Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::connect() should not be called statically in /var/www/semyaras/data/www/semya-rastet.ru/_classes/connect.php on line 15 Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::parseDSN() should not be called statically in /var/www/semyaras/data/www/semya-rastet.ru/_classes/Generic.php on line 89 Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::parseDSN() should not be called statically, assuming $this from incompatible context in /var/www/semyaras/data/www/semya-rastet.ru/_classes/Mysql.php on line 35 Истоки дошкольного детства. Дошкольное образование. Образование.
Материалы, присланные пользователями
Материалы, присланные пользователями

Истоки дошкольного детства

Истоки дошкольного детства

Программа «Истоки», без сомнения, одна из самых популярных и востребованных в государственных дошкольных учреждениях страны. Об основных принципах и подходах к воспитанию детей, на которых строится программа, мы беседуем с доктором педагогических наук, директором Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца Ларисой ПАРАМОНОВОЙ.



— Лариса Алексеевна! Некоторое время назад в издательствах стали выходить методические пособия к программе «Истоки», а совсем недавно — и книги «Развивающие занятия с детьми». Раньше такого приложения программа не имела. Это вызывало удивление и вопросы региональных педагогов. Но, мне кажется, это было принципиальной позицией разработчиков?

— Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно сказать несколько слов об исходных позициях программы. Программа «Истоки» разрабатывалась в начале 90-х. Это был особый период и в развитии страны в целом, и в развитии дошкольного образования. Как вы помните, в ту пору появилось довольно много самых разнообразных программ. Как правило, в большинстве из них делался упор на познавательное развитие ребенка.

— Я бы даже сказала, что в некоторых программах на первое место выступало не познавательное развитие, а степень информированности. И эрудиция малыша оказывалась главным показателем его развития. Особенно грешили этим в обилии появившиеся предметные программы — «Физика для малышей», «Экономика для малышей», «Астрономия для малышей».


— Предметные программы — это крайний случай. Конечно, все они по-своему забавны, и предлагаемое в них содержание может быть интересно детям. Но переход в области дошкольного образования от комплексных программ к предметным неизбежно ведет c собой увеличение объема информации, обрушивающегося на ребенка, увеличение количества занятий. Программа разбухает. И дело здесь не в том, что детям, как утверждают, «по силам взять этот материал». Дело в том, зачем это надо. Зачем это надо ребенку? Что такое разбухание дает ему с точки зрения личностного развития? А для нас при разработке программы был важен именно принцип личностного развития. Мы стремились к тому, чтобы наша программа обеспечивала ребенку базисное развитие.

— Сегодня тоже много говорят о базисных программах. Но при этом имеют в виду, что базис — это некий образовательный минимум, за который берет на себя ответственность государство. А вы, судя по всему, под понятием «базисное развитие» понимаете нечто иное.

— Базисное развитие — это не минимум. Базисное развитие — это фундамент, на котором строится личность человека. Как говорил Александр Владимирович Запорожец, в дошкольном возрасте воспитываются и формируются те качества человека, которые войдут в «золотой фонд зрелой личности». И в этом состоит непреходящее значение дошкольного детства.

— То есть базисное развитие — это на самом деле личностный максимум, которому предстоит разворачиваться в последующие годы становления человека?

— Именно. И мы, разрабатывая программу «Истоки», стремились к тому, чтобы в ней были заложены целостные подходы к воспитанию и образованию. Сначала мы разработали концепцию программы. Наша концепция основывалась на фундаментальных положениях отечественной психологической и педагогической школы. Во-первых, принцип единства аффекта и интеллекта, сформулированный Л.С. Выготским. Согласно этому принципу, познавательное развитие ребенка базируется на его эмоциональном развитии и связано с развитием эмоциональной сферы, с участием эмоций в познавательном процессе и с развитием воображения. А воображение появляется и развивается именно в дошкольном возрасте.

— И относится к «золотому фонду» личности?

— Вне всяких сомнений. Воображение и образное мышление — основа познавательных процессов в будущем. На их развитии в дошкольном возрасте должен делаться специальный акцент. А именно это, как правило, упускается из виду.

— Воображение слишком «не материалистично». Его развитие плохо поддается отслеживанию. И как его измерить? А ведь дошкольное образование сегодня во многом старается угодить «заказчику» — родителю. Родитель же нуждается в наглядных успехах своего ребенка: не умел считать — научился, не знал буквы — теперь знает, не умел проводить линию по линейке, а теперь не только линейкой, но и циркулем пользоваться умеет.


— Конечно, это непросто. С родителями необходимо вести постоянную разъяснительную работу, нужно приводить наглядные примеры «полезности» воображения для развития ребенка.

— Рассказывать, как важно воображение для будущих художников и дизайнеров?


— Да. Но не только. Дизайнер, художник — эти перспективы будущего ребенка заботят немногих родителей.

— Хотя дизайнер сегодня — весьма прибыльная профессия.

— Зато указание на то, что без развитого воображения ребенку в старших классах будет плохо даваться геометрия, как правило, убеждает. А значит, надо уделять время не только тому, что воспринимается родителями (и, к сожалению, многими педагогами) в качестве важных занятий, готовящих ребенка к школе, — обучению грамоте или подготовке руки к письму, но и лепке, аппликации, конструированию. Игре, конечно же. Без этого развитие воображения невозможно.

— В начале разговора вы отметили, что большая часть новых программ начала 90-х делала упор именно на познавательном развитии детей. Вы по-другому расставляете акценты. Но это не значит, что вы — противник познавательного развития?


— Конечно, нет. Мы выступали против предметности, то есть против переноса школьных принципов обучения в дошкольную сферу, за интегративность познавательного развития. Знание же как таковое, познавательное развитие мы хулить не можем. Речь идет о том, что знание субъектно. Оно является результатом присвоения субъектом (ребенком) той или иной информации. А маленький ребенок узнает что-то не только тогда, когда ему о чем-то рассказывают, но и когда слышимое и видимое эмоционально окрашено, вызывает в нем положительные эмоции, когда он использует это в своей деятельности. В этом и заключается действие принципа единства аффекта и интеллекта.
Следующее фундаментальное положение классической педагогики связано с теорией амплификации А.В. Запорожца. В свое время Запорожец резко выступал против интенсификации обучения детей, следствием которой неизбежно становится упрощение развития и упрощение представлений о развитии — симплификация. Теория амплификации же говорит о сложности становления человека и о необходимости работать на обогащение развития. Сегодня все кому не лень говорят о самоценности детства. Но спроси, что за этим стоит, — не ответят. А стоит за этим представление о самоценных видах детской деятельности, характерных именно для дошкольного периода развития, благодаря которым ребенок проживает полноценно и интересно этот период своей жизни.

— Это те самые игра, лепка, рисование, аппликация, конструирование, о которых вы уже упоминали в связи с развитием воображения?


— Да. Наряду с принципом единства аффекта и интеллекта и теорией амплификации, для разработчиков программ «Истоки» и созданной вслед за ней «Примерной общеобразовательной программы…» как свода основных задач развития ребенка, фундаментальными являются теория деятельности А.Н. Леонтьева и теория игровой деятельности Д.Б. Эльконина. Что это для нас значит? Да, ребенок развивается в деятельности. Но не в любой, а в деятельности, которая сама обладает свойством развития. Перечисленные выше виды деятельности могут обладать как раз таким свойством. Ребенок двух лет играет в кубики одним образом. Ребенок пяти лет — совершенно другим. Его деятельность усложняется, в нее включаются элементы планирования действий, прогнозирования результатов, соотнесения результата с задуманным образом и т.п., что говорит о переходе игры в конструирование. Конструирование как деятельность усложняется, отвечая на новые познавательные запросы ребенка, предоставляя ему новые и новые возможности для решения творческих задач. Вот такими видами деятельности мы постарались насытить разработанные в Центре программы и пособия. Но для нас так же важно, чтобы все виды занятий с детьми были включены в единый эмоционально-познавательный контекст, перетекали одно в другое, поддерживали друг друга, продолжали заданную тему. Большая часть предлагаемых нами занятий носит интегративный характер. Кроме того, мы уделяем большое внимание развитию социальных навыков детей. К примеру, развитию толерантности, терпимости по отношению к другим детям. Однако, с нашей точки зрения, было бы неправильно все время ставить ребенка в положение, когда он должен демонстрировать терпимость. Цивилизованные формы выражения несогласия не менее важны для его развития. А значит — этому тоже надо учить. Каким образом? Мы ориентируем педагогов активно использовать -командные и групповые формы работы детей, когда они вынуждены договариваться друг с другом, решать спорные вопросы, планировать совместные действия.

— Но это же сложно!

— Сложно. И интегративные занятия готовить сложно. И социальные формы работы организовывать сложно. И главное — выстраивать все это в систему очень сложно. В связи с этим я хочу вернуться к вопросу, который вы задали в самом начале: о том, что первоначально мы не планировали снабжать программы разработанными конспектами занятий. Мы хотели, чтобы воспитатели в своей работе шли именно от программ, от тех принципов, которые я постаралась вам изложить; чтобы они вчитывались, вдумывались и выстраивали работу с опорой на программы, но исходя из региональных и местных особенностей той области, где они живут, из конкретных проблем и потребностей своих воспитанников, наконец, из своих собственных особенностей и пристрастий. Нам казалось, составить конспекты занятий несложно. Это навык, которому обучают будущих воспитателей в педучилищах. Они должны это уметь.

— Оказалось, что это не так?


— Оказалось, что самой насущной потребностью для большинства воспитателей являются не программные задачи и принципы, не методические подходы, а именно конспекты, прописанные от а до я. Нам стали говорить, что воспитателям сложно работать по программе без подробных инструкций. Что сейчас в детских садах много педагогов, не имеющих специального образования и не владеющих навыками составления конспектов в системе.

— Это понятно. Педагоги, получившие специальное образование, не идут работать в детские сады из-за низкой зарплаты. Сейчас снова наметилась тенденция устраиваться работать воспитателем (или младшим воспитателем) из-за ребенка, чтобы его взяли в детский сад. При кадровом дефиците, с одной стороны, и огромных очередях, с другой, в детских садах наблюдается процесс вымывания педагогических кадров и замена их людьми с инженерно-техническим, экономическим, любым другим образованием, а также сильная текучесть педсостава. Так что конспекты писать действительно некогда учиться. Да и программу осваивать некогда.

— Нам пришлось прислушаться к потребностям времени. Тем более что любая программа требует выстраивания системы занятий, а это педагогу в одиночку сделать почти невозможно.

— Но раньше-то было под силу? Вы же на что-то рассчитывали?


— Раньше мы рассчитывали на то, что воспитатель сможет получить квалифицированную помощь в лице методиста детского сада, специально обученного этому, подготовленного к работе по планированию, по выстраиванию системы. Но сейчас на это рассчитывать не приходится. Методисты общаются не с нами, с разработчиками программы, а со своими региональными или местными методическими службами. А там часто предпочитают ориентироваться на собственный научный ресурс и на собственное понимание целей, задач и способов дошкольного воспитания. Поэтому сотрудники нашего центра подготовили несколько объемных книг, в которых подробно спланировали каждый год жизни ребенка и дали систему конспектов развивающих занятий, снабдили каждую книгу текстовыми приложениями, которые рекомендуется использовать в ходе занятий, чтобы педагогам не нужно было специально их искать. (Книги выходят в издательстве «Олма».) Мы постарались облегчить труд воспитателей, сделать его более результативным. Правда, сохранили возможности вариативных решений при планировании жизни конкретной группы детского сада. Например, весна у нас в стране везде наступает в разные сроки. И мы делаем специальную отметку, как строить наблюдения за сезонными изменениями в зависимости от региона и места проживания. Даем советы, как использовать местные природные возможности для работы. В конце каждой недели обязательно запланировано свободное занятие, которое педагог использует в соответствии с собственными задачами и замыслами.
Хотя я до сих пор думаю, что идти только по пути готовых конспектов не очень хорошо. Получая конспекты, педагоги не чувствуют потребности знакомиться с программой, вчитываться в нее, вникать в ее основы, строить систему ее реализации.

— Все-таки, я думаю, некоторый процент думающих творческих педагогов всегда был и остается в дошкольном образовании, педагогов высокой профессиональной культуры. За ними вы оставляете право работать с программой, а не с конспектами?


— Оставляем. Если они считают, что им по силам системный подход. Но теперь и для них наши пособия могут стать некоторым ориентиром в выстраивании собственной практики.

Беседу вела Марина АРОМШТАМ

ИСТОЧНИК: http://dob.1september.ru/article.php?ID=200701002

Группа Семья Растет на Facebook!

Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.

Последние Комментарии



Пока еще никто ничего не сказал...
Гость
Имя* (4 символа мин.)
E-mail* (не публикуется)
Сообщение:

Вычислите:
copoк ceмь плюс тpи
(Ответ цифрами):

комментировать




Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Женские истории: нам не нравится, как мы выглядим

В определенных слоях нашего общества, да и в русскоязычной культуре в целом, тема телесности, желаний и влечений закрыта или табуирована.

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Лето с пользой для семьи

О программе «Летняя Школа», ее возможностях и преимуществах 4 июня в 22:00

добавить статью
Школа онлайн
Идеи для обустройства детской зоны на дачном участке.

Большинство детей проводят лето на даче, поэтому хочу вам предложить некоторые идеи, которые помогут вам с пользой и интересом провести это время.

добавить статью
Школа онлайн
Про пространство и порядок

Необходимо, чтобы с раннего возраста у ребенка было свое пространство

добавить статью
Основные принципы здорового питания детей (Часть 1)

Что главное в питании ребенка? Продукты должны быть качественными. Это не значит - дорогими. Это значит - как можно более натуральными. Большинство из нас живет в городах, но даже в городе можно постараться приблизить питание ребенка к природному. Например, поискать натуральное молоко, яйца, чаще использовать овощи и фрукты с дачи.

добавить статью
Личные границы

Ответьте на вопросы и попробуйте почувствовать, как они вам откликаются.

добавить статью
Как отдохнуть, чтобы лучше учиться

Современные дети растут в достаточно искусственной среде. Среди специалистов даже появился термин «лабораторные дети». Они не бегают по улицам, не исследуют какой-нибудь запретный овраг, не ездят одни на другой конец города, как это было в нашем детстве. Чаще всего они видят город из окна автомобиля. Психологи и учителя бьют тревогу: у современных детей не развиваются жизненные навыки, не формируются необходимые способности. Лето — отличное время чтобы все это наверстать.

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Мультфильм-страшилка «Зеленые зубы»

Мультфильм «Зеленые зубы» – обладатель Приза за лучший фильм для детей Открытого Российского Фестиваля Анимационного кино в Суздале.

добавить статью
Пасхальная открытка из цветных ниток

Простая поделка для самостоятельного детского творчества. Подходит для детей от 2 лет.

добавить статью
Поговорим о ювенальной юстиции

Что такое ювенальная юстиция и какие изменения в жизни семьи она несет.

добавить
Безмолвный крик. Фильм об абортах.

Изображение 12-недельного ребенка появляется на ультразвуковом экране. Мы видим, каким образом совершается аборт на сроке беременности в 12 недель. А сейчас мы увидим фильм - впервые сделанную в реальном ультразвуковом изображении запись аборта.

добавить
Cемья - Территория взросления

Семейный клуб Рождество

Электронный журнал семейного клуба "Рождество"

добавить журнал

LenaCo
Екатерина, здравствуйте. Спасибо Вам за аудиолекции, опубликованные на сайте. Поскольку по многим вопросам воспитания Ваша позиция кажется мне очень близкой, хотела бы спросить именно Вашего совета по...

Бурмистрова Екатерина
Здравствуйте, Лена!
К сожалению летом я не имела возможности отвечать на вопросы. Если тема по-прежнему для Вас актуальна - дайте знать. Удачи! далее...

Задайте свой вопрос

Роды без страха, Грантли Дик-Рид

Страх перед предстоящими родами всегда беспокоил будущих мам. Зачастую этому способствовала и сама медицина, утверждавшая, что роды без боли невозможны. Выдающийся английский врач Грентли Дик-Рид доказал, что это не так. Его открытие стало настоящей революцией в медицине. Для безболезненных родов важны не только физическая подготовка организма, но и правильный психологический и эмоциональный настрой будущих мам.

добавить
Новостная рассылка
Подписаться на новости
подписаться
Последние комментарии

51/0.10628151893616 0.1187219619751