Главная / Статьи / Воспитание и развитие / Школьные годы / Смена школы: как сделать процесс безболезненным?

Смена школы: как сделать процесс безболезненным?

Игра на повышение?
Если вы считаете, что школа, в которой учится чадо, ему не подходит, и уже выбрали лучший вариант, стоит учесть ряд вещей. Преемственность программ старой и новой школ - крайне важная вещь. Выясните заранее, каковы расхождения программ и подготовьте ребенка. До перехода начните заниматься с репетитором, если предполагаются бреши в знаниях, в противном случае ребенок будет чувствовать себя ущербным, что осложнит ему и без того непростой период адаптации.
Возможна и обратная ситуация: если, паче чаяния, новая школа уступает старой в отношении каких-то предметов, необходимо подготовить ребенка к тому, чтобы он верно поставил себя в новом классе.
Новенький, у которого обнаружилась "фора" перед одноклассниками в какой-либо области, не должен этим бравировать. Дети (особенно подростки) не всегда легко прощают чужие успехи, а новенькому "выпендриваться" и вовсе противопоказано. Лучше всего, если ребенок будет доброжелательно и ненавязчиво предлагать при необходимости помощь новым друзьям по тем предметам, в которых он лучше подготовлен. Объясните чаду, что на самом деле ему особо нечем гордиться: учись его новые одноклассники в той школе, где учился он, они были бы так же хорошо подготовлены по этим дисциплинам.
Волки и овцы
Нередко вопрос о смене школы встает из-за конфликта в детском коллективе. Не всё так просто, здесь тоже есть свои подводные камни.
Слышали ли вы что-то о таком интересном феномене, как групповая динамика? Любая, случайным образом созданная, группа людей через некоторое время расслаивается, и в ней единственно возможным образом выделяются "исполнители" на главные роли. Эти групповые процессы бессознательны, и подчиняются мощным социо-психологическим законам, поэтому на них довольно сложно влиять. В любом коллективе непременно появится Лидер, Группа Поддержки Лидера, Анти-лидер, Козел отпущения, Шут и др. То, как распределяются роли, на 90% зависит от индивидуальных особенностей ребенка, и его способа "предъявлять" себя миру, и лишь на оставшуюся часть - от того, как сложатся обстоятельства.
Лидер, скорее всего, будет Лидером, куда бы вы его ни "забросили", но он может стать и Анти-Лидером в ситуации, если он попал в сплоченную команду, где Лидер уже есть. При этом Шутом прирожденный Лидер никогда не станет дольше, чем на два дня. Фокус еще и в том, что Лидер не может не быть Лидером, а Шут не может прекратить быть Шутом. По крайней мере - до тех пор, пока он всерьез не разберется, что делает его таковым.
Хотите сменить школу?Механизм распределения ролей таков: каждый ребенок выстраивает вокруг себя тот тип межличностных отношений, который для него наиболее привычен. Это не означает, что выбранный стиль жизни в группе наиболее адаптивен. Если ребенок много конфликтует, это означает, что способы, которыми он приспосабливается к коллективу, требуют корректировки. Имеет смысл досконально разобрать с чадом конфликтную ситуацию, начиная с самых ее истоков, и тщательно проанализировать "личный вклад" ребенка в конфликт.
Прежде, чем принимать окончательное решение о смене школы по причине конфликта, учтите это. Если сценарий, по которому возник конфликт, продолжит работать и дальше, всё повторится и в новой школе.
Прежде чем менять школу, имеет смысл начать с самих себя.

Переход в другую школу из-за конфликта с учителем - очень частый случай. Переходить имеет смысл, только если с этим педагогом чадо обречено общаться до конца школы, и если этот учитель "невменяем".
Помните: конфликт ребенка с учителем - это ниточка, которая тянется от учителя к родителям ребенка, а ребенок - лишь среднее звено, и звено самое слабое. Дети конфликтных родителей имеют гораздо больше конфликтов со своими учителями. Нередко в таких семьях существует негласное мнение, что власть имущим нельзя подчиняться "просто так", беспрекословно, что это сродни унижению.
Предполагается, что умный человек непременно должен вести себя колко, ядовито и хотя бы в мелочах бойкотировать общепринятые порядки.
Такое "диссидентство местного масштаба" ассоциируется с интеллектуальностью и независимым складом ума. Ребенок в любом коллективе оказывается заложником традиций своей семьи. Конфликтность по отношению к старшим для него как бы является выражением верности родительскому дому. Подумайте, какую лепту внесли вы сами в конфликт между учителем и ребенком, почему "плохой" учитель "выбрал" именно вашего отпрыска? Возможно, когда вы найдете ответ на этот вопрос, конфликт лопнет, как мыльный пузырь.
Хотите сменить школу?Быть уверенным в том, что вины ребенка в конфликте нет, можно только если от учителя страдают и другие дети. В этом случае решение (менять ли школу) зависит от того, насколько силен стресс ребенка в контакте с педагогом, и насколько педагог "портит жизнь" вашему чаду. Если рассуждать философски, приходишь к мысли, что школа - только начало длинного пути детской социализации. Проще всего сменить детский сад, сменить школу - тоже можно, а вот рабочий коллектив - уже не всегда. Адаптивнее и более эффективно - научиться справляться со стрессом, не покидая «поле боя», научиться относиться к учителю, как к человеку со своими слабостями, контакт с которым неизбежен в виду необходимости ходить в хорошую школу.
Разумеется, не стоит вместо школьной жизни устраивать ребенку гонку на выживание, создавая ему искусственные тернии. Если стресс слишком велик или школа не столь хороша, чтобы ради нее этот стресс выдерживать, проще подыскать ребенку другое учебное заведение. Не нужно ставить чадо в положение бойца, если есть другие выходы. Как правило, в таких ситуациях ребенок прекрасно отдает себе отчет в происходящем, и если вы сомневаетесь, какое принять решение, то самое простое - спросить об этом у самого ребенка.
Стоя перед выбором

Есть ряд важных моментов, о которых стоит помнить в данном случае.
Чем старше ребенок, тем большее значение для него имеют друзья. Если у вашего ребенка основное ядро единомышленников - в классе, смена школы будет для него колоссальным стрессом. Неизвестно еще, пойдут ли ему на пользу те плюсы, которые есть в новой школе, приглянувшейся вам. Если же главные друзья ребенка - во дворе, считайте, что вам повезло. Идеальный вариант - и вовсе попасть в формирующийся класс. В этом случае переход в другую школу дастся вам на порядок легче.
Выбор формы, стиля, интенсива обучения должен зависеть только от склонностей конкретного ребенка. Чем старше ребенок, тем сложнее ответить на вопрос, зачем ему школа. Для вас ответ очевиден: "чтобы добывать знания". А иной чистосердечный старшеклассник откровенно скажет вам: "Как зачем? Тусоваться!". Я не хочу сказать, что нужно радоваться, если вы замечаете, как ваше чадо "пинает в школе балду". Но все же, выбирая школу или принимая решения о смене учебного заведения, нужно выбирать из тех, где ребенку будет комфортно. Школы бывают разные и задача родителя скорее в выборе "подходящей" для конкретного ребенка школы.
Полина Гавердовская, психолог.
|
Tweet | В Мой Мир | ||
Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.
Top
Последние Комментарии
Таня14-03-19 13:08:47
Саму статью не читала , у каждого индивидуальная семья ребенок воспитание и успехи в школе , повторюсь индивидульно. Расскажу на собственном примере .Я поменяла 4 школы . Первую школу сносили - перехали всем классом -легче , но не тут то было - школа перестраивалась в гимназию оставляли успешных ,отличников средняков , т.к я часто болела и лежала в больнице -меня вызвала директор школы ( заметьте 3 класс !) дала в руки документы и сказала искать самой школу ,да-да так и было . с Этими документами я ходила по школам- , ( в районе 5 школ) видя мою успеваемость в школе ( не ахти какое ) отказывали и отправляли дальше , что-же- последняя инстанция - уже с паникой и со слезами на глазах стояла на крыльце , все таки зашла . Приняли ура !!)) даже самой смешно вспоминать. И да в этой школе были сильные ученики и учителя просто высший класс! Даже занимались индивидуально на переменах . Успеваемость поднялась , мне нравилось учится, дружный класс , математика английский язык , русский литература . И крах -все!! по причине того что неподалеку от моего дома построили школу , и меня перевели .,и да -еще совпало с переводом через класс с 5 на 7, с чем было связан такой перевод всех учеников , не знаю . В итоге кое- как с тройками закончила школу , другие дети , класс не дружный , учителям было по боку как ты учишься , сделал домашку или нет , никто ничего не объясняет ( может и объясняли , но интерес пропал , да и одноклассницы издевались- били каждую перемену , каждый день издевки ,головой об стену, плевки и унижения ). вот так я и закончила свою учебную карьеру .. Родителям , следите за детьми , за учебой отношениям в школе , разговаривайте , и по возможности не меняйте школу!!!