Главная / Жизнь Семьи / Семья и общество / Трудные вопросы / Подростки и политическая культура
Подростки и политическая культура
Подростки и политическая культура.
Наша задача - не преподать определенную идеологию, а научить владеть инструментом осмысления социальной реальности.
В последнее время политические идеи интенсивно и обогащаются социально-экономическими контекстами, но есть и другая особенность - они «присаживаются» на более молодых носителей. В социальных сетях о политике спорят даже школьники средних классов, в то время как призывы «уберите политику из вузов» все еще имеют место.
Как бы то ни было, запрос на политическую культуру у молодежи сегодня есть, другое дело - готовы ли взрослые этот запрос удовлетворить?
Конечно, проводятся тематические тренинги, мастер-классы, «круглые столы», конференции, но как оценить их эффективность?
И еще вопрос: с какой целью эти мероприятия проводятся, что хотят получить на выходе организаторы?
Трудности взрослых, рискнувших вести с детьми политпросвет
Начнем с того, что само понятие «политическая культура» взято из сравнительной политологии и там имеет четкую трактовку. Но в обыденном сознании под этими же словами обычно подразумеваются частные поведенческие практики и кажущиеся нам верными убеждения и доктрины. И тут первая засада, вы удивитесь: высокий уровень политической культуры может быть как у демократа, так и у национал-социалиста. То есть владение инструментом для осмысления социальной реальности - это одно, а политические пристрастия индивида - другое. Плохо дело, если мы начинаем прививать школьникам собственные политические взгляды под флагом политического просвещения.
Далее: политическое бескультурье не является возрастным заболеванием. Оно всеобщее. Так как задумываться, опуская бюллетень в урну, или участвуя в митингах, или заявляясь добровольцем в муниципальное собрание, у нас не принято. Мы не согласны и все. К сожалению, это наиболее частая форма выражения взрослой личностью своей политической позиции.
Никто не сбрасывает со счетов крайне негативный опыт взаимодействия с политической сферой, полученный старшими россиянами за всю их жизнь. Даже если взять только последние «демократические» бескровные годы: глубокая депрессия, вызванная распадом государства, разочарование в экономических реформах, ломка ценностей, утрата веры в себя как политического субъекта и вообще паралич воли у многих. Эти ли примеры надо демонстрировать молодому поколению?Отсюда как бы логично вытекает, что современная молодежь аполитична, и хотя право человека на убеждения конечно же свято, у них убеждений нет как таковых. Они всем своим поведением стараются отрицать влияние политической сферы на свою жизнь. Распространенное мнение, но лучше быть начеку, ситуация меняется на глазах.
Сегодня вузовские преподаватели отмечают: студенты стали больше интересоваться социальными вопросами и в отличие от тех, кто учился 10 лет назад, уже не делают ставку только на личное продвижение. Им важно, что и кто вокруг, они уже не одиночки, зацикленные на себе, и учебники по граждановедению больше не воспринимают как очередную душеспасительную брошюру. Очень интересуются.Что дальше?
Сознание, поведение, среда - три источника, три составные части культуры. Любой, в том числе политической. Без этого триединства политический субъект неполноценен.
Начнем с сознания. Молодые люди охотно и довольно смело высказываются о действующей власти, критикуют ее, делают прогнозы. И все это слова, собственные или заимствованные у родителей, а то и у звезд телеэкрана, не важно, главное - за такими суждениями не стоит изменений. Идут, к примеру, школьные дебаты, ученики с удовольствием генерируют новые и новые политические идеи, но было бы ошибкой думать, что таким образом растет их политическая активность или так они осваивают политическую культуру. Нет и нет.
Поясним. У политтехнологов есть термин «диван» - это значительная часть электората, питающая свой мозг теленовостями, но совершенно не готовая к взаимодействию с политической системой ни в каком качестве. Даже если у «диванных» личностей появятся оригинальные политические суждения, о них никто никогда не узнает, потому что дальше уровня сознания «диван» не продвигается.Нужен опыт политического поведения. То есть, сформулировав убеждения, следует совершить в соответствии с ними хотя бы некоторые поступки и тем самым повлиять на окружающий мир.
Создавая для этого условия, можно воспрепятствовать приумножению в обществе «диванных» людей за счет подрастающего поколения. Задача педагога - не дать человеку, едва получившему полный пакет гражданских прав, угодить в «диван».Крайне неверно действовать в режиме «вы сначала послушайте, что умные люди скажут, а уж потом…» - но именно так проводится большинство «круглых столов». Сначала выступают авторитетные люди, а потом детям разрешается спросить, да и то не всегда спонтанно. Надо бы наоборот: сначала спросите подростков, как они воспринимают происходящие события, что думают, чью сторону занимают, как мотивируют свой выбор - это и будет первым шагом от слов к действию.
Конечно, нам бы хотелось, чтобы дети говорили умно и точно сразу, а они все время путают личную позицию и цитаты, в их сознании политика еще не отделилась от философии, культуры и житейской мудрости. Но и проговаривание этого вслух - отличное начало. Если далее последует дело, например написание программы действий, то это очень сильно скорректирует первичные формулировки.Как что-то реализовать… кого-то продвинуть… аргументированно поддержать… выступить против и так далее - практика спасает от пустопорожних разговоров. Даже игровая, например, в виде конкурса политического плаката. Она хоть и не вводит ученика в реальность, но создает альтернативную.
А что же с теорией? Нехватка интеллектуального инструментария (владение элементарными логическими операциями, понятийным аппаратом, информацией, коммуникативными приемами и пр.) лучше всего осознается через практику, поэтому не стоит зачитывать детям главы из учебников политологии, специально разбирать сложные термины. Зато очень полезно вместе читать новости и обсуждать горячие темы. Дети сами увидят свои дефициты и постараются их восполнить или обратятся к вам за помощью.Правда, такая работа требует от самого педагога высокой политической культуры и активности. Чрезвычайно важно, чтобы работу с подростками в области политической культуры вели люди, которые сами не испытывают отвращения к современной политике.
И если мы не будем ограничиваться воззваниями к совести и чувству патриотизма, а научим молодежь думать о политике широко и уверенно, сознательных граждан в стране станет больше.АВТОР: Александра Чканикова
ИСТОЧНИК:http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201200222
Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.
Top
Последние Комментарии