Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::connect() should not be called statically in /var/www/semyaras/data/www/semya-rastet.ru/_classes/connect.php on line 15 Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::parseDSN() should not be called statically in /var/www/semyaras/data/www/semya-rastet.ru/_classes/Generic.php on line 89 Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::parseDSN() should not be called statically, assuming $this from incompatible context in /var/www/semyaras/data/www/semya-rastet.ru/_classes/Mysql.php on line 35 Владимир Борзенко: учитель лицея на Донской. Образование.

Главная / Жизнь Семьи / Образование / Интересные люди в образовании / Владимир Борзенко: учитель лицея на Донской

Материалы, присланные пользователями
Материалы, присланные пользователями

Владимир Борзенко: учитель лицея на Донской


Учителя большого города. Владимир Борзенко

Учитель математики в лицее «На Донской» — о том, как превратить науку в творчество, не разучиться читать, избежать страха перед доской и минусах бюрократии

Текст: Наталья Лесскис


Имя: Владимир Игоревич Борзенко.
Работа: учитель математики в лицее №1553 «На Донской».
Стаж: с 1995 года.

О научном творчестве
Ядро нашей школы возникло на энтузиазме. Отчасти это была походная компания, отчасти университетская. Я работаю в лицее не с самого начала, а только с конца 1990-х, и я не первый математик в нашей школе. С первого дня и до сих пор в нашей школе работает замечательный преподаватель математики Дмитрий Юрьевич Ногин. То, что ядро преподавательского состава составляют такие творческие люди, как он, — безусловная заслуга нашего первого директора Александра Владимировича Леонтовича. А другая его заслуга — идея, что научным творчеством или исследованиями (а научное творчество это и есть исследование) можно заниматься с детьми. Слово «творчество» тут ключевое, просто это такое творчество, которое связано с познанием.
Через некоторое время нашим директором стала Ольга Данииловна Калачихина. Она — замечательная женщина — не только педагог, очень хорошо разбирается в законах, в бухгалтерии. И это наше большое везение — потому что давление внешнее возрастает.

О курсовых работах
За последние пару лет нашу школу расширили чуть ли не в три раза. Если раньше школа начиналась с девятого класса, то теперь мы набираем семиклассников. Такое резкое расширение меня очень пугало. У нас штучная работа: детей было немного, всегда в пределах сотни. И я опасался, что тонкие настройки, которые у нас есть в работе с детьми, слетят. Но вот уже полтора года мы работаем в новом формате, и при этом нам удалось сохранить то, что было важно сохранить.
Обычно на майские праздники мы куда-то уезжаем, например в какой-нибудь пансионат, и там происходит защита курсовых, которые пишут у нас почти все дети. В 7-8 классах ребенок может не выносить работу на общую защиту, в 9-10 классах защищаться обязательно. А одиннадцатиклассники или не пишут, или дописывают работу, начатую в десятом классе. Потому что им надо готовиться к поступлению.
В прошлом мае было очень много курсовых работ, гораздо больше, чем обычно. Сначала мне казалось, что это превратилось в поток и кропотливая работа учителей над каждым нюансом каждой курсовой закончилась. Но оказалось, что общий уровень работ не упал.

О научном руководстве
В журнале мы ставим отдельную годовую оценку за исследовательскую работу.
Курсовыми работами руководят многие учителя, я тоже научный руководитель, и обычно у меня пишут работы одновременно пять-десять учеников. У нас в лицее есть так называемые мастерские. К примеру, приходит ко мне кто-то из выпускников — математик — и становится научным руководителем какого-нибудь ученика. Я при этом остаюсь куратором работы. Когда человек занимается научным руководством первый раз, обязательно нужен куратор из «матерых». В такой работе есть много тонкостей, даже будь ты десять раз профессор. Нужно формулировать задачу так, чтоб она была не слишком легкая и не слишком сложная — чтоб решение нельзя было найти в интернете.

Нужно помогать не слишком много и не слишком мало. Уметь налаживать личный контакт. Опыт показывает, что получается это далеко не у всех.

О ЕГЭ
У меня не может быть никакой своей программы. Я ориентируюсь на то, чтобы в результате моего преподавания дети могли не только интеллектуально развиться, но и ЕГЭ хорошо сдать. У нас есть специализация, есть курсовые работы, я веду еще всякие дополнительные занятия — и там я могу довольно сильно отступать от программы.
Меня совершенно не смущает установка на оптимальную сдачу ЕГЭ. Потому что развивать самостоятельное мышление в рамках четко поставленной задачи, а это я считаю главным в математике, можно всегда и везде. Хотя бы просто играя с детьми в шахматы. Поэтому меня не стесняют рамки ЕГЭ.
Моя задача среди прочего — чтоб дети с максимальным комфортом сдавали экзамен или писали олимпиады по математике.

О бюрократии
Работа учителя изменилась где-то с 1990-х годов. Приходится часами заполнять каким-то бумаги, вбивать куда-то какие-то цифры, писать отчеты… Сейчас на мне три класса, и если б не было всей этой бюрократии, я б и четвертый взял. А недавно было такое распоряжение: если я преподаю в девятом классе, то я должен пойти и сдать экзамен за девятый класс. Хотя предыдущая группа у меня закончила девятый класс на одни пятерки. 27 человек — 27 пятерок. Год прошел, теперь мне нужно куда-то тащиться и решать квадратные уравнения. Я понимаю, если б я первый год работал, если б не закончил мехмат, не был бы кандидатом наук, чем-то провинился, если б мои дети экзамен не сдали — и меня бы тогда заставили подтверждать свою квалификацию. А тут непонятно.



О деньгах
Бывает, приходят поступать дети из какого-нибудь так называемого математического лицея и пишут тест по математике на единицу. А дело в том, что математическому лицею нужны дети для того, чтобы получать с них оплату. В какой-то момент стало понятно, что детей можно хорошо учить, только если совсем не думать о деньгах. Если ты очень сильно хочешь, чтоб ребенок научился думать, имел возможность прилично сдать экзамен — не нужно думать, сколько тебе за это заплатят. Надо воспринимать это как такое хобби. Но если, как говорится, «в ней единое пятно, единое случайно завелося», если появилось ощущение, что ты за это должен какие-то благодарности получать — тогда беда.

О зависимости от компьютера
Недавно я полушутя сказал: «Чем умнее компьютеры, тем глупее дети». На наших детях это не очень сказывается, грех жаловаться. Но зависимость, конечно, есть. Надеюсь, что это пройдет — она не настолько тотальная. Раньше для развлечения читали. А читать — это усилие. Сейчас достаточно просто смотреть в экран — развлечение не связано с усилием. Поэтому интеллектуально многие дети, у которых родители за этим не следят, развиваются хуже. Потом многие не осознают, что бывают серьезные зависимости. Иногда приходят дети невыспавшиеся из-за того, что всю ночь в чате сидели. Общество еще, кажется, не очень это осознало как проблему.

Про тетрадки
Я так счастливо устроен, что мне нравится проверять тетрадки, что-нибудь туда писать каждому — это такое медитативное занятие. Я почти каждый день даю какие-то самостоятельные работы, поэтому у меня рюкзаки быстро рвутся очень: все время таскаю несколько килограммов тетрадей. Я прошу детей, чтоб писали в тонких тетрадках, и предлагаю им попробовать поднять мой рюкзак. И действительно, начинают тонкие тетрадки заводить.

О страхе идти к доске и самостоятельных
Я никогда не вызываю тех, кто не хочет идти, чтобы дети не боялись. Если мне нужно проверить кого-то, я скорее дам письменную работу. Ведь у доски некоторые любят отвечать, а некоторые, наоборот, теряются очень. И вот самостоятельные работы — лучший способ такой регулярной связи с детьми без истерики. Если неделю-другую не проверять, дети провисают. За две недели они вообще забывают, что бывает такой урок, как математика: вызываешь к доске, и у них шок. А если спрашивать три раза в неделю, это превращается в автоматизм. Поэтому большое счастье, что я люблю проверять все эти самостоятельные.

Источник: журнал "Большой город"


Группа Семья Растет на Facebook!

Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.

Последние Комментарии



Пока еще никто ничего не сказал...
Гость
Имя* (4 символа мин.)
E-mail* (не публикуется)
Сообщение:

Вычислите:
oдиннaдцaть плюс тpи
(Ответ цифрами):

комментировать




Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Женские истории: нам не нравится, как мы выглядим

В определенных слоях нашего общества, да и в русскоязычной культуре в целом, тема телесности, желаний и влечений закрыта или табуирована.

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Лето с пользой для семьи

О программе «Летняя Школа», ее возможностях и преимуществах 4 июня в 22:00

добавить статью
Школа онлайн
Идеи для обустройства детской зоны на дачном участке.

Большинство детей проводят лето на даче, поэтому хочу вам предложить некоторые идеи, которые помогут вам с пользой и интересом провести это время.

добавить статью
Школа онлайн
Про пространство и порядок

Необходимо, чтобы с раннего возраста у ребенка было свое пространство

добавить статью
Основные принципы здорового питания детей (Часть 1)

Что главное в питании ребенка? Продукты должны быть качественными. Это не значит - дорогими. Это значит - как можно более натуральными. Большинство из нас живет в городах, но даже в городе можно постараться приблизить питание ребенка к природному. Например, поискать натуральное молоко, яйца, чаще использовать овощи и фрукты с дачи.

добавить статью
Личные границы

Ответьте на вопросы и попробуйте почувствовать, как они вам откликаются.

добавить статью
Как отдохнуть, чтобы лучше учиться

Современные дети растут в достаточно искусственной среде. Среди специалистов даже появился термин «лабораторные дети». Они не бегают по улицам, не исследуют какой-нибудь запретный овраг, не ездят одни на другой конец города, как это было в нашем детстве. Чаще всего они видят город из окна автомобиля. Психологи и учителя бьют тревогу: у современных детей не развиваются жизненные навыки, не формируются необходимые способности. Лето — отличное время чтобы все это наверстать.

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Мультфильм-страшилка «Зеленые зубы»

Мультфильм «Зеленые зубы» – обладатель Приза за лучший фильм для детей Открытого Российского Фестиваля Анимационного кино в Суздале.

добавить статью
Пасхальная открытка из цветных ниток

Простая поделка для самостоятельного детского творчества. Подходит для детей от 2 лет.

добавить статью
Отношения соседних номеров

Как брата помирить с братом? Как сестру научить не дразнить сестру? Эти и многие другие вопросы обсуждались на встрече клуба многодетных 21 февраля

добавить
Безмолвный крик. Фильм об абортах.

Изображение 12-недельного ребенка появляется на ультразвуковом экране. Мы видим, каким образом совершается аборт на сроке беременности в 12 недель. А сейчас мы увидим фильм - впервые сделанную в реальном ультразвуковом изображении запись аборта.

добавить
Cемья - Территория взросления

Семейный клуб Рождество

Электронный журнал семейного клуба "Рождество"

добавить журнал

Гость
Здравствуйте!У меня трое детей:5,5;3 и 7 месяцев.Детей всегда хотела, как минимум троих, но в последнее время стала сомневаться в своих возможностях. Третий малыш оказался самым беспокойным из-за золо...

Бурмистрова Екатерина
Здравствуйте! Во-первых эти статьи про "успешность" многодетных - только одна сторона ( правдивая, но одна).
2. Очевидно, у ВАс сейчас так называемый "кризис вхождения в многодетность" - вы учите далее...

Задайте свой вопрос

Роды без страха, Грантли Дик-Рид

Страх перед предстоящими родами всегда беспокоил будущих мам. Зачастую этому способствовала и сама медицина, утверждавшая, что роды без боли невозможны. Выдающийся английский врач Грентли Дик-Рид доказал, что это не так. Его открытие стало настоящей революцией в медицине. Для безболезненных родов важны не только физическая подготовка организма, но и правильный психологический и эмоциональный настрой будущих мам.

добавить
Новостная рассылка
Подписаться на новости
подписаться
Последние комментарии

51/0.095945835113525 0.11217284202576