Материалы, присланные пользователями
Материалы, присланные пользователями

Трудно быть первым. О Л.В. Занкове

Трудно быть первым

Автор: Нечаева Н. В

В нашем отечестве пророк


23 апреля 1901 года родился Леонид Владимирович Занков. Мы, его сотрудники, всегда преклонялись перед нашим Учителем, понимали его неординарность, и поэтому невольно видим в фактах его жизни что-то мистическое. Сами посудите: родился весной, умер осенью. А между - созидательная работа, непримиримая борьба за достоинство ребенка, за его полноценную жизнь в школе.
Он работал в те годы, когда ведущими понятиями в педагогике были "формирование", "управление". А Леонид Владимирович говорил о значимой роли эмоций в обучении и воспитании, об уважении к личности ребенка, предоставлении простора его индивидуальности, "о направленности методической системы на разносторонность духовной жизни ребенка во время учения".
Чтобы вы услышали живую разговорную речь Леонида Владимировича, приведу несколько его замечаний, сделанных во время совещаний с сотрудниками:
"Одним из объяснений эффективности нашей системы является высокий тонус деятельности мозга, т. е. энергетическая сторона, порождающая положительные эмоции. Эмоции должны способствовать глубине интеллектуальной деятельности. Эта глубина создается не только материалом, с которым работают ученики, а характером самой деятельности и эмоциональным настроем". "Существующие сейчас приемы ориентированы только на интеллект, а не на положительные эмоции. А методика обучения должна иметь в виду прежде всего жизнь (выделил голосом) ребенка. С этим тесно связан вопрос об эмоциях".
"Управлять процессом развития нельзя. Управлять - это значит давать точные способы, курс. Все должно заранее быть намеченным. Все - извне. Внутренние процессы вообще отрицаются. Получаем то, что было задано". "Самостоятельному усвоению знаний нельзя научить - это гораздо шире - увлеченность учением, потребность в добывании новых знаний и т. д.".
"А у нас принципы совершенно другие. Мы говорим о разносторонности духовной жизни ребенка. Идет совместное познание и учителя, и учеников. Отсюда и особые отношения между ними. Содружество между учителем и учениками. Таким образом, разносторонность, эмоциональная сторона учения занимала в нашем исследовании всегда важное место"".

Леонид Владимирович как верный ученик Л.С. Выготского утверждал ведущую роль обучения в развитии ребенка. Но считал, что результативность этого процесса зависит, прежде всего, от того, как поставлено обучение. В одном из докладов он привел высказывание древнегреческого мыслителя Плутарха как иллюстрацию возможного отрицательного влияния обучения на развитие детей: "Много природных дарований гибнет по вине наставников, которые коней превращают в ослов, не умея управлять свободными существами". И Леонид Владимирович нашел, как совместить несовместимое, "управлять свободными существами": "Для нашей системы характерно отсутствие прямолинейности. Качества личности формируются не "в лоб" Особенно это важно для эмоционального развития". "Надо использовать косвенные путь, чтобы внутренние побуждения ребенка получили наиболее благоприятные условия для раскрытия. Значение косвенных ходов в науке - огромно. Они дают даже больший результат, чем ходы прямолинейные". Эти позиции ученого ставили его в особое изолированное положение в педагогической науке. Оценка созданной им педагогической системы как "шаманство" - звучала как одна из самых безобидных. Но он упорно один пел свою песню… И победил! Чтобы убедиться в этом, сами соотнесите принципы отбора содержания образования, сформулированные в Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) с концептуальными положениями теории Л.В. Занкова. Рассмотрите перечень принципов государственной Концепции, который мы приводим ниже.

1. Принцип развития (стимулирование и поддержка эмоционального, духовно-нравственного, интеллектуального развития и саморазвития ребенка).

2. Принцип целостности образа мира (целостность картины мира и сформированность умения увидеть один и тот же предмет с разных сторон).

3. Принцип культуросообразности (открытость различных культур, создание условий для наиболее полного (с учетом возраста) ознакомления с достижениями культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов).

4. Принцип гуманитаризации (влияние всех учебных предметов на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка).

5. Принцип вариативности (различные подходы к подбору содержания образования и технологии обучения).

"Нет пророка в своем отчестве" - эти слова о Леониде Владимировиче Занкове. Но для него и для нас, его учеников и последователей, важно сознание того, что почти пятьдесят лет исследовательской и практической работы не пропали зря. Мы вошли в новую информационную культуру с разработанной педагогикой нового времени, главная ценность которой - ученик и учитель - два творца учебного процесса. И это главный подарок к 105-летию нашего Учителя.

(Журнал "Практика образования" №1, 2006 год)
ИСТОЧНИК: http://www.zankov.ru/about/zankov/article=400/




Группа Семья Растет на Facebook!

Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.

Последние Комментарии



Пока еще никто ничего не сказал...
Гость
Имя* (4 символа мин.)
E-mail* (не публикуется)
Сообщение:

Вычислите:
тpидцaть ceмь минуc ceмь
(Ответ цифрами):

комментировать




Бурмистрова Екатерина Алексеевна

Интервью про воспитание ребенка и жизнь семьи

добавить статью
Идеи для обустройства детской зоны на дачном участке.

Большинство детей проводят лето на даче, поэтому хочу вам предложить некоторые идеи, которые помогут вам с пользой и интересом провести это время.

добавить статью
Еда не впрок: продукты, которые нельзя давать на завтрак ребенку

Завтрак – пожалуй, один из важнейших приемов пищи. Он обеспечивает нас необходимыми питательными веществами, заряжая силой и позитивом на весь день. Для ребенка, которому предстоит высокая умственная нагрузка в школе или интенсивная физическая нагрузка в спортивной секции, утренний прием пищи просто незаменим.

добавить статью
Как помочь ребенку выбрать профессию?


Очень сложный вопрос. 

Склоняюсь к специализированным программам, вот сегодня нашла объявление: 
"Школа Успеха Фонда Русской Экономики (FONDRE) открыла набор на новую п

добавить статью
Как отдохнуть, чтобы лучше учиться

Современные дети растут в достаточно искусственной среде. Среди специалистов даже появился термин «лабораторные дети». Они не бегают по улицам, не исследуют какой-нибудь запретный овраг, не ездят одни на другой конец города, как это было в нашем детстве. Чаще всего они видят город из окна автомобиля. Психологи и учителя бьют тревогу: у современных детей не развиваются жизненные навыки, не формируются необходимые способности. Лето — отличное время чтобы все это наверстать.

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
80+ книг для детей 7-11 лет

Предлагаем вам список книг, которые было бы хорошо прочитать каждому ребёнку за время обучения в начальной школе. Он, как и все подобные списки, далеко не полон и весьма субъективен. Эти книги никак не связаны с программой по литературному чтению. В списке сознательно даны произведения современных авторов и тех писателей, которые мало издавались во времена нашего детства. То, что принято называть классикой детской литературы, известно всем, и вы легко можете сами предложить эти книги своему ребёнку. А то, что написано уже после того, как мы с вами перестали быть маленькими, часто проходит мимо нас, взрослых.

добавить статью
Летние поделки с детьми своими руками

Счастливое летнее время для детей – каникулы, свобода, прогулки, игры, поделки, творчество! Сегодня мы остановимся на поделках своими руками, которые актуально мастерить с детьми летом.

добавить статью
Поговорим о ювенальной юстиции

Что такое ювенальная юстиция и какие изменения в жизни семьи она несет.

добавить
Безмолвный крик. Фильм об абортах.

Изображение 12-недельного ребенка появляется на ультразвуковом экране. Мы видим, каким образом совершается аборт на сроке беременности в 12 недель. А сейчас мы увидим фильм - впервые сделанную в реальном ультразвуковом изображении запись аборта.

добавить

Гость
Вечные споры с супругом на тему кто главнее и кто за все это будет отвечать. До того как что-то сделали он отстаивает свою точку зрения, делаем - не получилось. Он начинает говорить о том, что никогда...

Бурмистрова Екатерина
Есть прекрасная книжка "Родители ссорятся - что делать" , автор Тэффель, издательство "Питер". При такой ситуации, что возникла в вашей семье сейчас может оказаться полезным как раз писать на бумажк далее...

Задайте свой вопрос

Роды без страха, Грантли Дик-Рид

Страх перед предстоящими родами всегда беспокоил будущих мам. Зачастую этому способствовала и сама медицина, утверждавшая, что роды без боли невозможны. Выдающийся английский врач Грентли Дик-Рид доказал, что это не так. Его открытие стало настоящей революцией в медицине. Для безболезненных родов важны не только физическая подготовка организма, но и правильный психологический и эмоциональный настрой будущих мам.

добавить
Новостная рассылка
Подписаться на новости
подписаться
Последние комментарии

46/0.0647509098053 0.0955541133881