Главная / Статьи / Воспитание и развитие / Подготовка к школе, выбор школы / Адаптация первоклассника к школе

Адаптация первоклассника к школе
Подготавливая ребенка к школе, для родителей важно позаботиться не только о его знаниях, но также об умении общаться, способности адаптироваться к новым условиям. Как сделать, чтобы ребенку было комфортно в новом коллективе? Как не упустить момент, когда малыш начинает расстраиваться не столько из-за оценок, сколько из-за отношений с одноклассниками? Постараемся сделать процесс адаптации первоклассника наиболее безболезненным.

Так уж устроен человек, что все новое вызывает у нас как интерес, так и тревогу. И наш будущий первоклассник — не исключение. Новый образ жизни манит желанным «не спать днем» и тревожным «вдруг будут ругать». Эти чувства, словно легкий туман, лишь иногда сгущаясь, приносят маленькому человечку легкий дискомфорт. Тем более сейчас, когда кругом солнце и бесконечное счастье. А завтра… будет завтра! Однако, рядом со вчерашним детсадовцем для того и находятся мудрые взрослые, чтобы это «завтра» было легким, комфортным и интересным.
Неведомый зверь по прозвищу «адаптация»
Вы решили, что принятие и приспособление к новым условиям жизни ожидают лишь вашего ребенка? Ошибаетесь, дорогие родители! Пока первоклассник превратится в школьника, который знает, понимает, принимает и соблюдает все правила новой игры под названием «Школа», вам придется тоже немного адаптироваться к новым условиям жизни. О взрослых мы сейчас не будем вести разговор просто в силу того, что искренне надеемся на социальную компетентность, которая с достоинством введет вас в новую роль — родителя первоклассника. А что же ожидает его, нашего пока еще малыша?
Его ожидает новый, совершенно новый этап — период школьного систематического обучения и воспитания. В это время дети учатся учиться в определенных временных нормах (если урок еще не закончен, выходить из класса нельзя!), учатся по четко установленным требованиям учебных программ (пишем палочки, а не крючочки, и только по линеечкам!) И это в то время, когда шестилетки по своему возрасту находятся на границе дошкольного и младшего школьного возраста (играть еще хочу, а познавать уже могу!). Эти особенности и могут объяснять сложность адаптации к условиям школьного обучения.
Однако — кроме обучения, с которым, так или иначе, ребенок сталкивался (в садике или при школе, с мамой дома или на занятиях с педагогом), первоклашка попадает, как правило, в незнакомую сферу общения, неизбежно сталкиваясь с массой проблем. Если в классе есть знакомые дети, это немного облегчает, но не ликвидирует полностью вопросы общения в новом коллективе.
На самом деле, зверь по прозвищу «адаптация» не так уж и страшен, если знаешь, как он себя ведет. Ведь процесс адаптации проходит у разных детей по-разному, может длиться от нескольких дней до нескольких месяцев. И не обязательно это время будет сопровождаться отрицательными эмоциями ребенка — процесс привыкания к новым требованиям и условиям жизни протекает совершенно индивидуально, вспомните хотя бы себя.
«Одни дети с уверенностью переступают школьный порог, другие, наоборот, уже сомневаются в собственных возможностях. Все дети ожидают чего-то от учебы. Если они выросли в атмосфере тепла и любви, то ожидают успеха. В любом случае, взрослые имеют в этот период все возможности помочь ребенку повысить самооценку, уверить ребенка в его компетентности и значимости», — замечает учитель начальных классов Лариса Анатольевна Симахина.
Когда вы услышите от своего чада слова «мой класс», «моя школа» или «моя учительница», можете вздохнуть — сформированное чувство принадлежности («мое»), как правило, свидетельствует о факте вхождения первоклашки в новую среду.
Суфийская мудростьУчитель, давая наставления своему ученику, спросил его: — Понял ли ты? — Понял, — ответил ученик. — Ты сказал неправду. Ведь о понимании свидетельствовала бы радость, отразившаяся на твоем лице, а не твой ответ. |
Проблемы первоклассника
- «Учительница меня не любит!»
Не будем спорить — данная ситуация достаточно грустная, тем более, что в этот нелегкий период первоклассник очень нуждается в поддержке и положительной оценке своих стараний не только родителями, но и учительницей. Если, все-таки, ребенок почувствовал, что он «не в фаворе», не спешите его переубеждать. Спокойно расспросите, на основании чего он сделал такие выводы. Потом объясните, что в классе очень много детей, просто в этот раз учительница не успела уделить внимание именно вашему малышу. Кроме того, учительница не обязана любить, это делают мама с папой. Учительница должна… правильно учить. - «У меня ничего не получается!»
У ребенка в этом возрасте достаточно ранимая психика. Для него очень важны ценности, разделяемые сверстниками, и оценки, выносимые учителями и другими взрослыми. Кроме того, такая реакция может говорить об уровне его самооценки. Рецепт прост — успокойте, подбодрите, создайте ситуацию успеха — «У тебя все получится, надо лишь потрудиться!». Объясните, что в школу ходят, чтобы научиться, а если бы получалось «все», то можно было бы уже идти в институт. Для себя же стоит определить, почему возникают подобные проблемы (медлительность ребенка или неосторожное слово учителя, отсутствие положительных оценок со стороны взрослых или выводы одноклассников), чтобы успешнее их преодолеть. «Секрет интереса к учебе не столько в занимательности (невозможно каждый раз придумывать что-то необыкновенное), сколько в успехах детей, в их ощущении своего роста, движения, — комментирует ситуацию учитель начальных классов Симахина Л.А., — Вчера не понимал — сегодня понял. Вчера не умел — сегодня научился. Учитель может организовать успех любого ученика в классе, найти возможность похвалить, поддержать каждого. Успех учит ребенка стремиться к результатам своей деятельности», — подводит итог педагог. - «Со мной никто не дружит»
Налаживать отношения с одноклассниками «с нуля» нелегко. Не каждый взрослый может легко и непринужденно заводит беседу с малознакомыми людьми. Начните с себя — познакомьтесь с родителями одноклассника своего крохи; забирая детей со школы, прогуляйтесь немного — такое общение способствует сближению детей. Не стоит прибегать к способу «Принеси им конфет» или «Подари линейку» — за конфетку откровенного общения не купишь! Если этот вопрос вас тревожит, неплохо обратиться за советом к психологу, который работает сейчас почти в каждой школе — чтобы детально разобраться в данной ситуации и найти самое оптимальное для ребенка решение. - «Я больше туда не пойду»
«В школе ребенок вынужден сам отвечать за свои действия. Здесь он сразу же становится объектом оценки, — объясняет Лариса Анатольевна Симахина. В течение только одного дня, проведенного в школе, ребенок подвергается систематической и непрерывной оценке, не раз, даже против своей воли, попадает в ситуацию соперничества. И хотя каждый ребенок еще до школы, так или иначе, испытывал радость успеха или горечь неудачи и приобрел соответствующий опыт, только в школе его достижения и неудачи приобретают официальный характер. И ребенок вынужден принять дух этого оценочного подхода, который отныне будет сопровождать его всю жизнь».
«Другая сторона медали, — продолжает педагог, — родители зачастую начинают относиться к оценкам ребенка как к оценкам своих, родительских успехов. И тогда ребенок обременен как бы двойной ответственностью: он вынужден думать не столько о себе, сколько о настроении и реакции родителей. Для многих детей это оказывается непосильной ношей, и как следствие — страхи, стрессы, депрессии, нервные расстройства».
Мудрое поведение любящего родителя
Конечно, вы переживаете, когда картинка «счастливого первоклашки» перестает играть всеми цветами радуги. Однако тревога, которая может поселиться в вас, так как вы точно знаете, как должно и как не должно быть, может «заразить» и вашего ребенка. Постарайтесь спокойно, если получится — весело взглянуть на ситуацию. Чувствуя ваше спокойствие, ребенок и сам успокоится. Подбодрите своего первоклашку, вспомните, что ему уже приходилось преодолевать (сам подружился с ребенком во дворе, сам спросил, который час у незнакомца) и выразите безусловную уверенность в его успешности. (Родители! В ЕГО! успешности по сравнению с ним вчерашним, а не с соседским Вовочкой!)
В любом случае — разговаривайте с ребенком спокойно. Даже когда какая-либо ситуация действует на вас раздражающе, не дайте это понять вашему маленькому собеседнику!
Также очень полезны рассказы «Про такую же девочку (такого же мальчика)», в которых ребенок, очень похожий на наше чудо, сталкиваясь с подобными проблемами, легко и весело их решал. И бесценный результат имеют ненавязчивые правдивые истории из жизни «маленькой мамы» или «маленького папы». Когда наш ребенок поймет, что проблемы, подобные проблемам, которые возникают у него, встречались или встречаются у близких или знакомых, ему легче будет решать их.
Самое главное, что родители могут передать своим детям — это опыт своего личного счастья. |
«Договариваться у берега»
Вы вместе с ребенком отправляетесь в долгое путешествие, степень увлекательности которого во многом зависит от взрослых, которые окружают еще недостаточно опытного, пока еще мало знающего, но уже — ЧЕЛОВЕКА!
Чтобы предотвратить возможные недоразумения, уже сегодня стоит определить для ребенка круг посильных обязанностей и поощрять их регулярное и добросовестное (не только качественное!!!) выполнение. Эти обязанности могут касаться помощи в ведении хозяйства (ходить за хлебом, самостоятельно выносить мусор), могут касаться взаимоотношений в семье (учить младшую сестренку строить башню из кубиков, по пятницам звонить бабушке) или же могут просто быть направлены на развитие ответственности за себя и свои поступки (читать по пять (семь, девять…) страниц ежедневно, решать примеры или рисовать). Привычка систематически выполнять не всегда интересные и увлекательные задания помогут преодолеть нежелание заниматься после того, как первоначальный интерес к школе пройдет.
Ребенок чувствует себя в безопасности, когда для него понятны и привычны новые требования, новые условия жизни. Постарайтесь (особенно на первых порах) организовать четкий обоснованный режим дня первоклашки. Привыкнув к обязательным «ритуалам», ребенок будет без проблем соблюдать их.
Помните, смена обстановки, новый регламент жизни — стресс для маленького человека. И взаимоотношения с родителями могут либо помочь преодолеть этот стресс, либо усугубить его. Дайте малышу почувствовать вашу безусловную любовь, сообщите ему о вашей готовности прийти на помощь — в случае необходимости. Будьте рядом с вашим сокровищем!
При условии вашего добросовестного и самоотверженного труда (не побоимся этого слова!) в начале школьного пути ребенка, в недалеком будущем вас, даст Бог, будет ожидать легкая дорожка на пути к получению начального, а затем среднего и высшего образования.
Автор:
Татьяна Бородина, педагог
Благодарим за помощь при подготовке материала учителя младшей школы г. Днепропетровска НВК № 137 Симахину Л.А.
|
Tweet | В Мой Мир | ||
Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.
Top
Последние Комментарии