Главная / Статьи / Воспитание и развитие / Дети в больнице / Ребенок в больнице: как вести себя маме?
Ребенок в больнице: как вести себя маме?
Ребенок в больнице: как вести себя маме?
Субботний вечер. Катя и Игорь решили сходить в кино, препоручив двухлетнюю Олесю заботам бабушки и деда. Фильм был в самом разгаре, когда взволнованный голос бабушки сообщил, что Олесеньке плохо и родителям надо поскорее возвращаться домой. Леся была бледная, ее тошнило уже в 3 раз, и температура поднялась. А чуть позже Катя с дочкой ехали в машине скорой помощи в больницу…
Мы вас госпитализируем!
Когда малыш заболевает, один из страхов, который испытывает мама — это оказаться в больнице. С какой радостью слышит мама слова врача о том, что «и дома можно полечиться»! Но уж если врачи настаивают на госпитализации, возьмите себя в руки и соглашайтесь. Конечно, «дома и стены лечат». Но иногда болезнь может принять такой поворот, что будут важны минуты. И, конечно, в этот момент лучше быть в стационаре под присмотром опытных врачей.
А как сделать так, чтобы пребывание в больнице не стало для ребенка и вас серьезным стрессом, мы вам сегодня и расскажем. Несомненно, многое зависит от возраста ребенка, и в этой статье речь пойдет о маленьких пациентах до 3-х лет, находящихся в больнице вместе с мамами.
Если ребенка госпитализировали «по скорой», то, скорее всего, он находится в остром состоянии. Боль, температура, да еще непривычная обстановка. Маленький пациент не понимает, что происходит, он боится (особенно это касается детей от года до 3-х лет). Как дети реагируют на страх? Они плачут. И именно от мамы зависит психологическое состояние ребенка в этот момент.
… Лесеньке, конечно, было плохо. Рвота, понос, температура. Капельницы, уколы всю ночь. Лежала без сил, только тихонечко «мама, мама» и крик, когда заходит доктор. Когда Катя вспоминает свое поведение в тот момент, ей становится дурно. От бессилия она постоянно плакала, даже не обращая внимания, что давно ночь и рядом спят такие же страдающие дети. Она то пыталась уговорить девочку не плакать, то собиралась бить Лесеньку по попе, то пугала, что «папа завтра не придет» и что «мама уйдет». Кате было так жаль себя, и ей так было необходимо утешение! Она сама чувствовала себя потерявшимся ребенком… Между тем Олеся постоянно беспокоилась и плакала. Ей никак не становилось лучше…
Очень важно, чтобы мама поняла: она может помочь ребенку чувствовать себя лучше, если сможет справиться с собственным беспокойством. Вы просто обязаны сохранить себя для ребенка как можно более спокойной. Это поможет ему почувствовать себя увереннее. А уверенность — это основа выздоровления. Тревога ослабляет, спокойствие — делает сильнее.
Как представляется для ребенка ситуация, когда он попадает в больницу? Его вырвали из привычного домашнего мира, он испытывает боль. Вокруг люди в белых халатах, которые делают больно (то анализ возьмут, то капельница, то осмотр). Ребенок не знает, что это во благо. И что важно, он не знает, кончится ли это когда-нибудь. Поэтому ему жизненно необходим сейчас рядом человек, уверенный, что врачи все делают правильно, что все болезненные процедуры — во благо, что все будет хорошо.
Конечно, Вы чувствуете сильную тревогу за ребенка. Вы чувствуете бессилие, т.к. не можете изменить ситуацию, не можете сделать так, чтобы ребенок не мучился. Человек имеет право на все эмоции, которые он испытывает. Но это не значит, что можно оставить все, как есть. С некоторыми эмоциями можно и НУЖНО бороться.
В нашей истории Катя сначала была «капризным ребенком» и сама ждала утешения от своей страдающей дочки, которое она, конечно же, не могла ей дать.
… «Катя, ты — взрослая и понимаешь, где вы находитесь и для чего, а Лесенька этого не знает. А ты, вместо того, чтобы быть взрослой, чтобы быть ей опорой, плачешь и стонешь. Она, видя это, еще больше пугается, ведь если мама плачет, значит, все действительно плохо. Тебе необходимо взять себя в руки. Ты не можешь требовать утешения от 2-летнего ребенка. Тот, кому действительно нужна помощь — это Леся, а не ты. Как только ты начнешь вести себя спокойнее, ты очень быстро увидишь, как изменится поведение Лесеньки!», — с такой речью обратилась к Кате ее соседка по палате Света. Катя сначала обиделась. Какое право имеет эта женщина называть ее поведение детским? Но она решила попробовать, утерла слезы и поискала в себе уверенность. И чудо произошло! Через 15 минут Леся выглядела уже более спокойной, начала улыбаться. Через полчаса девочка села на кровати и сама попросила попить. Через 45 минут светящаяся от счастья Катя давала ей потребованную сушку. Через час они читали книжку…
Поэтому главное правило: Вы просто обязаны сохранить себя для ребенка как можно более спокойной в течение всего пребывания в больнице. Это поможет ребенку увереннее чувствовать себя в больнице и способствует выздоровлению.
Мы выздоравливаем!
Скорее всего, в течение первых нескольких суток состояние стабилизируется, и ребенок начнет выздоравливать. Вы будете радостно наблюдать, что его уже очень трудно заставить лежать в кровати, что он просит «вкусненького» и желает развлекаться. Поэтому сейчас Ваша задача — поддержать этот оптимистичный настрой. Помните, хорошее настроение — это залог быстрого выздоровления. Что вам в этом поможет?
Постарайтесь обустроить спальное место ребенка. Если у вас малыш до года, то хороши будут яркие бамперы на кровать. Пусть ваша с малышом одежда будет ярких цветов, чтобы хоть как-то раскрасить серую больничную обстановку. Также будет радовать глаз яркая пластиковая посуда, из которой ребенок будет есть гораздо охотнее, чем из больничной.
Попросите родных принести вам книжки, игрушки, карандаши с бумагой. Если ребенку прописан постельный режим, полезной вещью будет кроватный столик, на котором малыш сможет кушать, играть и рисовать.
Игрушки предпочтительнее резиновые, т.к. они легко моются (что особенно важно, если вас госпитализировали с инфекционным заболеванием). Самую любимую игрушку ребенка лучше оставить дома, т.к. в некоторых больницах правила очень строгие — игрушки и книжки не отдаются.
… Катя попросила принести из дома игрушку Петрушку, которая одевается на руку. Дома Лесенька мало с ним играла, а вот в больнице Петрушка стал ей настоящим другом. Она подолгу наблюдала, как Петрушка на маминой руке танцует и поет. И именно Петрушка мог уговорить Лесю не плакать, пока ее осматривает врач или если надо было сделать укол…
Хорошо, если вы разыграете с ребенком сценки, используя имеющиеся игрушки. Поиграйте в то, как мишка-«врач» лечит маленького зайчишку. И какой зайчишка молодец, что не плачет! Поиграйте, как зайку с мамой выписывают, и они, радостные, едут домой. Это настроит ребенка на то, что пребывание в больнице скоро закончится и даст дополнительный стимул для выздоровления.
Очень важно, что пока мама «проигрывает» с ребенком больничные сценки, она сама настраивается позитивно. Мама не только помогает малышу, она помогает и себе справиться со стрессом.
Выбирая книжки, избегайте «страшных» сюжетов, в которых дети теряются или попадают к пугающим персонажам (Баба Яга) или, еще хуже, их родители сами покидают их (как в сказке Ш.Перро «Мальчик с пальчик»). Предпочтите веселые стихи или забавные рассказы. Именно они стимулируют положительные эмоции у малыша.
Дети до 3-х лет хоть еще и не умеют играть вместе, но с интересом наблюдают друг за другом. Часто они плачут и смеются «за компанию». Постарайтесь познакомиться с соседями по палате. Для мамы это будет «отдушина», ведь кто способен лучше понять маму заболевшего ребенка, как ни такая же мама? А у деток будет возможность поменяться игрушками и книжками, принять участие в играх, которые затевают мамы и забыть о своей болезни.
Если малышу не прописана особая диета, то побалуйте его чем-то вкусненьким (обычно в больницу можно передать булочки без начинки и печенье). Однако помните, что скоро вы выпишетесь домой, а к хорошему быстро привыкаешь. Так что даже в больнице проявите разумность, и все же придерживайтесь прежних принципов воспитания.
Если разрешен приход родственников, то предупредите их, что хорошим подарком для ребенка будут игрушки, которые легко моются (машинки, человечки, куколки, конструктор), а для мамы — еда, которую можно съесть сразу. Заранее скажите родным, чтобы они не говорили ребенку «Бедненький, как тебе плохо…». Ведь вы потратили много сил на то, чтобы ребенок сам себе казался героем, победителем своей болезни и страха. Расскажите посетителям о том, какой малыш молодец, как он отважно делает уколы и хорошо кушает.
Также сейчас при некоторых больницах есть церкви. Если ваша семья верующая, воспользуйтесь возможностью дойти до церкви. Также батюшка ходит по отделениям, и вы сможете поговорить с ним и получить моральную помощь.
Сейчас многие слышали о так называемой «клоунотерапии». Она распространена в основном на Западе, и заключается в том, что врачи и добровольцы, помогающие в больницах, одевают не скучные белые халаты, а смешные костюмы. Считается, что это дает заряд хорошего настроения, необходимого для борьбы с болезнью. Но в наших больницах это не практикуется. Вы, конечно, можете попробовать заказать клоуна в агентстве, но вам необходимо будет согласовать это с врачами и мамами других детей. Некоторые дети (особенно до 3-х лет) боятся клоунов, и праздника может не получиться.
Итак, второе главное правило: поддерживайте у малыша хорошее настроение, и пусть он сам себе кажется героем, побеждающим болезнь и страх.
Нас выписывают!
И вот долгожданный момент выписки. Вы с малышом снова дома. Если вы соблюдали два основных правила, о которых говорилось выше, то, скорее всего, у ребенка не проявится симптомов психологической травмы.
… Наконец-то Катя с Лесенькой дома! В первую неделю Олеся не отпускала маму от себя, стала больше капризничать, чем до болезни, требовала нахождения на руках. «Неужели теперь всегда так будет?», — думала с тоскою Катя. Но прошло несколько недель, и Леся стала той же жизнерадостной девочкой, «маленьким моторчиком», как называл ее папа.
Запаситесь терпением. Ребенок пережил довольно серьезный стресс, и это — его отголоски. Не отказывайте ребенку в ласке и держании на руках. Играйте в «контактные» игры: щекоталки, обнималки и т.д.
Поиграйте в те игры, в которые вы уже играли в больнице. Но теперь «больничный» период игры должен быть сокращен, а упор сделан на том, как маму с малышом-зайчонком выписали из больницы, как они приехали домой, как они пошли гулять, поехали в гости. Таким образом, вы покажите малышу перспективу хорошего будущего, настроите его позитивно.
Малыш может вас просить: «Расскажи мне про больницу». Не отказывайте ему в этом. Он «прорабатывает» негативные воспоминания. В своих рассказах делайте упор на то, какой он был молодец, как смело переносил все невзгоды. Вспоминайте друзей по палате. Постарайтесь окрасить эти воспоминания в яркие цвета.
Правило третье: После выписки сохраняйте позитивный настрой у ребенка и постарайтесь закрепить в нем «образ героя», победившего болезнь.
Нахождение в больнице — трудный период, как для мамы, так и для ребенка. Но теперь вы знаете, что врачи способны помочь и что ваш малыш на самом деле сильный, он победитель. Возьмите этот опыт дальше с собой, а весь негатив оставьте в прошлом. В настоящем ваш ребенок выздоравливает, и каждый день радует своими успехами, новыми словечками, проказами. Живите этим! Это — энергия жизни!
Статья опубликована в июньском номере журнала «Лиза. Мой ребенок» (ИД «Бурда»).
Автор: Василькина Юлия, практический психолог
Источник: http://psyhelp.rodim.ru/bol-deti/reb-bol.html
|
Tweet | В Мой Мир | ||
Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.
Top
Последние Комментарии