Главная / Статьи / Воспитание и развитие / Школьные годы / Проблемы выбора будущей профессии. Часть 2.
Проблемы выбора будущей профессии. Часть 2.
Выбор профессии, или профессиональное самоопределение - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Выбор профессии определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбрать.
Можно сказать, что процесс профессионального самоопределения пронизывает весь жизненный путь человека. Однако пиком этого процесса, переломным моментом в жизни является акт принятия решения о выборе профессии. По времени он обычно совпадает с окончанием общеобразовательной школы.
В психологической литературе нет единого взгляда на то, как формируется выбор профессии и какие факторы влияют на этот процесс. По этому вопросу существует ряд точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы. Несомненно, это объясняется сложностью процесса профессионального самоопределения и многосторонностью самой ситуации выбора профессии.
В ряду основных факторов выбора профессии обычно называются следующие: интересы (познавательный, профессиональный, интерес к профессии, склонности), способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определенном виде деятельности), темперамент, характер, уровень подготовки (школьная успеваемость), состояние здоровья, информированность о мире профессий, социальное окружение, домашние условия, образовательный уровень родителей и многие другие. Следовательно, для успешной гармонизации всей сложной и противоречивой совокупности отношений личности, коллектива и общества, наряду с рядом объективных социально-политических, социально-экономических и социально-культурных условий, необходимы также условия социально-психологические, которые не могут быть реализованы вполне успешно без развития на достаточно высоком уровне оценочных способностей у каждого вступающего в жизнь молодого человека. Их дефицит особенно остро дает о себе знать в современной социальной ситуации, когда возрастают требования к демократизации общения и взаимодействия людей в различных по функциям, составу и статусу объединениях и коллективах.
Таким образом, актуальность и необходимость формирования оценочных способностей у старшеклассников, их психологической культуры, углубления их знаний по психологии продиктованы реальными требованиями, которые современная жизнь предъявляет молодому поколению.
Созончук Елена Викторовна
Выбор профессии - важный шаг из юности во взрослую жизнь.
Я часто сталкиваюсь с ошибками, которые стоят людям самого драгоценного – времени.
Зачастую ошибки допускаются по причине того, что молодой человек сделал выбор в пользу выбора родителей - пошел учиться в тот ВУЗ, в который они захотели. Впоследствии жизненный путь складывается из череды событий, приносящих только неудовлетворенность, которая имеет свойство накапливаться и проявляться в депрессии. Важно сделать СВОЙ выбор и не перепутать его с чужим. Прав, уважаемый коллега, говорящий про детские мечты как камертон, с которым нужно регулярно "сверять часы".
Также одна из распространенных ошибок - выбор профессии на основе неполной информации о ней.Важно знать не только плюсы той или иной профессии, но и недостатки, с которыми столкнется человек. К примеру, профессия стюардессы на первый взгляд кажется очень красочной и привлекательной - знание иностранного языка и внешние данные. Молодые девушки думают, что этого достаточно. На деле они сталкиваются с тем, что стюардесса выполняет практически те же функции, что и официантка и техничка, только все то происходит в полете. Еще один пример: выбор профессии бизнес-тренера подразумевает динамичный график работы, однако на деле оказывается, что есть периоды практически "спокойных" дней, на которые тоже надо уметь переключаться, но трудно это сделать.
Часто ошибаются с выбором профессии люди, которые живут жизнь «на черновик», как будто бы жизнь можно «переписать на чистый лист». Рассуждения о том, что сейчас я поработаю таксистом, а потом стану бизнесменом, мешают жить в настоящем времени и человек сам себя обманывает. Важно понять – если ты хочешь стать бизнесменом – составь сегодня хотя бы бизнес-план.
Ошибка с последствиями – это когда нереализованные профессиональные амбиции находят свое отражение в ДЕТЯХ. Мамы начинают истерично записывать дочек на танцы, в музыкальные школы, в центры развития. Папы – в военные школы (с жизнью в казарменных условиях) – конечно, ведь по-другому мальчик не станет более мужественным! Кстати, это желание папы – стать летчиком, милиционером, пожарником. Папа же обычный бухгалтер со статусом «подкаблучник». А мама – обычная неженственная продавщица в магазине. Кстати, папе можно попробовать хоть раз в жизни прыгнуть с парашютом, а маме – записаться самой на танцы. Поверьте – это единственный способ реализовать свои мечты по поводу профессии, не навязывая свои уже «комплексы» и без того загруженным детям!
Но самая драматичная ошибка – ошибка, осознанная человек перед смертью, в довольно преклонном возрасте. Упущенные возможности и шансы – вот о чем может жалеть человек – что не попробовал, не попытался, не рисковал, не стал. Никогда не поздно заняться любимым делом.
Смирнова Жанат Амантаевна
Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.
Top
Последние Комментарии