Главная / О нас / Колонка редакции / Тонкая моторика. Продолжаем изучать навыки детей от 0 до 3 месяцев.
Тонкая моторика. Продолжаем изучать навыки детей от 0 до 3 месяцев.
Продолжаем говорить о развитии малыышей от 0 до 3 месяцев. Умение смотреть - следующие навыки.
ТМ.А.2. ПРОВОЖАЕТ ВЗГЛЯДОМ ПРЕДМЕТ, ПЕРЕСЕКАЮЩИЙ СРЕДНЮЮ ЛИНИЮ ЕГО ТЕЛА.
Когда ребенок научится смотреть на ваше лицо и на предметы, находящиеся прямо перед ним, можно начать учить его следить глазами за движущимся лицом или предметом. Начнем мы с маленькой дистанции, но в последнем параграфе этого раздела речь пойдет уже о таком слежении за предметами, которое требует поворота головы на 180 градусов.
Как оценить.
Материалы: Яркая игрушка или ваше лицо.
Способ: Поместите игрушку или свое лицо чуть в стороне от средней линии тела ребенка (воображаемая линия, проходящая вдоль тела малыша). Привлеките его внимание, и когда он посмотрит на вас (или на игрушку), немного переместите свое лицо или игрушку вдоль воображаемой линии, пересекающей среднюю линию его тела.
Результат положительный, если малыш непрерывным движением сфокусированного взгляда проследит за тем, как лицо или предмет пересечет среднюю линию его тела. Он не должен отводить взгляд, а потом возвращать его вновь.
Как учить.
Сначала малышу нужно научиться провожать взглядом ваше лицо. Перемещайте его очень медленно, не переставая говорить с ребенком. Если он отвлечется, дождитесь, пока он снова посмотрит на вас, и тогда продолжайте движение.
Следующий шаг - слежение за нарисованным на бумаге лицом, затем за погремушкой, и наконец, за игрушкой, не издающей никаких звуков, но непременно яркой.
Игровое время и участие в повседневных занятиях.
Продолжайте, как и раньше, демонстрировать ребенку разнообразные предметы, но теперь старайтесь добавить им движения. Правильно было бы включить упражнения, которые мы описали выше, в ваши повседневные занятия. Можно практиковаться, например, всякий раз, меняя малышу подгузники.
Закрепление и развитие навыка.
Развитию этого навыка посвящен параграф ТМ.А.3.
ТМ.А.3. ЛЕЖА НА СПИНКЕ, СЛЕДИТ ЗА ПРЕДМЕТОМ, ОПИСЫВАЮЩИМ ДУГУ В 90 ГРАДУСОВ В ПЛОСКОСТИ, ПЕРПЕНДИКУЛЯРНОЙ ЕГО ТЕЛУ.
"Следит" в данном случае означает практически то же, что и "провожает взглядом". В том раннем возрасте, о котором мы говорим, головка ребенка должна хорошо поддерживаться, поэтому осваивать этот навык он начнет, лежа на спине.
Как оценить.
Материалы: Яркая игрушка, например, красный шерстяной помпон.
Способ: Положите малыша на спинку (в этом возрасте он обычно держит голову повернутой на одну сторону). Помашите игрушкой перед его глазами так, чтобы он на нее посмотрел, затем медленно переместите ее на 90 градусов в плоскости, перпендикулярной телу ребенка.
Результат положительный, если малыш следит за игрушкой, описывающей дугу приблизительно в 90 градусов. Пересекать взглядом среднюю линию тела он не должен.
Как учить.
Для занятий вам потребуются яркие разноцветные игрушки - несколько гремящих и несколько негремящих. Начните с небольшого отрезка пути (с небольшого угла), затем понемногу увеличивайте его. Если ребенок сможет проследить за движением предмета, описывающего дугу в 10 градусов, поставьте перед собой следующую задачу - научить его следить за предметом, описывающим дугу в 15 градусов и т.д.
Первым "объектом" должно стать ваше лицо. Привлеките к себе внимание ребенка и медленно, не переставая говорить, переместите свое лицо на заданное вами же расстояние.
Когда малыш научится провожать взглядом ваше лицо, попробуйте повторить аналогичную процедуру с нарисованным лицом. Затем включите в работу погремушку, и наконец, не гремящую, но обязательно яркую игрушку.
Все движения, о которых мы говорим, непременно должны быть очень медленными. Следует учитывать также, что малышу может потребоваться много времени, чтобы, отвлекшись, снова обратить свой взгляд на предмет. Давайте ему это время.
Игровое время и участие в повседневных занятиях.
Смотрите параграф ТМ.А.2.
Закрепление и развитие навыка.
Немного позже вы будете заниматься слежением за предметом, который описывает дугу в 180 градусов, однако уже теперь можно начать понемногу увеличивать расстояние. Если же малыш пока к этому не готов, поддерживайте практикой уже достигнутые успехи. Позже перейдете к новым задачам.
Возможно, вам будет небезынтересно понаблюдать за тем, как ваш ребенок пользуется только что приобретенным навыком в повседневной жизни. Он может уже провожать глазами людей, которые ходят по комнате, следить за лицом человека, встающего со стула. Как и куда бы вы ни укладывали малыша, важно учитывать, что находится у него перед глазами. Старайтесь устраивать его так, чтобы хотя бы часть дня он не смотрел в потолок.
ТМ.А.4. ПРОВОЖАЕТ ВЗГЛЯДОМ ПРЕДМЕТ, ДВИЖУЩИЙСЯ ВЕРТИКАЛЬНО.
В параграфе ТМ.А.2 мы концентрировали свое внимание на способности ребенка отслеживать горизонтальные перемещения. Теперь проверим, может ли он провожать взглядом предмет, движущийся прямо перед ним в вертикальном направлении.
Как оценить.
Материалы: Яркая игрушка или ваше лицо.
Способ: Положите ребенка на спинку. Привлеките его внимание к своему лицу или к игрушке, которую вы держите над ним (точнее, над средней линией его тела). Когда он посмотрит на ваше лицо или предмет, начните медленно опускать его вниз, к телу малыша мимо егоНавыки подбородка. Сделайте три попытки.
Результат положительный, если хотя бы один раз из трех ребенок проследит глазами за вашим лицом или предметом, перемещающимся в вертикальном направлении.
Как учить.
Учить малыша и практиковаться следует так, как указано в параграфе ТМ.А.3, только теперь вы будете перемещать предмет в вертикальном направлении.
Авторская колонка Екатерины Бурмистровой. Короткие эссе на актуальные темы. Ждем Вашего отклика и участия
|
Tweet | В Мой Мир | ||
Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.
Top
Последние Комментарии