Главная / Жизнь Семьи / Образование / Общие вопросы образования / Учить по-фински
Учить по-фински
Еще в 60-х большинство финнов учились в школе всего шесть лет. Задавшись целью построить систему бесплатного общего образования, Финляндия неожиданно для себя за несколько десятилетий сделала свои школы лучшими в мире. Впрочем, сейчас им предстоит реформа — на первых строчках международных рейтингов финских школьников начинают теснить китайские.
День знаний
Половина десятого. В школе хельсикнского района Виикки только что закончился первый урок, и сейчас старшеклассники собираются в актовом зале. Обязательное общее собрание во время первой перемены — ежедневный ритуал. Когда в амфитеатре почти не остается свободных мест, огромный экран на сцене загорается темой сегодняшней встречи — "Творчество Уильяма Шекспира".
После короткой лекции детям показывают фрагмент фильма "Ромео + Джульетта" — сцену на балконе. Естественно, никакого перевода: в старших классах все свободно говорят по-английски (собственно, и телевидение в Финляндии кино на английском показывает с оригинальной звуковой дорожкой и субтитрами). Зал аплодирует, когда Ди Каприо и девушка, играющая Джульетту, оказываются в бассейне. На этом — все, перемена закончится через пару минут.
Это большая школа (почти тысяча учеников), и у нее особый статус: Viikki Teacher Training School — один из центров подготовки учителей. Около ста преподавателей в штате, еще около двухсот — студенты-практиканты. В пяти минутах находится кампус Университета Хельсинки, который курирует школу. Но утренняя ассамблея — это не ноу-хау образцового учебного заведения. Заместитель директора школы Виикки Марья Мартикайнен объясняет мне, зачем нужны такие мероприятия. Оказывается, просто чтобы у всех было хорошее настроение. Успеваемость или вопросы дисциплины на таких встречах не обсуждают.
Урок математики в седьмом классе. Лохматый учитель в свитере с оленями и мешковатых джинсах, похожий на героя мультфильма, сначала рассказывает, что такое проценты, потом вместе с учениками решает логическую задачу. На необитаемом острове найден мертвец с обломком карандаша, зажатым в руке. Откуда он там взялся? Мне кажется, и Александр Друзь с Борисом Бурдой если бы и догадались, то не сразу. Правильный ответ: этот несчастный летел с товарищем на воздушном шаре. Шар начал падать, и, когда все мешки с песком уже были выброшены, путешественникам пришлось тянуть жребий. Выпрыгнул тот, кому достался короткий карандаш.
Это не задача из учебника. Просто учитель Пааво Пулккинен считает, что в классах с седьмого по девятый логические задачи позволяют сделать занятия (у него они продолжаются 75 минут) "более ритмичными". На решение ребуса отводится пять—десять минут, в течение которых учитель отвечает только "да" или "нет" на вопросы учеников, пытающихся раскрыть обстоятельства таинственного происшествия. Другой преподаватель, объяснили мне, может делать акцент на чем-то еще. Дело в том, что ни общей программы, ни единого списка разрешенных учебников в Финляндии нет. А еще в финских школах не бывает чиновничьих проверок. И да, еще в Финляндии нет рейтинга школ (от подобной практики отказались в начале 1990-х).
Классные комнаты выглядят, в общем, тривиально. Меня до глубины души поразил лишь кабинет музыки, в котором гитар было больше, чем в иных музыкальных магазинах. Совсем еще маленькие дети всем классом исполняли песню из фильма "Титаник". Пели только две девочки — миниатюрная блондинка и ученица в хиджабе. Но играли на чем-нибудь все без исключения. Несколько человек — на акустических гитарах, одна девочка — на басу, другая — на фортепиано. За барабанной установкой тоже сидел ребенок. Поскольку явные способности к музицированию есть, видимо, все же не у всех финских подростков, нескольким ученикам выдали бубны.
Конечно, в конце 1990-х в школе на окраине Москвы меня окружали другие декорации. У нас не было жалюзи, которые бы идеально пропускали свет, даже если их полностью закрыть, не было проектора и смарт-доски. Но сейчас все эти прекрасные вещи появляются даже в не самых престижных школах, а в лицее N1535, где я учился последние четыре года, лучшем в городе, согласно официальному рейтингу, было приятно находиться и десять лет назад. Сейчас, после ремонта, он ничем не уступает школе в Виикки.
И все-таки в финской школе все по-другому. Рядовой урок проводят сразу три преподавателя. Пааво Пулккинену, математику в смешном свитере, помогают педагог-воспитатель и девушка-студентка. В обычной финской школе преподавателей было бы двое. У финнов нет школ для одаренных детей, нет более или менее сильных классов, а инклюзивное обучение существует не в качестве эксперимента во славу гуманности — это общая практика. Почти все дети независимо от способностей или особенностей развития учатся вместе. Педагог-воспитатель иногда подсаживается к тем, кому, например, трудно сосредоточиться, чтобы помочь, и их присутствие на уроке никому не мешает.
Проведя в классе некоторое время, обращаешь внимание на отношения между учителем и учениками. Выпускнику среднестатистической российской школы они покажутся очень неформальными. Детям не запрещают переговариваться друг с другом. При этом, что удивительно, этой возможностью никто особенно не злоупотребляет. Некоторые то и дело заглядывают в смартфоны, которые здесь нет необходимости прятать под парту.
Заместитель директора школы Марья Мартикайнен объясняет, что, хотя в некоторых школах это и не приветствуется, она своих учеников на уроках немецкого телефоны отключать не просит — в конце концов, их родители, оказываясь на каких-нибудь конференциях, тоже любят зарыться в фейсбук. В финской школе дети могут называть преподавателя по имени, а молодые учительницы одеваются так же, как их ученицы, и не прячут татуировки.
Как все это сказывается на качестве знаний? Кажется, положительно. По крайней мере, система школьного образования в Финляндии уже много лет занимает первые места в международных рейтингах.
Школьные формы
Главный инструмент сравнения качества школьного образования в разных странах — исследование PISA (Programme for International Student Assessment), которое раз в три года проводит Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Оцениваются три дисциплины — математика, естествознание и чтение. В исследовании участвует 500тыс. 15-летних школьников из 65 стран. У этой системы, как и у любого международного рейтинга, есть много критиков, однако на нее принято ориентироваться. Первые результаты PISA были опубликованы в 2001 году. Финны заняли первое место и с тех пор всегда оставались лидерами.
Школьное образование у финнов делится на три ступени: начальная школа (первый—третий классы), средняя (четвертый—шестой классы образуют ее младшую ступень, седьмой—девятый классы — старшую) и старшие классы (десятый—одиннадцатый), в которых учатся не все. В школе Виикки дети разных возрастов учатся в одном большом трехэтажном здании, но таких школ в Финляндии не много, менее полусотни. Большинству детей за время учебы приходится сменить несколько разных заведений. Общеобразовательных школ разных ступеней — более 2,5тыс. (в прошлом году в них училось 520тыс. детей), гимназий, в которых есть старшие классы,— менее 400 (в них в прошлом году было более 100тыс. учеников). В последние годы и тех и других становится меньше. Например, прошлый учебный год не пережили 74 школы. В сельской местности с каждым годом все меньше детей — в большинстве закрывшихся школ было менее пятидесяти учеников.
В Финляндии дети учатся пять дней в неделю. Число уроков может быть разным, но важно, чтобы их не было больше семи. В остальном строгих правил нет. В младших классах обычно бывает примерно 20 занятий в неделю, в средних — 30, в старших — 35. Урок, как правило, продолжается 45 минут (перемены — по 15 минут, в полдень — получасовой перерыв на обед). Впрочем, некоторые преподаватели старших классов практикуют и 75-минутные или даже полуторачасовые занятия, как в университетах. Те, кто после девятого класса поступает в школу старшей ступени, в значительной степени свободны в определении своего расписания. Их расписание — это конструктор, который они составляют из шестинедельных курсов.
У финнов есть национальная школьная программа — National Core Curricula. Она регламентирует только то, чему нужно научить, но не то, как именно это следует делать. Считается, что учителю виднее. Финны вообще очень гордятся своими педагогами, особенно тем, что для работы со старшеклассниками необходима степень магистра. Хотя зарплата преподавателей по финским меркам не особенно высока (около €3тыс. в месяц), специальность считается одной из престижных. После получения диплома можно несколько лет работать внештатным замещающим педагогом в ожидании того дня, когда откроется подходящая вакансия.
В младших классах оценки детям не ставят, в старших — только по итогам пройденных курсов. "Большое количество оценок сделает школьную систему соревновательной, однако в современном мире в этом нет необходимости: сейчас мало профессий, в которых вы можете быть одиночкой, практически во всех сферах требуются навыки командной работы",— объясняет Кристиина Волмари, руководитель отдела статистики и международных связей Финской национальной комиссии по образованию. За все время учебы финские школьники сдают единственный экзамен — на аттестат зрелости по окончании старшей школы. Набранные баллы учитываются при поступлении в университет наряду с результатами вступительных испытаний.
После окончания девятого класса лишь немногим более 50% учеников остается в школе еще на два (или три) года, кто-то вообще прекращает учиться, около 40% идут в профессиональные училища. В этом, в общем, нет ничего удивительного: в финской высшей школе, в отличие от российской, нет строительных факультетов или, например, факультетов туризма. Рабочим специальностям учат в колледжах, по окончании которых можно поступить в один из политехнических институтов, чтобы получить инженерную специальность.
Одно из крупнейших в Финляндии профессиональных училищ — Helsinki Vocational College. Пообедав в его учебном ресторане (в зале много живущих по соседству пенсионеров, которых привлекают низкие цены), отправляюсь в корпус, где готовят строителей и рабочих. В российских ПТУ мне в последнее время бывать не приходилось. Мой новый знакомый — студент-строитель Энди Кинг — уверяет, что по крайней мере у его питерских друзей все по-другому. Энди прекрасно говорит по-русски. Он с детства знает четыре языка: украинский и русский — благодаря маме-киевлянке, финский и английский — благодаря папе, бывшему пилоту Finnair. В колледже он учит шведский (это второй государственный язык, и как минимум в течение трех лет его изучают все финны).
Мы поднимаемся на второй этаж огромного здания, и это — что-то невероятное. Здесь целая деревня, состоящая из десятков карликовых зданий,— убедительная демонстрация финских технологий деревянного домостроения. Дом и беседку, которые мы обнаруживаем в одном из залов, Энди и его друг сделали на продажу — у них собственное дело. Это один из вариантов производственной практики: можно устроиться в какую-нибудь компанию, а можно работать самостоятельно. Колледж помогает с регистрацией и бухгалтерией, а налоги, если студенту нет 18 лет, платить не нужно. Больше нескольких тысяч евро за год заработать не удастся, но на практике в компании не было бы и этого — только проездной и бесплатные обеды. В следующем году Энди поедет на стажировку в Лондон, после возвращения получит диплом и поступит в политехнический институт. С рабочей специальностью он смог бы зарабатывать €2-3тыс., а когда станет инженером (чтобы получить степень магистра, учиться нужно будет еще примерно пять лет) — до €10тыс.
Китайская грамотность
Всего полвека назад многие финны учились в школе только шесть лет. Школы средней ступени, после которых принимали в профессиональные учебные заведения, и тем более школы, готовившие к поступлению в высшие учебные заведения, были только в крупнейших городах. Почти все они были частными. Создание современной системы началось в 1960-х, при этом даже спустя десять лет не более трети детей продолжали учиться по окончании средних классов. Структура школьного образования, близкая к той, которая у финнов сейчас, сложилась лишь в середине 1980-х.
Краеугольный камень системы — равный доступ к бесплатному школьному, профессиональному и высшему образованию для всех граждан. Министр образования и культуры Криста Киуру объясняет отсутствие рейтинга школ тем, что в Финляндии все школы, в общем-то, одинаковые. Гимназии, конечно, могут специализироваться на тех или иных дисциплинах, но качество образования везде примерно на одном уровне — что в Хельсинки, что в каком-нибудь городке в Южной Остроботнии. "Мы не идеальны, и, например, на юге Хельсинки проблема выбора школы все-таки может быть актуальной,— уточняет Кристиина Волмари из Финской национальной комиссии по образованию.— Это происходит из-за детей мигрантов. Дело не в том, что некоторые родители — расисты. Просто многие опасаются, что учителю придется слишком много времени и внимания уделять детям, для которых финский не является родным языком. Мы пытаемся решить эту проблему, вербуя в такие школы лучших учителей".
В 2000-е финские школы, названные лучшими в мире, превратились в центры паломничества чиновников, экспертов и преподавателей из разных стран. Сами финны стали самыми желанными гостями на международных образовательных форумах. В конце прошлого года в этой красивой истории случился неожиданный поворот. В очередном исследовании ОЭСР Финляндия заняла первое место только в Европе, а среди стран, входящих в ОЭСР,— лишь третье, среди всех государств, где проводились тесты — вообще седьмое. Особенно сильно ухудшились результаты теста по математике: финны заняли только 12-е место (три года назад они были шестыми).
Фавориты общего зачеты — китайцы. Вся КНР в исследовании пока не участвует, но Шанхай, Гонконг и Макао заняли первое, второе и третье места в общем зачете. На четвертом и пятом — соответственно Тайвань и Сингапур. За ними — Южная Корея и Япония. И только после японцев — финны (сразу за ними — Эстония и Лихтенштейн, российские школы — сразу после шведских, на 39-м месте).
После публикации результатов PISA министр образования и культуры Криста Киуру анонсировала реформу финской системы образования. Китайский опыт перенимать не планируется. "Мы — финны. Мы не можем идти за ними. Нам не нужны школы как в Азии. Нам нужно, чтобы наши школы побеждали в рейтингах",— говорит министр. На Западе пока настороженно относятся к опыту азиатских стран. Считается, что они достигают результатов за счет зубрежки и строгой дисциплины. "Мы не можем знать наверняка, какие именно знания понадобятся нашим ученикам. Важны не конкретные знания, а навыки, позволяющие их получать",— говорит Олли Вестеринен, научный работник департамента педагогического образования Университета Хельсинки.
Криста Киуру и ее коллеги видят свою главную проблему в том, что в последние годы дети теряют интерес к знаниям. "Послевоенное поколение было более материалистичным: у финнов ничего не было, все были готовы много работать. Современная молодежь мечтает о путешествиях",— говорит Кристиина Волмари. Особое беспокойство вызывают мальчики. Если бы тесты PISA проводили только среди девочек, Финляндия удержала бы первое место.
Одно из предстоящих изменений — новая программа подготовки к школе. Сейчас в финские детские сады отдают 60-70% детей. В группах для шестилетних детей, которые готовят к первому классу, занимаются почти все — 98%. Дискуссия о том, сколько времени в этом возрасте нужно посвящать занятиям, ведется давно, но сейчас она фактически завершена. Детские сады переданы из Министерства здравоохранения в Министерство образования и культуры, в этом году будет создана новая программа общего образования. К 2016 году образовательные учреждения должны будут составить собственные учебные планы на ее основе.
http://kommersant.ru/doc/2454568
Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.
Top
Последние Комментарии