Главная / Статьи / Воспитание и развитие / Школьные годы / ФГОС изменился, стандарты остались

Материалы, присланные пользователями
Материалы, присланные пользователями

ФГОС изменился, стандарты остались

ФГОС изменился, стандарты остались

Ситуация с образовательными стандартами напоминает бег по кругу: вроде бы все прошли большое расстояние, а вернулись в ту же точку. Минобрнауки представило «переписанный» федеральный стандарт образования, который на самом деле практически не изменился, что гарантирует новый виток скандала.


Министерство образования и науки Российской Федерации опубликовало во вторник вечером обновленную версию федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для учеников 10-11 классов. А в среду руководитель группы разработчиков документа Александр Кондаков собрал журналистов, чтобы растолковать детали. Причины такого активного стремления навстречу СМИ понятны - прежний вариант вызвал оглушительный скандал, против выступило чуть ли не все профессиональное сообщество и множество родителей, более 20 тысяч человек подписались под обращением президенту с просьбой отложить введение стандартов. Да и сам глава государства велел хорошенько обсудить нововведение.

Кондаков пояснил, что новая структура, как и раньше, оставляет в программе три обязательных дисциплины, которые предполагается преподавать на одинаковом для всех уровне: «Россия в мире», ОБЖ и физкультура. Почасовую разбивку каждая школа определит для себя сама. Минобрнауки рекомендует отводить на «Россию в мире» — мультипредмет, содержащий элементы истории, географии, политологии и культурологи — 2-3 часа в неделю, на физкультуру - 3 часа и на ОБЖ - «важнейший из курсов, который позволит сформировать у подростков личную гражданскую позицию отрицания экстремизма и терроризма» — 3 часа.

Отличия старого и нового вариантов, в основном, в более четком разделении блоков: Оставшееся время старшеклассник займется теми науками, которые выберет сам. Из каждой группы (всего их шесть) можно взять по одному, максимум два предмета. Это блоки родного и русского языка и литературы, иностранные языки, математика и информатика, общественные дисциплины, естественные науки и некий «курс по выбору» — астрономия, искусство, дизайн, технология (для тех, кому ближе рабочие профессии), предмет по выбору школы либо дополнительный из пяти других блоков. Плюс индивидуальный проект - обязательное для каждого исследование в рамках одного или нескольких предметов. В итоге в 9?11 классах школьник будет изучать не два десятка предметов, как сейчас, а только 9?10 и на том уровне, который сочтет для себя оптимальным.

Для убедительности Кондаков навскидку составил учебный план для будущего журналиста. По версии автора стандарта, он может выглядеть примерно так: общие для всех ОБЖ, физкультура и «Россия в мире», индивидуальный проект, русский и литература, иностранный, история - на профильном уровне, на интегрированном - естествознание и математика с информатикой, право (базово или профильно), и за счет «курса по выбору» дополнительная (уже третья) опция из тех же общественных наук: например, экономика. Итого 10 дисциплин.

По замыслу разработчиков, получится обучение по индивидуальному плану - то, что сегодня предоставляют своим воспитанникам только редкие школы мегаполисов.

Предшествующий документ вызвал негодование специалистов, после чего разработчики стандартов решили ублажить бунтарей. В пояснительной записке, прилагаемой к новым стандартам, Александр Кондаков (научный руководитель проекта по разработке ФГОСов) отмечает, что при доработке документов были учтены все требования и пожелания. Исключение составили противоречащие законодательству, декларативные и абстрактные.

Новое старое
Корреспонденты Infox.ru читали новые стандарты и сравнивали их с предыдущей версией. Оказалось, что новый стандарт - вовсе не доработанный, а переписанный другими словами старый. Кардинальное отличие нового варианта только в том, что обязательные дисциплины (индивидуальный проект, ОБЖ, физическая культура и «Россия в мире») дополнены двумя предметами, один из которых обучающийся должен выбрать в обязательном порядке - это «русская словесность» и «русский язык и литература». Остальные науки точно так же распределены по пяти блокам (в один из которых входят и два полуобязательных), из которых нужно выбрать как минимум по одному предмету. Еще один-два предмета - уже стопроцентно добровольный выбор ученика.

документ
ФГОС

Отличия старого и нового вариантов, в основном, в более четком разделении блоков. Правда, даже реализовав его, школьник может не набрать дисциплин, которых достаточно для поступления в вуз, потому что общее количество предметов (не считая обязательной четверки) не должно превышать семи. Например, ученик выбрал в качестве профессии биологию — одну из самых перспективных сегодня отраслей науки и промышленности. Ему необходима не только биология, но и химия, и физика — обе они входят в один с биологией блок. Выбрать обе ученик вполне сможет, но тут возникает другая проблема: ему нужна математика, так как без математического аппарата сейчас невозможны никакие научные исследования, и информатика, так как все исследования сейчас делаются при помощи компьютеров и знание логики их работы порой критически важно для ученого любого профиля. Да и программы порой приходится писать самому. А вот этого школьник позволить себе уже не сможет. Соответственно, даже при достаточном уровне интеллектуального развития и усидчивости учащийся не сможет впитать знания от профессиональных школьных педагогов. И для поступления в вуз ему (точнее родителям) придется искать репетитора.

Самое главное, что все вышеизложенное не отличается от того, что предлагалось в ноябрьском варианте. Впрочем, об этом пишут в пояснительной записке и сами разработчики: «В соответствии с поступившими предложениями в разделе «Требования к структуре основной образовательной программы» существенно переработаны требования к учебному плану среднего (полного) общего образования в части структуры и доходчивости изложения схемы формирования как самого учебного плана, так и индивидуального учебного плана обучающихся».

В стандарте по-прежнему прописано, что ученики 10-11 классов должны уметь противостоять деструктивному воздействию СМИ и тяготеть к службе в Вооруженных силах Российской Федерации. Также российскому старшекласснику велено любить свой край и свою родину, уважать свой народ, культуру и ценности, принимать традиционные семейные ценности, креативно и критически мыслить, целенаправленно познавать мир, осознавать себя личностью и уметь вести конструктивный диалог. Эти и другие «неабстрактные» формулировки составляют большую часть документа.

Свобода - фикция.
Реестр бреда

Рустам Курбатов, директор Лицея «Ковчег-XXI», в разговоре с корреспондентом Infox.ru пояснил, что учить всех детей по одной программе действительно нельзя: «В конечном счете, у каждого ребенка есть склонности к изучению тех или иных наук. Но я не могу представить, кто и в каком измененном сознании мог придумать такие ограничения», — возмутился Рустам Курбатов.

Более того, педагог усомнился, что «свободу выбора» можно воплотить в реальность: «Невозможно представить, чтобы в четырнадцать лет ребенок самостоятельно выбрал свой жизненный путь, — пояснил Курбатов корреспонденту Infox.ru.— Идея профильного обучения не лишена здравого смысла, но предлагаемая система потерпит бедствие, как только ученики начнут на самом деле добровольно (!) выбирать предметы: ни один завуч не сможет составить расписание уроков для пятидесяти старшеклассников, каждый из которых хочет учиться по своей программе. Это фикция и абсурд - ребенок не сможет делать выбор самостоятельно».

Если же говорить о детях из неблагополучных регионов, сельских школ и социально незащищенных слоев общества, то они имеют все шансы получить желанную свободу и попросту устроить «праздник непослушания»: «Страшно представить перспективы образования не в относительно благополучной Москве, а в остальных регионах огромной России», — согласился Рустам Курбатов с корреспондентом Infox.ru. Более того, реформы в образовании не согласуются с государственном курсом развития науки, которую и должны развивать нынешние школьники: «Вы далеко заходите, в министерском кресле не так просто думать о глобальных перспективах», — прокомментировал он замечание корреспондента Infox.ru.

«Самое красивое, либеральное и демократическое требование нашей двадцатилетней реформы образования (о возможности выбора в старшей школе) появляется на свет в глупейшем виде и тем самым дискредитирует идею свободы. После этого говорить о свободе в школе никто не будет». - резюмировал Рустам Курбатов.

Экономия — не оправдание
неполноценный закон

Директор школы рассказал, что новым ФГОСам не находится даже экономических оправданий: согласно новому проекту, будет финансироваться 36 учебных часов в неделю, то есть не меньше, чем сейчас. Не уменьшая траты, государство резко снизит качество образования.

Директор Института развития образования Ирина Абанкина рассказала корреспонденту Infox.ru, что для разработки новых программ и учебников придется потратить значительные средства. Правда, эти траты заложены в бюджет ФЦП «Развитие образования». Сложности возникнут, скорее всего, только у муниципалитетов: «Каждый регион должен будет постараться, чтобы школы соответствовали требованиям ФГОСов», — сказала Абанкина, не отрицая, что у муниципалитетов не хватает денег на убору снега, не то что на хореографические залы и лингафонные кабинеты. Немало денег потребуется и для того, чтобы научить учителей пользоваться ФГОСами. «С распределением финансирования придется разбираться после того, как будут приняты стандарты», — завершила Ирина Абанкина. Так что о каком начале экспериментов мечтает Минобрнауки в 2013 году (именно тогда в нескольких школах россии должны стартовать первые опыты по внедрению новых ФГОСов) — не известно.

Александр Кондаков, конечно, привел примеры многопрофильных образовательных учреждений, где старшее звено поделено на профильные группы: например, медицинские, математические и прочие специализированные классы. «Это даже не классы, а такие формирования по 13-15 человек, образованные по направлениям обучения», — пояснил Кондаков. Тем не менее удовлетворить запрос каждого из своих учеников окажется в состоянии не всякая школа, был вынужден признать главный автор стандарта: «Будут выбирать. Кому-то придется перевестись в другую школу, больше соответствующую выбранному профилю». Но и эта модель не объясняет ситуацию, в которой окажутся, скажем, сельские малокомплектные школы.

Кондаков не исключил, что нынешний вариант документа, представленный на сайте ведомства, тоже не будет окончательным. Он даже выступил с инициативой продлить обсуждение в интернете до двух месяцев (предполагался месяц) и, фактически, повторил слова министра образования Андрея Фурсенко о том, что стандарт не будет утвержден до тех пор, пока по основным его положениям не будет достигнуто общественное согласие.

Впрочем, резких критиков позиция Кондакова вряд ли успокоит. Например, депутат Госдумы коммунист Олег Смолин, называвший предыдущий вариант документа «стандартами для недоумков», и сейчас настроен не слишком благожелательно. Впрочем, до настоящего возмущения депутат ещё не дошел: «Я еще толком не успел изучить новый текст, но, кажется, все основные пороки там остались. В любом случае, широкое обсуждение - это хорошо. Еще есть шанс все поменять», — сказал Смолин.

Infox.ru следит за доработкой и переработкой образовательных документов, которые снова вызвали недоумение специалистов.

Авторы: Алла Солодова, Наталья Вельк/Infox.ru

Источник: http://infox.ru/science/enlightenment/2011/02/16/Novyyy_FGOS_staryyy.phtml



Группа Семья Растет на Facebook!

Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.

Последние Комментарии



Пока еще никто ничего не сказал...
Гость
Имя* (4 символа мин.)
E-mail* (не публикуется)
Сообщение:

Вычислите:
copoк oдин плюс двa
(Ответ цифрами):

комментировать



Теги: стандарт образования  ФГОС  предметы по выбору 

Бурмистрова Екатерина Алексеевна

Интервью про воспитание ребенка и жизнь семьи

добавить статью
Идеи для обустройства детской зоны на дачном участке.

Большинство детей проводят лето на даче, поэтому хочу вам предложить некоторые идеи, которые помогут вам с пользой и интересом провести это время.

добавить статью
Еда не впрок: продукты, которые нельзя давать на завтрак ребенку

Завтрак – пожалуй, один из важнейших приемов пищи. Он обеспечивает нас необходимыми питательными веществами, заряжая силой и позитивом на весь день. Для ребенка, которому предстоит высокая умственная нагрузка в школе или интенсивная физическая нагрузка в спортивной секции, утренний прием пищи просто незаменим.

добавить статью
Как помочь ребенку выбрать профессию?


Очень сложный вопрос. 

Склоняюсь к специализированным программам, вот сегодня нашла объявление: 
"Школа Успеха Фонда Русской Экономики (FONDRE) открыла набор на новую п

добавить статью
Как научить ребенка не быть эгоистом

Всем хочется, чтобы даже маленький член семьи производил приятное впечатление своими качествами. Однако часто «дай мальчику покататься на самокате» оборачивается не гордостью за ребёнка, а ссорой: «Смотри, он уже сам стал кататься. С воем по земле. Тебе жалко что ли? Ты что — жадина?!». Автор статьи рассказывает — как избежать неловкости, не пряча самокат под плащ, и сделать своего отпрыска щедрым.

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
80+ книг для детей 7-11 лет

Предлагаем вам список книг, которые было бы хорошо прочитать каждому ребёнку за время обучения в начальной школе. Он, как и все подобные списки, далеко не полон и весьма субъективен. Эти книги никак не связаны с программой по литературному чтению. В списке сознательно даны произведения современных авторов и тех писателей, которые мало издавались во времена нашего детства. То, что принято называть классикой детской литературы, известно всем, и вы легко можете сами предложить эти книги своему ребёнку. А то, что написано уже после того, как мы с вами перестали быть маленькими, часто проходит мимо нас, взрослых.

добавить статью
Летние поделки с детьми своими руками

Счастливое летнее время для детей – каникулы, свобода, прогулки, игры, поделки, творчество! Сегодня мы остановимся на поделках своими руками, которые актуально мастерить с детьми летом.

добавить статью
Отношения соседних номеров

Как брата помирить с братом? Как сестру научить не дразнить сестру? Эти и многие другие вопросы обсуждались на встрече клуба многодетных 21 февраля

добавить
Безмолвный крик. Фильм об абортах.

Изображение 12-недельного ребенка появляется на ультразвуковом экране. Мы видим, каким образом совершается аборт на сроке беременности в 12 недель. А сейчас мы увидим фильм - впервые сделанную в реальном ультразвуковом изображении запись аборта.

добавить
Cемья - Территория взросления

Семейный клуб Рождество

Электронный журнал семейного клуба "Рождество"

добавить журнал

Elenka
Доброго времени суток! Нашему малышу неделю назад исполнилось 6 месяцев. С рождения на ГВ. Кормлю по требованию. Возник вопрос с прикормом. Пищевой интерес у малыша проснулся около 4,5 мес, но вводить...

Клевошина Екатерина
Здравствуйте!
Мне кажется, что плохой сон не связан с прикормом. То, что ребенок стал реже какать – более-менее нормально. Пожалуй, в этом вопросе важнее регулярность: если малыш ходит по-большом далее...

Задайте свой вопрос

Ребенок и уход за ним, Спок Б.

Американский ученый, детский врач и педагог Бенджамин Спок приобрел мировую известность, и уже выросло не одно поколение детей, воспитанных "по Споку"

добавить
Новостная рассылка
Подписаться на новости
подписаться
Последние комментарии

46/0.0439348220825 0.0730218887329