Материалы, присланные пользователями
Материалы, присланные пользователями

Трудно быть первым. О Л.В. Занкове

Трудно быть первым

Автор: Нечаева Н. В

В нашем отечестве пророк


23 апреля 1901 года родился Леонид Владимирович Занков. Мы, его сотрудники, всегда преклонялись перед нашим Учителем, понимали его неординарность, и поэтому невольно видим в фактах его жизни что-то мистическое. Сами посудите: родился весной, умер осенью. А между - созидательная работа, непримиримая борьба за достоинство ребенка, за его полноценную жизнь в школе.
Он работал в те годы, когда ведущими понятиями в педагогике были "формирование", "управление". А Леонид Владимирович говорил о значимой роли эмоций в обучении и воспитании, об уважении к личности ребенка, предоставлении простора его индивидуальности, "о направленности методической системы на разносторонность духовной жизни ребенка во время учения".
Чтобы вы услышали живую разговорную речь Леонида Владимировича, приведу несколько его замечаний, сделанных во время совещаний с сотрудниками:
"Одним из объяснений эффективности нашей системы является высокий тонус деятельности мозга, т. е. энергетическая сторона, порождающая положительные эмоции. Эмоции должны способствовать глубине интеллектуальной деятельности. Эта глубина создается не только материалом, с которым работают ученики, а характером самой деятельности и эмоциональным настроем". "Существующие сейчас приемы ориентированы только на интеллект, а не на положительные эмоции. А методика обучения должна иметь в виду прежде всего жизнь (выделил голосом) ребенка. С этим тесно связан вопрос об эмоциях".
"Управлять процессом развития нельзя. Управлять - это значит давать точные способы, курс. Все должно заранее быть намеченным. Все - извне. Внутренние процессы вообще отрицаются. Получаем то, что было задано". "Самостоятельному усвоению знаний нельзя научить - это гораздо шире - увлеченность учением, потребность в добывании новых знаний и т. д.".
"А у нас принципы совершенно другие. Мы говорим о разносторонности духовной жизни ребенка. Идет совместное познание и учителя, и учеников. Отсюда и особые отношения между ними. Содружество между учителем и учениками. Таким образом, разносторонность, эмоциональная сторона учения занимала в нашем исследовании всегда важное место"".

Леонид Владимирович как верный ученик Л.С. Выготского утверждал ведущую роль обучения в развитии ребенка. Но считал, что результативность этого процесса зависит, прежде всего, от того, как поставлено обучение. В одном из докладов он привел высказывание древнегреческого мыслителя Плутарха как иллюстрацию возможного отрицательного влияния обучения на развитие детей: "Много природных дарований гибнет по вине наставников, которые коней превращают в ослов, не умея управлять свободными существами". И Леонид Владимирович нашел, как совместить несовместимое, "управлять свободными существами": "Для нашей системы характерно отсутствие прямолинейности. Качества личности формируются не "в лоб" Особенно это важно для эмоционального развития". "Надо использовать косвенные путь, чтобы внутренние побуждения ребенка получили наиболее благоприятные условия для раскрытия. Значение косвенных ходов в науке - огромно. Они дают даже больший результат, чем ходы прямолинейные". Эти позиции ученого ставили его в особое изолированное положение в педагогической науке. Оценка созданной им педагогической системы как "шаманство" - звучала как одна из самых безобидных. Но он упорно один пел свою песню… И победил! Чтобы убедиться в этом, сами соотнесите принципы отбора содержания образования, сформулированные в Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) с концептуальными положениями теории Л.В. Занкова. Рассмотрите перечень принципов государственной Концепции, который мы приводим ниже.

1. Принцип развития (стимулирование и поддержка эмоционального, духовно-нравственного, интеллектуального развития и саморазвития ребенка).

2. Принцип целостности образа мира (целостность картины мира и сформированность умения увидеть один и тот же предмет с разных сторон).

3. Принцип культуросообразности (открытость различных культур, создание условий для наиболее полного (с учетом возраста) ознакомления с достижениями культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов).

4. Принцип гуманитаризации (влияние всех учебных предметов на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка).

5. Принцип вариативности (различные подходы к подбору содержания образования и технологии обучения).

"Нет пророка в своем отчестве" - эти слова о Леониде Владимировиче Занкове. Но для него и для нас, его учеников и последователей, важно сознание того, что почти пятьдесят лет исследовательской и практической работы не пропали зря. Мы вошли в новую информационную культуру с разработанной педагогикой нового времени, главная ценность которой - ученик и учитель - два творца учебного процесса. И это главный подарок к 105-летию нашего Учителя.

(Журнал "Практика образования" №1, 2006 год)
ИСТОЧНИК: http://www.zankov.ru/about/zankov/article=400/




Группа Семья Растет на Facebook!

Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.

Последние Комментарии



Пока еще никто ничего не сказал...
Гость
Имя* (4 символа мин.)
E-mail* (не публикуется)
Сообщение:

Вычислите:
вoceмьдecят чeтыpe плюс тpи
(Ответ цифрами):

комментировать




Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Женские истории: нам не нравится, как мы выглядим

В определенных слоях нашего общества, да и в русскоязычной культуре в целом, тема телесности, желаний и влечений закрыта или табуирована.

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Лето с пользой для семьи

О программе «Летняя Школа», ее возможностях и преимуществах 4 июня в 22:00

добавить статью
Школа онлайн
Идеи для обустройства детской зоны на дачном участке.

Большинство детей проводят лето на даче, поэтому хочу вам предложить некоторые идеи, которые помогут вам с пользой и интересом провести это время.

добавить статью
Школа онлайн
Школа онлайн
Про пространство и порядок

Необходимо, чтобы с раннего возраста у ребенка было свое пространство

добавить статью
Основные принципы здорового питания детей (Часть 1)

Что главное в питании ребенка? Продукты должны быть качественными. Это не значит - дорогими. Это значит - как можно более натуральными. Большинство из нас живет в городах, но даже в городе можно постараться приблизить питание ребенка к природному. Например, поискать натуральное молоко, яйца, чаще использовать овощи и фрукты с дачи.

добавить статью
Личные границы

Ответьте на вопросы и попробуйте почувствовать, как они вам откликаются.

добавить статью
Как отдохнуть, чтобы лучше учиться

Современные дети растут в достаточно искусственной среде. Среди специалистов даже появился термин «лабораторные дети». Они не бегают по улицам, не исследуют какой-нибудь запретный овраг, не ездят одни на другой конец города, как это было в нашем детстве. Чаще всего они видят город из окна автомобиля. Психологи и учителя бьют тревогу: у современных детей не развиваются жизненные навыки, не формируются необходимые способности. Лето — отличное время чтобы все это наверстать.

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Мультфильм-страшилка «Зеленые зубы»

Мультфильм «Зеленые зубы» – обладатель Приза за лучший фильм для детей Открытого Российского Фестиваля Анимационного кино в Суздале.

добавить статью
Пасхальная открытка из цветных ниток

Простая поделка для самостоятельного детского творчества. Подходит для детей от 2 лет.

добавить статью
Поговорим о ювенальной юстиции

Что такое ювенальная юстиция и какие изменения в жизни семьи она несет.

добавить
Безмолвный крик. Фильм об абортах.

Изображение 12-недельного ребенка появляется на ультразвуковом экране. Мы видим, каким образом совершается аборт на сроке беременности в 12 недель. А сейчас мы увидим фильм - впервые сделанную в реальном ультразвуковом изображении запись аборта.

добавить

Гость
Екатерина, здравствуйте!
Помогите, пожалуйста, разобраться. Дочке 2 года. Уже месяц продолжаются капризы и частые требования груди. Я предполагала разные причины (в том числе возрастной кризис) и...

Бурмистрова Екатерина
К сожалению, картина довольно обычная для ребенка, которому уже есть 2 года, а его еще кормят грудью. Какие у вас планы относительно времени прекращения кормления ? далее...

Задайте свой вопрос

Похороните меня за плинтусом, П.Санаев

От других сочинений на ту же тему эту повесть решительно отличает лирический характер, в чем, собственно, и состоят загадка и секрет ее обаяния.

добавить
Новостная рассылка
Подписаться на новости
подписаться
Последние комментарии

48/0.214026689529 0.42720580101