Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::connect() should not be called statically in /var/www/semyaras/data/www/semya-rastet.ru/_classes/connect.php on line 15 Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::parseDSN() should not be called statically in /var/www/semyaras/data/www/semya-rastet.ru/_classes/Generic.php on line 89 Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::parseDSN() should not be called statically, assuming $this from incompatible context in /var/www/semyaras/data/www/semya-rastet.ru/_classes/Mysql.php on line 35 Сто лет научного изучения близнецов. Близнецы, двойняшки, тройняшки.

Главная / Статьи / Дети в семье / Близнецы, двойняшки, тройняшки / Сто лет научного изучения близнецов

Материалы, присланные пользователями
Материалы, присланные пользователями

Изучение развития близнецов в истории науки.

От магии к науке.

По книге В. Фридрих "Близнецы"

Достоверными знаниями о близнецах стали располагать сравнительно недавно. Всего немногим более 200 лет прошло с тех пор, как в одном толковом словаре о близнецах писали следующее: «Близнецы (лат. ge-mini)—это двое детей, которые появляются на свет из материнского чрева путем родов, то есть двое детей от одного бремени. Некоторые из древних необоснованно утверждали, что якобы у матери имеется много клеток, оплодотворяются из которых многие или немногие, и соответственно бывает много или мало плодов. Правда, это уже былЪ достаточно хорошо опровергнуто учеными-анатомами. Теперь натуралисты и анатомы считают, что человек выходит из одного яйца, так как они обнаруживали в женском яичнике маленькие яички, которые после оплодотворения и оживления мужскими семенами попадают в соответствующее место и там развиваются. Если два яичка оплодотворяются в одном или в обоих яичниках и оба по одной трубе или одно по правой, другое по левой попадают в матку, то происходит зачатие близнецов. Точно так же можно понять и одновременное зачатие более чем двух детей. Так как в каждой, даже в самой мельчайшей капле семени содержится несказанное количество живчиков, то даже при одном-единственном половом сношении, когда семя попадает в матку, может быть зачато много детей одновременно. В то же время не исключено, что каждое яичко оплодотворяется особым половым сношением...


Правда, некоторые говорили о воде, которая могла вызвать такую же плодовитость. Например, Сенека писал, что благодаря свойству воды Нила бесплодное чрево открывается, поэтому женщины Египта рожают за один раз 4—5 детей. Хотя теперь охотно признают, что имеются целебные воды, однако утверждать, что вода делает плодовитость множественной, нельзя. В противном случае такая плодовитость распространялась бы и на скот, который загоняется в такую же воду и часто пьет ее. Но никогда еще не приходилось слышать о том, что коровы в Египте приносят за один раз по 5—6 телят.

Как правило, между однополыми близнецами бывает большое внешнее сходство, замечается иногда и совпадение характеров, возможно также, хотя и редко, внутреннее восприятие одним из близнецов того, что случается с другим, хотя они разделены расстоянием» (цит. по: Универсальный лексикон всех наук и искусств, которые до настоящего времени были созданы и усовершенствованы человеческим разумом и находчивостью. 61-й том, Лейпциг и Галле: Иоганн Генрих Цедлер, 1750 с. 1647—1650). Однояйцевые близнецы во все времена приковывали к себе также внимание художников. Примером может служить портрет девочек-близнецов П. Морелсе.

Сто лет научного изучения близнецов


Английский ученый Фрэнсис Гальтон (1822—1911) опубликовал в Лондоне в 1876 г. статью о близнецах, в которой поднял важные вопросы, связанные с развитием человека, и попытался ответить на них, используя метод сравнения близнецов*. Сто лет назад это было поистине гениальной идеей.

Без преувеличения можно сказать: с появлением этой статьи началось научное изучение близнецов. Гальтон писал, что он давно искал «новый метод», который позволил бы правильно оценить воздействия наследственности и среды и определить долю их участия в формировании характера и интеллекта человека. История жизни близнецов открывала для этого большие возможности.

Идея Гальтона о сравнении близнецов нашла многих последователей в начале нашего века. В Германии исследователи, занимающиеся изучением близнецов и наследственности, ссылались на него особенно часто. Правда, они следовали не только его методике, но и его теории, которая, однако, оказалась крайне односторонней, что привело к роковым последствиям.

Гальтон был убежден в могуществе наследственности, влияющей на физическое и психическое развитие человека. Факторы окружающей среды, считал' он, оказывают очень незначительное воздействие. Он полностью игнорировал роль общества в развитии личности человека. Под окружающей средой он понимал главным образом питание, климат, болезни, то есть несоциальные факторы.

В распоряжении Гальтона было более 80 анкет однополых пар близнецов с большим сходством (вероятно, ОБ), а также 20 пар с большими различиями (ДБ). Следовательно, он уже отделил так называемых идентичных близнецов от неидентичных, хотя еще не знал точно механизма их появления на свет. Его поразило не столько внешнее сходство идентичных близнецов, сколько совпадение в их «душевной сущности».

Занимаясь в течение многих лет до этого анализом родословных, он расценил это как подтверждение своей теории о наследственности. Итак, он сделал вывод: «Никуда нельзя уйти от факта, что предрасположенность намного превосходит влияние среды...» Он задал себе вопрос: «Могут ли вообще воспитание и условия окружающей среды действовать как-то иначе, чем только давать предписания и приучать к профессии?»

Тем самым была сформулирована теоретическая программа, которой продолжали руководствоваться еще спустя десятилетия исследователи, занимающиеся изучением близнецов, способностей и другими вопросами наследственности. Все это позже было использовано в качестве же-\ данного теоретического оправдания нацизма. При этом эпигоны расизма во многом превзошли исходные воззрения и выводы Гальтона.

Первоначально открытие Гальтона не вызвало большого отклика. Его идея не могла быть сразу внедрена в научные исследования. На рубеже XIX и XX вв. еще не было эмпирических и теоретических предпосылок для систематического изучения близнецов.

Только в 1914 г. в Германии Поль опубликовал первую научную работу о близнецах. Но и к этому времени знания о близнецах были с точки зрения современной науки очень неубедительны, наивны и отчасти неправильны. Об этом можно судить и по статье в толковом словаре Майера, 1909 г.

«Близнецы — два плода, созревающие в одно и то же время у одной матери. Вопрос о том, зачаты ли они во время одного полового акта или за два акта, следующих один за другим через короткие промежутки времени, еще неясен и, вероятно, останется тайной. Обычно каждый из близнецовых плодов имеет свою собственную плодную оболочку. Редко бывает, чтобы оба плода были заключены в одно общее яйцо. Как правило, один ребенок лежит во чреве матери головой вверх, другой — вниз. Так как близнецы из-за ограниченного пространства не достигают обычных размеров эмбриона, то роды, при которых один плод предшествует другому, обычно проходят легко. В некоторых случаях, хотя и не в большинстве, близнецы бывают настолько похожи друг на друга, что их можно перепутать, вплоть до зрелых лет.

Смертность среди близнецов выше по сравнению с другими детьми. Близнецовая беременность чаще всего встречается в зонах умеренного климата и ничем не отличается от обычной, хотя некоторые признаки дают основание предполагать ее наличие. Например, необычное увеличение живота, который шире и равномерно разделен на 2 половины бороздой, ощущение движений ребенка с двух сторон, меньшее опущение живота в конце беременности или почти отсутствие такового и т. д. ...

Чаще, чем обычно, рождения близнецов наблюдались после больших эпидемий, например после черной смерти. В браке близнецы, правда, рождаются несколько чаще, чем вне брака. По-видимому, женщина рожает близнецов тем вероятнее, чем позже она выходит замуж».

В начале 20-х годов в Германии началась настоящая волна изучения близнецов. В течение следующих двух десятилетий были опубликованы сотни статей в научных журналах и сборниках, прежде всего в области медицины. Кун (1972) собрал 210 одних только медицинских диссертаций, относящихся к 1933—1945 гг. Среди них более 50 о течении беременности и родов, размерах, весе, родовой смертности близнецов, 28 — только по таким специальным темам, как форма, уродства, болезни зубов и челюсти. Лотце в 1937 г. обобщил в книге о близнецах данные, соответствующие уровню знаний того времени.

Как объяснить этот поток исследований о близнецах в 20-е и 30-е годы? Мы можем здесь назвать только основные причины.


1. Исследователями (Сименс, Вейтц, Фершуер) был разработан простой, удобный и сравнительно надежный метод идентификации однояйцевых и двуяйцевых близнецов: сравнение определенных физических признаков, которые в высокой степени наследственно обусловлены.

Так называемый полисимптоматический диагноз сходства исходит из таких физических признаков, как цвет глаз, цвет и качество волос, оттенок кожи, веснушки, форма носа, губ, ушей, расположение зубов, группа крови и т. д. Чем сильнее совпадают эти признаки у пары близнецов, тем больше вероятность, что это ОБ. Группа и другие специальные факторы крови у ОБ абсолютно идентичны. Относительно простой метод определения однояйцевых и двуяйцевых близнецов был очень важен для их дальнейшего изучения. Именно этот метод позволил в широких масштабах определять ОБ и ДБ. Теперь можно было приступить к решению многочисленных важных для науки проблем, например к изучению наследственности в заболеваниях или физических признаков здоровья.

Безусловно, многие ученые в то время переоценивали методическую значимость сравнения близнецов, что можно объяснить повышенным интересом к новым открытиям. В настоящее время изучение близнецов справедливо оценивается более трезво, однако тогдашнюю волну интереса к этой проблеме нельзя объяснить одним только открытием полисимптоматического диагноза сходства или оригинальной постановкой научных вопросов.

2. Большой популярности в Германии исследований близнецов 20—30-х годов существенно способствовала серьезная социальная подоплека. Изучение близнецов, построенное исключительно на теории наследственности, оказалось в то время как нельзя более кстати. Оно поощрялось и использовалось реакционными антидемократическими силами общества, связанными с национализмом и фашизмом, которые всеми средствами боролись против революционных социальных изменений общества.

Изучение близнецов, особенно после 1933 г., вошло составной частью в догматы фашизма о расовом превосходстве немецкой нации. Оно служило этим лжеучениям желанным парадным доказательством. И многочисленные видные ученые, антропологи, психологи, медики пошли на то, чтобы молодую науку о близнецах привести в соответствие с требованиями этого идеологического произвола.

С современных позиций такое насилие над научным направлением и его искажение едва ли можно понять. Это было фактом истории всего несколько десятков лет тому назад. Воинствующая фашистская система нуждалась в идеологическом оправдании. Для этого ей годились все средства, презирающие человека и науку. Авторитет науки о близнецах был этим сильно дискредитирован. От такого позорного использования — к тому же в то время, когда сама теория еще находилась в зачаточном состоянии,— она долго не могла оправиться. Этим, возможно, объясняется недостаточная разработка близнецового метода в настоящее время.

Главная ошибка многих исследователей близнецов со времен Гальтона состоит в том, что они ставят знак равенства между физическим и психическим развитием человека.
Результаты исследований, полученные в отношении физических признаков, они автоматически переносят на такие свойства личности, как характер и интеллект. Они полагают, что если, например, обнаруживается большое сходство в телосложении, в оттенке кожи и цвете глаз, в папиллярных линиях кисти и пальцев, в форме носа, губ, ушей, в группах крови и функциях органов у ОБ, то такое же совпадение должно иметь место в уровне интеллекта, свойствах характера, интересах и т. д.

Но такой подход недопустим, так как представляет собой грубое биологизаторское упрощение проблемы и игнорирует социальную сущность человека, что в свою очередь приводит к теоретически неправильному пониманию основ развития личности. Развитие человека в конкретную личность, раскрытие его врожденных задатков происходит только в активном столкновении (в деятельности) с конкретными условиями общественной среды. Общество формирует человеческую личность, которая должна быть выработана и обучена в самом широком смысле слова.

Многие близнецы стали жертвами садистской практики науки нацизма.

Фашистский преступник врач Йозеф Менгеле занимался в Освенциме «изучением рас», специализируясь на близнецах, над которыми он проводил медицинские эксперименты. По свидетельствам оставшихся в живых узников, он сам разыскивал на платформе лагеря Биркенау пары однояйцевых близнецов из прибывающих транспортов с депортированными лицами. Одних он заражал тифом, чтобы наблюдать, насколько одинаково или по-разному будет протекать у них заболевание. Другие были использованы для опытов по стерилизации, которые в большинстве своем приводили к смертельным исходам. Тех, кто не выдерживал экспериментов, Менгеле собственноручно убивал.

В конце 30-х годов получило широкую известность исследование близнецов, которое проводил психолог Курт Готтшальдт. Он организовал лагерь отдыха, где в общей сложности за два многонедельных курса побывало 140 пар близнецов.

Готтшальдт надеялся, что в этих благоприятных условиях он получит возможность исследовать естественное поведение ОБ и ДБ, их интересы, конфликты, настроения, успехи и неудачи, их контакты между собой, со сверстниками и взрослыми, их повседневные жизненные привычки. Дети жили маленькими группами. Их обслуживали подготовленные в области психологии специалисты, которые одновременно выполняли функции наблюдателей и протоколистов.

Вне всякого сомнения, это было интересное мероприятие как для близнецов, так и для исследователей. Однако вклад в науку, полученный в результате этих исследований, оказался довольно скудным. Большие ожидания не оправдались. Это было связано с серьезными недостатками в теоретическом и методологическом подходе Готтшальдта, который, как и большинство его современников, был убежден в доминанте наследственных факторов в психическом развитии и искал эмпирических доказательств. Однако методика его была очень неточной и открывала широкий простор для субъективных оценок. Наблюдатели должны были в течение всего дня регистрировать поведение близнецов, например участие в игре, настроение, эмоциональные реакции, волевые решения, проявления темперамента и т. д., и оценивать степень сходства между ними. В заключение они должны были дать обобщенный отзыв о характере, интеллектуальных способностях и успехах близнецов. Результаты можно было — преднамеренно или непреднамеренно -толковать односторонне, даже манипулировать ими.

Это подтверждают и педагогические эксперименты. Например, если несколько учителей должны оценить личность ученика или только одну его определенную работу, будь это сочинение или домашнее задание, их суждения часто оказываются очень различными. Иногда выставляемые оценки расходятся на 2—3 балла. Даже психологи, как показывают соответствующие исследования, часто оценивают одно и то же лицо по-разному. При этом большую роль играет та теория личности, приверженцем которой является исследователь, а также образ человека, который он «создает» в соответствии с этой теорией, симпатия или антипатия по отношению к испытуемому и другие факторы.


Однако во многих других странах мира этой проблеме по-прежнему уделяется большое внимание. Известные ученые США, Англии, Италии, Франции, Бельгии, Швеции, Дании, Японии, Индии, Канады используют близнецовый метод.

Например, Дания имеет национальный регистр, который содержит информацию о всех близнецах страны. Это, естественно, облегчает научные исследования.

В Институте Менделя в Риме более 20 лет существует кафедра изучения близнецов, на которую был приглашен известный исследователь Луиджи Гедца. Прежде всего он занимается проблемами созревания и старения организма, а также проблемами наследственных заболеваний.

Гедда впервые организовал в Риме в 1974 году Всемирный конгресс ученых, занимающихся изучением близнецов. С тех пор каждые три года съезжаются на такой конгресс исследователи со всего мира.

Например, на конгрессе в Иерусалиме (1980) рассматривались научные проблемы, в решении которых используется изучение близнецов:

происхождение и распространенность близнецов; формирование и развитие личности; интеллект: близнецы и усыновленные дети; исследования темперамента; близнецовый метод в физиологии и антропологии; изучение близнецов в клинических исследованиях; биология близнецов; эмбриология и тератология* близнецов; болезни сердца; курение, алкоголизм и наркомания; генетика поведения; значение изучения близнецов для биохимии и фармако генетики; анализ данных о близнецах; проблема многоплодной беременности.

Совершенно очевидно, что в настоящее время учеными проделана солидная и ответственная научная работа по широкому кругу специальностей.

Тем не менее наряду с этим известны и заслуживающие осуждения факты, связанные с именем С. Берта (1884— 1971), английского профессора психологии. Он был учеником Гальтона и приверженцем теории наследственности. При жизни он считался виднейшим ученым английской психологической школы, самым известным и наиболее часто цитируемым исследователем близнецов и вопросов одаренности. Он был удостоен высоких наград и даже возведен в дворянское звание английской королевой.

Однако после его смерти стали сенсацией разоблачения методов его научной работы. В конце 70-х годов западная пресса, радио и телевидение широко информировали об этом.

Берт допускал грубые упущения, с большим размахом занимался фальсификациями, тенденциозно искажая цифровые данные в духе догматической теории наследственности.

Выяснилось также, например, что ассистенты, которых Берт называл соавторами некоторых публикаций, являются не более чем призраками. Во всяком случае, они не были известны ни в Лондонском университете, ни в Британском обществе психологов, не знали их и сотрудники Берта по работе. Среди 53 пар близнецов, выросших врозь, о которых часто сообщал Берт, многие оказались вымышленными, и т. д. и т. п.

Последующими добросовестными исследованиями (Кэ-мин, 1979) он был дисквалифицирован и тем самым уже после смерти стал скорее авантюристом, чем серьезным ученым. Берт нанес большой ущерб не только науке о близнецах, не только психологии, но и всей науке вообще.

В последние десятилетия изучению близнецов уделялось большое внимание в СССР и других социалистических странах, например в ЧССР и ПНР. Публикации советских ученых свидетельствуют об оригинальности в постановке вопросов, стремлении получить научно достоверные данные для установления тесных всеобъемлющих теоретических взаимосвязей (например, психологии и физиологии развития)1.
Методы изучения близнецов

При изучении близнецов используются несколько методов. Коротко остановимся на важнейших из них.

Сравнение однояйцевых близнецов между собой (внут-рипарное сравнение). Предпосылкой для сравнения однояйцевых близнецов между собой по определенным физическим или психическим признакам является их генетическая идентичность, то есть наличие у них одинакового наследственного потенциала. Поэтому все различия между ними должны объясняться воздействиями внешней среды в самом широком смысле слова.

Если речь идет о физических признаках, то прежде всего следует иметь в виду течение беременности («внутриматоч-ная среда»), влияние родовых травм, питание, болезни и др., различия же в психических проявлениях обусловлены прежде всего влиянием окружающей среды*. Если происхождение различного выражения одних и тех же признаков можно объяснить воздействиями внешней среды, то с одинаково выраженными признаками дело обстоит не так однозначно. В принципе при оценке этих признаков у ОБ следует исходить из диалектического взаимодействия генетических факторов и факторов окружающей среды. Особенно это относится к рассмотрению психических признаков.

Этот методический вариант особенно часто используется в медицине.

Экспериментальное сравнение однояйцевых близнецов. Такое исследование выходит за пределы простого сравнения близнецов. Здесь речь идет о классическом эксперименте по организации его проведения и целеустановке. В то время как один близнец подвергается определенным экспериментальным воздействиям (программа тренировки, специальный метод преподавания или обучения, прием лекарственных средств или других препаратов), другой освобождается от этого. Следовательно, один из близнецов является испытуемым в эксперименте, другой служит контрольным лицом. Отсюда название — контрольно-близнецовый метод.

Первыми этот метод в 1929 г. применили американские психологи Гезелл и Томпсон. Одного близнеца тренировали в подъеме по лестнице в возрасте 46—52 недель, другого — 53—54 недель. Ожидаемый рывок вперед у первого, правда, был зафиксирован, но уже на 55-й неделе второй его догнал.

Позднее было исследовано развитие других моторных навыков, методов запоминания, запечатления и воспроизведения содержания памяти, обучения чтению. Совершенно очевидно, что получить генетическую идентичность экспериментальной и контрольной группы можно, только сравнивая однояйцевых близнецов. Никаким другим путем этого достигнуть нельзя. Такие эксперименты имеют большое значение для медицины, психологии, педагогики.

Сравнение однояйцевых близнецов с двуяйцевыми. Этот метод важен прежде всего для психологии, так как сравнения только однояйцевых пар бывает недостаточно при постановке большинства психологических вопросов. Ученые, исходя из того, что ОБ, как и ДБ, с первого дня жизни растут в относительно одинаковых условиях, выясняют, например, имеют ли пары ОБ по тем или иным признакам большее сходство, чем пары ДБ. Раньше это просто приписывалось действию наследственных факторов. Но, как уже подчеркивалось выше, у ОБ и ДБ не существует в равной степени одинаковой окружающей среды. Воспитатели и партнеры по контактам сильнее побуждают ОБ к идентичному поведению, чем ДБ. Чтобы делать выводы о наследственных факторах, надо исключить такие воздействия социальной среды.

Сравнение близнецов с другими братьями и сестрами. Привлечение к исследованиям других братьев и сестер — неблизнецов — может иметь также значительную научную ценность. ДБ генетически похожи между собой не больше, чем другие дети в семье. Схожесть их интересов, установок, способностей, совпадения в мышлении и поведении можно объяснить отсутствием возрастной разницы в несколько лет, одинаковыми условиями внешней среды с первого дня жизни. Сравнивая близнецов в такой ситуации, можно проанализировать влияние внешней среды на формирование и развитие личности человека.

Сравнение однояйцевых близнецов, выросших раздельно, с выросшими вместе. Это в высшей степени интересный аспект в изучении близнецов. Разлученные в раннем детстве и выросшие в разных семьях или детских домах однояйцевые близнецы по многим личностным признакам развиваются различно и тем самым отличаются от близнецов, выросших вместе. Заметные различия у раздельно выросших генетически идентичных пар ОБ возникают исключительно за счет влияний среды.

Проблема состоит только в том, что такие случаи довольно редки. В англоязычной литературе до настоящего времени известны только четыре исследования, охватывающие 100 ОБ, разлученных в раннем детстве.

С конца 70-х годов ведется большое исследование раздельно выросших ОБ в Миннесотском университете (США). Однако и эти исследования не принесли ошеломляюще новых результатов.

Вообще следует напомнить, что близнецовый метод не является чудо-орудием науки, с помощью которого мгновенно можно было бы решить, например, проблему взаимодействия наследственности и среды.




Группа Семья Растет на Facebook!

Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.

Последние Комментарии



  • Гость

    Валерка17-08-15 06:38:55

    В природе млекопитающих многоплодность преобладает в большенстве видов. Но в некоторых случаях задействуется механизм подавление этого естественного процесса. Происходит это на стадии эмбриона или позже, это лежит за гранью научного эксперимента. Помочь в ответе на этот вопрос сможет углубленное исследование одноплодных детей, их психических особенностей, интеллекта, мотиваций. Что больше влияет на их развитие, воспитание, или наследственная предрасположенность. Наблюдения поможет выявить их наклонности без влияния братьев и сестёр. Одноплодному методу размножения предстоит стать полем больших научных открытий.

    • Гость

      Гость17-08-15 07:28:26

      Нечего там изучать. И наблюдать незачем.

Гость
Имя* (4 символа мин.)
E-mail* (не публикуется)
Сообщение:

Вычислите:
вoceмьдecят oдин минуc дeвять
(Ответ цифрами):

комментировать




Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Женские истории: нам не нравится, как мы выглядим

В определенных слоях нашего общества, да и в русскоязычной культуре в целом, тема телесности, желаний и влечений закрыта или табуирована.

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Лето с пользой для семьи

О программе «Летняя Школа», ее возможностях и преимуществах 4 июня в 22:00

добавить статью
Школа онлайн
Идеи для обустройства детской зоны на дачном участке.

Большинство детей проводят лето на даче, поэтому хочу вам предложить некоторые идеи, которые помогут вам с пользой и интересом провести это время.

добавить статью
Школа онлайн
Про пространство и порядок

Необходимо, чтобы с раннего возраста у ребенка было свое пространство

добавить статью
Основные принципы здорового питания детей (Часть 1)

Что главное в питании ребенка? Продукты должны быть качественными. Это не значит - дорогими. Это значит - как можно более натуральными. Большинство из нас живет в городах, но даже в городе можно постараться приблизить питание ребенка к природному. Например, поискать натуральное молоко, яйца, чаще использовать овощи и фрукты с дачи.

добавить статью
Личные границы

Ответьте на вопросы и попробуйте почувствовать, как они вам откликаются.

добавить статью
Старший: привилегия или повинность?

Первый ребенок в семье… Все родительское внимание безраздельно принадлежит ему, первенцу, любимцу семьи и всеобщему баловню. Но появляются другие дети, и из единственного он превращается в старшего. И тогда этому «счастливчику» нередко достаются и лишние упреки, и повышенные требования, и порой – непосильные обязанности.

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Мультфильм-страшилка «Зеленые зубы»

Мультфильм «Зеленые зубы» – обладатель Приза за лучший фильм для детей Открытого Российского Фестиваля Анимационного кино в Суздале.

добавить статью
Пасхальная открытка из цветных ниток

Простая поделка для самостоятельного детского творчества. Подходит для детей от 2 лет.

добавить статью
Зависимости и созависимость в семье

Встреча со специалистами по зависимостям. Обсуждение вопросов связанных с возникновением наркомании, алкоголизма и интернет зависимости у подростков.

добавить
Безмолвный крик. Фильм об абортах.

Изображение 12-недельного ребенка появляется на ультразвуковом экране. Мы видим, каким образом совершается аборт на сроке беременности в 12 недель. А сейчас мы увидим фильм - впервые сделанную в реальном ультразвуковом изображении запись аборта.

добавить
Cемья - Территория взросления

Семейный клуб Рождество

Электронный журнал семейного клуба "Рождество"

добавить журнал

Ольга
Здравствуйте, Екатерина! У меня появились проблемы с младшей дочерью, я почти что в панике, а грамотных специалистов у нас нет. У меня 3 детей, 11, 9 и 7 лет, 7-ми летняя, Даша, пошла в 1 класс. Мало ...

Бурмистрова Екатерина
Здравствуйте, Ольга! Хочу задать ВАм несколько вопросов:
1. Писалась ли Даша всегда, или у нее бывали более "сухие" периоды?
2. Какой характер у нее учительницы?
3. Что вообще происходи далее...

Задайте свой вопрос

Роды без страха, Грантли Дик-Рид

Страх перед предстоящими родами всегда беспокоил будущих мам. Зачастую этому способствовала и сама медицина, утверждавшая, что роды без боли невозможны. Выдающийся английский врач Грентли Дик-Рид доказал, что это не так. Его открытие стало настоящей революцией в медицине. Для безболезненных родов важны не только физическая подготовка организма, но и правильный психологический и эмоциональный настрой будущих мам.

добавить
Новостная рассылка
Подписаться на новости
подписаться
Последние комментарии

51/1.0903046131134 1.1096930503845