Главная / О нас / Колонка редакции / Тонкая моторика.

Тонкая моторика.

Сегодня мы будем говорить об умении ребенка смотреть на предметы, которые его окружают. Проявляющаяся у младенца способность фокусировать взгляд на той или иной вещи, следить за ней глазами, в огромной степени определяет его способность дотягиваться до предметов, хватать их, а также использовать в игре свои руки.

Пока развитие ребенка не достигнет 6 месячного уровня, мы будем говорить об умении смотреть и умении хватать, как о двух отдельных группах навыков. Однако они настолько тесно связаны друг с другом, что даже на первых этапах над ними можно работать одновременно.

Восемь ступенек, которые малыш должен одолеть за эти условные 6 месяцев, приведут его к умению смотреть на очень мелкие предметы. После этого способность смотреть, конечно, не потеряет своего значения, поскольку она лежит в основе очень многих других необходимых ребенку умений, но дальше уже не будет смысла рассматривать ее отдельно.

Если ваш малыш плохо видит, вам придется помочь ему научиться: во-первых, максимально использовать имеющиеся у него зрительные возможности, и во-вторых, больше прислушиваться к другим чувствам. Мы настоятельно рекомендуем вам обратиться за помощью к специалисту. Адаптация предложенных нами методов и дополнительные упражнения дадут возможность вашему ребенку овладеть большинством навыков, описанных в этой книге.


Ниже приводится перечень всех навыков данной группы.


От 0 до 3 месяцев

1. Устремляет взгляд на предмет и фиксирует его на этом предмете в течение нескольких секунд.

2. Провожает взглядом предмет, пересекающий среднюю линию его тела.

3. Лежа на спинке, следит за предметом, описывающим дугу в 90 градусов в плоскости, перпендикулярной его телу.

4. Провожает взглядом предмет, движущийся вертикально.


От 3 до 6 месяцев

8. Переводит взгляд с одного предмета на другой.

9. Изучает глазами предмет, который держит в руке.

10. Лежа на спинке, следит за предметом, описывающим дугу в 180 градусов в плоскости, перпендикулярной его телу.

11. Смотрит на маленький предмет.


ТМ.А.1. УСТРЕМЛЯЕТ ВЗГЛЯД НА ПРЕДМЕТ И ФИКСИРУЕТ ЕГО НА ЭТОМ ПРЕДМЕТЕ В ТЕЧЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ СЕКУНД.

Здесь пойдет речь о способности малыша на чем-нибудь задерживать свой уже сфокусированный взгляд в течение небольшого промежутка времени, то есть, о самом первом шаге - ведь взгляд новорожденного младенца кажется совсем несфокусированным. Первый "объект", привлекающий внимание ребенка - лицо мамы или папы. Это лицо надолго остается для малыша самым важным на свете. Поэтому именно с него мы начинаем наши занятия. Для того, чтобы привлечь внимание ребенка к своему лицу, мы говорим с ним, улыбаемся. А как только мы сумеем добиться того, чтобы он научился смотреть на нас, можно перейти к игрушкам и другим предметам.


Как оценить.

Материалы: Яркие разноцветные игрушки, не издающие никаких звуков.

Способ: Легонько помашите игрушкой примерно в 25 см от лица ребенка, вблизи воображаемой линии его взгляда.

Результат положительный, если малыш устремит свой взгляд на игрушку и на мгновение задержит его на ней.


Как учить.

Приготовьте яркие цветные предметы. Постарайтесь, чтобы они были как можно разнообразнее. Пусть среди них будет и нарисованное (лучше от руки) лицо.

Возьмите за правило всякий раз, когда вы хотите привлечь внимание малыша, говорить ему: "Посмотри!". Пока он еще не будет понимать смысла этого слова, но со временем непременно поймет.

Ниже мы назовем ступеньки, по которым надо пройти ребенку, чтобы овладеть этим навыком. Выбирайте для очередного "урока" ту ступеньку, на которой малыш еще спотыкается. Одновременно нужно усиленно работать над первыми навыками раздела А книги Восприятие речи. Все они имеют отношение к умению ребенка смотреть на вас. Вы обнаружите, что отдельные шаги, описанные в книге Восприятие речи, и в той книге, которая сейчас перед вами, дублируют и дополняют друг друга.

1. Смотрит на ваше лицо, когда оно внезапно появляется на линии его взгляда примерно в 25 см от его лица (чтобы привлечь внимание малыша, говорите с ним).

2. Смотрит на лицо, нарисованное на бумаге, когда оно внезапно появляется на линии его взгляда.

3. Смотрит на предмет, когда тот внезапно появляется на линии его взгляда.

4. Смотрит на лицо, находящееся чуть в стороне от линии его взгляда, если взрослый своей ладонью легонько помогает ему повернуть голову.

5. Смотрит на предмет, находящийся чуть в стороне от линии его взгляда, если взрослый указанным выше образом помогает ему повернуть головку.

Если малыш успешно справляется со всеми перечисленными задачами, но не выполняет главную, проверьте, достаточно ли времени вы ему даете на то, чтобы он смог прореагировать. Не слишком ли спешите оказать помощь? Поэкспериментируйте с разными предметами, попробуйте поместить предмет поближе к лицу ребенка и подальше от него. Не пожалейте времени - понаблюдайте за тем, на что он посмотрит сам, без вашего вмешательства.


Игровое время и участие в повседневных занятиях.

Следите за тем, чтобы перед взором ребенка всегда находились предметы, способные его заинтересовать. Позаботьтесь о том, чтобы в любом случае - лежит ли он на полу, или удобно устроен на стульчике - вокруг него висели разные игрушки. Их можно подвесить с помощью каких-нибудь рамок или реек для сушки белья. Закрепите игрушки у кроватки или у коляски ребенка. Лучше всего для нашей задачи подойдет рисунок, на котором изображено человеческое лицо. Перед окнами подвесьте на ниточках легкие фигурки (мобили). Колеблясь под действием ветра, они будут менять освещение в комнате, а это также может привлечь внимание малыша. В саду поставьте коляску так, чтобы ребенок мог видеть колышущуюся на фоне неба листву. Усаживая малыша на стульчик, старайтесь, чтобы он видел ваше лицо. Поэтому, когда вы, например, моете посуду на кухне, приподнимите детский стульчик, поставив его, скажем, на кухонную скамью. Самые благоприятные для занятий моменты - когда вы рядом. Если вы хотите, чтобы малыш посмотрел на вас, говорите с ним. Говорите, когда переодеваете его, когда кормите, укладываете спать.


Закрепление и развитие навыка.

Когда малыш освоит данный навык, позаботьтесь о том, чтобы у него были возможности для практики. Меняйте окружающие его предметы. Массу интересного можно найти, например, в кухонном шкафу. Со временем начните показывать ему предметы помельче, причем не только основных цветов, но и их оттенков. Кроме того, небесполезно помещать предметы на разных расстояниях от ребенка.

Мы обязательно продолжим эту тему.

Авторская колонка Екатерины Бурмистровой. Короткие эссе на актуальные темы. Ждем Вашего отклика и участия



Группа Семья Растет на Facebook!

Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.

Последние Комментарии



Пока еще никто ничего не сказал...
Гость
Имя* (4 символа мин.)
E-mail* (не публикуется)
Сообщение:

Вычислите:
двaдцaть дeвять минуc ceмь
(Ответ цифрами):

комментировать




Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Женские истории: нам не нравится, как мы выглядим

В определенных слоях нашего общества, да и в русскоязычной культуре в целом, тема телесности, желаний и влечений закрыта или табуирована.

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Лето с пользой для семьи

О программе «Летняя Школа», ее возможностях и преимуществах 4 июня в 22:00

добавить статью
Школа онлайн
Идеи для обустройства детской зоны на дачном участке.

Большинство детей проводят лето на даче, поэтому хочу вам предложить некоторые идеи, которые помогут вам с пользой и интересом провести это время.

добавить статью
Школа онлайн
Школа онлайн
Про пространство и порядок

Необходимо, чтобы с раннего возраста у ребенка было свое пространство

добавить статью
Основные принципы здорового питания детей (Часть 1)

Что главное в питании ребенка? Продукты должны быть качественными. Это не значит - дорогими. Это значит - как можно более натуральными. Большинство из нас живет в городах, но даже в городе можно постараться приблизить питание ребенка к природному. Например, поискать натуральное молоко, яйца, чаще использовать овощи и фрукты с дачи.

добавить статью
Личные границы

Ответьте на вопросы и попробуйте почувствовать, как они вам откликаются.

добавить статью
Мультфильм-страшилка «Зеленые зубы»

Мультфильм «Зеленые зубы» – обладатель Приза за лучший фильм для детей Открытого Российского Фестиваля Анимационного кино в Суздале.

добавить статью
Пасхальная открытка из цветных ниток

Простая поделка для самостоятельного детского творчества. Подходит для детей от 2 лет.

добавить статью
Поговорим о ювенальной юстиции

Что такое ювенальная юстиция и какие изменения в жизни семьи она несет.

добавить
Безмолвный крик. Фильм об абортах.

Изображение 12-недельного ребенка появляется на ультразвуковом экране. Мы видим, каким образом совершается аборт на сроке беременности в 12 недель. А сейчас мы увидим фильм - впервые сделанную в реальном ультразвуковом изображении запись аборта.

добавить
Cемья - Территория взросления

Семейный клуб Рождество

Электронный журнал семейного клуба "Рождество"

добавить журнал

Гость
Есть такая ситуация, муж изменяет но когда его прижали к стенке он сознается в этом. Но одновременно он говорит что любит свою жену и лучше неё никого нет, но отношения с любовницей не прекращает,а пр...

Бурмистрова Екатерина
Мне кажется, стоит попробовать или обратиться к семейному психологу ( в Москве и многих других городах есть бесплатные варианты). ТАкая ситуация с двойными отношениями может тянуться долго, и быть отч далее...

Задайте свой вопрос

Роды без страха, Грантли Дик-Рид

Страх перед предстоящими родами всегда беспокоил будущих мам. Зачастую этому способствовала и сама медицина, утверждавшая, что роды без боли невозможны. Выдающийся английский врач Грентли Дик-Рид доказал, что это не так. Его открытие стало настоящей революцией в медицине. Для безболезненных родов важны не только физическая подготовка организма, но и правильный психологический и эмоциональный настрой будущих мам.

добавить
Новостная рассылка
Подписаться на новости
подписаться
Последние комментарии

48/0.0865235328674 0.119272947311