Главная / Статьи / Воспитание и развитие / Школьные годы / Проблемы выбора будущей профессии. Часть 2.
Проблемы выбора будущей профессии. Часть 2.
Выбор профессии, или профессиональное самоопределение - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Выбор профессии определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбрать.
Можно сказать, что процесс профессионального самоопределения пронизывает весь жизненный путь человека. Однако пиком этого процесса, переломным моментом в жизни является акт принятия решения о выборе профессии. По времени он обычно совпадает с окончанием общеобразовательной школы.
В психологической литературе нет единого взгляда на то, как формируется выбор профессии и какие факторы влияют на этот процесс. По этому вопросу существует ряд точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы. Несомненно, это объясняется сложностью процесса профессионального самоопределения и многосторонностью самой ситуации выбора профессии.
В ряду основных факторов выбора профессии обычно называются следующие: интересы (познавательный, профессиональный, интерес к профессии, склонности), способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определенном виде деятельности), темперамент, характер, уровень подготовки (школьная успеваемость), состояние здоровья, информированность о мире профессий, социальное окружение, домашние условия, образовательный уровень родителей и многие другие. Следовательно, для успешной гармонизации всей сложной и противоречивой совокупности отношений личности, коллектива и общества, наряду с рядом объективных социально-политических, социально-экономических и социально-культурных условий, необходимы также условия социально-психологические, которые не могут быть реализованы вполне успешно без развития на достаточно высоком уровне оценочных способностей у каждого вступающего в жизнь молодого человека. Их дефицит особенно остро дает о себе знать в современной социальной ситуации, когда возрастают требования к демократизации общения и взаимодействия людей в различных по функциям, составу и статусу объединениях и коллективах.
Таким образом, актуальность и необходимость формирования оценочных способностей у старшеклассников, их психологической культуры, углубления их знаний по психологии продиктованы реальными требованиями, которые современная жизнь предъявляет молодому поколению.
Созончук Елена Викторовна
Выбор профессии - важный шаг из юности во взрослую жизнь.
Я часто сталкиваюсь с ошибками, которые стоят людям самого драгоценного – времени.
Зачастую ошибки допускаются по причине того, что молодой человек сделал выбор в пользу выбора родителей - пошел учиться в тот ВУЗ, в который они захотели. Впоследствии жизненный путь складывается из череды событий, приносящих только неудовлетворенность, которая имеет свойство накапливаться и проявляться в депрессии. Важно сделать СВОЙ выбор и не перепутать его с чужим. Прав, уважаемый коллега, говорящий про детские мечты как камертон, с которым нужно регулярно "сверять часы".
Также одна из распространенных ошибок - выбор профессии на основе неполной информации о ней.Важно знать не только плюсы той или иной профессии, но и недостатки, с которыми столкнется человек. К примеру, профессия стюардессы на первый взгляд кажется очень красочной и привлекательной - знание иностранного языка и внешние данные. Молодые девушки думают, что этого достаточно. На деле они сталкиваются с тем, что стюардесса выполняет практически те же функции, что и официантка и техничка, только все то происходит в полете. Еще один пример: выбор профессии бизнес-тренера подразумевает динамичный график работы, однако на деле оказывается, что есть периоды практически "спокойных" дней, на которые тоже надо уметь переключаться, но трудно это сделать.
Часто ошибаются с выбором профессии люди, которые живут жизнь «на черновик», как будто бы жизнь можно «переписать на чистый лист». Рассуждения о том, что сейчас я поработаю таксистом, а потом стану бизнесменом, мешают жить в настоящем времени и человек сам себя обманывает. Важно понять – если ты хочешь стать бизнесменом – составь сегодня хотя бы бизнес-план.
Ошибка с последствиями – это когда нереализованные профессиональные амбиции находят свое отражение в ДЕТЯХ. Мамы начинают истерично записывать дочек на танцы, в музыкальные школы, в центры развития. Папы – в военные школы (с жизнью в казарменных условиях) – конечно, ведь по-другому мальчик не станет более мужественным! Кстати, это желание папы – стать летчиком, милиционером, пожарником. Папа же обычный бухгалтер со статусом «подкаблучник». А мама – обычная неженственная продавщица в магазине. Кстати, папе можно попробовать хоть раз в жизни прыгнуть с парашютом, а маме – записаться самой на танцы. Поверьте – это единственный способ реализовать свои мечты по поводу профессии, не навязывая свои уже «комплексы» и без того загруженным детям!
Но самая драматичная ошибка – ошибка, осознанная человек перед смертью, в довольно преклонном возрасте. Упущенные возможности и шансы – вот о чем может жалеть человек – что не попробовал, не попытался, не рисковал, не стал. Никогда не поздно заняться любимым делом.
Смирнова Жанат Амантаевна
|
Tweet | В Мой Мир | ||
Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.
Top
Последние Комментарии