Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::connect() should not be called statically in /var/www/semyaras/data/www/semya-rastet.ru/_classes/connect.php on line 15 Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::parseDSN() should not be called statically in /var/www/semyaras/data/www/semya-rastet.ru/_classes/Generic.php on line 89 Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::parseDSN() should not be called statically, assuming $this from incompatible context in /var/www/semyaras/data/www/semya-rastet.ru/_classes/Mysql.php on line 35 Учитель года о современной школе, мотивациях обучения и многодетности.

Главная / / События / Случ Михаил Ильич / Учитель года о современной школе, мотивациях обучения и многодетности

Авторский материал
Авторский материал

Учитель года о современной школе, мотивациях обучения и многодетности

2010 год в России объявлен Годом Учителя, поэтому результатов ежегодного конкурса «Учитель года» все ждали с особым интересом. Победителями конкурса этого года стали два преподавателя - учитель биологии и химии Волхонщинской средней школы поселка Октябрьский Тульской области Андрей Гарифзянов и директор московской школы 1060, учитель математики Михаил Случ. Нам посчастливилось застать Михаила Ильича на своем рабочем месте сразу после вручения «Хрустального пеликана» и обсудить с ним ряд вопросов, которые могут быть интересны как родителям, так и преподавателям других школ. Интервью с одним из лучших учителей России, сделанное специально для портала «Семья растет», получилось спонтанным, никто к нему заранее не готовился, поэтому ряд моментов могут оказаться непонятными или недосказанными. Мы постараемся прояснить их в следующий раз, поскольку предполагается продолжение беседы.

С. Основная идеология современной школы - модификация идеологии эпохи Просвещения. Между тем на дворе совсем другая культурно-историческая эпоха. Что Вы можете сказать по этому поводу?

М.
О школе постиндустриальной эпохи можно много говорить, но это все не простые вопросы. Мне встречалось довольно много родителей, которые на самом деле не очень понимали, что делать со своими детьми, в том смысле, что они сталкивались проблемами детства, которые в их время не встречались. Я не имею в виду ситуацию, когда ребенок не хочет идти в школу, это совсем крайний случай. В основном это вопросы, которые абсолютно нехарактерны и неспецифичны для детства их родителей.

Родителям не с чем их соотнести. Это огромный вызов для родителей, и совершенно непонятно что с этим делать. Во времена моего детства были люди, которые не ходили в школу, они обучались каким-то особым образом. Но это были люди из художественно-интеллигентских кругов, и это была особая ситуация. А вообще, школа была вполне сложена и через нее проходили все. Сегодня ситуация совсем другая, у нас появилось больше возможностей и поэтому у родителей, которые сталкиваются с такими вызовами, способов ответить на них гораздо больше. Естественно, с риском для себя, с риском, что они не попадут в правильный выбор, и на них все будут «показывать пальцем».

И ответить обобщенно сложно. Есть, например, круг относительно высокопоставленных людей, которые решают вопросы образования специфическими способами. Допустим, сначала в России, потом в Англии.

А есть люди, которые учат детей в школе, и при этом параллельно дают иностранный язык, например. Но это - все та же самая школа, и важный плюс, этих родителей, в том, что они даже не столько материально, сколько по сути, вкладываются в образование, и это очень важно. Они заинтересованы в развитии своего ребенка.

Иногда, кажется, что школа это такой институт, вроде автобуса, пришел на остановку, сел и доехал. Бывают автобусы грязные, старые, а может попасться и новенький с лоснящимися сидениями, но в целом нет никаких проблем, оба автобуса довезут до пункта назначения. Школа же все в большой и большой степени перестает для конкретного ребенка, не для ребенка вообще, быть таким автобусом, важно проверить, не сдуты ли колеса, в нужном ли направлении она катится. Нельзя назвать это минусом, хотя, почему-то, большинство людей оценивают это как некий минус.

Раньше был некий стабильный институт, а сейчас все разъехалось и непонятно что делать. Но у меня есть чувство, что тут дело не в том, что нечто разваливается, а дело в каких-то принципиальных вещах. Старые схемы, какими бы они не были хорошими, просто перестают работать. Собственно, так происходит и в любой работе, нет вечно работающей схемы, рано или поздно она прекратит работать. Как нет сейчас уже очевидного пути карьерного роста - райком, горком и так далее.


С. Еще сто лет назад основное количество учителей были мужчинами, сейчас
все наоборот. Что делать с отсутствием мужчин в школах?

М. Сто лет назад не было среднего общего образования. Были некоторые элементы всеобуча в церковно-приходских школах. Но в целом, образование не было всеобщим.
Особенность его заключалась в том, что оно было связанно с социальным статусом или его повышением. Образование конвертировалось в хорошую, дорогую, важную профессию. В индустриальную эпоху ситуация сильно изменилась, профессия учителя стала одной из самых массовых профессий. Сейчас ситуация опять меняется и нельзя сказать что она меняет статус учителя в лучшую сторону и сюда идут люди. Это сложная вещь. С разных сторон, в том числе и с официальной, делаются попытки в эту ситуацию вникнуть
С. А как это с официальной?
М.
В обсуждаемой инициативе «Новая школа» говорится о современном учителе, о привлечении в школу учителей, без педагогического образования. Людей с нормальным образованием, с жизненным опытом. Понятно, что все это вещи очень непростые, т.к. школа система очень консервативная. Очевидный пример, это многолетние попытки, которые нацелены на то, чтобы в школе оставались выпускники Педвузов, молодые специалисты. Последняя новация, это грант в 500000 руб для молодых специалистов. Но потом, с неизбежностью возникает ситуация, когда эти деньги заканчиваются, и человек оказывается внутри школьной жизни, а все вопросы перед ним остаются.

Может быть, с математической точки зрения, это нерешаемая задача. Нерешаемая в рамках жестко регламентированной системы. Может быть, один из выходов состоит в некоторой либерализации школы. Тогда одна очень сложная выстроенная вертикально-пирамидальная система (я очень сильно упрощаю) разойдется на мини-системы, и подобный вопрос, возможно, удастся решить на уровне отдельных школ. Но для этого решения, требуется, чтобы возникали эти малые системы. Причем создает их не только директор, их создают сами педагогические коллективы или родители.

Подытоживая все вышесказанное, можно сказать, что отсутствие мужчины в школе связано с непрестижностью профессии, ее массовостью, с тем, что это профессия, которая имеет определенный социальный портрет, от которого никуда не денешься. Профессия, которая на самом деле имеет довольно жесткие входы. В нее очень сложно попасть «с улицы». Ну и далеко не на последнем месте стоит вопрос оплаты.

С. Обычная беда частных школ - недостаточная дисциплина, слишком тепличная атмосфера, маленькие классы, высокая плата. Можно ли этого избежать?

М. Дело в том, что частные школы не смотря на декларированные равенства условий, все-таки обладают не совсем теми же правами, что и школы государственные, например, в части аренды и ряда других вещей. Особенно, если мы говорим о московских школах.

С. Давайте немного скорректируем. Здесь речь идет все-таки не совсем о частной школе, а о таких школах, которые не действуют четко в соответствии с заданной программой Минобразования. Есть же школы, которые действуют в рамках школьной программы, но при этом вносят какие-то свои элементы в образование.

М.
Я понимаю ваши уточнения, но все-таки попробую ответить по своему. Во-первых, среди негосударственных школ есть школы, с удивительно высокими показателями. Там нет в обычном понимании подстраивания под общую рамку. Но есть очень сильное выстраивание своей собственной линии. Мне кажется, что в этом некоторая проблема и в этом некоторый шанс. Дело не в том, что есть какие-то правила, принятые в педагогических сообществах, которые гарантируют, что школа нормальная.

Есть разные линии, очень часто друг от друга отличающиеся, и я бы сказал, что дело в том, в какой мере школа некоторую линию, на первый взгляд может быть и «дикую», готова вести, продумывая последствия своих ходов, стремясь к каким-то логическим финалам. И если это происходит, то опыт часто вполне неплохой. И это применимо не только к школам. Если мы говорим об учителе, о его педагогической линии, то я встречал много людей, которые на первый взгляд, делают что-то диковатое. Но если они выстраивают свою линию до логического конца, то часто получается нечто своеобразное, и очень интересное. И главное, что родители тоже готовы с этим согласиться, потому что они видят, что это не какая-то непонятная манная каша, в которой непонятно что происходит, а есть линия.

Недостаточная дисциплина, звучавшая в вопросе, мне кажется, это свидетельствует о недосказанности, недооформленности. Недофоормленность позиций, потому что нельзя сказать, что дисциплина, точнее ее отсутствие, это некий очевидный плюс гуманизации, ход на встречу ребенку. Понятно, что есть жестокость, и в школах много жестокости. Причем, когда я говорю об этом, я говорю абсолютно обо всех школах. Школы, отрицающие дисциплину, потом, по отношению к конкретным детям приходят к этой жестокости, просто потому что вынуждены что-то делать. И большой вопрос в том, как выстроить четкую ясную понятную и детям, и родителям, и при этом какую-то своеобразную линию.

Еще один вопрос, правда, немного в другой плоскости, состоит в том, что очень часто понятие хорошая школа тождественно понятию хорошие учителя и дающих хорошие показатели детей, и через несколько шагов оказывается, что хорошая школа, это школа, которая собирает сильных детей, их хорошо учит и так далее. Понятно, что такие школы имеют право на существование и достойны уважения. В них работают замечательные педагоги, но я вполне могу себе представить, что школа делает совершенно сознательный выбор в пользу «общеобразовательности». И тогда в ней перестают действовать некоторые механизмы, которые действуют в элитарных учебных заведениях.


С. Если стоит выбор - хорошая школа, но далеко или посредственная школа, но
близко - Ваше мнение?

М. Сложно ответить на этот вопрос, как директору, потому что это выбор родителей. Я, как родитель, выбрал бы хорошую, но далеко. Качество школы играет большую роль. Но здесь есть еще один момент, это то, как родитель вкладывается в школу. Я такой человек, который любит вкладываться. Если эта булка дороже, а та дешевле, для меня это не минус, для меня это плюс. И дело не только в материальном вкладе. Чем больше я вкладываюсь, тем ценнее для меня продукт, если понимать это в смысле товарных отношений. Но, естественно наилучший вариант, это когда хорошая школа близко находится.

С. Как по Вашему опыту, отличается чем-либо в школе ребенок из многодетной семьи? И давайте учтем, что в Вашей школе, треть детей, это дети из многодетных семей.

М. Ситуация не простая. Для меня нет такого понятия, как ребенок из многодетной семьи, у меня есть понятие, 1й ребенок из многодетной семьи, 2й ребенок и т.д. Опять-таки здесь есть вещи, которые сложно поддаются такой четкой статистике, но, видимо, тонкое наблюдение позволяет сказать, что дети разные. Во-первых, в рамках одной семьи все они друг на друга не похожи. Во-вторых, у каждого есть какие-то свои специфические проблемы. Каждый ребенок, 1й или 5й, это абсолютно разная ситуация. Я почти не видел семей, где все дети как на подбор, полностью одинаковые. Они все очень разные.

Среди детей из многодетных семей бывают, как способные дети, так и дети с определенными трудностями. Следующий момент. Ребенок из многодетной семьи, как правило, обладает большей самостоятельностью, чем ребенок из обычной семьи. В этом смысле, иногда с ним в чем-то проще. С другой стороны, его родители менее мобильны, не всегда готовы расчетвериться или растроиться, по вызовам учителей, которые работают с их детьми. И в этом смысле, не всегда просто для них обеспечить прогресс их ребенка, просто потому что мало времени и сил. Еще один момент. Когда в семье один или два ребенка, то их быт и их внеурочное время достаточно хорошо организованы. В многодетной семье с этим намного сложнее. И такой ребенок часто оказывается в такой ситуации, когда домашние обстоятельства не дают ему вести нормальный образ жизни. На голове у него кто-то спит, уроки он делает на стуле, причем сидя на полу. И если он силен, то это его отлично закаляет. Но если он слаб, то он перестает в этой ситуации понимать, что есть хорошо, а что есть плохо.

Но если ребенок в семье один, это не значит, что с родителями просто договориться по каким-то вопросам. Есть семьи, которым говорить о том, что телевизор не должен быть включен весь вечер, так же трудно, как и о том, что не надо ребенка бесконечно перекармливать пирожными. Эти вещи связаны, свнутренними решениями, которые людям даются не просто. Привычки это великое дело и огромная сила. Понятно, что многодетной семье в этом смысле проще, они решились на то, что у них много детей и взяла на себя, как правило, многие риски и проблемы с этим связанные.

С. Как в современных условиях формировать мотивацию в обучении у детей?

М. Есть много факторов, которые расслабляют ребенка, чуть-чуть разрушают его мотивационный организм. Но на самом деле, формирование мотивации мало, чем отличается от условий, которые были 50 лет назад. Формирование мотивации это очень длительный сложный большой процесс, длиной в целую детскую жизнь. Мне кажется, что этот вопрос, не совсем корректно поставлен, естественно, бывают уникальные ситуации, рождается ребенок, который сразу на что-то определенное мотивирован, но в целом это все равно требует какой-то понятной и простой работы родителей, связанной с подбором книг, например. Я вспоминаю своего отца, который объяснял мне какие-то математические задачи по 100 раз, причем каждый раз одно и тоже. Я просто поражался сколько я еще мало знаю, хотя в 8м и 9м классе старшей школы был победителем московской математической олимпиады. Если ребенок не гений, если он просто способный, то все равно требуется понятные мотивационные механизмы и мобильность родителей, для того, чтобы эти механизмы воплощать. В разных смыслах слова, от походов до просто сидения с ребенком и выбора книги.


Петрищев Сергей
Специально для портала "Семья Растет"

Перепечатка или копирование данного материала возможны только с согласия автора.



Группа Семья Растет на Facebook!

Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.

Последние Комментарии



  • Гость

    vexler20-10-10 22:15:03

    а что можете сказать о новй системе платного образования? как это будет выглядеть для нас, простых людей?

  • Гость

    tertor09-10-10 01:04:35

    Отлично! а давайте поговорим о ювенальной юстиции. А то что-то в последнее время все сошло на нет и об этом мало кто вспоминает. Есть ли в его школе должность Омбудсмена и что это за человек.

  • Гость

    Маняша08-10-10 12:16:36

    Просим продолжения ... Статья открытая,без подтекстов.

  • Гость

    Никк08-10-10 00:53:03

    сумбурно, непонятно и ни о чем.

  • Гость

    Викуся08-10-10 00:11:28

    А что вы подразумеваете под жестокостью, которая по вашим словам есть абсолютно во всех школах?

  • Гость

    Вова07-10-10 23:45:29

    А что за специфический способ получения образования сначала в России, потом в Англии? что в этом специфичного. Мне кажется, в настоящее время, российское высшее образование вряд ли будет котироваться в сравнении с человеком, который обучался в Англии. Престиж оно дело тонкое.

  • Гость

    Николай07-10-10 23:29:58

    а почему ни слова о самом конкурсе? интересно же, как удалось выиграть, почему победителей двое.

Гость
Имя* (4 символа мин.)
E-mail* (не публикуется)
Сообщение:

Вычислите:
тpидцaть oдин минуc шecть
(Ответ цифрами):

комментировать



Теги: учитель года  Михаил Случ  хрустальный пеликан 

Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Женские истории: нам не нравится, как мы выглядим

В определенных слоях нашего общества, да и в русскоязычной культуре в целом, тема телесности, желаний и влечений закрыта или табуирована.

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Лето с пользой для семьи

О программе «Летняя Школа», ее возможностях и преимуществах 4 июня в 22:00

добавить статью
Школа онлайн
Идеи для обустройства детской зоны на дачном участке.

Большинство детей проводят лето на даче, поэтому хочу вам предложить некоторые идеи, которые помогут вам с пользой и интересом провести это время.

добавить статью
Школа онлайн
Про пространство и порядок

Необходимо, чтобы с раннего возраста у ребенка было свое пространство

добавить статью
Основные принципы здорового питания детей (Часть 1)

Что главное в питании ребенка? Продукты должны быть качественными. Это не значит - дорогими. Это значит - как можно более натуральными. Большинство из нас живет в городах, но даже в городе можно постараться приблизить питание ребенка к природному. Например, поискать натуральное молоко, яйца, чаще использовать овощи и фрукты с дачи.

добавить статью
Личные границы

Ответьте на вопросы и попробуйте почувствовать, как они вам откликаются.

добавить статью
Ювенальная юстиция сейчас не нужна

Интервью с адвокатом, председателем Московской коллегии адвокатов, Князевым Андреем Геннадиевичем. Разбираемся в том, что такое ювенальная юстиция и для чего она нужна.

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Мультфильм-страшилка «Зеленые зубы»

Мультфильм «Зеленые зубы» – обладатель Приза за лучший фильм для детей Открытого Российского Фестиваля Анимационного кино в Суздале.

добавить статью
Пасхальная открытка из цветных ниток

Простая поделка для самостоятельного детского творчества. Подходит для детей от 2 лет.

добавить статью
Отношения соседних номеров

Как брата помирить с братом? Как сестру научить не дразнить сестру? Эти и многие другие вопросы обсуждались на встрече клуба многодетных 21 февраля

добавить
Безмолвный крик. Фильм об абортах.

Изображение 12-недельного ребенка появляется на ультразвуковом экране. Мы видим, каким образом совершается аборт на сроке беременности в 12 недель. А сейчас мы увидим фильм - впервые сделанную в реальном ультразвуковом изображении запись аборта.

добавить

Фазлетдинов Наиль Фанисович
Здравствуйте Екатерина. Вот нашёл ваш сайт. И решил воспользоваться моментом и попросить совета. У меня распалась семья. Ребёнок остался со мной. Взаимоотношения были тоже не в лучшем виде. Оказалось ...

Бурмистрова Екатерина
Здравствуйте, Наиль Фанисович! Иногда самое сложное - это принять то, что с нами произошло. Ту ситуацию, в которую нас поставила жизнь.
Тогда, постепенно, очень постепенно, Ваша психика сможет к далее...

Задайте свой вопрос

Похороните меня за плинтусом, П.Санаев

От других сочинений на ту же тему эту повесть решительно отличает лирический характер, в чем, собственно, и состоят загадка и секрет ее обаяния.

добавить
Новостная рассылка
Подписаться на новости
подписаться
Последние комментарии

51/1.4163222312927 1.4357059001923