Главная / Статьи / Воспитание и развитие / Особое детство / Вопросы семьям, растящим детей с тяжелыми нарушениями в развитии

Вопросы семьям, растящим детей с тяжелыми нарушениями в развитии
В июне 2007 года, после того, как Дэвид Денборо и Шерил Уайт провели в Москве семинар по работе с сообществами, они встретились с Анастасией Рязановой и Ириной Долотовой из организации “Дорога в мир“, объединяющей семьи, в которых есть дети с ограниченными возможностями. По итогам разговора Дэвид прислал им список вопросов для собирания архива историй, и Анастасия любезно разрешила опубликовать этот список здесь. Мы надеемся, что он кому-нибудь пригодится.
Истории о том, каково быть родителями детей с ограниченными возможностями
Эти вопросы были сформулированы в надежде, что они окажутся полезными при сборе материала, который можно будет затем объединить в «психотерапевтическое коллективное письмо». Когда такое письмо будет написано, возможно, вы решите прислать его нам в Австралию, а мы тут у себя найдем родителей, которые смогли бы написать отклик!
Протестовать против общепринятого
Когда рождается ребенок с серьезными нарушениями развития, в России чаще всего принято помещать такого ребенка в интернат. На самом деле, родители часто подвергаются существенному давлению, чтобы ребенок был помещен в интернат. Изоляция от семьи и условия интернатного содержания зачастую гибельны для ребенка. Ваша семья подвергла сомнению необходимость помещения ребенка в интернат.
• Когда вы впервые задумались о том, что в интернат ребенка отдавать не стоит? Как начался этот протест против давления, против насильственного насаждения распространенных практик?
• Какие способы вы применяли, чтобы сопротивляться давлению и не поступать так, как принято?
• Вы можете рассказать нам какие-нибудь истории о том, как вы и/или члены вашей семьи отказывались от общепринятого, подвергали сомнению его правильность для вас, протестовали?
• Кто поддерживал вас в этом? Родственники, друзья, врачи, психологи, люди, которые воплощали для вас определенные принципы и ценности, персонажи книг, каких-то других историй…
• Когда вы начали задумываться о том, каковы альтернативные пути отклика на судьбу вашего ребенка, о чем еще вы стали тогда задумываться? Что еще перестало казаться само собой разумеющимся, вызвало протест?
• Каковы были последствия этих размышлений, этого протеста? Что вы стали видеть и замечать такого, чего не видели и не замечали раньше?
Иной путь
• Когда вы решили не поступать так, как принято, вы избрали иной путь для себя, вашей семьи и вашего ребенка.
• Как бы вы могли назвать тот путь, который вы избрали? Если это не путь «обычного», то как бы вы его обозначили?
• Когда выбираешь на жизненном пути тропы неторные, нехоженые, малоизведанные, то на них бывают и радости, и горести, и опасности. На каких-то этапах пути рядом практически нет спутников, попутчиков. Каковы были самые сложные участки на этом пути?
• В то же самое время, когда идешь иными путями, иногда можешь увидеть невероятно красивые места, чему-то научиться, неожиданно для себя совершить открытие. Каковы были для вас лучшие моменты на этом пути?
• Знаете ли вы еще каких-то людей, которые выбрали в жизни иной путь, путь, ставший для них серьезным испытанием? Чему вы научились у этих людей? На что они вас вдохновили?
• А если бы эти люди могли знать про ваши усилия, ваше движение по иному пути, чему они могли бы научиться у вас и у вашей семьи?
Философия, истории, песни
• Есть ли какие-то пословицы, истории, художественные произведения или философские труды, с которыми легче двигаться по этому пути?
• Если есть, расскажите нам о них, пожалуйста – о том, когда и каким образом они оказываются полезными. Как вы вспоминаете о них, «призываете» их?
Время трудностей и скорби
• Когда приходит время трудностей и скорби, как вы поступаете? Расскажите нам, пожалуйста, историю о том, каким образом вы справлялись с подобными ситуациями в прошлом?
• Есть ли какие-то определенные места, которые вы посещаете в такое время, какие-то определенные люди, к которым вы обращаетесь?
• Когда другие члены вашей семьи переживают тяжелое время, каким образом вы стараетесь поддержать их?
• Когда тяжелое время переживаете вы, каким образом другие люди стараются поддержать вас?
Духовная практика
• Являются ли какие-то формы духовной практики важными для вас, когда вы идете по этому пути?
• Если да, то не могли бы вы рассказать нам историю о том, как и почему эти духовные практики важны для вас?
• Как эти духовные практики появились и развивались в вашей жизни?
Мгновения уединения и покоя
• Бывают ли в вашей жизни моменты уединения и покоя?
• Если да, то как вы предпочитаете их проводить? Что вы делаете в такие моменты?
Гордость
• Важно ли для вас такое понятие, как «гордость»? Если да, то как именно и почему?
• Какова история гордости в вашей жизни? Кто познакомил вас с нею?
• Есть ли вам чем гордиться в том, как ваша семья справляется с данной жизненной ситуацией? Если да, не могли бы вы рассказать нам историю об этом?
Работа, забота и ответственность
Уход за ребенком с ограниченными возможностями и забота о нем могут быть тяжелой работой, серьезной ответственностью. Это требует терпения и выносливости в течение многих лет.
• Где вы научились ответственности? Есть ли в вашей жизни особая история об ответственности? Научились ли вы этому у кого-то конкретно, или в каких-то определенных обстоятельствах?
• Если вы вкладываете много времени в уход за ребенком и заботу о нем, у кого вы научились заботиться? Какова история заботы в вашей жизни?
• Как появилось и развивалось в вашей жизни терпение? Вам всегда оно давалось, или вам пришлось учиться терпению?
Учиться у детей
Многие из нас многому научились у детей в том, что касается жизни. Верно ли это для вас?
• Что вы узнали о жизни от вашего ребенка, чему вы научились?
• Когда вы научились этому, каким образом?
• Как это меняет вашу жизнь?
Учиться вместе с другими семьями
• Есть ли у вас возможность беседовать, делиться своим опытом и переживаниями с другими семьями, которые идут сходными путями?
• Если да, то что это значит для вас? Научились ли вы чему-то у других семей?
• Как вам кажется, что может значить для этих семей возможность общения с вами, общих дел и пр.?
Послание другим семьям
• Если бы вы могли что-то сказать семье, только вступающей на подобный путь, что бы вы хотели сообщить им о том, что было важно для вас на этом пути?
Представьте себе беседу на кухне
• Представьте себе, что у вас на кухне по вашему приглашению могли бы собраться люди, сыгравшие важную роль в вашей жизни (живые и уже умершие), любимые персонажи из книг, – и все они участвовали бы в нашей с вами беседе… Кого бы вы пригласили?
• Как вы думаете, что бы они могли сказать, если бы слышали этот разговор?
http://narrlibrus.wordpress.com
|
Tweet | В Мой Мир | ||
Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.
Top
Последние Комментарии