Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::connect() should not be called statically in /var/www/semyaras/data/www/semya-rastet.ru/_classes/connect.php on line 15 Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::parseDSN() should not be called statically in /var/www/semyaras/data/www/semya-rastet.ru/_classes/Generic.php on line 89 Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::parseDSN() should not be called statically, assuming $this from incompatible context in /var/www/semyaras/data/www/semya-rastet.ru/_classes/Mysql.php on line 35 Вундеркинды с пеленок (о вреде раннего развития). Раннее развитие.

Главная / Статьи / Воспитание и развитие / Раннее развитие / Вундеркинды с пеленок (о вреде раннего развития)

Материалы, присланные пользователями
Материалы, присланные пользователями

Вундеркинды с пеленок (о вреде раннего развития)

2001-0201Современные родители спешат дать детям раннее образование, при этом, оказывается, нанося немалый вред их психике.

В последние годы методики раннего развития стали чрезвычайно популярны в нашей стране - уже в люльке детей различными способами учат читать и считать. Но врачи-психотерапевты бьют тревогу - увеличивается число детей с нарушениями психики. Корреспондент еженедельника «Интерфакс ВРЕМЯ» выяснила, чем так называемые методики раннего развития отличаются друг от друга и от традиционных программ дошкольного воспитания.

ЧТО ТАКОЕ РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ?

Вирус под названием «раннее развитие детей» поразил большинство молодых родителей крупных городов. «Моя дочь уже в 3 года читает...» - «А мой сын - считает», - хвастаются мамы малышей друг перед другом. Широкий размах увлечения методиками воспитания вундеркиндов спровоцирован появлением класса молодых неработающих, но образованных мам с нереализованными амбициями.

В этом случае понятие «развитие» употребляется ошибочно, на самом деле оно подразумевает психическое, физическое и интеллектуальное формирование личности. Но в домашних «школах для младенцев» занимаются не столько развитием, сколько досрочным обучением тем предметам, которые ребенок позже изучает в начальной школе. Энтузиазм мам и пап подогревается необходимостью сдачи тестов при поступлении в элитные школы. Им кажется, что с помощью раннего обучения они дадут ребенку «ранний старт», повысив его конкурентоспособность в дальнейшей жизни.

Во всем мире эпидемия раннего развития началась в середине ХХ века с лозунга педагогов-новаторов: «После трех учить уже поздно!» Авторы различных методик исходили из постулата о том, что чем раньше начать обучение, тем гениальнее будет воспитанник. На неопытных родителей это действует неотразимо: оказывается, мой ребенок может запросто стать гением! «Волшебная палочка» для чудесного превращения младенца в вундеркинда берется из богатого набора известных новаторских «брендов»: Монтессори, Никитин, Зайцев, Тюленев. Чем подходы к раннему обучению отличаются друг от друга, что положительного способны они дать ребенку, а чем могут ему навредить?

СИСТЕМА МОНТЕССОРИ

Мария Монтессори, итальянский педагог-дефектолог, занималась проблемой обучения умственно отсталых детей. Она разработала упражнения с картонными рамками, карточками и кубиками, тренирующие у детей мелкую моторику пальцев (на кончиках которых находятся нервные окончания, стимулирующие речевые центры в коре головного мозга). Умственно отсталые дети не только научились говорить, но и начали читать, писать и считать раньше сверстников из обычной школы. И тогда Монтессори предположила, что те же упражнения могут помочь при обучении здоровых детей. Сегодня в Монтессори-садиках по всей Европе в одной группе занимаются дети разного возраста и уровня знаний, старшие и более опытные своим примером помогают новичкам. Сложение и вычитание познается с помощью разноцветных бусин, нанизанных на нитку в различном порядке, а читать дети учатся по специальным картинкам. Елена Смирнова, заведующая лабораторией психологии детей дошкольного возраста Психологического института РАО считает, что эта система в ее традиционном варианте «ограничивает речевое взаимодействие детей и их фантазию». Фактически на этих уроках фантазия, воображение, эмоциональные стороны маленькой личности не находят выхода. Человеческая природа такова, что со временем недостаток общения и бедность эмоциональной жизни приводят к расстройствам психики и психосоматическим заболеваниям.

«НУВЭРС» НИКИТИНЫХ

Семье Никитиных принадлежит идея «НУВЭРСа» - Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей. Не дав ребенку до трех лет особых умений, родители, по мысли Никитиных, лишают его возможности в будущем приобретать знания и в конечном счете не дают раскрыться личности маленького человека.

На своих семи детях Никитины опробовали оригинальный метод развития способностей с помощью кубиков, таблиц, логических задач. По системе Никитиных дети должны не только умственно воспринимать знания, но и физически развиваться. Чтобы тело, не перегруженное лишней одеждой, не отягощенное сверхкалорийной пищей, легко и охотно откликалось на решение интеллектуальных задач. Минусом системы Никитиных можно признать то, что в ней акцент сделан на физическое и интеллектуальное развитие, в ущерб эмоциональному.

Сотрудники Института психологии РАН неоднократно предпринимали попытки понять особенности развития детей, воспитанных в семье Никитиных. Но от предложения протестировать детей и дать научную оценку этой методике родители-новаторы отказывались. Интересно, что дети Никитиных крайне неохотно рассказывают о своем раннем развитии, и никто из них не попытался повторить родительские эксперименты на собственных детях. Система Никитиных, казалось бы, нацеленная на воспитание гениев, вырастила из них совершенно обычных, хотя и образованных людей. Так стоило ли так мучиться, если этих результатов можно добиться более «мирным» путем.

СКЛАДОВЫЕ КУБИКИ ЗАЙЦЕВА

2001-0202Свои авторские кубики питерский педагог Николай Зайцев создал, «увидев» единицу строения языка не в слоге, а в складе. Склад - это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Пользуясь этими складами (каждый склад находится на отдельной грани кубика), ребенок начинает составлять слова. Вот эти склады Зайцев и написал на гранях кубиков.

Кубики отличаются по цвету, размеру и звуку - их наполняют разным содержимым: деревянными палочками (для кубиков с глухими звуками), металлическими крышечками (для «звонких» кубиков), бубенчиками или колокольчиками (для кубиков с гласными звуками). Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими звуками. Кубики Зайцева помогают детям 3-4 лет научиться читать с первых занятий. Конечно, выучиться чтению по традиционным методикам труднее, чем по «кубикам Зайцева». Дело в том, что двухлетний ребенок способен без особых проблем выучить, какие звуки передаются какими буквами, но ничего прочесть он при этом все равно не сумеет, потому что он пока не способен понять, что отдельные звуки надо сливать в слоги и слова. В методике Зайцева «тупость» двухлетнего малыша преодолевается хитрым способом: ребенку предъявляется буквосочетание «МА» как один неделимый символ-склад. Подобных складов оказывается очень много - около двух сотен, однако выучить пару сотен складов малышу все же проще, чем догадаться о том, что склады получаются из отдельных букв. Но впоследствии в традиционной школе маленькому умнику придется фактически переучиваться, чтобы научиться читать традиционным способом. Тогда непонятно, зачем было осваивать «складовое» чтение?

«ЧИТАТЬ РАНЬШЕ, ЧЕМ ХОДИТЬ»

Так называется методика Виктора Тюленева, обосновавшего достижения в педагогике на опыте воспитания собственных дочерей. Он использует для домашнего образования уже знакомые нам карточки с буквами и цифрами, которые следует с самого рождения вешать над кроваткой малыша и показывать ему регулярно. Также стены детской следует украсить географическими картами, таблицей Менделеева, портретами поэтов и писателей. В одной из знакомых семей девочка с помощью методов Тюленева научилась читать в год, а через два месяца цитировала наизусть «Бородино» Лермонтова, печатала на машинке и сама составляла из магнитных букв слова на холодильнике. Правда, маме вундеркинда приходилось скрывать таланты дочери от соседей по песочнице и задумываться о перспективах обучения в средней школе. Чем закончится этот конкретный опыт раннего развития - покажет время, но психолог и медики утверждают, что активные образовательные эксперименты над младенцами не проходят бесследно.

«ПОДВОДНЫЕ КАМНИ» РАННИХ УСПЕХОВ

Психотерапевты приводят в качестве примера жалобы родителей на «ранообучаемых» детей: «Мальчику 3,5 года, после садика водим на музыку и английский язык, при этом он плачет и кричит», «Девочке - 2 года, она не хочет ни рисовать, ни лепить. Быстро «накалякает» и бежит машинки катать!», «Нам 5 лет - читает только из-под палки, только, если ремень видит».

Все программы воспитания гениев построены так, будто конечная цель состоит в том, чтобы ребенок в дошкольном возрасте лишь усвоил материал начальных классов. Конечно, семилетнему грамотею проще учиться в первых классах, но когда приходит время заниматься всерьез информатикой или алгеброй, вдруг выясняется, что преимущества на стороне тех, кто с самого начала привык корпеть над обычными учебниками под присмотром заурядных учителей. После поступления в вуз становится окончательно ясно, что ранний форсированный старт не обеспечил вундеркинду преимуществ по сравнению с однокашниками.

Сторонникам раннего развития часто приходится отбиваться от критиков, которые говорят о том, что детей нельзя лишать детства. Многие методики акцентируются на легкости усвоения знаний, создается обманчивое впечатление, что ребенок учится как бы играючи, безо всякого умственного усилия. После столь активного обучения в младенчестве у подросших вундеркиндов формируется эмоционально ущербная психика, не способная воспринимать в школе все усложняющиеся задания. Такие дети страдают зацикленностью на каких-то идеях, им трудно самостоятельно сконцентрироваться, они постоянно перевозбуждены, требуют к себе повышенного внимания учителя.

Профессор Елена Смирнова считает, что, стремясь обучать 2-3-летнего ребенка чтению и счету, родители подсознательно устраняются от необходимости «опуститься» до его интересов и потребностей. Не всякий взрослый умеет играть с ребенком - встать на колени, ползать за машинами, говорить за зайчика. Очень часто, не наигравшись досыта в раннем детстве, вундеркинды наверстывают упущенное в школе, предпочитая урокам игры под партой.

2001-0203Представители традиционной психологии и педагогики считают, что раннее развитие - явление нездоровое прежде всего потому, что в его основе лежит совершенно ложная идея о том, что учить годовалого ребенка намного легче, чем шестилетнего. Профессор Елена Смирнова считает, что драма заключается в том, что родители не понимают возрастной психологии, особенности восприятия, мышления, интеллекта ребенка. Никто не спорит, что развивать ребенка необходимо, но все хорошо в свое время. Психологи настаивают на том, что до 5 лет обучать читать и писать - значит, наносить вред детской психике, которая ориентирована на игровые способы познания мира и не способна адекватно «переваривать» информацию, выраженную в символах.

Практикующий психотерапевт Наталья Писаренко предупреждает, что если вовремя не остановиться в чрезмерно активном стремлении воспитать гения, то, возможно, потом придется лечить ребенка от заикания, энуреза, бессонницы, гастрита и других психосоматических заболеваний.

Хотя есть в эпидемии раннего обучения и положительный момент. Здравомыслящие родители, «переболев» новомодными методиками, возвращаются к играм в «Ладушки» и сказкам про «Колобка». Психологи признают, что проверенные десятками поколений методы воспитания гораздо лучше новомодных образовательных продуктов.

Света Орехова

источник http://www.ifvremya.ru

Подписаться на новости проекта "Онлайн школа Екатерины Бурмистровой"



Группа Семья Растет на Facebook!

Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.

Последние Комментарии



  • Гость

    Андрей05-03-15 00:45:39

    Раннее развитие детей - бизнес приносящий большие деньги (судя по ценам занятий в центрапх и/или методический пособий, очень редко надлежащего качества).
    Статье + 100500!

  • Гость

    Оlga27-04-14 14:27:48

    Сын читать учился по методике Зайцева. Все нормально.
    Дочь училась по методике Домана.
    Выросли нормальные дети. Сын закончил институт, работает. У дочери золотая медаль в школе, в университет поступила без экзаменов.
    Лишние знания еще никому не помешали.

  • Гость

    Ольга01-12-13 18:36:23

    Как изучение книг мешает играм в ладушки? Вы не в состоянии придумать для ребенка больше одного занятия? Так может вам личным развитием заняться? и увидеть не только трехлеток, плачущих после английского после садика, но трехлеток, с удовольствием побщих английские песенки, залезая на горку.

  • Гость

    Катерина19-11-12 12:04:39

    Хочу на собственном примере рассказать о раннем развитии, читать и считать я начала учится в 2 года, писать в 4, у меня был отличный садик, потом 2 подготовительные школы. В лицей я поступила сразу во второй класс, где успешно проучилась до 6 класса. Затем мы переехали и мне пришлось учится в обычной школе, целый год я ничего не делала так как эта программа была уже пройдена, а 7 классе когда началась новая программа я естественно разленилась и пыталась выехать за счет старых знаний вместо того что-бы выучить что то новое. Помимо школы я занималась в различных кружках, но в 14 лет все бросила. В результате вместо уроков пиво с друзьями в подъезде, еле еле 9 классов и троечный аттестат. Потом 3 года проучилась в колледже но тоже бросила, пол года работала официанткой и автомойщицей, и о чудо, поняла что образование необходимо, снова поступила в колледж и окончила его с красным дипломом, сейчас успешно(с одной 4) окончила 1 курс университета. Делаем выводы: 1) если уж вы начали воспитывать гения, то постарайтесь чтоб и дальше его образование было на высшем уровне.
    2) чем меньше у ребенка свободного времени тем лучше для него, и спокойней для родителей.
    P.S. моей дочери сейчас 3 месяца и мы уже начали учить буквы.

  • Гость

    Sokol24-05-12 19:50:41

    Безусловно, раннее развитие вредно. А дальше еще вреднее. Ну нафига нашей стране выращивать людей, которые - о, ужас - умеют думать? Полность согласен с министром образования Фурсенко: «Недостатком советской системы образования была попытка формирования Человека-творца, а сейчас наша задача заключается в том, что вырастить квалифицированного потребителя»

  • Гость

    Katerina13-04-12 16:08:51

    А, может быть, вопрос о том, что "ранним" детям делать в школе и далее в ВУЗе следует решать реформой школьного и высшего образования, которое в любом случае все меньше отвечает современным потребностям. Странный аргумент - не надо развивать ребенка, т.к. ему будет скучно в школе. Утверждение, что "ранние" дети хуже учатся, чем не "ранние" - вообще неизвестно откуда взято.

  • Гость

    Дмитрий Зорин20-02-12 22:24:05

    Статья интересная. На мой взгляд, на эту тему много чего можно добавить и уточнить, скорректировать.
    Скажем, про методику Домана.
    Насколько я знаю, методика имеет своё особое предназначение. И работает она превосходно. Только на каких детях, это мало кому известно. Но ведь она была создана, опять же, как и система мадам Монтессори, для умственно отсталых детей. Почему, спрашивается, олигофренов лучше-таки учить читать как можно раньше? Ведь именно этот факт и был открыт в своё время и Доманом, и Монтессори, и Зайцевым и прочими. Ответ все они дают примерно такой:
    Было замечено, что ребёнок с умстенной отсталостью, ЗПР и/или другими серьёзными отклонениями в развитии (некоторые формы аутизма, например), научившийся, скажем, "читать" хотя бы и не так, как это умеют делать обычный ребёнок, а в некотором приближении к этому умению, не только заметно лучше социализируется, обретает своё какое-то место в обществе, но и живёт больше по сравнению с обычным умственно отсталым ребёнком (благодаря именно обретению социального здоровья, прежде всего). Обычным способом он всё равно научиться не сможет. Остаются лишь т.н. обходные пути (Л.С.Выготский), использующие элементарные психологические механизмы (как раз то, что педагоги-новаторы и используют).

    • Гость

      Гость21-02-12 08:58:41

      tramarim
      То есть по сути это все равно, что давать лекарства здоровому ребенку? Причем, лекарства, скажем так активно стимулирующие мозговую деятельность? То что больному требуется подать в определенном комплекте, здоровый вполне способен наверстать сам. Как-то так.

    • Гость

      Гость20-02-12 22:34:11

      Но чем старше по возрасту становится любой, даже вполне здоровый ребёнок, тем сильнее его внутреннее сопротивление способам обучения, которые обращены не к его сознанию, а скорее к подсознанию, к способам для него совершенно бессмысленным, механическим, не отвечающим никаким его внутренним потребностям. И лишь малыши сопротивляться такому обучению пока что совсем не в состоянии. Они даже сказать не могут: А для чего это ты, мамочка, каждые 15 минут передо мною мигаешь этими карточками? - Они мен мешают тебя видеть, мама! Но они готовы за возможность пообщаться с мамой, получить её внимание и тепло, потерпеть мелькание карточек между ними и маминым лицом.

  • Гость

    Марина07-01-12 19:41:34

    статья безобразная! впечатление, что у автора с логикой боооольшие проблемы
    а ПРАКТИЧЕСКИ психологу-бабушке посоветую не писать бред по поводу того, в чём она ну совсем не разбирается
    ну смешно очень про винду и компьютер, про ломоносова совсем нелепо

  • Гость

    Ольга03-02-11 17:02:08

    Статья понравилась, напрашивается вывод - всему свое время.

  • Гость

    Иванна29-01-11 12:46:33

    Безобразная статья! Сведения выдернуты из контекста. Веснулька просто не в курсе сути этих методик, а ссылка на источник не работает.
    Сама природа предусматривает раннее развитие! Мозг млекопитающих, не обладающих интеллектом человека, развивается с огромной скоростью - они становятся взрослыми за первый год жизни. С человеком, конечно, так не получится. Но увеличить его потенциал вполне возможно.
    В первые 3 года жизни человек вообще ничего анализировать не может. ВСЕ методики раннего развития направлены лишь на установление связей между структурами головного мозга: чем связей больше, тем выше показатель IQ человека - это не образованность (большое количество знаний), а СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ. Образованного надо учить, он " поглощает" материал, а сообразительный - делает выводы из предложенного материала, а далее открытия.
    Я второму гостю (бабушке и маме двоих детей) хочется сказать, что Ломоносов был из достаточно обеспеченной семьи и, до того как он пришёл в Москву, получил неплохое начальное образование. Да и про других великих на 100% быть уверенным нельзя.
    Кстати, современные операционные системы при установке на жёсткий диск компьютера уже имеют кучу приложений, которые приходилось раньше скачивать.
    И в современном мире чтение и счёт - НЕ САМОЦЕЛЬ! А только инструменты в руках СООБРАЗИТЕЛЬНОГО человека.
    С уважением, Иванна Фальтер

  • Гость

    Гость22-05-10 21:59:31

    Рада, что прочла статью и комментарии. Будем продолжать играть в ладушки с моим малышом.:) Спасибо.

  • Гость

    Гость22-03-10 13:53:28

    Я практический психолог (10лет),бабушка двухлетнего внука, мать двоих детей. Я полностью согласна с вами, очень жаль, что таких правдивых статей очень мало в интернете.Нормальное развитие ребенка подразумевает дать основы и понимание мироздания, понятным языком для мам поставить программу Windows до шести лет, потом к нему любая пограмма будет хорошим дополнением. Но мамы предпочитают вводить в "компьютер" ребенка один файл, который можно пару лет показывать, а дальше все не сохраняется и возможностей 0.Ломоносов начал читать в 14 лет, а открытия он многочисленные свои сделал благодаря тому, что он познал в детсве основы бытия мира.Пушкин писал сочинения на двойки, но мудрость Орины Радионовны дала миру великого поэта.Примеров таких прошлое имеет массу. А вот статистики по полезности Доменского метода в будущем этого ребенка- нет, и не будет, потому,что это результат здесь и у немногих, а о последствиях все умалчивают, потому что это выгодномногим. Дает хорошую прибыль, а родителям честь. Но милые мамы есть такая народная мудрость"Время расбрасывать камни, время собирать". Великое счастье матери гордиться достижениями взрослого сына.Огромное несчастье родителей видеть его несостоявшейся личностью, особенно если понимаешь что в этом ты, иаиа, виновата.Фонетика признана 5 тысяч лет, а теперь пришел Тюленев и сказал все они глупцы, я умный. Отрубите корни у дерева, оно погибнет. Забудьте мудрость прошлого - погибнет человечество!

    • Гость

      Гость03-02-11 17:03:21

      +1

    • Анатолий Николаевич

      Анатолий Николаевич22-03-10 14:05:00

      Тут буквально недавно была статья о методике Домана, и в ней упоминалось о том, что очень много детей, которые обучались по его системе в настоящей момент являются нобелевскими лауретами, видными учеными. Правда, там была оговорка, что не у 100% детей все хорошо, но тем не менее.
      Может не все так плохо? А грамотный и 100% удачный подход к раннему развитию всего лишь еще не найден?

Гость
Имя* (4 символа мин.)
E-mail* (не публикуется)
Сообщение:

Вычислите:
шecтнaдцaть минуc шecть
(Ответ цифрами):

комментировать



Теги: раннее развитие  вред раннего развития  вундеркинд  гений 

Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Женские истории: нам не нравится, как мы выглядим

В определенных слоях нашего общества, да и в русскоязычной культуре в целом, тема телесности, желаний и влечений закрыта или табуирована.

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Лето с пользой для семьи

О программе «Летняя Школа», ее возможностях и преимуществах 4 июня в 22:00

добавить статью
Школа онлайн
Идеи для обустройства детской зоны на дачном участке.

Большинство детей проводят лето на даче, поэтому хочу вам предложить некоторые идеи, которые помогут вам с пользой и интересом провести это время.

добавить статью
Школа онлайн
Про пространство и порядок

Необходимо, чтобы с раннего возраста у ребенка было свое пространство

добавить статью
Основные принципы здорового питания детей (Часть 1)

Что главное в питании ребенка? Продукты должны быть качественными. Это не значит - дорогими. Это значит - как можно более натуральными. Большинство из нас живет в городах, но даже в городе можно постараться приблизить питание ребенка к природному. Например, поискать натуральное молоко, яйца, чаще использовать овощи и фрукты с дачи.

добавить статью
Личные границы

Ответьте на вопросы и попробуйте почувствовать, как они вам откликаются.

добавить статью
Про пространство и порядок

Необходимо, чтобы с раннего возраста у ребенка было свое пространство

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Мультфильм-страшилка «Зеленые зубы»

Мультфильм «Зеленые зубы» – обладатель Приза за лучший фильм для детей Открытого Российского Фестиваля Анимационного кино в Суздале.

добавить статью
Пасхальная открытка из цветных ниток

Простая поделка для самостоятельного детского творчества. Подходит для детей от 2 лет.

добавить статью
Отношения соседних номеров

Как брата помирить с братом? Как сестру научить не дразнить сестру? Эти и многие другие вопросы обсуждались на встрече клуба многодетных 21 февраля

добавить
Безмолвный крик. Фильм об абортах.

Изображение 12-недельного ребенка появляется на ультразвуковом экране. Мы видим, каким образом совершается аборт на сроке беременности в 12 недель. А сейчас мы увидим фильм - впервые сделанную в реальном ультразвуковом изображении запись аборта.

добавить
Журнал

журнал многодетная семья
Продолжается подписка на журнал "Многодетная семья" на 2011 год.
Подписаться можно по каталогу «Роспечать» во всех почтовых отделениях, или заполнив форму на нашем сайте.

добавить журнал

Александр
Здравствуйте. Я состою во втором браке имеем 2-ух детей(5 и 1,5 лет), от первого брака у меня есть дочь(6 лет), проживает со своей матерью, я плачу алименты. Скажите пожалуйста, могули я рассчитывать ...

Администратор
Здравствуйте, Александр

насколько я знаю по Московскому региону, вы можете оформить льготы именно как многодетный отец. Если говорить о Пермском крае, попробуйте уточнить этот вопрос в отде далее...

Задайте свой вопрос

Роды без страха, Грантли Дик-Рид

Страх перед предстоящими родами всегда беспокоил будущих мам. Зачастую этому способствовала и сама медицина, утверждавшая, что роды без боли невозможны. Выдающийся английский врач Грентли Дик-Рид доказал, что это не так. Его открытие стало настоящей революцией в медицине. Для безболезненных родов важны не только физическая подготовка организма, но и правильный психологический и эмоциональный настрой будущих мам.

добавить
Новостная рассылка
Подписаться на новости
подписаться
Последние комментарии

51/1.2821712493896 1.304496049881