Материалы, присланные пользователями
Материалы, присланные пользователями

Адаптация первоклассника к школе

Подготавливая ребенка к школе, для родителей важно позаботиться не только о его знаниях, но также об умении общаться, способности адаптироваться к новым условиям. Как сделать, чтобы ребенку было комфортно в новом коллективе? Как не упустить момент, когда малыш начинает расстраиваться не столько из-за оценок, сколько из-за отношений с одноклассниками? Постараемся сделать процесс адаптации первоклассника наиболее безболезненным.

адаптация первоклассника к школе

Так уж устроен человек, что все новое вызывает у нас как интерес, так и тревогу. И наш будущий первоклассник — не исключение. Новый образ жизни манит желанным «не спать днем» и тревожным «вдруг будут ругать». Эти чувства, словно легкий туман, лишь иногда сгущаясь, приносят маленькому человечку легкий дискомфорт. Тем более сейчас, когда кругом солнце и бесконечное счастье. А завтра… будет завтра! Однако, рядом со вчерашним детсадовцем для того и находятся мудрые взрослые, чтобы это «завтра» было легким, комфортным и интересным.

Неведомый зверь по прозвищу «адаптация»

Вы решили, что принятие и приспособление к новым условиям жизни ожидают лишь вашего ребенка? Ошибаетесь, дорогие родители! Пока первоклассник превратится в школьника, который знает, понимает, принимает и соблюдает все правила новой игры под названием «Школа», вам придется тоже немного адаптироваться к новым условиям жизни. О взрослых мы сейчас не будем вести разговор просто в силу того, что искренне надеемся на социальную компетентность, которая с достоинством введет вас в новую роль — родителя первоклассника. А что же ожидает его, нашего пока еще малыша?

Его ожидает новый, совершенно новый этап — период школьного систематического обучения и воспитания. В это время дети учатся учиться в определенных временных нормах (если урок еще не закончен, выходить из класса нельзя!), учатся по четко установленным требованиям учебных программ (пишем палочки, а не крючочки, и только по линеечкам!) И это в то время, когда шестилетки по своему возрасту находятся на границе дошкольного и младшего школьного возраста (играть еще хочу, а познавать уже могу!). Эти особенности и могут объяснять сложность адаптации к условиям школьного обучения.

Однако — кроме обучения, с которым, так или иначе, ребенок сталкивался (в садике или при школе, с мамой дома или на занятиях с педагогом), первоклашка попадает, как правило, в незнакомую сферу общения, неизбежно сталкиваясь с массой проблем. Если в классе есть знакомые дети, это немного облегчает, но не ликвидирует полностью вопросы общения в новом коллективе.

На самом деле, зверь по прозвищу «адаптация» не так уж и страшен, если знаешь, как он себя ведет. Ведь процесс адаптации проходит у разных детей по-разному, может длиться от нескольких дней до нескольких месяцев. И не обязательно это время будет сопровождаться отрицательными эмоциями ребенка — процесс привыкания к новым требованиям и условиям жизни протекает совершенно индивидуально, вспомните хотя бы себя.

«Одни дети с уверенностью переступают школьный порог, другие, наоборот, уже сомневаются в собственных возможностях. Все дети ожидают чего-то от учебы. Если они выросли в атмосфере тепла и любви, то ожидают успеха. В любом случае, взрослые имеют в этот период все возможности помочь ребенку повысить самооценку, уверить ребенка в его компетентности и значимости», — замечает учитель начальных классов Лариса Анатольевна Симахина.

Когда вы услышите от своего чада слова «мой класс», «моя школа» или «моя учительница», можете вздохнуть — сформированное чувство принадлежности («мое»), как правило, свидетельствует о факте вхождения первоклашки в новую среду.

Суфийская мудрость

Учитель, давая наставления своему ученику, спросил его: — Понял ли ты? — Понял, — ответил ученик. — Ты сказал неправду. Ведь о понимании свидетельствовала бы радость, отразившаяся на твоем лице, а не твой ответ.

Проблемы первоклассника

  • «Учительница меня не любит!»
    Не будем спорить — данная ситуация достаточно грустная, тем более, что в этот нелегкий период первоклассник очень нуждается в поддержке и положительной оценке своих стараний не только родителями, но и учительницей. Если, все-таки, ребенок почувствовал, что он «не в фаворе», не спешите его переубеждать. Спокойно расспросите, на основании чего он сделал такие выводы. Потом объясните, что в классе очень много детей, просто в этот раз учительница не успела уделить внимание именно вашему малышу. Кроме того, учительница не обязана любить, это делают мама с папой. Учительница должна… правильно учить.
  • «У меня ничего не получается!»
    У ребенка в этом возрасте достаточно ранимая психика. Для него очень важны ценности, разделяемые сверстниками, и оценки, выносимые учителями и другими взрослыми. Кроме того, такая реакция может говорить об уровне его самооценки. Рецепт прост — успокойте, подбодрите, создайте ситуацию успеха — «У тебя все получится, надо лишь потрудиться!». Объясните, что в школу ходят, чтобы научиться, а если бы получалось «все», то можно было бы уже идти в институт. Для себя же стоит определить, почему возникают подобные проблемы (медлительность ребенка или неосторожное слово учителя, отсутствие положительных оценок со стороны взрослых или выводы одноклассников), чтобы успешнее их преодолеть. «Секрет интереса к учебе не столько в занимательности (невозможно каждый раз придумывать что-то необыкновенное), сколько в успехах детей, в их ощущении своего роста, движения, — комментирует ситуацию учитель начальных классов Симахина Л.А., — Вчера не понимал — сегодня понял. Вчера не умел — сегодня научился. Учитель может организовать успех любого ученика в классе, найти возможность похвалить, поддержать каждого. Успех учит ребенка стремиться к результатам своей деятельности», — подводит итог педагог.
  • «Со мной никто не дружит»
    Налаживать отношения с одноклассниками «с нуля» нелегко. Не каждый взрослый может легко и непринужденно заводит беседу с малознакомыми людьми. Начните с себя — познакомьтесь с родителями одноклассника своего крохи; забирая детей со школы, прогуляйтесь немного — такое общение способствует сближению детей. Не стоит прибегать к способу «Принеси им конфет» или «Подари линейку» — за конфетку откровенного общения не купишь! Если этот вопрос вас тревожит, неплохо обратиться за советом к психологу, который работает сейчас почти в каждой школе — чтобы детально разобраться в данной ситуации и найти самое оптимальное для ребенка решение.
  • «Я больше туда не пойду»
    «В школе ребенок вынужден сам отвечать за свои действия. Здесь он сразу же становится объектом оценки, — объясняет Лариса Анатольевна Симахина. В течение только одного дня, проведенного в школе, ребенок подвергается систематической и непрерывной оценке, не раз, даже против своей воли, попадает в ситуацию соперничества. И хотя каждый ребенок еще до школы, так или иначе, испытывал радость успеха или горечь неудачи и приобрел соответствующий опыт, только в школе его достижения и неудачи приобретают официальный характер. И ребенок вынужден принять дух этого оценочного подхода, который отныне будет сопровождать его всю жизнь».
    «Другая сторона медали, — продолжает педагог, — родители зачастую начинают относиться к оценкам ребенка как к оценкам своих, родительских успехов. И тогда ребенок обременен как бы двойной ответственностью: он вынужден думать не столько о себе, сколько о настроении и реакции родителей. Для многих детей это оказывается непосильной ношей, и как следствие — страхи, стрессы, депрессии, нервные расстройства».

Мудрое поведение любящего родителя

Конечно, вы переживаете, когда картинка «счастливого первоклашки» перестает играть всеми цветами радуги. Однако тревога, которая может поселиться в вас, так как вы точно знаете, как должно и как не должно быть, может «заразить» и вашего ребенка. Постарайтесь спокойно, если получится — весело взглянуть на ситуацию. Чувствуя ваше спокойствие, ребенок и сам успокоится. Подбодрите своего первоклашку, вспомните, что ему уже приходилось преодолевать (сам подружился с ребенком во дворе, сам спросил, который час у незнакомца) и выразите безусловную уверенность в его успешности. (Родители! В ЕГО! успешности по сравнению с ним вчерашним, а не с соседским Вовочкой!)

В любом случае — разговаривайте с ребенком спокойно. Даже когда какая-либо ситуация действует на вас раздражающе, не дайте это понять вашему маленькому собеседнику!
Также очень полезны рассказы «Про такую же девочку (такого же мальчика)», в которых ребенок, очень похожий на наше чудо, сталкиваясь с подобными проблемами, легко и весело их решал. И бесценный результат имеют ненавязчивые правдивые истории из жизни «маленькой мамы» или «маленького папы». Когда наш ребенок поймет, что проблемы, подобные проблемам, которые возникают у него, встречались или встречаются у близких или знакомых, ему легче будет решать их.

Самое главное, что родители могут передать своим детям — это опыт своего личного счастья.
Л. Жуховицкий

«Договариваться у берега»

Вы вместе с ребенком отправляетесь в долгое путешествие, степень увлекательности которого во многом зависит от взрослых, которые окружают еще недостаточно опытного, пока еще мало знающего, но уже — ЧЕЛОВЕКА!

Чтобы предотвратить возможные недоразумения, уже сегодня стоит определить для ребенка круг посильных обязанностей и поощрять их регулярное и добросовестное (не только качественное!!!) выполнение. Эти обязанности могут касаться помощи в ведении хозяйства (ходить за хлебом, самостоятельно выносить мусор), могут касаться взаимоотношений в семье (учить младшую сестренку строить башню из кубиков, по пятницам звонить бабушке) или же могут просто быть направлены на развитие ответственности за себя и свои поступки (читать по пять (семь, девять…) страниц ежедневно, решать примеры или рисовать). Привычка систематически выполнять не всегда интересные и увлекательные задания помогут преодолеть нежелание заниматься после того, как первоначальный интерес к школе пройдет.

Ребенок чувствует себя в безопасности, когда для него понятны и привычны новые требования, новые условия жизни. Постарайтесь (особенно на первых порах) организовать четкий обоснованный режим дня первоклашки. Привыкнув к обязательным «ритуалам», ребенок будет без проблем соблюдать их.

Помните, смена обстановки, новый регламент жизни — стресс для маленького человека. И взаимоотношения с родителями могут либо помочь преодолеть этот стресс, либо усугубить его. Дайте малышу почувствовать вашу безусловную любовь, сообщите ему о вашей готовности прийти на помощь — в случае необходимости. Будьте рядом с вашим сокровищем!

При условии вашего добросовестного и самоотверженного труда (не побоимся этого слова!) в начале школьного пути ребенка, в недалеком будущем вас, даст Бог, будет ожидать легкая дорожка на пути к получению начального, а затем среднего и высшего образования.

Автор:
Татьяна Бородина, педагог
Благодарим за помощь при подготовке материала учителя младшей школы г. Днепропетровска НВК № 137 Симахину Л.А.


http://s-meridian.com




Группа Семья Растет на Facebook!

Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.

Последние Комментарии



Пока еще никто ничего не сказал...
Гость
Имя* (4 символа мин.)
E-mail* (не публикуется)
Сообщение:

Вычислите:
чeтыpнaдцaть минуc шecть
(Ответ цифрами):

комментировать




Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Женские истории: нам не нравится, как мы выглядим

В определенных слоях нашего общества, да и в русскоязычной культуре в целом, тема телесности, желаний и влечений закрыта или табуирована.

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Лето с пользой для семьи

О программе «Летняя Школа», ее возможностях и преимуществах 4 июня в 22:00

добавить статью
Школа онлайн
Идеи для обустройства детской зоны на дачном участке.

Большинство детей проводят лето на даче, поэтому хочу вам предложить некоторые идеи, которые помогут вам с пользой и интересом провести это время.

добавить статью
Школа онлайн
Школа онлайн
Про пространство и порядок

Необходимо, чтобы с раннего возраста у ребенка было свое пространство

добавить статью
Основные принципы здорового питания детей (Часть 1)

Что главное в питании ребенка? Продукты должны быть качественными. Это не значит - дорогими. Это значит - как можно более натуральными. Большинство из нас живет в городах, но даже в городе можно постараться приблизить питание ребенка к природному. Например, поискать натуральное молоко, яйца, чаще использовать овощи и фрукты с дачи.

добавить статью
Личные границы

Ответьте на вопросы и попробуйте почувствовать, как они вам откликаются.

добавить статью
Про пространство и порядок

Необходимо, чтобы с раннего возраста у ребенка было свое пространство

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Мультфильм-страшилка «Зеленые зубы»

Мультфильм «Зеленые зубы» – обладатель Приза за лучший фильм для детей Открытого Российского Фестиваля Анимационного кино в Суздале.

добавить статью
Пасхальная открытка из цветных ниток

Простая поделка для самостоятельного детского творчества. Подходит для детей от 2 лет.

добавить статью
Зависимости и созависимость в семье

Встреча со специалистами по зависимостям. Обсуждение вопросов связанных с возникновением наркомании, алкоголизма и интернет зависимости у подростков.

добавить
Безмолвный крик. Фильм об абортах.

Изображение 12-недельного ребенка появляется на ультразвуковом экране. Мы видим, каким образом совершается аборт на сроке беременности в 12 недель. А сейчас мы увидим фильм - впервые сделанную в реальном ультразвуковом изображении запись аборта.

добавить
Журнал

журнал многодетная семья
Продолжается подписка на журнал "Многодетная семья" на 2011 год.
Подписаться можно по каталогу «Роспечать» во всех почтовых отделениях, или заполнив форму на нашем сайте.

добавить журнал

Гость
Здравствуйте!
У нас в семье сложилась очень тяжелая ситуация. С супругом 2008г, решили взять ипотеку, после кризиса потеряли работу, бизнес, в связи с чем расчеты производить становилось все сло...

Сергей
1). Он не меняет, он всего лишь следует указу президента, а именно "Определить категории семей". Вот они (регионы) и определяют каждый по своему. Другой разговор, что они не всегда включают все пункты далее...

Задайте свой вопрос

Ребенок и уход за ним, Спок Б.

Американский ученый, детский врач и педагог Бенджамин Спок приобрел мировую известность, и уже выросло не одно поколение детей, воспитанных "по Споку"

добавить
Новостная рассылка
Подписаться на новости
подписаться
Последние комментарии

48/0.0961611270905 0.14728307724