Главная / Статьи / Двое детей в семье / Привыкаем к малышу / Адаптация к рождению второго ребенка

Адаптация к рождению второго ребенка

Каковы типичные варианты адаптации старшего ребенка к появлению второго, младшего ребенка?
Вариант 1, близкий к оптимальному.«У меня есть братик и это не хорошо». Иногда старший может быть негативно настроен по отношению к самому факту наличия младшего.
Для первого варианта характерны какие-либо проявления ревности, периодические сбои в отношениях, сила этих сбоев и проявлений не ярко выражена, и проходят они буквально в течение нескольких недель первого месяца. Потом устанавливается довольно устойчивое равновесие с периодическими сбоями в поведении старшего ребенка. Сбои в поведении могут быть до двух- трех раз в неделю в среднем. Это относится к детям, темперамент которых не является выдающимся ни в одну, ни в другую сторону, то есть не очень бурный и не слишком спокойный. Где-то раз в неделю тема нежелания иметь братика и сестричку или недовольства тем, что мама столько времени возится с младенцем, для ребенка от 2 до 4-х лет - нормальное явление.
В данном случае речь идет о неявном, косвенном проявлении ревности, а не тогда, когда ребенок прямо говорит: «мама, давай его отвезем обратно в больницу, или давай его кому-нибудь отдадим». В большинстве семей недовольство существованием братика или сестрички в первые месяцы его жизни не прослеживается так явно.Но в игре старший ребенок может обмолвиться, что «мама, как нам было хорошо, когда не было у нас Машеньки, и могла ты мне читать книжки всегда» или «как мы здорово жили без Ванечки - своей семьей». Подобно рода детские афоризмы есть в 8 из 10 семей. А приведенные выше примеры - живые случаи из практики. И это нормально.
Поведение - родной язык маленького ребенка.
Если старший ребенок не высказывает подобные мысли словами, то он будет выражать свое состояние поведением: ребенок может раз в неделю толкнуть младенца, или сказать что-нибудь в этом духе. Не стоит воспринимать слова и действия ребенка как трагедию и знак того, что отношения между ним и братиком или сестричкой сразу не задались.
Вариант второй очень обманчивый, особенно для родителей, склонных к тому, чтобы в жизни все было совершенно.
«Очень радостный прием младенца » или идеальный помощникВ этом случае старший так любит малыша, что прямо зацеловывает его, затискивает, готов съесть. Когда любовь к маленькому такая сильная, чрезмерная, говорят: он его так любит, так любит. Но родителям нужно учитывать, что на самом деле эта сильная любовь - это некоторая пристойная обертка ревности.
У ребенка, чрезмерно проявляющего свои чувства к малышу, стоит очень жесткий запрет на проявление негативных чувств. И поэтому он силу своих подлинных чувств проявляет, но с обратным знаком.
Но развиваться и расти проще тому ребенку, который позволяет себе иногда какие-то открытые недовольства . На мой взгляд, не бывает полного отсутствия ревности.Ревность почти всегда присутствует в братско-сестринских отношениях, и это никакая не трагедия. Весь вопрос в том, в какой степени и в каком виде проявляется эта ревность.
Ревность в братско-сестринских отношениях не стоит воспринимать как что-то разрушительное, плохое. Как досадную помеху, которую можно и нужно устранить.
Родителям не стоит добиваться, чтобы это чувство никогда не проявлялось.
Проявление ревности или соперничества - явление нечто нормальное, особенно для первенца. Старший ребенок все время будет помнить то время, когда все взрослые принадлежали только ему; и все внимание принадлежало только ему. И чтобы привыкнуть к подобным изменениям, ребенку нужно время, большое время: не дни, а недели и месяцы.
До тех пор, пока ваш младший ребенок не сможет стать полноправным участником и помощником в совместных играх, старший не сможет понять всех преимуществ наличия братика или сестрички. До тех пор он будет воспринимать младшего по принципу родилось что-то маленькое, красное, непонятное, пищащее. И это существо отняло маму процентов на 70-60.
Почти любая нормальная мама весь первый год жизни нового малыша будет довольно большое время занята им. Маму буду донимать всякие неотложные заботы, связанные с младенцем, которого надо покормить, переодеть, с которым необходимо погулять.Все эти занятия физически отнимают очень много времени, даже в том случае, если проблем со здоровьем малыша нет. Кроме того, уход за малышом - занятие, приносящее колоссальное удовлетворение, но при этом изматывающее.
Старшему ребенку мешает с радостью воспринять появление малыша тот факт, что, малыша совершенно никак нельзя использовать - ни в игре, ни в общении, ни в хозяйстве.С новорожденным нельзя ни поговорить, ни даже поулыбаться. А для того, чтобы придумать для малыша какие-то роли в игре, нужна материнская смекалка - старшенький сам не додумается.

Родители смогут подкидывать старшему ребенку игровые идеи и сюжеты, в которых младшего можно использовать. Например, пусть ты будешь хозяином, а он - твоей собачкой. Пусть ты будешь паровозиком, а он - вагончиком. Когда какой-то толк в игре от малыша появится, старший ребенок наверняка изменит свое к младенцу отношение.
Но первые полгода никакого взаимодействия между старшим и младшим фактически невозможно. Малыш — только мамин и играть с ним нельзя. И тут проявляется одна важная адаптационная особенность в поведении старшего. Происходит
некоторое изменение характера и приучение самого себя к изоляции:
мамы все нет и нет, она кормит, укладывает спать, все время занята какими-то делами... Старший ребенок скучает по маме, даже если она рядом, но не доступна и постепенно приучает себя к изоляции. Если вы видите, что ваш старший ребенок, как-то погрустнел - старшие нередко грустнеют при рождении младших братиков или сестричек - это нормально. За короткое время старший ребенок взрослеет, серьезнеет и грустнеет.
Еще одна особенность в поведении ребенка в период адаптации — временная регрессия .
Регрессия заключается в том, что на какое-то время- это может быть несколько дней, несколько месяцев - старший начинает себя вести как ребенок более младшего возраста. Школьники разучиваются собирать портфели, делать уроки самостоятельно, кто-то разучивается самостоятельно засыпать, кто- то разучивает как зашнуровывать шнурки. Теряется либо последний приобретенный навык, либо из двух последних навыков.
Это общее для многих детей явление. И реагировать на эти поступки надо спокойно, без особой критики, порой поучастовать в этом, например, тоже запеленать и попоить из соски. В тоже время не давать этим регрессивным проявлениям закрепляться.
В период адаптации нужно быть как можно более внимательным именно к старшему ребенку , так как именно он в этой ситуации выступает в роли «пострадавшего».И в этот нелегкий адаптационный период его нужно поддерживать всеми доступными и нерегрессивными способами.
Если в этот момент старшего ребенка не поддержать - он начнет себя плохо вести, стараясь привлечь к себе хоть какое-то внимание. Соматические заболевания, которые могут проявиться у ребенка в этот период, тоже ни что иное, как способ привлечь внимание родителей, но сложность в том, что причина у них психологическая, а заболевание — реальное, которое будет требовать лечения. Например, у детей начинает падать иммунитет и ребенок начинает часто болеть вирусными и простудными заболеваниями. Дети крайне изобретательны в том, что может привлечь внимание родителей или вывести их из себя. И если нельзя получить от родителей положительного внимания и участия тем или иным образом, прямо или косвенно, он начнет притягивать к себе внимание родителей любое, даже если это постоянная критика и ругань.
Старший ребенок хочет позитивного внимания. Он хочет любви, хочет проявления заботы. И совершенно не осознает того, что своим плохим поведением притягивает совершенно другого качества внимание родителей. Поэтому за повседневными заботами о младшем и домашним хозяйством (ведь и здесь забот прибавилось), старайтесь уделять как можно больше внимание непосредственно самому старшему ребенку.
Постарайтесь «сделать» второго, младшего, более удобным в обиходе (приучите к самостоятельному засыпанию, используйте слинг и т.п.). Если вы приучили младшего засыпать с грудью вместо соски, то соответственно вы старшего лишили двух часов в день своего времени.
Продумайте новые способы ведения домашнего хозяйства (возможно нужен помощник на первое время или изменить каким-то привычкам: например, перестать гладить постельное белье или мыть полы не каждый день, а раз в три дня и т.п.). Ведь при неправильной организации ведения домашнего хозяйства у мамы значительно быстрее будет накапливаться усталость, а «срываться» она будет скорее всего именно на старшем.
Екатерина Бурмистрова
|
Tweet | В Мой Мир | ||
Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.
Top
Последние Комментарии