Главная / Статьи / Двое детей в семье / Привыкаем к малышу / Адаптация к рождению второго ребенка
Адаптация к рождению второго ребенка
Когда рождается второй ребенок мы все хотим, чтобы оба ваших детей росли дружными. Однако мало кто понимает, что в первую очередь это зависит от того, как будет пройден период адаптации старшего к появлению в семье младшего ребенка и в связи с этим к изменению родительского внимания со стороны мамы.Каковы типичные варианты адаптации старшего ребенка к появлению второго, младшего ребенка?
Вариант 1, близкий к оптимальному.«У меня есть братик и это не хорошо». Иногда старший может быть негативно настроен по отношению к самому факту наличия младшего.
Для первого варианта характерны какие-либо проявления ревности, периодические сбои в отношениях, сила этих сбоев и проявлений не ярко выражена, и проходят они буквально в течение нескольких недель первого месяца. Потом устанавливается довольно устойчивое равновесие с периодическими сбоями в поведении старшего ребенка. Сбои в поведении могут быть до двух- трех раз в неделю в среднем. Это относится к детям, темперамент которых не является выдающимся ни в одну, ни в другую сторону, то есть не очень бурный и не слишком спокойный. Где-то раз в неделю тема нежелания иметь братика и сестричку или недовольства тем, что мама столько времени возится с младенцем, для ребенка от 2 до 4-х лет - нормальное явление.
В данном случае речь идет о неявном, косвенном проявлении ревности, а не тогда, когда ребенок прямо говорит: «мама, давай его отвезем обратно в больницу, или давай его кому-нибудь отдадим». В большинстве семей недовольство существованием братика или сестрички в первые месяцы его жизни не прослеживается так явно.Но в игре старший ребенок может обмолвиться, что «мама, как нам было хорошо, когда не было у нас Машеньки, и могла ты мне читать книжки всегда» или «как мы здорово жили без Ванечки - своей семьей». Подобно рода детские афоризмы есть в 8 из 10 семей. А приведенные выше примеры - живые случаи из практики. И это нормально.
Поведение - родной язык маленького ребенка.
Если старший ребенок не высказывает подобные мысли словами, то он будет выражать свое состояние поведением: ребенок может раз в неделю толкнуть младенца, или сказать что-нибудь в этом духе. Не стоит воспринимать слова и действия ребенка как трагедию и знак того, что отношения между ним и братиком или сестричкой сразу не задались.
Вариант второй очень обманчивый, особенно для родителей, склонных к тому, чтобы в жизни все было совершенно.
«Очень радостный прием младенца » или идеальный помощникВ этом случае старший так любит малыша, что прямо зацеловывает его, затискивает, готов съесть. Когда любовь к маленькому такая сильная, чрезмерная, говорят: он его так любит, так любит. Но родителям нужно учитывать, что на самом деле эта сильная любовь - это некоторая пристойная обертка ревности.
У ребенка, чрезмерно проявляющего свои чувства к малышу, стоит очень жесткий запрет на проявление негативных чувств. И поэтому он силу своих подлинных чувств проявляет, но с обратным знаком.
Но развиваться и расти проще тому ребенку, который позволяет себе иногда какие-то открытые недовольства . На мой взгляд, не бывает полного отсутствия ревности.Ревность почти всегда присутствует в братско-сестринских отношениях, и это никакая не трагедия. Весь вопрос в том, в какой степени и в каком виде проявляется эта ревность.
Ревность в братско-сестринских отношениях не стоит воспринимать как что-то разрушительное, плохое. Как досадную помеху, которую можно и нужно устранить.
Родителям не стоит добиваться, чтобы это чувство никогда не проявлялось.
Проявление ревности или соперничества - явление нечто нормальное, особенно для первенца. Старший ребенок все время будет помнить то время, когда все взрослые принадлежали только ему; и все внимание принадлежало только ему. И чтобы привыкнуть к подобным изменениям, ребенку нужно время, большое время: не дни, а недели и месяцы.
До тех пор, пока ваш младший ребенок не сможет стать полноправным участником и помощником в совместных играх, старший не сможет понять всех преимуществ наличия братика или сестрички. До тех пор он будет воспринимать младшего по принципу родилось что-то маленькое, красное, непонятное, пищащее. И это существо отняло маму процентов на 70-60.
Почти любая нормальная мама весь первый год жизни нового малыша будет довольно большое время занята им. Маму буду донимать всякие неотложные заботы, связанные с младенцем, которого надо покормить, переодеть, с которым необходимо погулять.Все эти занятия физически отнимают очень много времени, даже в том случае, если проблем со здоровьем малыша нет. Кроме того, уход за малышом - занятие, приносящее колоссальное удовлетворение, но при этом изматывающее.
Старшему ребенку мешает с радостью воспринять появление малыша тот факт, что, малыша совершенно никак нельзя использовать - ни в игре, ни в общении, ни в хозяйстве.С новорожденным нельзя ни поговорить, ни даже поулыбаться. А для того, чтобы придумать для малыша какие-то роли в игре, нужна материнская смекалка - старшенький сам не додумается.
Чем меньше ребенок, тем более явно может проявляться адаптационный синдром. Если старшему ребенку год или два на тот момент, когда рождается малыш, то дети станут близки, станут товарищами по играм, когда младшему исполнится месяца три-четыре. И с большой вероятностью, близковозрастные дети через полгода или 8 месяцев найдут какие-то общие занятия. Когда малыш поползет старшему станет с ним немного интересней.Родители смогут подкидывать старшему ребенку игровые идеи и сюжеты, в которых младшего можно использовать. Например, пусть ты будешь хозяином, а он - твоей собачкой. Пусть ты будешь паровозиком, а он - вагончиком. Когда какой-то толк в игре от малыша появится, старший ребенок наверняка изменит свое к младенцу отношение.
Но первые полгода никакого взаимодействия между старшим и младшим фактически невозможно. Малыш — только мамин и играть с ним нельзя. И тут проявляется одна важная адаптационная особенность в поведении старшего. Происходит
некоторое изменение характера и приучение самого себя к изоляции:
мамы все нет и нет, она кормит, укладывает спать, все время занята какими-то делами... Старший ребенок скучает по маме, даже если она рядом, но не доступна и постепенно приучает себя к изоляции. Если вы видите, что ваш старший ребенок, как-то погрустнел - старшие нередко грустнеют при рождении младших братиков или сестричек - это нормально. За короткое время старший ребенок взрослеет, серьезнеет и грустнеет.
Еще одна особенность в поведении ребенка в период адаптации — временная регрессия .
Регрессия заключается в том, что на какое-то время- это может быть несколько дней, несколько месяцев - старший начинает себя вести как ребенок более младшего возраста. Школьники разучиваются собирать портфели, делать уроки самостоятельно, кто-то разучивается самостоятельно засыпать, кто- то разучивает как зашнуровывать шнурки. Теряется либо последний приобретенный навык, либо из двух последних навыков.
Это общее для многих детей явление. И реагировать на эти поступки надо спокойно, без особой критики, порой поучастовать в этом, например, тоже запеленать и попоить из соски. В тоже время не давать этим регрессивным проявлениям закрепляться.
В период адаптации нужно быть как можно более внимательным именно к старшему ребенку , так как именно он в этой ситуации выступает в роли «пострадавшего».И в этот нелегкий адаптационный период его нужно поддерживать всеми доступными и нерегрессивными способами.
Если в этот момент старшего ребенка не поддержать - он начнет себя плохо вести, стараясь привлечь к себе хоть какое-то внимание. Соматические заболевания, которые могут проявиться у ребенка в этот период, тоже ни что иное, как способ привлечь внимание родителей, но сложность в том, что причина у них психологическая, а заболевание — реальное, которое будет требовать лечения. Например, у детей начинает падать иммунитет и ребенок начинает часто болеть вирусными и простудными заболеваниями. Дети крайне изобретательны в том, что может привлечь внимание родителей или вывести их из себя. И если нельзя получить от родителей положительного внимания и участия тем или иным образом, прямо или косвенно, он начнет притягивать к себе внимание родителей любое, даже если это постоянная критика и ругань.
Старший ребенок хочет позитивного внимания. Он хочет любви, хочет проявления заботы. И совершенно не осознает того, что своим плохим поведением притягивает совершенно другого качества внимание родителей. Поэтому за повседневными заботами о младшем и домашним хозяйством (ведь и здесь забот прибавилось), старайтесь уделять как можно больше внимание непосредственно самому старшему ребенку.
Постарайтесь «сделать» второго, младшего, более удобным в обиходе (приучите к самостоятельному засыпанию, используйте слинг и т.п.). Если вы приучили младшего засыпать с грудью вместо соски, то соответственно вы старшего лишили двух часов в день своего времени.
Продумайте новые способы ведения домашнего хозяйства (возможно нужен помощник на первое время или изменить каким-то привычкам: например, перестать гладить постельное белье или мыть полы не каждый день, а раз в три дня и т.п.). Ведь при неправильной организации ведения домашнего хозяйства у мамы значительно быстрее будет накапливаться усталость, а «срываться» она будет скорее всего именно на старшем.
Помните, что у вас теперь два малыша , неважно, кто из них старше, а кто младше. Они оба одинаково нуждаются в вашем внимании, понимании, заботе и любви.Екатерина Бурмистрова
Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.
Top
Последние Комментарии