Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::connect() should not be called statically in /var/www/semyaras/data/www/semya-rastet.ru/_classes/connect.php on line 15 Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::parseDSN() should not be called statically in /var/www/semyaras/data/www/semya-rastet.ru/_classes/Generic.php on line 89 Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::parseDSN() should not be called statically, assuming $this from incompatible context in /var/www/semyaras/data/www/semya-rastet.ru/_classes/Mysql.php on line 35 Дети - цветы жизни. Отношение к детям в советской культуре.

Главная / Статьи / Дети в семье / Взгляд сквозь призму истории / Дети - цветы жизни. Отношение к детям в советской культуре

Материалы, присланные пользователями
Материалы, присланные пользователями

Дети - цветы жизни. Отношение к детям в советской культуре

2502-0101Начнем с младенчества. Ребенок родился. Его увозят из роддома счастливые родители. В квартире счастливого семейства младенчика уже ждут кроватка, коляска, а позже - манежик. Конечно, нам все это привычно и кажется совершенно нормальным. Но ведь в этом возрасте ребенок совершенно не отделает себя от матери и, во многом, от отца. Дети - продолжение родителей в буквальном смысле. И вот оказывается, что это «продолжение» отсекают решеточкой кроватки, стеночками коляски, барьерчиками манежика. Родители, без которых маленький человек не способен выжить, от него отделены, значит, не защитят, если что. Постоянная нехватка тактильного контакта впоследствии приводит к неуверенности в себе и мире, становится основой для развития комплекса неполноценности. А как может быть иначе, если с момента рождения ребенка ставят в положение, когда он никак не может влиять на окружающую действительность? А его «манипуляторы реальности» находятся от него за стеной, за оградой.

Дальше - еще более интересный поворот событий: кормление. И прикорм. Понимаете ли, в чем штука: восприятие мира у младенца очень буквально. И для него материнская грудь с материнским молоком - самая главная в маме часть, которая является источником спокойствия и безопасности, а не только питания. И вдруг ребенка переводят на искусственное питание. Месяцев так с трех от роду. Угадайте, кого, а вернее, что он на подсознательном уровне будет маркировать, как «маму»? Правильно, пустышку. А вот во что превратится его отношение к матери…. Ну, вспомним, как мы нередко относимся к нашим матерям, и признаемся себе, что с какого-то момента это отношение у нас как-то не очень похоже на хрестоматийную сыновьюдочернюю любовь.

Кстати, в России, традиционной и дореволюционной, ребенка грудью кормили «три Великих Поста», то есть три года. Но уже месяцев с семи давали пробовать «взрослую пищу». Без всяких «детских кашек» и прочих «смесей», которые напоминают больше не еду, а цветочные удобрения.

Но вернемся к «цветам жизни». У матери заканчивается декретный отпуск и ребенка отдают сначала в ясли, а потом в садик. Понятно, что отпуск в пролетарском государстве - короток. Человек только тот, кто трудится. Только вот «сдвиг по фазе» после этого отпуска начинается что у матери, что у ребенка. Женщине материнский инстинкт на работе сверлит голову: её ребенок непонятно где, не при ней уже несколько часов. А ребенок совершенно не понимает, куда пропала его мама. Да и папа заодно. Ну а в самих яслях-садиках мы имеем картину совсем веселую. Куча детей с одной воспитательницей. У которой своих проблем гора, а тут еще тридцать карапузов, и за каждым чисто физически не углядишь.

Кстати, есть еще один аспект, который объединяет семью, ясли и детский сад. Пресловутый «режим». Когда ребенка начинают кормить «по расписанию», лишь у очень малого количества родителей рождается мысль, что по уму не маленького ребенка надо приспосабливать под свое расписание, а самим приспосабливаться под детское, что не так уж и сложно. Но нет. Ребенок ест не тогда, когда хочет, и не столько, сколько хочет. Почему? Потому, что «надо!». Надо есть, когда надо. И доедать обязательно все с тарелки тоже надо. Получите, кстати, отсюда и отношение советского человека к слову «надо». «Надо» - это некая сакральная, но очень неприятная обязанность. От которой не отвертеться, иначе накажут. При таком подходе никакого позитива в том, что «надо», не может быть по определению.

Вообще, советские родители - это люди, которые колоссально усложняют себе жизнь. Например, кормления ночью. Если ребенок спит в своей кроватке, то когда он просыпается, нужно к этой кроватке нестись галопом и кормить. Ночь вместо периода сна для матери превращается в пляски. А если кормление ещё и смесью…. То её готовить надо под крики младенца. Почему не положить ребенка с собой в кровать? Ну как же, зачем баловать? Надо учить его самостоятельности, а то привыкнет - и всю жизнь будет спать с матерью в кровати! Ага, до тридцати пяти лет. Вы о таких случаях хоть раз слышали?

Следующий аксессуар - коляска, вместо того же старорусского подола или нынешнего «слинга». Во-первых, если вы живете на девятом этаже, а лифт сломался, то добро пожаловать в античную притчу о Сизифе и его скорбном труде. Во-вторых, коляска занимает жизненное пространство в вашей и без того небольшой квартире. На неё постоянно натыкаешься в прихожей. В-третьих, мать не чувствует ребенка в коляске, а иногда и попросту не видит. И снова материнская психика идет вразнос.

Про ясли и садик я уже говорил выше. Родителям с таким устройством семейной жизни тоже постоянно «хочется курить на нервной почве». Мотивация родителей и относительно садизма над ребенком, и относительно мазохизма над собой, проста, как дверь: все так делают! А если мы не будем, как все, то что люди-то скажут? Выражать этот тезис можно по-разному: «не нужно баловать ребенка», «нужно отучать его от ручек»... Чудовищно здесь то, что в этой мотивационной системе присутствуют некие «все», некий абстрактный «коллектив», но нет ни ребёнка, ни родителей. То есть, ребенка воспитывают не для того, чтобы он вырос и стал человеком, как самостоятельная личность, но чтобы он стал человеком для коллектива. А родители воспитывают «как все», чтобы не лишиться статуса «людей единого коллектива». Вся же система воспитания детей в целом заточена под то, чтобы сделать ребенка и родителей автономными друг от друга на физическом уровне. Чтобы ребенок не мешал родителям быть «честными пролетариями».

2502-0102В этой воспитательной системе, однако, есть большая проблема. Никто не рассматривает в данной системе такие «мелочи», как психика родителей и психика младенца. И самое неприятное, что такая система воспроизводится сама собой от поколения к поколению, поскольку главный воспитательный багаж дают детям их родители. Как воспитывать ребенка? Ну, в целом, как нас воспитывали, отвечают себе многие молодые уже совсем пост-советские родители. И снова начинается: коляска, кроватка, манеж, ясли, садик, искусственный прикорм. Хотя, в принципе, система уже не требует от нас быть «честными пролетариями», то есть, оправдывать себя перед коллективом через работу 24 часа в сутки, без выходных и праздников, наплевав и на себя, и на своих детей.

А теперь давайте посмотрим, к чему со временем приводит такая автономность. Итак, в том возрасте ребенка, когда и матери, и ребенку нужна максимальная близость друг с другом - эта близость всеми силами пресекается. А вот потом, по мере роста ребенка, родители начинают усиливать над ним контроль. И годам к 13-14, когда в нормальном традиционном обществе ребенок инициируется в молодого взрослого, когда ему жизненно необходимо свое жизненное пространство и своя автономия, мы получаем подростковый бунт. На фоне родительского гиперконтроля. Ровно потому, что родители всеми силами пытаются влезть в личную жизнь такого подростка. Скажем, вместо того, чтобы предоставить подростку свою собственную комнату, личное пространство для личных занятий, в этой комнате могут запросто снять с петель дверь: тебе ведь нечего от нас скрывать, дорогой ребенок.

И ведь рассказ идет не о неких маргинальных семейках с отцами-алкоголиками и матерями-психопатками, а о вполне себе обычных семьях советского образца. Именно такие семьи боялись потерять тот самый социальный статус. И поэтому жили и воспитывали в максимальном соответствии с советской пуританской моралью своих чад.

Люди же, которые понимают, что их как-то не так воспитывали, и надо бы своих детей растить по другому, попадают в очень интересную ситуацию. Они совершенно точно определяют для себя, что «бабке внука оставлять нельзя!». И общение со старшими родственниками нужно как-то минимизировать. А то, не дай Бог, бабушки и дедушки начнут внуков воспитывать именно в своем, «советском ключе». Не потому, что бабушки и дедушки такие плохие - они просто не знают, как по-другому. Для них это единственная модель воспитания. Все остальное воспринимается, как некая блажь, как нечто непонятное, инородное и даже враждебное.
В итоге, вариантов два. Либо ребенок вырастает, воспитанный по-советски. Либо без бабушек и дедушек. Либо с последними, но по минимуму. И вот интересный вопрос: каким будет поколение, выросшее не без родителей, а без прародителей? И, самое главное, как сделать так, чтобы семья воспринималась ребенком, не как два поколения (дети-родители), но как три, вместе с бабушками и дедушками?

Александр Чаусов

Источник

Подписаться на новости проекта "Онлайн школа Екатерины Бурмистровой"



Группа Семья Растет на Facebook!

Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.

Последние Комментарии



Пока еще никто ничего не сказал...
Гость
Имя* (4 символа мин.)
E-mail* (не публикуется)
Сообщение:

Вычислите:
copoк oдин плюс пять
(Ответ цифрами):

комментировать



Теги: дети  СССР  семья 

Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Женские истории: нам не нравится, как мы выглядим

В определенных слоях нашего общества, да и в русскоязычной культуре в целом, тема телесности, желаний и влечений закрыта или табуирована.

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Лето с пользой для семьи

О программе «Летняя Школа», ее возможностях и преимуществах 4 июня в 22:00

добавить статью
Школа онлайн
Идеи для обустройства детской зоны на дачном участке.

Большинство детей проводят лето на даче, поэтому хочу вам предложить некоторые идеи, которые помогут вам с пользой и интересом провести это время.

добавить статью
Школа онлайн
Про пространство и порядок

Необходимо, чтобы с раннего возраста у ребенка было свое пространство

добавить статью
Основные принципы здорового питания детей (Часть 1)

Что главное в питании ребенка? Продукты должны быть качественными. Это не значит - дорогими. Это значит - как можно более натуральными. Большинство из нас живет в городах, но даже в городе можно постараться приблизить питание ребенка к природному. Например, поискать натуральное молоко, яйца, чаще использовать овощи и фрукты с дачи.

добавить статью
Личные границы

Ответьте на вопросы и попробуйте почувствовать, как они вам откликаются.

добавить статью
Старший: привилегия или повинность?

Первый ребенок в семье… Все родительское внимание безраздельно принадлежит ему, первенцу, любимцу семьи и всеобщему баловню. Но появляются другие дети, и из единственного он превращается в старшего. И тогда этому «счастливчику» нередко достаются и лишние упреки, и повышенные требования, и порой – непосильные обязанности.

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Мультфильм-страшилка «Зеленые зубы»

Мультфильм «Зеленые зубы» – обладатель Приза за лучший фильм для детей Открытого Российского Фестиваля Анимационного кино в Суздале.

добавить статью
Пасхальная открытка из цветных ниток

Простая поделка для самостоятельного детского творчества. Подходит для детей от 2 лет.

добавить статью
Отношения соседних номеров

Как брата помирить с братом? Как сестру научить не дразнить сестру? Эти и многие другие вопросы обсуждались на встрече клуба многодетных 21 февраля

добавить
Безмолвный крик. Фильм об абортах.

Изображение 12-недельного ребенка появляется на ультразвуковом экране. Мы видим, каким образом совершается аборт на сроке беременности в 12 недель. А сейчас мы увидим фильм - впервые сделанную в реальном ультразвуковом изображении запись аборта.

добавить

Гость
Екатерина добрый день ! очень нужен совет специалиста:-(.Мне 31 год у меня двое детей.Старший сын почти 7 лет ,младший почти два месяца. Старший сын у меня замечательный очень добрый ,умный и внимат...

Бурмистрова Екатерина
Есть несколько моментов в вашей ситуации, на которые можно обратить особое внимание:
Во-первых второй еще совсем малыш, и , я думаю, старший переживает сейчас все сложности периода адаптации ( пр далее...

Задайте свой вопрос

Похороните меня за плинтусом, П.Санаев

От других сочинений на ту же тему эту повесть решительно отличает лирический характер, в чем, собственно, и состоят загадка и секрет ее обаяния.

добавить
Новостная рассылка
Подписаться на новости
подписаться
Последние комментарии

51/0.097898960113525 0.11227703094482