Главная / Статьи / Воспитание и развитие / Сказочное детство / Традиции семейного чтения
Традиции семейного чтения
Семейное чтение. Зачем?В вашей семье есть семейное чтение? Да, скажете вы, мы читаем ребенку сказки на ночь, а иногда он просит почитать вслух любимую книжку. Но проходит время, и оказывается, что чтение вслух сродни завязыванию шнурков на ботинках: пока ребенок мал и не справляется сам, вы делаете это за него. Постепенно он овладевает навыками (чтения или завязывания шнурков), вы контролируете его еще какое-то время, а затем облегченно вздыхаете и благополучно отпускаете дитя в «самостоятельное плавание». «Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, не надо бабушку просить: «Прочти, пожалуйста, прочти…».
А где же семейное чтение? Оно заканчивается тогда, когда ребенок больше не нуждается в вашей помощи или его и не было, просто вы читали ребенку, пока он не научился делать это сам? Давайте разберемся, в чем разница. Что такое семейное чтение, и почему специалисты в один голос говорят об исчезновении традиции семейного чтения, несмотря на то, что большинство родителей, бабушек и дедушек продолжает читать вслух своим чадам.
В девятнадцатом веке принято было читать вслух. Авторы читали в салонах и литературных кружках только что написанные произведения, взрослые читали по вечерам собравшимся вокруг домочадцам романы с продолжением, возлюбленные наедине читали друг другу стихи или что-то романтическое, отвечавшее настроению; в кружках самообразования читали вслух книги по экономике, политике, философии; родители, гувернантки, школьные педагоги читали вслух детям. Отметим: взрослые читали друг другу, не только в салонах или кружках, но и в семейном кругу. Детей рядом не было, а если и были, то только по недосмотру.
Дети вообще существовали в то время и в таких семьях отдельно от родителей. Говорили родителям «Вы», приходили утром пожелать папеньке или маменьке «доброго утра», а вечером «доброй ночи». Зачастую мамушка (няня) или гувернантка была такому ребенку ближе и понятней, чем собственная мама, и играла в его жизни большую роль. Поэтому и первые сказки ребенок слышал от няни, и первые книжки читала ему не мама. Общение с родителями начиналось позже, когда ребенок подрастал, поступал в гимназию или иное учебное заведение, приобретал статус взрослого. Тогда же он становился участником совместных чтений на взрослой половине.
Чем-то такие чтения были сродни сегодняшнему смотрению телевизора по вечерам. Длинные романы с продолжением заменяли сериалы, вечерняя газета - выпуск новостей, фельетон из еженедельника - выступление юмористов. Неудивительно, что с появлением телевидения семейные чтения вслух, существовавшие еще в 1950-х во многих семьях, почти окончательно исчезли. Почему же сейчас, почти полвека спустя, возникла и укрепилась идея о необходимости возрождения семейного чтения?
Семейное чтение - это деятельность и, как любая деятельность, требует ответа на вопрос «зачем?». Зачем нам с вами нужно (если нужно), чтобы чадо оторвалось от телевизора и слушало ваше чтение? Зачем нам нужно, чтобы эта книга была непременно озвучена вслух? Зачем нам в век телевидения и компьютерной техники потребовалось воскрешать давно забытую и устаревшую традицию, для которой нет ни времени, ни условий, и которая требует сознательных и немалых усилий?
Есть достаточно рекомендаций, как приохотить ребенка к чтению, как и что читать вслух. Но следует прежде определиться - зачем? Чем привлекательна эта традиция, если за десять лет, которые прошли с момента начала массовой работы библиотек в этом направлении, несмотря на отсутствие явных результатов и единой линии, не пропало желание возрождать семейное чтение?
Один из напрашивающихся ответов - дети стали меньше читать, а это один из способов приохотить ребенка к чтению. Но семейное чтение - это не чтение детям. Это традиционно взрослый досуг, в который дети допускаются лишь по мере взросления. Кроме того, это слишком нерациональный способ приобщения к чтению. Ведь если для неспешного девятнадцатого века чтение вслух - естественное занятие, то сегодняшнему взрослому, живущему в постоянном цейтноте, для того, чтобы выделить время на чтение вслух, требуется совершить подвиг. Проверьте: чтение вслух «Идиота» Достоевского займет у вас около месяца при условии, что ежедневно вы будете уделять этому не меньше часа. А ведь само по себе чтение вслух - занятие непростое, требующее творческого подхода. И в этом начало разгадки секрета его привлекательности.
Продолжим аналогию с просмотром телепрограмм, ведь именно телевизор вместе с компьютером и Интернетом являются главными соперниками чтения. Что есть в чтении вслух того, что не дает телевизор? В первую очередь - возможность творчества и выбора. Вы сами выбираете книгу для чтения вслух. Да, программу для просмотра тоже, но сравните - мировая художественная литература и программа передач на сегодня - возможности для выбора несопоставимы.
А ведь вы выбираете не только книгу, но и манеру чтения, его темп и тембр голоса, степень драматизации, театральности, кульминационные моменты для остановки. Вместе с автором книги вы творите ее содержание для тех, кто слушает вас, и это действо неповторимо, как театральный спектакль, оно волнует и захватывает вас и ваших слушателей. Это театр одного актера, в котором только от вас зависит, что останется в памяти и в душах ваших зрителей и слушателей, ваших домашних.
Они тоже не пассивные потребители, как в случае с телевидением. Их сочувствие, сопереживание, блеск глаз или затаенное дыхание - источник вашего вдохновения. И возможность поговорить, поспорить, обсудить, поплакать или посмеяться вместе, и возможность увидеть друг друга по-новому - все это дарите вашим домашним вы, а не телевизор, и это слишком существенно, чтобы упустить такую возможность. Вы учитесь видеть и слышать друг друга, а не просто обмениваться информацией.
Почему ваш ребенок, несмотря на обилие видеокассет с мультфильмами, просит вас почитать вслух? Он еще не осознает (ни на сознательном, ни на подсознательном уровне) полезность чтения вслух для развития эмоциональности и образного мышления, для развития речи и совершенствования в родном языке. Просто он хочет, чтобы вы были рядом. Вы, а не телевизор. Это рождает в нем чувство уверенности, защищенности, даже если ребенку гораздо больше пяти, и он прекрасно читает самостоятельно (осмелюсь добавить: даже если это вовсе не ребенок, а ваш взрослый и успешный во всех отношениях супруг). Ведь в этот момент вы принадлежите друг другу, а не телевизору.
Поэтому безусловно стоит найти возможность (может быть, на даче, где нет телевизора, и дождь льет, как из ведра) почитать своим домашним что-нибудь любимое. Обязательно любимое, ведь даже профессиональные актеры читают со сцены то, что им ближе.
И не бойтесь, что вас не оценят и не поймут. Понимание - сложное понятие.
Психолингвистика на своем научном языке определяет его, в частности, как «процесс формирования личностно-смысловых образований, лишь опосредованно связанных со смыслом исходного текста». Это значит, что ваши слушатели могут уловить музыку слов или ритм, запомнить отдельный эпизод или образ, а может быть, ваше волнение или оброненную по поводу прочитаннного фразу. А может быть, ваш не обремененный знаниями и стереотипами взрослый ребенок поймет знакомое вам произведение так по-детски глубоко и серьезно, что заставит и вас увидеть его иначе. Главное, чтобы вы дали ему эту возможность. А это требует соблюдения одного маленького условия.
Не рассматривайте книгу как повод для воспитания, не превращайте совместные чтения в университет культуры с зачетами и экзаменами по окончании курса, не ждите от слушателей определенной, нужной вам, реакции на прочитанное. Это интернет и энциклопедии - способ получения информации, а художественная литература всегда была средством общения - автора и читателя, читающего и слушающего. Современный мир тем или иным способом учит нас получать нужную информацию, но все меньше и меньше оставляет возможностей для эмоционального и интеллектуального общения, для обсуждения, неспешного размышления, когда в процессе общения рождается несуществовавшее до этого знание, а не просто усваивается информация.
Чтение вслух - это в первую очередь радость. От любимой книги, от фразы, от стиля, от возможности поделиться удовольствием от прочитанного, подарить другому себя, свое прочтение, свое восприятие, свою любовь, свое восхищение.И это, конечно, таит опасность, потому что, открываясь, становишься менее защищенным.
Поэтому семейное чтение - занятие для сильных людей, для людей творческих и открытых, свободных и дающих свободу другим. Дерзайте! И, может быть, когда-нибудь, отправив детей к бабушке, вы не пойдете в кино или в клуб, не включите телевизор, а сядете рядом, откроете прозу Цветаевой, или Достоевского, или Фолкнера - и забудете о времени.
Автор: Т.В. Степичева,
Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств
Источник : http://ipk.admin.tstu.ru/sputnik/index/str/resurs.files/schoollibrary.ioso.ru/index6647.html?news_id=293
Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.
TopТеги: дети семья чтение чтение вслух семейные традиции
Последние Комментарии
uliana27-01-12 08:49:26
Большое спасибо за статью. Мы так не привыкли мыслить самостоятельно, что если и возникает желание почитать книгу в семейном кругу - то проще отогнать его от себя, чем разобраться в нем и в его ценности. Благодаря Вашей статье одна семья снова обрела традицию семейного чтения, т.к. главный чтец (я) понял наконец подлинное значение семейного чтения для детей и супруга. Статья небольшая, но содержательная. Спасибо ещё раз.