народе их высшее понимание возводилось к религиозно-нравственным идеалам, недаром говорили: "Любовь братская - союз христианский".

В обыденной жизни русской деревни отношения братьев и сестер, как правило, базировались на взаимопомощи и поддержке, моральной и материальной. Народная пословица гласит: "Брат за брата пуще каменных стен". Принцип "брат за брата" побуждал старшего защищать младшего и наказывать обидчиков, участвовать в его трудовом воспитании, опекать. Младший брат оказывал старшему существенную помощь в делах (не случайно власть в неразделенной семье ее глава зачастую предпочитал передавать не старшему сыну, а своему младшему брату). Положение старшего брата в семье было особым. Родственники знали, что при определенных обстоятельствах ему придется взять на себя функции отца, хозяина.

После смерти родителей нередко именно старший брат принимался руководить всем двором. С разрешения общинного правления старший брат мог стать главным в доме и при живых родителях, если те уже не были способны сами справляться с хозяйством. Старшие братья способствовали полноценной социализации младших - служили посредниками в их знакомстве со взрослым миром.

Например, не только отец, но и старший брат снабжал младших братьев и сестер первым личным игрушечным "инструментом": молоточком, пилой, прялочкой, изготовленными собственноручно. Многие работы младшие проводили под руководством старших братьев. Благодаря старшим детям в семье "мелочь" получала полное социально-культурное "образование".

Тому, что делать можно и нужно, малолетние ребята могли научиться у взрослых членов семьи, как правило, у родителей. Старшие братья знакомили младших с тем, что делать нельзя. Например, лет с четырех они учили их драться и ругаться "по-взрослому", несмотря на запреты родителей.

Братские отношения не всегда соответствовали народному нравственному идеалу. В некоторых случаях они становились соперническими и враждебными, как в пословице - "брат на брата пуще супостата".

Особенно портились отношения в случаях, когда сталкивались материальные интересы братьев, например, если дело касалось наследования или решались имущественные вопросы при семейном разделе. В братских неразделенных семьях рекрутскую повинность несли не дети главы семьи, а его младшие братья и их сыновья - это также могло вызвать обиды. К раздору могли привести взаимные притязания относительно сроков женитьбы, выбора невесты и многочисленных преимуществ в положении парня-жениха. Чтобы избежать подобных неприятностей русское обычное право (народная правовая система) предусматривало соблюдение принципа старшинства. Так, младший брат не мог считаться полноправным участником хоровода, если там находился старший брат-жених. Младшего сознательно не одевали "с шиком", не предоставляли такой свободы в поведении, как старшему брату.

Жениться первым младшему брату также не полагалось (конечно, встречались исключения из правил). Принцип старшинства соблюдался и при передаче статуса главы семьи от отца к сыновьям.

Положение разновозрастных сестер в семье также было неодинаковым.

Старшую сестру считали ближайшей помощницей матери, ее "заместителем". В домашних делах она нередко полностью заменяла мать. Известны случаи, когда незамужней старшей сестре приходилось возглавлять весь женский состав семьи, выступая в роли "большухи" - хозяйки двора. Поэтому отношение старшей сестры к младшим детям в семье было сродни материнскому: позаботиться, уберечь, научить.


С раннего возраста старшая сестра погружалась в заботы о младших братьях и сестрах. В крестьянских семьях девочки считались полноценными няньками уже лет с 6-ти и часто проводили с малышами целый день. По мере отлучения младенца от материнской груди, он все больше переходил под опеку пестуньи-сестры, так как няньку со стороны нанимали не часто и только те, кому это было по средствам. В обязанности старшей сестры входил не только уход за детьми (одеть, накормить, убаюкать), но и умение развлечь, обучить.

Старшая сестра выполняла функции посредника, проводника между миром детей и миром взрослых. Малышам она открывала пространство за пределами порога дома: первые прогулки на улице, игры в компании соседских ребят проходили в ее сопровождении. Для подросших сестер она служила провожатым в сферу взрослых занятий и отношений: многим видам работ девочки обучались под руководством старшей сестры, под ее присмотром отпускались на молодежные гулянья. Преемственность и опека, составлявшие суть отношения старшей сестры к младшей, породили пословицу: "Первую дочь родители замуж отдают, вторую - сестра".

Случалось, что в отношениях сестер возникало соперничество и даже вражда. Различия в положении сестер в семье порой вызывали зависть и обиды. В народе при выдаче дочерей замуж было принято соблюдать принцип старшинства. В XVIII - первой половине XIX веков это правило выполнялось строго, во второй половине XIX века оно было уже не столь категоричным. Однако, по-прежнему считалось, что "через сноп не молотят", а если младшая сестра опередит в замужестве старшую, то у нее "будет несчастливое житье". В этом смысле положение старшей сестры по сравнению с младшими имело определенные преимущества. Ее наряжали в лучшую одежду, часто освобождали от работ, позволяя гулять даже в будни.

Младшей сестре обычно доставались обноски старшей; на людях, особенно если она была красивее старшей, ей следовало держаться "в тени". Когда в доме ожидали гостей или к старшей сестре приезжали сваты, младшую прятали. В хороводе, если младшую пускали на гуляние вместе со старшей сестрой, ей нельзя было даже заговаривать с парнями. Вместе с тем, на старшей сестре-невесте лежала большая ответственность. На людях ей приходилось тщательно контролировать свое поведение, чтобы не скомпрометировать репутацию всей семьи и, в частности, младших сестер - будущих невест. Недаром в народе говорилось: "Первую дочь берут по отцу-матери, вторую по сестре".


Несколько иначе строились отношения сестры и брата. Моральным долгом брата считалась обязанность блюсти и защищать честь сестры. Обидевший сестру наносил личное оскорбление брату. По мере взросления отношение брата к сестре дополнялось материальными обязательствами. Особенно четко они были обозначены при отсутствии у них родителей. В этом случае сестру-девицу брат должен был полностью обеспечивать, организовать ее замужество, снабдить приданым.

Незамужняя сестра получала содержание, при выходе замуж - приданое, но при семейном разделе претендовать на собственную долю общего имущества (недвижимость, земельные угодья) она не могла. Лишь изредка ей доставалось что-либо из семейного хозяйства, если вместо родителей его возглавлял брат. После смерти брата-хозяина имущественное положение сестер зависело от его жены-вдовы, ставшей хозяйкой.

В русской традиции существовали разные виды и степени братского и сестринского родства. Дети, имевшие общих родителей, назывались родными, кровными, полнородными братьями и сестрами. Среди них братские и братско-сестринские отношения были выражены наиболее полно. В русском традиционном обществе братьями и сестрами считали и тех, кто не состоял с остальными в прямом и кровном родстве. Так, однородными братьями и сестрами назывались дети одного отца и разных матерей, одноутробными - одной матери и разных отцов, сводными - не имевшие общих родителей. Дети, состоящие в двух- и трехпоколенном родстве, приходились друг другу соответственно двуродными (сродными) и троюродными (внучатными) братьями и сестрами. Ребенок, рожденный родителями до венчания и "признанный" (принятый в семью), считался по отношению к остальным детям привенчанным братом или сестрой. Сын или дочь кормилицы и тот, кого она вскормила, назывались молочными братьями и сестрами. Сын или дочь крестного отца и крестник, находясь в духовном родстве, являлись друг для друга братьями или сестрами крестными. В ритуальном родстве находились побратимы (крестовые, названные братья) - те, кто принял братство по дружбе, взаимному уговору. Между братом и сестрой, находящимися в кровном, духовном, ритуальном родстве, существовал строгий запрет на брачные отношения, его нарушение в народных представлениях считалось страшным грехом.

материал подготовлен
Федорова Е.

Подписаться на новости проекта "Онлайн школа Екатерины Бурмистровой"



Группа Семья Растет на Facebook!

Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.

Последние Комментарии



  • Гость

    Гость15-02-10 16:15:18

    Спасибо. Очень поучительно.

Гость
Имя* (4 символа мин.)
E-mail* (не публикуется)
Сообщение:

Вычислите:
oдиннaдцaть плюс шecть
(Ответ цифрами):

комментировать



Теги: братья  сестры  сиблинги  семья 

Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Женские истории: нам не нравится, как мы выглядим

В определенных слоях нашего общества, да и в русскоязычной культуре в целом, тема телесности, желаний и влечений закрыта или табуирована.

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Лето с пользой для семьи

О программе «Летняя Школа», ее возможностях и преимуществах 4 июня в 22:00

добавить статью
Школа онлайн
Идеи для обустройства детской зоны на дачном участке.

Большинство детей проводят лето на даче, поэтому хочу вам предложить некоторые идеи, которые помогут вам с пользой и интересом провести это время.

добавить статью
Школа онлайн
Про пространство и порядок

Необходимо, чтобы с раннего возраста у ребенка было свое пространство

добавить статью
Основные принципы здорового питания детей (Часть 1)

Что главное в питании ребенка? Продукты должны быть качественными. Это не значит - дорогими. Это значит - как можно более натуральными. Большинство из нас живет в городах, но даже в городе можно постараться приблизить питание ребенка к природному. Например, поискать натуральное молоко, яйца, чаще использовать овощи и фрукты с дачи.

добавить статью
Личные границы

Ответьте на вопросы и попробуйте почувствовать, как они вам откликаются.

добавить статью
Старший: привилегия или повинность?

Первый ребенок в семье… Все родительское внимание безраздельно принадлежит ему, первенцу, любимцу семьи и всеобщему баловню. Но появляются другие дети, и из единственного он превращается в старшего. И тогда этому «счастливчику» нередко достаются и лишние упреки, и повышенные требования, и порой – непосильные обязанности.

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Мультфильм-страшилка «Зеленые зубы»

Мультфильм «Зеленые зубы» – обладатель Приза за лучший фильм для детей Открытого Российского Фестиваля Анимационного кино в Суздале.

добавить статью
Пасхальная открытка из цветных ниток

Простая поделка для самостоятельного детского творчества. Подходит для детей от 2 лет.

добавить статью
Поговорим о ювенальной юстиции

Что такое ювенальная юстиция и какие изменения в жизни семьи она несет.

добавить
Безмолвный крик. Фильм об абортах.

Изображение 12-недельного ребенка появляется на ультразвуковом экране. Мы видим, каким образом совершается аборт на сроке беременности в 12 недель. А сейчас мы увидим фильм - впервые сделанную в реальном ультразвуковом изображении запись аборта.

добавить
Cемья - Территория взросления

Семейный клуб Рождество

Электронный журнал семейного клуба "Рождество"

добавить журнал

Золотилина Юлия
Екатерина, здравствуйте. Посоветуйте, пожалуйста что делать? Сыну 1 годик. Он стал засыпать в 11-12 ночи, а вставать утром в 10-10.30.(Раньше будить не получается) Я так мучаюсь когда его спать ночью ...

Бурмистрова Екатерина
Скажите пожалуйста, а он случайно папу с работы не дожидается? В любом случае если режим сдивинулся смещать его обратно можно только если будить в "детское" время. Ну хотя бы в 9. Понимаю, что это неп далее...

Задайте свой вопрос

Ребенок и уход за ним, Спок Б.

Американский ученый, детский врач и педагог Бенджамин Спок приобрел мировую известность, и уже выросло не одно поколение детей, воспитанных "по Споку"

добавить
Новостная рассылка
Подписаться на новости
подписаться
Последние комментарии

51/1.1247491836548 1.1447019577026