Главная / Статьи / Воспитание и развитие / Дети в больнице
Представитель пациента
Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует.
Гете
Начиная с 1993 года у граждан России нет оснований говорить о бесправности и незащищенности пациентов. Им даны широкие полномочия действовать в интересах своей безопасности и в направлении повышения качества получаемой медицинской помощи. Почему же тогда сегодня и пациенты, и их близкие нередко чувствуют себя в медицинских учреждениях почти что посторонними людьми? Причина этого, скорее, не в позиции работников здравоохранения, а в отсутствии необходимых знаний у пациентов и в нехватке у всех опыта в использовании и защите своих законных прав. Пока далек для рядового российского гражданина день, когда в трудную минуту рядом будут, и личный врач, и личный адвокат, и личный психолог, и личный фармацевт с высшим образованием (провизор). Проблемы же со здоровьем возникают сейчас их необходимо решать, причем иногда очень быстро, ибо в этих ситуациях нередко "промедление смерти подобно".
Минимален, но уже есть, и тем очень ценен, опыт большинства граждан в виде действий в интересах своих близких. Это опыт представительства их прав и интересов по доверенности перед третьими лицами. Когда речь идет о необходимости сохранения имущества родственника, попавшего в трудное положение, его родственники и друзья уже умеют пользоваться возможностями, предоставляемыми доверенностью. Однако, когда необходимо принять участие в решении проблем его жизни и здоровья, этот законный и надежный инструмент взаимопомощи пока оказывается нереализованным.
Тем не менее, может быть и, не задумываясь о юридической стороне своего статуса, большинство российских граждан, в первую очередь женщин, при общении со здравоохранением уже побывали в качестве законного представителя пациента, а именно, своего ребенка. В соответствии с действующим законодательством, родители несовершеннолетних детей могут без доверенности представительствовать и действовать в их интересах перед любыми третьими лицами.
В "Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан" неоднократно используется понятие "законный представитель", в функции которого входит осуществление прав от имени пациента. Находящийся на рассмотрении в Государственной Думе закон "О здравоохранении в РФ", который должен прийти на смену действующим с 1993 года "Основам…", кроме понятия "законный представитель" уже широко использует и понятие "представитель" пациента. Подобное дополнение отражает существенные изменения законодательства, произошедшие после 1 января 1995 года с введением в действие первой части Гражданского Кодекса РФ. В соответствии со статьями 21 и 26 Г К РФ законными представителями несовершеннолетних граждан являются их родители, усыновители или попечители, а также опекуны малолетних лиц и совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными (ст.32 ГК РФ). Кроме законных представителей в правовой системе России определен второй вид представителей граждан (совершеннолетних, дееспособных) - представители, действующие по доверенности, предусмотренной статьей 185 ГК РФ.
Доверенность, выдаваемая гражданином другому лицу (гл. 49 ГК РФ), является разновидностью договора поручения. Дееспособный человек имеет право выдать любому физическому лицу или организации письменное полномочие для представительства своих прав и интересов перед третьими лицами. Сегодняшнее законодательство запрещает гражданам пока только один вид действий по доверенности - вступление в брак. Реализацию всех других своих гражданских прав можно поручить осуществлять доверенному лицу.
Исходя из этого, пациент имеет законное право выдать избранному им лицу, как родственнику, так и иному человеку, способному спокойно и компетентно действовать в его интересах, а также юридическому лицу доверенность. В этой доверенности может быть определен перечень гражданских прав (в том числе прав пациента), которые от имени доверителя будет осуществлять указанное доверенное лицо. В ней, например, правомерна следующая формулировка "... осуществлять от моего имени все права пациента, предусмотренные статьями 30-31 "Основ" законодательства РФ об охране здоровья граждан", в частности, право выбора медицинского учреждения и врача, право давать информированное добровольное согласие и отказываться от медицинского вмешательства, в том числе давать согласие на прекращения реанимационных мероприятий, право получать любую информацию о состоянии моего здоровья, право знакомиться со всеми касающимися моего здоровья медицинскими документами, получать их копии, право выбирать лиц, которым в моих интересах может передаваться любая информация о состоянии моего здоровья, право обращаться от моего имени с жалобами и заявлениями к любым должностным лицам, в том числе в органы государственной и местной власти, суд, прокуратуру, любые экспертные, правозащитные и иные организации" (образец доверенности - см. Приложение 1).
Правовой статус представителя пациента несравненно более эффективен, чем традиционное положение заботливого родственника-просителя, поскольку последний "де-юре" никакими реальными правами не обладает, соответственно, и требовать в интересах пациента ничего не может. В связи с особенностями российской правовой культуры, в "бесплатном" медицинском учреждении все граждане по объему своих прав фактически делятся на три категории - пациенты, работники этого учреждения и посторонние лица. Относящиеся к последним родственники (посетители) пациентов традиционно воспринимаются, как люди, не имеющие никакого отношения к процессу оказания медицинской помощи, а в большинстве случаев, просто, как лица ему мешающие. Обычного посетителя, как то, очень часто наблюдается, любой медицинский и даже технический работник медучреждения (санитарка, гардеробщица, охранник) может просто не пропустить к пациенту, например, из-за соображений свежевымытости полов или из-за собственного желания спокойно пить чай, или спать.
Наличие же у человека документа в виде доверенности позволяет ему перейти из правового (лучше сказать бесправного) положения постороннего в положение лица с вполне определенным количеством изложенных на бумаге законных полномочий. Человека, имеющего доверенность с вышеуказанной выше формулировкой, например, обязаны беспрепятственно допускать в любые (под вопросом пока только операционная, но там, действительно, лучше не отвлекать внимание хирургов) отделения и помещения медицинского учреждения, где находится пациент, причем в любое время суток. Столь серьезное отношение к представителю определяется тем, что за возможностью полноценного осуществления им всего объема прав, указанных в доверенности, стоит не его личный интерес, а здоровье и жизнь больного человека.
Это же касается и участия доверенного лица в решении вопросов оказания медицинской помощи, сроков и места госпитализации пациента службами "Скорой помощи". Любое необоснованное крайней необходимостью (жизненными интересами третьих лиц) ограничение присутствия и действий доверенного лица в интересах пациента является ущемлением не его прав, а прав пациента-доверителя, со всеми вытекающими для правонарушителя последствиями. Препятствование деятельности доверенного лица является и нарушением конституционного права доверителя, поскольку в соответствии со ст. 45 Конституции РФ "каждый гражданин может защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами".
Со своей стороны, пациент и после выдачи им доверенности сохраняет за собой абсолютно весь объем своей правоспособности. Он может осуществлять свои права как самостоятельно в отсутствие доверенного лица, так и с его участием. Пациент в любой момент вправе изменить или отменить доверенность - в соответствии со ст.188 ГК РФ "...лицо, выдавшее доверенность, может во всякое время отменить доверенность или передоверие, в лицо, которому доверенность выдана - отказаться от нее. Соглашение об отказе от этих прав ничтожно".
Граждане должны знать о том, что заверять или нет у нотариуса доверенность с вышеприведенным текстом, решают они сами - это их право, а не обязанность. В соответствии с ч.2 ст.185 ГК РФ, нотариального заверения требуют лишь доверенности на осуществление сделок, требующих нотариальной формы и доверенности, в которых предусмотрена возможность передоверия (ч.3 ст.187 ГК РФ). Предлагаемая форма к таковым не относится.
Если Вы, имея доверенность от пациента и, находясь в медицинском учреждении, сталкиваетесь с необоснованным противодействием какого-либо медработника, обращайтесь сразу к лечащему (дежурному) врачу, либо к главному врачу или его заместителю. Помните, что ответственным лицом в стационаре в отсутствие руководителей является ответственный дежурный врач. Если Ваше обращение кем-то из вышеназванных лиц проигнорировано, проблема неотложная, а время позднее или ночное - связывайтесь по телефону с ответственным дежурным Комитета по здравоохранению города (района), либо с ответственным дежурным Администрации города (района) - они работают круглосуточно. Ваши действия в интересах пациента при наличии оснований и его доверенности абсолютно правомерны, а все перечисленные выше должностные лица в соответствии с ч.2 ст.6 и ч.2 ст.7. "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан" обязаны отреагировать на Ваши обращения и принять конкретные меры по защите прав и интересов представляемого Вами пациента.
С юридических позиций правовое положение законного представителя пациента (например, родителя больного ребенка) и Ваше, как представителя пациента (например, Вашего отца, брата, коллеги и т.д.), абсолютно одинаковы. Поэтому, можете в психологически пока непривычном положении защитника пациента действовать уверенно и точно так же, как Вы действуете, отстаивая права на жизнь и здоровье Вашего ребенка - доброжелательно, настойчиво, грамотно, бдительно. Права пациента (их пятнадцать) - это прямо указанный в законодательстве перечень требований (законных притязаний) пациента, которые работники здравоохранения обязаны выполнять беспрекословно, в противном случае их действия являются правонарушением и наказуемы законом. Права утверждены Основами законодательства об охране здоровья граждан РФ еще в 1993 году. Если их человек их не знает - работникам здравоохранения с таким пациентом обращаться легко. Главные беды здравоохранения - враньё, взяточничество и плохая подготовка в мед. вузах. В некоторых медицинских вузах просто беда. Чуть ли не списки преподавателей ходят, говорят, у студентов по рукам - кто, за что и сколько берёт. Чувствуется, что многие молодые врачи уже не так дорожат пациентами, а жаль. За свой личный рейтинг в здравоохранении нужно бороться всю свою жизнь, ведь язык - это зеркало желудка, а здравоохранение - зеркало государства.
Приложение 1.
ДОВЕРЕННОСТЬ
город " ____" _____________ 200_ г.
Я,
проживающий (ая) по адресу:
доверяю гр.
паспорт серия N выдан
осуществлять от моего имени все права пациента, предусмотренные статьями 30-31 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", в частности, право выбора медицинского учреждения и врача, право давать информированное добровольное согласие и отказываться от медицинского вмешательства, право получать любую информацию о состоянии моего здоровья, право знакомиться со всеми касающимися моего здоровья медицинскими документами, получать их копии, право выбирать лиц, которым в моих интересах может передаваться любая информация о состоянии моего здоровья, право обращаться от моего имени с жалобами и заявлениями к любым должностным лицам, а также представлять мои интересы по вопросам оказания мне медицинской помощи в любых медицинских и административных учреждениях Российской Федерации, вести гражданские дела во всех судебных учреждениях со всеми правами, какие предоставлены законом истцу, ответчику, третьему лицу и потерпевшему, в том числе с правом окончания дела миром, признания или отказа полностью или частично от исковых требований, изменения предмета иска, обжалования решения суда, получения исполнительного листа.
Подпись:
Алексей Дмитриев - независимый юрист.
http://defender.spb.ru/dov.html#1
br /> Чем занять ребенка в больнице
Как, выжить в больнице? Чем занять детей, когда ничего нельзя (бегать, шуметь, петь, колотить, общаться с другими детьми), а пластилин и мелки уже не действуют?
Адаптация ребенка в больнице
Для большинства детей попадание в больницу – не типичная ситуация, и, действительно, от того, как поведут себя родители и те, кто будет его окружать, немало зависит то, как ребенок будет себя чувствовать, и как будет относиться к происходящему.
Ребенок в больнице: как вести себя маме?
Субботний вечер. Катя и Игорь решили сходить в кино, препоручив двухлетнюю Олесю заботам бабушки и деда. Фильм был в самом разгаре, когда взволнованный голос бабушки сообщил, что Олесеньке плохо и родителям надо поскорее возвращаться домой. Леся была бледная, ее тошнило уже в 3 раз, и температура поднялась. А чуть позже Катя с дочкой ехали в машине скорой помощи в больницу…
Ребенок в больнице: на что имеют право родители
По статистике, каждому второму ребенку в возрасте до 15 лет хоть раз, но приходится лежать в больнице. Надо ли присутствовать на всех этапах лечения или можно довериться персоналу, обладающему знаниями и правом лечить вашего ребенка?
Как отличить вирусную инфекцию (ОРВИ) от бактериальной?
Если у ребенка острая респираторная инфекция (ОРЗ), то вопрос о том, вызвано заболевание вирусами или же бактериями - принципиальный.
Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.
TopТеги: дети в больнице ребенки и права ребенок и закон на стороне детей болезни родители болеем стихи о болезнях
Последние Комментарии