Главная / Жизнь Семьи / Наука и культура / «Давайте поиграем в сказку!»
«Давайте поиграем в сказку!»
«Давайте поиграем в сказку!»К 100-летию образования артели Богородской игрушки и первых учебных мастерских.
Знаменитую резную игрушку знают во всем мире. Истоки Богородского промысла уходят в глубокую старину. Первое упоминание о Богородском в духовной грамоте 1491 года московского боярина Андрея Михайловича Плещеева - владельца села. Уже с 17 в. мастера Богородского продавали деревянные игрушки у стен Лавры, которые расходились по рынкам Москвы, городам и губерниям Руси. В ту пору резали игрушки двух видов: «серые» и «чистые». «Серые» - грубо сделанные и недорогие игрушки (кузнецы, солдатики, барыни»; «чистые» - игрушки с движением («курочки клюющие», «бодающиеся барашки», «чаепитие» и т.д.) делались тщательно и стоили дорого. Классическая форма построения богородской игрушки - треугольник. Такие известные произведения 19 в., как «скрипач», «пляшущий крестьянин» - яркие представители такого построения фигур. Фантазия, юмор, сказочная поэтизация персонажей делают богородское искусство резьбы ярким, впечатляющим, что роднит его с русской народной сказкой и лубком. В это время Сергиев-Посад становится признанной «столицей игрушечного царства». Со второй половины 19 в. в Богородском сложился особенный, самобытный стиль, благодаря которому до нас дошли работы, поражающие четкостью силуэтов фигур, эффектной игрой светотени, создаваемой фактурной обработкой поверхности. Для усиления эмоциональной выразительности, детали фигур делали подвижными, укрепляя их на пружинке, используя раздвижные планки и баланс. Появляются игрушки с узорной резьбой: птицы, звери, петушки, курочки, а так же многофигурные скульптурные группы - «Крестьянское хозяйство», «Гулянье», «Чаепитие», «Тройка» и др.
Уже с 17 в. мастера Богородского продавали деревянные игрушки у стен Лавры, которые расходились по рынкам Москвы, городам и губерниям Руси. И осенью 1913 г. Андрей Яковлевич Чушкин с единомышленниками организовали «Кустарно-игрушечную артель в деревне Богородской». Вместе с артелью была открыта и Земская художественная школа, где учащимся преподавали рисование, лепку, резьбу, что должно было послужить залогом успешного развития промысла. Руководил школой выпускник Императорской академии художеств Константин Иоганович Лимпланд.
Революция, гражданская война, строительство социалистического общества - все это находило отражение в творческих скульптурных произведениях - это фигурки вождей революции, колхозников, красноармейцев, рабочих, представителей республик, вошедших в состав СССР, а так же композиции «Красный обоз» Ерошкина, «Колхозная бригада» Стулова, «Чапаевская тачанка» и др. Изделия богородских резчиков настолько востребованы, что сильнейшие мастера-игрушечники (Максимов Н.И., Белов В.В., Зинин В.С. и др.) были отозваны с фронта во время Великой Отечественной войны. Перелом в искусстве Богородской резьбы начинается с середины 50-х годов и связан с появлением мастеров нового поколения. Это время подъема народных художественных промыслов. В 60-е годы 20 в. артель преобразовывается в Богородскую фабрику художественной резьбы. Промысел активно сотрудничает с Богородским художественно-промышленным училищем, которое является единственным в стране, где сохраняются, развиваются и передаются молодежи традиции художественной резьбы по дереву.
Экспозиция этой выставки представляет практически все этапы появления, развития и расцвета Богородской артели. Восхищают тонкостью резьбы, творческой фантазией уникальные работы конца 19 - начала 20 в. Впервые гости выставки увидят удивительные игрушки («Бодающиеся барашки», «Ласточки», «Пара в повозке», «Чаепитие»), выполненные самим А.Я. Чушкиным для детей Николая II - цесаревичей дома Романовых. Сохранились грамоты, пожалованные А.Я.Чушкину царствующими особами, в частности Ее Величеством Императрицей Александрой Федоровной. Впервые, экспозиция выставки богородских резчиков так широко представляет период 20-е-50-е годы - скульптурные работы, отражающие эпоху этих лет: фигурки революционеров, вождей мировой революции, красноармейцев, пограничников, матросов, чабанов, геологов (Устратов С.П., Зинин В.С.Стулов И.К., Шипеев Н. и др.). . Особое место в экспозиции занимает сказочная тема: столько фантазии, ювелирного мастерства, филигранной работы можно увидеть в изделиях практически всего периода существования артели, а позднее и фабрики - работы на тему басен Крылова, Пушкина, персонажи русских народных сказок и былин («Сказка о рыбаке и золотой рыбке», «Сестрица Аленушка», «Вершки и корешки», «Золотой петушок», «Ворона и лиса» и многие другие - Левин Н.В., Бадаев В.С., Вайсера В.Ф., Стулов И.К. и др.). Одна из любимых тем творчества богородских мастеров - «Пушкиниана», представленная скульптурной композицией «Бал» (Макеев И.) по мотивам поэмы А.С.Пушкина «Евгений Онегин», где все фигурки приводятся в движение особым устройством, работы А.С.Паутова «Пушкин», «Натали» и др.
Богородские мастера всегда отвечали своими произведениями на важнейшие события в жизни страны.
В этом году исполняется 200 лет со дня битвы под Бородино и победы над Наполеоном. Фигуры фельдмаршала Кутузова, Наполеона, солдат русской и французской армий вырезаны с исторической достоверностью: начиная от портретного сходства военачальников до мундиров, знаков отличия и наград.
На выставке представлены работы богородских резчиков Андрея Кондратьева и Ярослава Аршинова, которые на основе техники богородской резьбы выработали свой собственный стиль. Их работы известны и широко экспонируются не только в России, но и за рубежом.
Экспозиция, охватывающая весь исторический период развития артели богородской игрушки и училища, включает свыше 300 экспонатов - поистине настоящих шедевров русских мастеров-резчиков, искусство которых уникально, самобытно и, безусловно, является национальным достоянием нашей страны.
На выставке будет представлен мастер-класс по резьбе по дереву и росписи.
Выставка проходит с 27 февраля по 26 апреля в Торгово-промышленном музее кустарных изделий.
br /> Музей А. Линдгрен
Гигантская коллекция игрушек, дом муми-троллей, водный мир, художественная мастерская, где можно рисовать на чем попало, и другие удивительные места для детей Самый добрый детский музей на свете находится в Швеции, и это музей Астрид Линдгрен. Музей поделен на несколько тематических зон: игровая, ;сказка странствий;, кафе с составленным Карлсоном меню и книжный магазин.
Выставка "Давайте поиграем в сказку!"
|
Tweet | В Мой Мир | ||
Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.
Top
Последние Комментарии