Главная / Статьи / Религия и вера / Детская вера / Христианское воспитание детей в современном мире

Материалы, присланные пользователями
Материалы, присланные пользователями

Христианское воспитание детей в современном мире

Христианское воспитание детей в современном миреСвященник Михаил Шполянский рассказывает от таких важных аспектах христианского воспитания детей как: отношение родителей к воспитанию ребенка как к труду во спасение; наличие иерархии ценностей у родителей; осознание, что родители - это наместники Бога; учет возраста ребенка; способы воцерковления малыша; учет светского образования; особое отношение к неполной семье и приемным детям.

Вступление

К священнику, тем более — священнику приходскому, всегда обращаются с вопросами о воспитании детей. Наиболее часто и настойчиво с жалобами: ребенок растет «не такой», не слушает родителей, водится с дурной компанией, увлечен вредными привязанностями, пренебрегает обязанностями церковного человека... При этом родитель сам, как правило, находится в крайне немирном состоянии в отношении ребенка: в душе бурлят раздражение, какие-то обиды.

Но христианин не может забывать, что ребенок — это поприще, дарованное нам Богом. И более того: в наше духовно ущербное время воспитание детей осталось одним из немногих видов спасительного и в то же время вполне общедоступного духовного делания. Этот труд, совершаемый ради Господа, есть подлинный христианский подвиг, и трудности на этом пути — тот спасительный Крест, на котором искупаются наши собственные грехи. Это наш путь в Царствие Божие.

И потому ребенок — это дар Божий; не только в смысле радостей, но и в смысле скорбей — как дарованный нам крестный путь спасения. Это дар, данный нам всегда сверх наших заслуг, дар милости Божией. Тяжело принять такой взгляд, особенно родителям, столкнувшимся с проблемами в воспитании. Для понимания того, что грехи ребенка — это отражение наших грехов и слабостей (непосредственное — как продолжение наших грехов, или опосредованное — как искупление наших грехов), необходимы особая рассудительность и смирение.

И при этом — с какими проблемами в воспитании ребенка мы ни сталкивались бы — всегда ли все плохо? Ведь в любом ребенке всегда есть и положительные качества: неотъемлемые явления образа Божиего в человеке, а также обретенные в Таинстве Крещения или дарованные особым промыслом Божиим, и присутствуют всегда — проявления падшей человеческой природы.

Но разве редко мы принимаем блага как само собой разумеющуюся данность и тяжело сокрушаемся из-за каждого недостатка! Ребенок здоров? Да, но жаль, что он не хватает звезд в учении. Ребенок разумен? Да, но почему нам не дано сына послушного и скромного... А ведь христианину приличествовал бы другой взгляд: в первую очередь — благодарить Бога за данное благо.

Как привить ребенку христианское мироощущение, как вложить в его сердце семена веры так, чтобы они принесли добрый плод? Эта великая проблема для всех нас. Жена спасется чадородием (См.: 1 Тим. 2,14-15), но чадородие, следует думать, не только и не столько физиологический процесс.

Души наших детей — наша ответственность пред Господом. Много необходимого и вразумительного написано об этом как святыми отцами (Иоанном Златоустом,Феофаном Затворникоми др.), так и в наши дни — духовно опытными людьми, прекрасными педагогами:Н.Е. Пестовым, протоиереем Митрофаном Зноско-Боровским,С.С. Куломзиной... Однако, к великому сожалению, однозначного рецепта решения всех проблем воспитания ребенка нет. И быть не может. Результаты не всегда соответствуют усилиям. И причина того — не только наши ошибки, но и тайна промысла Божиего, тайна Креста и тайна подвига.

Так что дело христианского воспитания детей — всегда подвиг благодатный и благодарный. Если наши усилия дают благой результат (что при верных подходах бывает с высокой степенью вероятности) — это радость о милости Божией; если наш труд кажется сейчас неуспешным — и это попущение Божие, которое должно принимать смиренно, не отчаиваясь, но уповая на конечное торжество Его благой воли, «...ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет» (Ин. 4, 37).

Труд родителей: Крест и спасение

И все же, ребенок растет «не такой»: не такой, как нам хочется, каким ему должно быть по нашему представлению. Иногда это представление вполне обоснованно, иногда — крайне субъективно. Субъективные и неоправданные претензии родителей к своему чаду не только сводятся к очевидным случаям несоответствия ребенка родительским амбициям или самодурству, но чаще всего — непониманием родителями как специфики роста и развития ребенка, так и промысла Божиего над его жизнью.

Еще сложней ситуации, в которых ребенок, как кажется, вполне объективно оказывается не на высоте не только христианских, но и общечеловеческих норм жизни, — склонен к воровству, патологически лжив и т.п. Как понять родителям (особенно — родителям, воспитывавшим ребенка в категориях религиозного мировоззрения), — почему возможно такое, как с этим жить и что предпринимать?

В первую очередь, следует понять, что ничего не происходит случайно, по дурному и бессмысленному стечению обстоятельств. Вновь повторим — любой ребенок, дарованный нам Богом, — это поприще нашего труда, подвига ради Господа, это наш Крест и наш путь ко спасению. А любое спасительное крестоношение как условие предполагает смиренное устроение души. И здесь нам нужно осознать самое главное: все, что есть в ребенке, — это непосредственное или опосредованное отражение нас самих. Мы передали ребенку наши страсти и наши немощи уже в момент его зачатия.

По лени и неразумию мы не даровали ему полноты блага тогда, когда он, будучи во чреве матери, как губка впитывал все происходящее в мире его родителей. И мы не имели и не имеем должной высоты духа, чтобы поделиться с нашим чадом радостью благодатной жизни в Боге, чтобы своей добродетелью изменить в нем худшее и привить лучшее. Разве не видим мы всего этого, не осознаем? А если осознаем, что же мы требуем добродетели от ребенка, не требуя ее в той же полноте от себя самих?

Итак, Господь даровал ребенка, над которым надо трудиться. Его недостатки — это наше «производственное задание». Или они (недостатки ребенка) есть прямое отражение и продолжение наших грехов (и тогда безропотно трудиться над их искоренением — наша естественная обязанность: сами посадили этот сорняк, мы сами должны его выполоть), или же это искупительный Крест, возводящий нас от ада наших страстей через Голгофские страдания к нашему Небесному Отцу.

В любом случае от нас, как от родителей и христианских воспитателей, требуется умирение души, смирение перед дарованным Господом поприщем и готовность самоотверженно трудиться на нем — несмотря на видимую успешность или неуспешность результата. Эта задача — всей жизни, и даже с неба любящие сердца продолжают молить Господа о милости к своим проходящим земной путь близким. Начало же этому труду должно быть положено осознанием его смысла и необходимости. А уж дальше — прилагать возможные усилия.

Часто кажется, что результат — отрицательный. Но для верующего сердца — и это не тупик. Скорбишь о неспособности своей утвердить благо — скорбь при должном устроении души возрастает в христианское покаяние; покаяние рождает смирение, смирение же открывает возможность Господу Своей благодатью привнести необходимое благо в детскую душу.

Таким образом, первое, что мы должны (и что можем) дать нашим детям — это сделать все возможное (осознать, пожелать, совершить усилие воли), дабы приблизить нашу душу к Богу. Невозможно успешно бороться в ребенке с теми грехами, которые мы попускаем себе. Это понимание — ключевое в деле христианского воспитания детей. Понять это — начало пути, но это же и сам путь. И не нужно смущаться тем, что сам процесс борьбы с грехом есть спутник всей жизни человека на земле. Для нас важно направление наших усилий, но результат — в руках Божиих.

Следует осознать, что воспитание ребенка — во всей полноте именно духовное делание, и как в каждом образе этого делания, нужно правильно определить задачи и методы их разрешения. Свои методы предлагает аскетика — духовная наука о борьбе со страстями, свои — литургика, школа молитвенного богообщения, свои же методы предлагает и наука о христианском воспитании ребенка. Укажем же на некоторые, самые на наш взгляд существенные, элементы этого делания.

Иерархия ценностей

Мы уже сказали о том, что основным воспитующим фактором является не что иное, как внутренний мир родителей. Как точно сформулировала этот принцип Софья Сергеевна Куломзина, главное, что передается детям, — это иерархия ценностей в душе родителей. Поощрение и наказание, окрики и самые тонкие педагогические приемы имеют значение неизмеримо меньшее, чем иерархия ценностей.

Сразу подчеркну: речь идет о христианских ценностях, о том, чем живут родители в своем духовном мире. Именно это оказывает определяющее действие. Решимся утверждать: в деле воспитания важен не только и не столько личный пример — ведь пример может быть создан искусственно, смоделирован, сколько именно устроение души воспитателей.

Мы слишком часто преувеличиваем значение внешних форм. Однако для воспитания гораздо важнее то неощутимое воздействие, которое может оказать на окружающих даже парализованный человек с гармоничным и одухотворенным внутренним миром, человек, чья душа открыта Господу. Естественно, умалять значение личного примера в воспитании невозможно, но действенен он только тогда, когда является реализацией и воплощением иерархии ценностей в душе воспитателей. Это фундамент. И уже на нем должна строиться практика воспитания — конкретные действия, мероприятия, идеи.

Таким образом, в основе методики христианского воспитания лежит задача духовного совершенствования. Конечно, поставить задачу — далеко не то же самое, что ее разрешить. Ведь по сути дела духовное совершенствование — цель всей христианской жизни. К сожалению, реально соответствовать этой задаче мы в нашей немощи можем только в самой малой степени. Но не забудем — «сила Моя (Божия) совершается в немощи» (2 Кор. 12, 9). Главное же для нас — осознание задач труда, усилие в его совершении, покаяние в его недостаточности, смиренное и благодарное принятие попущенных Богом результатов. И тогда, по слову Господню, — «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18, 27) — благодать Божия восполнит наши немощи.

Итак, первое на потребу — задача осознания — требует, что бы мы глубоко прочувствовали главный постулат христианского воспитания. Не уговоры, разговоры, наказания и пр. воспринимаются ребенком преимущественно как опыт жизни, но именно иерархия ценностей в душе его близких. И дети не поверхностно, не на поведенческом уровне, а в глубине сердца примут религиозное мировоззрение родителей только тогда, когда у тех самих в сердце будет главенствовать заповедь: «Аз есмь Господь Бог твой ... Да не будут тебе бози инии разве Мене» (Исх. 20, 2, 3).

Можно констатировать, что лучший способ привести ребенка к Богу — самим возрастать в близости ко Господу. Трудная, но благодарная и благодатная задача для родителей.

Воистину, «стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи» — эти слова преподобного Серафима Саровского должны стать девизом каждого воспитателя.

Родители как наместники Бога

Далее. Одна из главных задач воспитания — сформировать в душе ребенка твердые критерии добра и зла. Хотя, по слову Тертуллиана[1], душа по природе своей христианка, но изначальная поврежденность человеческой природы первородным грехом глушит голос совести в неукрепленной воспитанием душе. Очевидно, что ребенок сам по себе далеко не всегда способен различить добро и зло; более того, чаще всего он не способен должным образом извлекать те уроки и вразумления, которые Господь посылает человеку в жизненных обстоятельствах.

То, что взрослый может обрести и осознать непосредственно как плод своих отношений с Богом, для ребенка должны являть родители: во-первых, быть явным и очевидным источником любви, во-вторых, быть наглядным примером нравственного императива[2].

Человек взрослый и живущий полноценной религиозной жизнью сам ощущает, что зло возвращается сторицей злом, а добро и в этой жизни возвращается полнотой добра, в первую очередь — миром в душе. Ребенку же должны дать это почувствовать родители. Ведь детская непосредственная реакция проста! Удалось тайком съесть банку сгущенки, несмотря на запреты, — приятно, значит, добро. Не получилось стащить полтинник из кошелька — не купил себе жвачки, неприятно — значит, зло. И здесь необходимо вмешательство родителей.

Именно родители должны быть для ребенка проводниками вразумления Божиего, должны постараться донести до детского сознания в простых и очевидных житейских проявлениях великий принцип монотеизма: зло в конечном счете всегда наказуемо, добро всегда оправдано. Эта задача требует постоянной сосредоточенности и трезвенности в воспитательном процессе, здесь серьезный практический труд — контроль[3], поощрения, наказания[4]. И чем младше ребенок, тем наглядней и, так сказать, массированней родители должны демонстрировать ему и свою любовь, и различие добра и зла[5].

Конечно же, в этом деле исключительно важно постоянство. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы хороший поступок был оставлен без внимания из-за взрослых хлопот или усталости, а причиной наказания стал нервный срыв. Ведь нет ничего хуже ситуации, когда проступки ребенка как бы накапливаются раздражением в душе родителей и затем выплескиваются по ничтожному поводу; также и наоборот, когда поощрения связаны не с реальными делами, но только с настроением родителей. Отсюда следует необходимость строгого соблюдения принципа справедливости в воспитании, невозможность зависимости от симпатии или от настроения. Конечно, выдержать этот принцип в полной мере трудно, но главное — осознать его необходимость, ошибки же исправит покаяние.

Слышат ли нас?

В воспитательном процессе необходимо учитывать, что ребенку можно передать только то, что он способен и готов принять. Определяется это индивидуальными особенностями ребенка, а также мерой его открытости и доверия к воспитателю. Если то, что вы хотите донести до ребенка, им категорически отвергается, то пытаться навязать это силой совершенно бесполезно[6].

В таких случаях нужно уметь признавать свое поражение и молиться об общем вразумлении и смягчении сердец. При этом никак не следует путать это состояние с бесхребетностью и уступчивостью: напротив, здесь нужно много воли и ума, подлинной христианской рассудительности, дабы разумно определять характер отношений с ребенком и уметь сдержать свою властность и эмоции тогда, когда они бесполезны для дела воспитания[7].

Казалось бы, очевидно — и в этом убеждается каждый — излишняя настойчивость, тем более агрессивность, совершенно бесполезна, особенно в отношениях со старшими детьми. Тем не менее, постоянно приходится сталкиваться с тем, что, назойливо ломясь в едва приоткрытую дверь детского доверия, родители добиваются лишь того, что она захлопывается наглухо. А ведь какая-то мера доверия наличествует всегда, и всегда есть возможность ее приумножить.

Отчаиваться в труде воспитания не должно ни в какой ситуации — даже в самой разобщенной семье есть минимальная мера того, что ребенок согласен принять от родителей, пусть на самом бытовом уровне — только нужно эту меру чутко и молитвенно определить. Даже малейшую возможность воспитательного воздействия следует использовать терпеливо и неуклонно. Ни в коем случае нельзя метаться от пораженческого «пусть идет как идет» к шумным скандалам. Только оправдав доверие ребенка, мы сможем добиться большей открытости.

Над этим и будем работать — с терпением, любовью и надеждой. Будем совершать то малое, что в наших условиях возможно, не соблазняясь тем, что не достигаем желаемого идеала. Как говорится: «Лучшее — главный враг хорошего». Максимализм в воспитании неуместен: мы делаем то, что можем, восполняя немощи и ошибки покаянием, а результат в руках Божиих. Мы твердо верим, что Господь в угодное Ему время восполнит Своей благодатью то, что мы не могли совершить человеческими силами.

Возраст ребенка

Скажем несколько слов о возрасте ребенка. Понятие это не биологическое. По сути дела, это комплекс духовных, душевных и физиологических категорий. Но определяющим в этом комплексе является чувство ответственности. Можно сказать, что возраст определяется тем грузом ответственности, которую человек принимает на себя.

Вспомним исторический факт: двести лет назад 16-17-летние молодые люди занимали немалые чины в действующей армии, брали на себя ответственность за жизни сотен и тысяч людей. И кто из нас не знает совершенно взрослых, и тридцати— и пятидесятилетних мужчин, которые не отвечают даже за самих себя. Так вот, иногда приходится напоминать родителям: если сын или дочь в определенной мере уже сами отвечают за себя перед Господом и людьми, то они уже могут выбрать, какую меру опеки родителей принять, а какую ответственность нести самим.

Об этом было сказано выше, но это столь важно, что вновь напомним: помочь сформироваться самостоятельной личности ребенка — определенная Богом обязанность воспитателей. Успех в этом — успех в воспитании, и ошибка воспитателей — пытаться пролонгировать свое довлеющее влияние в бесконечность.

Но как определить ту меру зрелости, когда мы можем сказать, что наш ребенок стал взрослым? Наверное, когда появляется не только способность к самостоятельным действиям, но, главное, способность к трезвой самооценке. И тогда, если взросление ребенка идет нормально, то родителям следует вспомнить слова Иоанна Крестителя: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3, 30), — и отступить в сторону, перестать быть «воспитательным орудием Бога».

Конечно, в любом возрасте, родители всегда должны оставаться примером жизни в Боге — ведь на этом пути нет предела взрослению, и родители всегда будут здесь обгонять свое чадо. А еще родители должны стать для ребенка воспитующим и благодарным поприщем приложения его любви по заповеди Божией, школой самоотверженной христианской любви к ближнему. И именно в этом роль престарелых родителей постоянно возрастает.

Итак, правильно определить возраст воспитанника — один из залогов успеха. А определяется возраст той мерой ответственности, которую человек готов понести. Взрослым является тот, кто несет всю полноту ответственности за себя и за тех, кого даровал ему Господь. Только понимая это, можно правильно ориентироваться в постановке задач воспитания.

Церковное воспитание

Обратимся теперь к практической задаче воспитания в христианской семье — воцерковлению ребенка. Об этом, вновь скажем, написано более чем достаточно; мы же остановимся на некоторых, как нам кажется, не достаточно освещенных вопросах.

Естественным и общепринятым способом религиозного воспитания в семье, прежде всего является посещение церкви, участие в богослужениях и Таинствах, созидание христианской атмосферы во внутрисемейных отношениях и воцерковленности жизненного уклада. Необходимые элементы последнего — совместная молитва, чтение, общесемейные мероприятия[8]. Все это достаточно очевидно.

Однако, считаем необходимым особо обратить внимание на один из существенных аспектов жизни воцерковленной семьи. Широко распространено мнение, что сам факт рождения и воспитания ребенка в религиозной обстановке как бы автоматически обеспечивает его воцерковление. При этом множество известных случаев, когда в религиозной семье вырастали дети не только нецерковные, но даже богоборцы, воспринимаются как случайность.

На бытовом уровне часто если и не оглашается, то подразумевается осудительное мнение, что, мол, такова духовность в этой семье. Мы оставим вне рассмотрения теоретическое объяснение таких явлений, осознавая, что в них есть неизъяснимая тайна, тайна свободы — промысла Божиего и Его попущений. Остановимся только на нескольких практических соображениях и рекомендациях.

Прежде всего, по нашему убеждению, главный объективный воспитующий фактор в воцерковленной семье — участие ребенка в Таинствах; практически — это регулярное Причастие. По нашему опыту следует крестить малыша как можно раньше (желательно — на восьмой день после рождения), и затем причащать как можно чаще. При благоприятных условиях можно причащать ребенка от момента Крещения до лет пяти-семи — до возраста сознательной исповеди — каждый воскресный и праздничный в Церкви день.

Ради этого стоит пожертвовать не только своими житейскими интересами, но даже и религиозными обязанностями — например, желанием отстоять всю продолжительную службу. Принеся младенца на Причастие, не грех и опоздать на службу, и уйти раньше по немощи[9] — только не лишить бы малыша возможности принять в полноте Дары Господни. И это благодатное действие будет тем непоколебимым фундаментом, на котором будет созидаться духовная жизнь вашего чада.

Далее. Необходимо учитывать то, что в детях становление религиозного мировоззрения происходит совершенно иным образом, чем это было в нашей жизни — жизни тех, кто сейчас стали родителями и воспитателями. В нынешнее время в нашей стране большинство членов Церкви старшего поколения пришли к вере, живя в атеистической среде.

Мы выстрадали нашу веру и сознательно приняли ее как основополагающий принцип жизни. Причем в определенном смысле это касается всех в Церкви — и пришедших к вере в зрелом возрасте, и воспитанных в вере изначально. Ведь и те немногие, кто воспитывался в церковной среде с детства, в возрасте становления самосознания переосмысливали свое мировоззрение и, оставшись в лоне Церкви — остались сознательно. Но это — вопрос духовного совершеннолетия.

Мы же говорим сейчас о детях, об их восприятии церковной жизни. Так вот, дети, измлада растущие в атмосфере церковности, воспринимают ее как естественный элемент окружающей жизни — значимый, но, тем не менее, внешний, еще не укорененный в душе. И как каждый росток при укоренении нуждается в бережном отношений, так и чувство церковности в ребенке должно бережно и трепетно взращивать.Конечно, самое главное на этом пути — духовная жизнь: молитва, богослужение, воодушевляющие примеры житий святых, и, более всего, всемощная благодать Таинств.

Однако не будем забывать, что лукавый также борет детские души, как и взрослых христиан, но должного опыта противостояния этой борьбе у детей нет. Здесь необходимо тактично оказать ребенку всяческую помощь, быть терпеливым, рассудительным, и, главное, всегда во главу угла ставить любовь и молитву. Мы убеждены, что никакие правила и нормы церковной жизни не должны быть над ребенком довлеющими в букве. Пост, чтение молитвенного правила, посещение богослужений и т.п. ни в коем случае не должны становиться тягостной и неприятной обязанностью — здесь воистину должно иметь простоту голубя, но и мудрость змия (См.: Мф. 10,16).

Нельзя механически изолировать ребенка от всех радостей и удовольствий светской жизни: музыки, чтения, кино, светских празднований и пр. Во всем должно искать золотую середину, соблюдать разумные компромиссы[10]. Так, телевизор можно использовать для просмотра видеофильмов, вне эфирного беспредела. Это дает возможность контролировать поток видеоинформации, и в то же время позволяет избежать появления синдрома запретного плода. Аналогично, при пользовании компьютером — необходимо категорически устранить игры и строго контролировать пользование интернетом. И так во всем.

Таким образом, еще раз подчеркнем, что в деле воспитания детской души во Христе, как и в любом христианском делании, во главу угла должно ставить рассудительность и животворящий дух любви, но не мертвящую букву закона. Только тогда можно надеяться на то, что дело наше, с Божией помощью, будет иметь благополучный результат.

И, наконец, скажем о столь очевидном, что особо говорить об этом, как кажется, нет необходимости. Но о чем и не упомянуть нельзя. О молитве. О молитве детской и молитве родительской. В любое время и во всех формах — молитвенное воздыхание в сердце, сугубые молитвословия, церковная молитва — все на потребу. Молитва — самое сильное (хотя промыслом Божиим не всегда сразу очевидное) воздействие на все обстоятельства жизни — духовные и практические.

Молитва вразумляет и направляет детей, молитва очищает и возвышает наши души. Молитва спасает — чего же более? Итак, главный и всеобъемлющий принцип христианского воспитания: молиться! Молиться вместе с ребенком, если семья хоть сколько-нибудь благополучна, и молиться за ребенка в любом случае и всегда. Молитва, безусловно, является самым действенным элементом воспитания. Есть твердое правило христианской семьи: молитва должна сопровождать ребенка с его появления на свет (более того, усиленная молитва должна сопровождать ребенка с момента его зачатия).

Не нужно думать, что следует дожидаться времени, когда ребенок встанет в красном углу с текстом молитвы в руках. Душа способна воспринимать молитву независимо от рассудка. Если семья гармонична, то старшие члены семьи, как правило, читают совместно семейное молитвенное правило; младенец при этом может спать или играть в люлечке, но уже своим присутствием он участвует в молитве. Есть прекрасная поговорка, которая полностью относится и к младенцам: «Ты не понимаешь, зато бесы все понимают». Душа как бы впитывает даруемую молитвой благодать богообщения, даже если сознание, по той или иной причине, не способно вполне воспринимать ее содержание (что для младенца состояние естественное).

Когда же ребенок подрастает, его уже следует привлекать к молитве осознанно. Впрочем, не любой ценой: ни в коем случае молитва не должна становиться экзекуцией. Тут есть существенное отличие от молитвенного делания взрослого человека. Для того молитва — прежде всего подвиг. Если молитва для взрослого превращается в удовольствие, стоит обеспокоиться — не признак ли это духовной прелести[11].

Но для малыша молитва должна быть привлекательной, а значит — быть посильной, не превращаться в зубрежку или невыносимое состояние неподвижности. Пути привлечения ребенка к активной молитве могут быть разнообразны. Сошлюсь на свой опыт.

Когда младших детей как-то не взяли на вечернюю службу, они были весьма рады. У семьи сельского священника есть свои проблемы, и не так часто дети могут вдоволь наиграться на улице. Но когда старшие дети вернулись со службы, малыши увидели с их стороны... сочувствие и жалость (признаемся, срежессированные родителями): «Ах, бедные вы, бедные! Наверное, вы себя так плохо вели, что вас в церковь не пустили?» В результате на следующий день предложение остаться дома и поиграть было отвергнуто: «Мы хотим со всеми в церковь идти!»

Приучая ребенка к молитвенному деланию, можно пользоваться всем арсеналом педагогических приемов — разными видами поощрений и наказаний. Впрочем, в любом случае, как уже сказано, наилучший способ прививания навыка молитвы — совместная молитва семьи (но для ребенка — строго с учетом его сил!).

Сознаю, что многие родители могут оказаться в той печальной ситуации, когда никакие усилия не приносят видимого результата, — взрослеющий или уже взрослый ребенок наотрез отказывается от молитвы (во всяком случае, в традиционном для православного виде утреннего и вечернего правила); может быть, достигнув некого возраста, категорически не желает посещать церковь, участвовать в богослужениях. Но не будем отчаиваться, — для родительской молитвы место есть всегда, даже в самых крайних и тяжелых случаях воспитательных провалов; более того, именно в этой ситуации от нас ожидается наиболее усиленная молитва.

Прекрасный пример — жизнь Моники, матери блаженного Августина. Напомню, что Моника, будучи женщиной праведной, тем не менее, воспитать сына христианином по промыслу Божиему не смогла. Юноша вырос совершенно ужасный: нечистоплотность поступков, половая распущенность, и более того — из христианской семьи он ушел в зловредную секту манихеев, в которой достиг высокого иерархического положения.

Трагедия. Но вот что совершенно поразительно — Моника всюду следовала за сыном. Скорбела, плакала, но не прокляла его, не отреклась от него — и никогда не оставляла его своей любовью и молитвой. И вот, в том исторически знаменитом событии — обращении на берегу моря будущего великого святого Церкви Августина — видим мы явление непостижимого промысла Божиего, но видим и плоды молитвенного самораспинания его матери, плоды подвига ее неуничтожимой любви.

Молитва матери, молитва родителей, молитва близких, молитва любящих сердец всегда услышана, и — я убежден — нет молитвы неисполненной. Но время и образ исполнения — в руках Божиих. Неустанность в молитве несмотря ни на что, кем бы ни стал наш ребенок, мне кажется залогом того, что не все потеряно до самого конца — до Страшного Суда.

И еще следует помнить родителям: не надо никогда ждать механического исполнения молитвы. Если мы сегодня молимся об уходе ребенка из дурной компании, то ожидаем, что это произойдет через неделю или не позже чем через месяц. Если не ушел — молитва бесполезна. Но мы не знаем, когда и какой ответ Господа на нашу молитву принесет ребенку наибольшую пользу, — не должно торопить Господа, не нужно навязывать Ему свою волю, свое понимание блага.

Я всегда пытаюсь объяснить: по большому счету, мы просим у Бога только одного — спасения, спасения нашей души, души ребенка, спасения наших близких. И это прошение обязательно услышано. Все остальное — лишь пути ко спасению, и прочие жизненные обстоятельства имеют значение только в этом контексте.

Вот ты молишься, чтобы сейчас исполнилось желание, и сын ушел бы из плохой компании. И это правильно, это необходимо. Более того, нужно предпринимать и все разумные действия, дабы изменить эту печальную ситуацию. Мы обязаны прилагать все усилия, дабы утвердить то благо, которое требует от нас наша христианская совесть. Но смиренно признаем: результат — в руках Божиих.

Понимаем ли мы пути Господни?[12] Ведаем ли Его благой промысл? Знаем ли будущее нашего ребенка? Но у него впереди жизнь, полная событий. Кто знает — может быть, ему, дабы восстать, следует пройти через горнила жизненных страданий и падений? И если мы верим, что Господь призирает на родительскую любовь и молитву, то как мы можем не верить, что в ответ на нашу молитву Он ниспошлет Свою благую помощь тогда и тем образом, который необходим для спасения нашего ребенка[13]? Вот эта доверчивость, возложение всего на Господа — и есть краеугольный камень христианской жизни во всех ее аспектах, в том числе и как важнейший принцип христианского воспитания.

Светское образование

При всем желании оградить ребенка от тлетворного влияния секуляризованного мира, практически — без опасного для психики ребенка экстремизма — это невозможно. Приходится принимать те правила жизни, которые попущены нам Господом. Неизбежным следствием этого является самый широкий контакт ребенка с окружающим миром, и особенно в сфере образования. Но так ли уж все плохо?

Если в обычной ситуации оградить ребенка от не- (а часто, анти-) религиозной среды невозможно, то не следует ли попытаться использовать во благо ее положительные аспекты? В этом смысле светская культура может стать вполне реальным трамплином к освоению религиозных истин — бескультурье же часто ведет, в конечном счете, к духовной индифферентности (как-то в наше время святые простецы стали редки).

Таким образом, мы убеждены в необходимости самого разностороннего светского образования, естественно, в контексте христианской истории и культуры. Пытаться же ограничить образование ребенка сугубо церковной тематикой не возвысит его духовно, но, по нашему убеждению, скорее всего, обеднит — ведь в этом случае решающее значение приобретает духовное устроение воспитателей, уровень которого запрограммировать невозможно.

Но не будем забывать, что все явления человеческого духа — музыкальная и художественная культура, высокие образцы прозы и поэзии, достижения исторической и философской мысли — в основе своей несут неистребимый образ Божий. Все прекрасное на земле заключает в себе крупицы Божественной Красоты и Премудрости.

Это богатство — та молочная пища, которая дает возможность человеку приблизиться к Высшему Сокровищу, и, в конечном итоге, позволяет обрести подлинную глубину религиозного мировоззрения — а не начетническую, бытовую или фольклорную его форму. Раскрыть эту перспективу перед ребенком должны его воспитатели.

И еще. В вопросе воспитания детей значимость полноценного светского образования и в том, что, существуя в недрах секулярного мира, оно, как прививка, вырабатывает иммунитет от его соблазнов, как низменных, так и утонченных. Впрочем, еще раз повторим, что приобщение к светской культуре должно совершаться рассудительно, с выявлением ее христианской составляющей. Это труд родителей-воспитателей[14].

Неполная семья

В заключение скажем несколько слов о той печальной ситуации, в которой, к великому сожалению, в наше время оказывается множество, если не большинство детей: неполные семьи. Неполные как в смысле физическом, так и в смысле духовном: когда между родителями нет даже минимального согласия в вопросах воспитания ребенка. стественно, мы говорим сейчас именно о религиозном воспитании, ибо именно этой теме посвящена наша беседа. Таковое положение, безусловно, исключительно сложное.

Естественное стремление падшей человеческой природы к минимализации духовных усилий и умножению плотских удовольствий делает конкуренцию между религиозным и внерелигиозным воспитанием в такой семье почти невозможной. Но и здесь отчаиваться не должно. Опять же, будем неустанно напоминать себе, что все реалии этого мира попущены нам Господом как поприще духовного труда, как возможность реализовать свои христианские убеждения; скорби же даны для вразумления и искупления наших грехов. Будем делать то, что нам под силу в сложившихся условиях, и уповать на милость Божию. Главное — делать наше дело в смирении и любви, терпеливо и рассудительно.

В первую очередь следует попытаться найти компромисс в вопросах воспитания с другими старшими членами семьи — родителям между собой, с бабушками и дедушками и другими родственниками. Лучше сойтись на минимальных взаимоприемлемых нормах воспитания, чем воевать из-за них на глазах ребенка.

Я был свидетелем того, как еще в советские времена замечательный духовник благословил нам и нашей подруге совершенно разные образы воспитания детей. Нам, живущим в условиях семейного согласия, благословил полноту практического воцерковления: причащаться всей семьей два раза в месяц, малышам — как можно чаще, организовать православную обстановку в быту. Нашей подруге, жившей с крайне враждебно настроенными к религии родителями, посоветовал хранить свою веру сокровенно в сердце, не раздражая окружающих, а ребенка причащать хотя бы раз в год — так, чтобы не вызывать этим скандалов.

Она смиренно приняла эти наставления, и плоды ее воспитания оказались вполне благополучны. Итак, лучше в мире и согласии дать ребенку минимум религиозного воспитания и образования, чем враждой и скандалами пытаться отвоевать его душу. Только при достижении такого компромисса с близкими нужно и самим быть на высоте — собрав волю в кулак, не пытаться вторгнуться туда, где нет семейного согласия, сколь бы важным это ни казалось, — например, в проблему телевизионную, музыки, друзей и т.п.

И это не пораженчество! Не забудем — только у нас есть тот инструмент воздействия на душу ребенка, который абсолютно действенен и абсолютно не подвержен никаким ограничениям извне. Это молитва, это самоотверженная любовь о Господе, это мирный дух христианской души. Опять же вспомним чудный пример матери блаженного Августина — и утешимся этим в самых скорбных и, как иногда кажется, безнадежных обстоятельствах.

Наконец еще раз отметим значимость участия в Таинствах. Все-таки крайне редки случаи, когда в семье возникают препятствия к крещению ребенка или его хотя бы весьма редкому причащению[15]. Но вновь утешительно вспомним — «сила Моя (Божия) совершается в немощи» (2 Кор. 12, 9). Тогда, когда мы видим, что уже ничего не можем сделать человеческими силами, вверимся Господу, и, способствуя приобщению ребенка Великим и Животворящим Тайнам Христовым, вложим душу его в руки нашего Небесного Отца. И с любовью, надеждой и верой в сердце скажем: «Слава Богу за все!»

Детская Литургия

Эту главу следует считать вставной, дополнительной, ибо касается она только узкого круга читателей — в основном священников, настоятелей храмов. Однако опыт, которым я хочу поделиться, настолько важен, что я посчитал нужным ввести эту главу в состав книги, обращенной в основном к мирянам.

Мое более чем десятилетнее настоятельство в сельском храме, расположенном в крайне малолюдном приходе (примерно четыреста жителей), дало весьма неутешительный опыт устроения на таком приходе воскресной школы. Имеется в виду воскресная школа, условно говоря, «классического типа». И думаю, этот опыт не случаен.

В середине 90-х годов при нашем приходе существовала многопрофильная воскресная школа. Было соответствующим образом оборудовано просторное помещение в пустующем сельском клубе. Кроме Закона Божиего, который, естественно, преподавал священник, регулярно проводились уроки изобразительного искусства, музыки; одно время даже и спортивные занятия. Не реже раза в месяц организовывались поездки детей в город: экскурсии в музеи, посещения городских церквей, театров и концертов, зоопарка и др. На занятиях разыгрывались призы; за усердие в учебе дети поощрялись.

Все мероприятия оплачивались из средств прихода. Зимой занятия проводились по субботам, иногда и по воскресеньям после богослужений; во время летних каникул — также и в будние дни. Как правило, дети участвовали в воскресных и праздничных богослужениях: мальчики пономарили, девочки пели в хоре.

Посещаемость занятий — от 10 до 30 (летом за счет детей дачников) человек. Дети из церковных семей (в нашем случае это семья священника и одна семья воцерковленных прихожан) на занятия ходили с удовольствием и свои знания Священной Истории, безусловно, углубили — однако не ради этого создавалась школа. Из семей же нецерковных никто из детей так по-настоящему и не воцерковился.

Таким образом, эффект — нулевой. Причем, нужно сказать, предсказуемый. В нецерковных семьях детей не только не поощряли к посещению занятий, но и всячески противодействовали: «Чего тебе идти попу руку лизать? Вон, дома сколько работы». А тут еще река и роща, футбол и дискотека, телевизор, посиделки; зимой же грязь и холод, немалая нагрузка в школе. Свою негативную роль играли также насмешки (и более) хулиганистых сверстников.

Заманить на занятия детей из нецерковных семей можно было только чрезвычайными мерами. С некоторого времени я, как законоучитель, стал ощущать себя персонажем прочитанного в детстве фантастического рассказа. Героиня рассказа, школьная учительница, попадает в предельно демократизированную компьютерную школу, в которой статус преподавателя и зарплата зависели от интереса учеников к занятиям. Учителя рассказывали на уроках анекдоты, демонстрировали фокусы. На каждом занятии приходилось придумывать нечто новенькое, дабы привлечь внимание «учащихся».

Мое положение было похожим. Обязать я никого ни к чему не мог. Все сверхусилия принимались снисходительно-одобрительно; на занятия дети ходили или тогда, когда им нечего было делать, или когда рассчитывали на получение награды. Впрочем, все хорошо знали, где родился Христос, кто такой святой Николай и как в церкви нужно ставить свечи. Пока не слишком наскучило, с прохладцей исповедались, причащались. Чуда не произошло. Никто из них не воцерковился.

Впрочем, ничего неожиданного в этой ситуации нет. В селе с населением менее чем в 400 человек статистически не могло быть ни одного благополучного ученика воскресной школы (реальных прихожан Церкви в нашей стране по статистике примерно 1,5%, воскресные школы посещают примерно 0,1% от всего населения). Его и не было. То есть, конечно, были воцерковленные дети, четверо человек — из семей священника и прихожан. По нашим статистическим расчетам — и это много! Но при таком положении существование громоздкой структуры воскресной школы в ее классическом виде было абсолютно бессмысленно. Дети из церковных семей более всего воцерковлялись в семье и в церкви; дети из семей нецерковных так по-настоящему к церкви и не прилепились. В результате, воскресная школа классического типа в нашем селе после трех лет экспериментов закономерно прекратила свое существование.

Естественно предположить две возможные реакции на вышесказанное.

Первая: батюшка не справился с задачей, не смог быть на той духовной высоте, которая необходима, дабы открыть чистым детским сердцам красоту Православия. Теперь он прикрывает свою неудачу фиговым листком статистики. В определенной мере, так оно и есть, и я это осознаю. Но — «Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?» (1 Кор. 12, 29-30). И разве апостолы окормляют наши сельские приходы?

Описанная история — не только мое фиаско. Беседы со многими сельскими (и не только) священниками подтверждают наши наблюдения. Так что ситуация является вполне характерной. Впрочем, бывают и исключения. Широко известны случаи, когда духовно и педагогически одаренные батюшки создают в сельском приходе вокруг себя активную христианскую общину и в ее среде полноценно функционирующую воскресную школу. Но харизматические исключения рекомендовать как систему невозможно.

Как правило, в малолюдных сельских приходах эффективно действующих воскресных школ или вообще нет, или они существуют формально. Там же, где традиционные воскресные школы действуют неформально, контингент учащихся за редким исключением состоит из детей, уже в той или иной мере воцерковившихся в своей семье. А это возможно по сути дела только в достаточно больших населенных пунктах, где насчитывается не менее сотни реальных прихожан.

Вторая возможная реакция на описанную ситуацию: «Зачем мудрствовать? Нужно трудиться; нужно сеять, собирать будут другие». Эта точка зрения, безусловно, имеет право на существование. Действительно, ознакомить детей со Священной Историей, с жизнью Церкви, привить мысль о естественности религиозного мировоззрения — дело доброе и вполне необходимое.

Только нам кажется, что классическая приходская воскресная школа и для этой цели не является оптимальной структурой. Гораздо продуктивнее было бы наладить добрые отношения с местной общеобразовательной школой (что в нынешних условиях вполне реально) и проводить в ней соответствующие беседы факультативно. Это весьма эффективный способ распространения религиозной информации. Мы же говорим о методах более интенсивного воздействия на детей, о решении задачи их воцерковления.

Примерно полгода назад, осмыслив негативные итоги работы с сельскими детьми, я попробовал пойти далее совершенно иным путем: создать литургическую воскресную школу. Я прекрасно понимаю, что сам по себе этот путь не является открытием. И воскресные школы такого типа существуют давно (правда, в основном в больших городских приходах), и опыт служения «детских Литургий» также успешно апробирован много раньше. Я же только хочу обратить внимание на исключительный успех этого начинания именно в малолюдном сельском приходе, где практически нет вполне воцерковленных семей, воспитующих в своем лоне детей — потенциальных посетителей воскресных школ.

Что же было предпринято? Очень простое действие — начали служить Литургии специально для детей. Службы совершаются по субботам, начало не рано — в 9 часов; продолжительность службы не более полутора часов, опущено все, что вне необходимости затягивает службу (поминания на ектении, заупокойная ектения и т.п.). Проповедь во время Литургии не произносится; вместо этого — краткая беседа с детьми после отпуста: сидя, за чаем с булочками, в свободной форме. В богослужении участвуют практически только дети: пономарят (под руководством одного старшего пономаря), поют. Хора как такового нет, всем детям роздан распечатанный текст богослужения, и все поют под руководством старшей девочки (в нашем случае — дочери священника).

Молитвы священник читает вслух, громко и четко, так, чтобы они были понятны присутствующим. Перед службой после краткой беседы проводится общая исповедь (индивидуальная — в особом порядке в свое время), и на каждом богослужении все дети причащаются. Естественно, что в дни больших церковных праздников дети присутствуют на общих праздничных богослужениях. Как вторичные мероприятия стали праздновать дни рождения маленьких прихожан, организовывать экскурсии.

Эффект этих служб был выше всякого ожидания. Не только никого не приходилось загонять или зазывать на богослужение — но более того, в случае, если по каким-то причинам в какую либо субботу Литургию не служили, дети настойчиво спрашивали: «Когда же, наконец, будет наша служба?» И пошли дети из села, в том числе дети, которые раньше никогда в церковь и не заглядывали. И даже родители, что-то прослышав, стали приводить своих детей[16], и часто сами стали оставаться на службах. В последних детских Литургиях участвовало до 20 детей — тем, кто знает религиозную обстановку в наших разоренных, люмпенизированных селах, тот понимает, что значит 20 маленьких прихожан в селе с населением 400 человек.

Конечно, наш опыт не абсолютен. В каждом конкретном случае могут быть свои нюансы; в некоторых ситуациях, возможно, он окажется категорически неприменим. Однако он есть, он реален, и мы будем рады, если кому-то он принесет практическую пользу, поможет организовать живое воцерковление детей в приходе и в семье.

Приемные дети

Вкратце, остановимся еще на одном весьма узком по своей применимости вопросе — приемных детях. Но некоторый опыт нашей семьи[17] призывает к тому, чтобы им поделиться.

С одной стороны, взять на воспитание сироту — подлинно христианский подвиг, мы верим, душеспасительный: «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях...» (Иак.1, 27.)

С другой стороны, подвиг во Христе необходимо должен быть посильным, ибо подвиг не по разуму приводит сначала к гордыне, а затем к тяжелейшим падениям и отречениям.

Как найти правильное решение в подобных ситуациях? Естественно, это вопрос более чем сложный. По своей значимости, принятие решения о призрении сирот в своей семье сопоставимо с немногими основополагающими решениями в жизни человека, как-то: брак, монашество, священство. Назад дороги нет, а если и есть — то дорога эта не что иное, как духовная, нравственная и житейская катастрофа.

Единственный способ избежать этого — предпринять все возможное, дабы согласовать свои благие пожелания с волей Божией. В этой связи напомним общую рекомендацию — ведь по сути дела осознанный христианский выбор требуется от нас во всех жизненных обстоятельствах — прочитайте книгу святителя Иоанна Тобольского (Максимовича)«Илиотропион, или сообразование человеческой воли с Божественною волею»[18].

Что может помочь нам принять решение? Начнем с очевидного. Естественно, что сирот на воспитание не следует брать в семьи, не имеющие опыта воспитания собственных детей; неблагополучны также в этом смысле и неполные семьи. Очень осторожно следует быть в том случае, когда семья так или иначе потеряла ребенка и хочет (осознанно или нет) новым чадом «заменить» потерю — но каждый ребенок неповторим, и постоянное сравнение (всегда не в пользу приемного ребенка) может привести к катастрофе.

Далее. Должно внимательно следить за обстоятельствами жизни: в числе прочего благоприятным признаком являются случаи прихода сирот в семью за помощью. И еще раз повторим — этот подвиг (как и любой о Господе) ни в коем случае не должен быть «самоизмышленным». И потому жизненно важны благословение, усиленная молитва, непоспешность в принятии решений. Господь умудрит.

Есть два способа принятия сироты на воспитание: усыновление или удочерение (при этом ребенок может знать о своем происхождении, а может и не знать), и официальное оформление опекунства на ребенка (в развитии своем — создание фостерной семьи[19] или детского дома семейного типа). Каждый из этих путей имеет свои достоинства, но ориентироваться (в случае принятия решения и благословения на то) следует не на абстрактные пожелания или представления, но на конкретные условия и обстоятельства.

Как уже сказано, оптимальной является ситуация, при которой принятие детей на воспитание в семью (и тем более — организация семейного детского дома) начинается с самостоятельного прихода сирот. В этом есть удостоверение Божиего промысла, а также освобождение приемных родителей от бремени выбора. Сама по себе необходимость выбора — ситуация почти катастрофическая. Самовластный выбор нескольких детей из многих кандидатов — действие страшное и почти безнравственное.

В нашем случае Господь устроил так, что все пришедшие к нам дети приведены были Божиим промыслом и, слава Богу, мы ни разу не стояли перед необходимостью выбирать из нескольких детей кого-то одного. При этом промысл Божий проявлялся в самой разнообразной форме: как бы случайной встречи, просьбы знакомых, рекомендации представителей органов опеки и др. Однако ни в коей мере не следует считать любую встречу с сиротой или просьбу о принятии в семью автоматически проявлением воли Божией.

Важнейшим условием расширения семьи является ее готовность к этому, как практическая, так и душевная. Более того, как нам кажется, первичным должно быть состояние созревания соответствующего решения в семье, и затем — молитвенное обращение ко Господу с просьбой явления Его благой воли. И, конечно же, как и в любом деле о Господе, не следует ни в чем проявлять спешки.

При этом все вышесказанное ни в коей мере не отменяет необходимости родителей-воспитателей рассудительно подходить к вопросу вхождения детей в семью. Наш опыт (опыт детского дома семейного типа) подсказывает, что наиболее благоприятно брать детей маленьких, в возрасте не более 5 лет, по возможности парами одного пола и близкого возраста[20]. В большую семью, как правило, следует с осторожностью брать детей с тяжелыми хроническими заболеваниями, в т.ч. психическими — для их лечения требуются специализированные учреждения[21].

И вновь повторим — молитва должна быть основой всех принимаемых семьей решений. Движущая сила — любовь; не горячечный энтузиазм, но выстраданное и осознанное желание послужить Господу и близким!

Какова специфика воспитания приемных детей (сказанное далее относится к тем детям, которые прибыли в семью в сознательном возрасте и помнят свое прошлое)? Одним из самых распространенных заблуждений в отношении детей-сирот является мнение, что они чрезвычайно страдают от своей сиротской, часто бродяжнической жизни. Исходя из этого предположения, взрослые ожидают определенного отношения воспитанников к своему новому положению, ожидают благодарности.

Но, даже не говоря о том, что таковое отношение чуждо христианскому духу, эти ожидания оправдаться не могут. Дети старше лет шести-восьми, как правило, осознают свое прошлое как некую вольницу, в которой хотя временами и было плохо (а ведь плохое быстро забывается!), но была свобода, были многочисленные приключения, «крутые» развлечения и своеобразные удовольствия. Воровство, попрошайничество, бродяжничество не воспринимается ими в перспективе прошлого как нечто унизительное и неприятное.

То же самое, в несколько иной форме, относится и к детям «интернатского» воспитания. Учитывая это, воспитателям не следует рассчитывать на особое «рвение» детей в устроении новой жизни; ни в коем случае не стоит из педагогических соображений пугать их возможностью отправки обратно в интернат (можно нарваться на спокойное: «Ну и хорошо, там мне лучше»). Более того, нужно суметь завоевать доверие и, в конечном итоге, любовь детей, их согласие считать вас папой и мамой — это при том, что они нередко помнят своих родителей, и память эта часто не имеет негативного содержания.

Сказанное здесь, естественно, относится к детям подросткового возраста. Однако с малышами ситуация вполне аналогичная. Обычно они быстро отстраняются от своей прошлой жизни, разумом ее забывают. Приемные родители очень быстро становятся для них папой и мамой. Однако рассчитывать на педагогический эффект подхода: «Вы должны ценить то, что Бог вам послал новую семью» — также не приходится. Новую семью они воспринимают как явление само собой разумеющееся (и это ощущение нужно только укреплять!). И они такие, какие они есть, — какими сформировали их гены родителей, условия предыдущей жизни, но и — не забудем этого! — промысл Божий.

Немаловажным является вопрос отношения с родственниками ребенка. Этот вопрос должен решаться индивидуально в каждом конкретном случае. Наше же понимание ситуации таково: у ребенка должна быть одна семья, у него есть папа и мама, есть братья и сестры, родственники, и никаких «дополнительных» родственников ему не нужно. Не говоря уже о том, что интерес кровных родственников к попавшему на воспитание в благополучную семью ребенку часто носит корыстный характер, можно утверждать, что любые контакты с людьми из прошлой жизни ведут к раздвоению сознания воспитанника и мешают его полноценному вхождению в новую семью. Исходя из этого, мы решительно пользуемся законодательным правом пресекать неполезные для ребенка отношения с окружающими.

В духовной и нравственной сфере специфической проблемой приемной семьи является некоторая двойственность ее внутреннего устроения. С одной стороны, безусловным является равное положение в семье детей «своерожденных» и приемных. Родителям-воспитателям должно всеми силами стремиться являть всем детям полноту любви о Господе, а в случае появления неких эмоциональных пристрастий (что в естественном порядке особенно свойственно женщинам) в них каяться и с ними решительно бороться.

С другой стороны, очевидно, что воспитатели не могут нести одинаковой ответственности пред Господом за внутренний мир и судьбы приемных детей в той же мере, как и за рожденных в лоне своей семьи. «Своерожденные» дети дарованы нам Господом, приемные — посланы: это разница сущностная.

Есть разница и практическая: пришедшие к нам дети приносят слишком много своего, вложенного в них вне воли и ответственности приемных родителей. Если не осознавать этого, то от неспособности желаемым образом сформировать души своих подопечных недолго впасть и в уныние; следствием может быть отпадение от избранного поприща. Выход из этого мнимого противоречия достаточно очевиден. Ко всем детям, действительно, следует относиться с равной любовью. А вот плоды своей воспитательской деятельности должно оценивать по-разному. В отношении детей «своерожденных» — нести всю полноту ответственности пред Господом за их души. В отношении детей приемных — нести всю полноту ответственности за свой труд воспитателя, но плоды этого труда принимать смиренно: как Божие попущение, если они неблагополучны, и как дар Божий, если они радостны.

Заключение. Стяжи дух мирен. Вы можете прочитать ЗДЕСЬ

Источникhttp://azbyka.ru



Группа Семья Растет на Facebook!

Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.

Последние Комментарии



Пока еще никто ничего не сказал...
Гость
Имя* (4 символа мин.)
E-mail* (не публикуется)
Сообщение:

Вычислите:
вoceмьдecят тpи плюс ceмь
(Ответ цифрами):

комментировать




Код для блога или сайта



Код для форума:

Выглядеть это будет примерно так:

Христианское воспитание детей в современном мире
Священник Михаил Шполянский рассказывает от таких важных аспектах христианского воспитания детей как: отношение родителей к воспитанию ребенка как к труду во спасение; наличие иерархии ценностей у родителей; осознание, что родители - это наместники Бога; учет возраста ребенка; способы воцерковления малыша; учет светского образования; особое отношение к неполной семье и приемным детям.
http://www.semya-rastet.ru/razd/4449/

example_counter_img1

Летнее время. Часть3

Есть, казалось бы, простое и логичное решение проблем летних разлук родителей: оставить ребенка с надежными людьми и уехать отдыхать вдвоем или же просто остаться в городе, но без детей. И если до того, как ребенку исполнится четыре года, такое решение рекомендовать нельзя, то потом малыш может быть вполне готов некоторое время провести с хорошо знакомыми ему людьми.

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Бурмистрова Екатерина Алексеевна

Интервью про воспитание ребенка и жизнь семьи

добавить статью
Идеи для обустройства детской зоны на дачном участке.

Большинство детей проводят лето на даче, поэтому хочу вам предложить некоторые идеи, которые помогут вам с пользой и интересом провести это время.

добавить статью
Как отдохнуть, чтобы лучше учиться

Современные дети растут в достаточно искусственной среде. Среди специалистов даже появился термин «лабораторные дети». Они не бегают по улицам, не исследуют какой-нибудь запретный овраг, не ездят одни на другой конец города, как это было в нашем детстве. Чаще всего они видят город из окна автомобиля. Психологи и учителя бьют тревогу: у современных детей не развиваются жизненные навыки, не формируются необходимые способности. Лето — отличное время чтобы все это наверстать.

добавить статью
Еда не впрок: продукты, которые нельзя давать на завтрак ребенку

Завтрак – пожалуй, один из важнейших приемов пищи. Он обеспечивает нас необходимыми питательными веществами, заряжая силой и позитивом на весь день. Для ребенка, которому предстоит высокая умственная нагрузка в школе или интенсивная физическая нагрузка в спортивной секции, утренний прием пищи просто незаменим.

добавить статью
как рассчитывать льготу многодетным по оплате электроэнергии с 2016 года?

Где можно ознакомиться с постановлением Правительства города Москвы о нормативах потребления электроэнергии на одного человека?

добавить статью
Второе поколение воцерковленных

С некоторых подростков во время литургии нередко можно писать картину «умирающие лебеди». А если ты видишь крупное дитя, внимательно читающее служебник — скорее всего в храме он недавно и хочет всего сам. Или же он из строгой церковной семьи и хочет, например, новый телефон.

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Всероссийская «горячая линия» по вопросам качества детских товаров начнет работу 22 августа

Всероссийская «горячая линия» по вопросам качества и безопасности детских товаров начнет работу 22 августа, сообщает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

добавить новость
80+ книг для детей 7-11 лет

Предлагаем вам список книг, которые было бы хорошо прочитать каждому ребёнку за время обучения в начальной школе. Он, как и все подобные списки, далеко не полон и весьма субъективен. Эти книги никак не связаны с программой по литературному чтению. В списке сознательно даны произведения современных авторов и тех писателей, которые мало издавались во времена нашего детства. То, что принято называть классикой детской литературы, известно всем, и вы легко можете сами предложить эти книги своему ребёнку. А то, что написано уже после того, как мы с вами перестали быть маленькими, часто проходит мимо нас, взрослых.

добавить статью
Летние поделки с детьми своими руками

Счастливое летнее время для детей – каникулы, свобода, прогулки, игры, поделки, творчество! Сегодня мы остановимся на поделках своими руками, которые актуально мастерить с детьми летом.

добавить статью
Зависимости и созависимость в семье

Встреча со специалистами по зависимостям. Обсуждение вопросов связанных с возникновением наркомании, алкоголизма и интернет зависимости у подростков.

добавить
Безмолвный крик. Фильм об абортах.

Изображение 12-недельного ребенка появляется на ультразвуковом экране. Мы видим, каким образом совершается аборт на сроке беременности в 12 недель. А сейчас мы увидим фильм - впервые сделанную в реальном ультразвуковом изображении запись аборта.

добавить

вика
Здравствуйте!Помогите пожалуйста советом!Моему сыну 1г 3 мес,собиралась продолжить ГВ до 2 лет,но сил моих больше нет.Наши ночи это просто кошмар,всю ночь он сосет грудь,причем сосем уже только одну,я...

Клевошина Екатерина
Здравствуйте, Вика! К сожалению, я не смогла вовремя ответить на Ваш вопрос. Тем не менее, сейчас я бы хотела разместить ответ, так как ситуация, описанная Вами, встречается повсеместно и измучила не далее...

Задайте свой вопрос

Похороните меня за плинтусом, П.Санаев

От других сочинений на ту же тему эту повесть решительно отличает лирический характер, в чем, собственно, и состоят загадка и секрет ее обаяния.

добавить

Adidas Stan Smith – обувь твоей молодости

18-09-2016
Эти кроссовки заинтересуют широкий круг молодежи. Они понравятся ценителям стиля кэжуал, любителям фирмы Адидас, и просто молодым людям, которые желают выглядеть стильно и гармонично

Женские шубы из натурального меха. Что модно и где купить

06-09-2016
В условиях суровых зим России теплая шубка из натуральных мехов оставляет конкурентов далеко позади. Такой предмет гардероба является мечтой большинства женщин в любом уголке планеты

Выбираем подарок для мамы на Новый год

06-09-2016
Каждый хочет подарить в этот день что-то стоящее, что-то особенное – то, что не будет очередной вещью, которая годами пылится в шкафу из-за ненадобности

Как не ошибиться в выборе лайф-коуча

06-09-2016
Теперь уже нельзя отрицать, что коучинг прочно вошел в нашу жизнь. Руководители практически всех крупных компаний (иностранных так точно) используют его в качестве инструмента в работе со своей командой

Из каких тканей производят трикотажную домашнюю одежду для детей

06-09-2016
Многие заботливые родители выбирают для своих детей домашнюю одежду из трикотажа. Ведь она долговечна в носке, проста в уходе, комфортна

Лего Человек-паук

06-09-2016
Игровые наборы Лего от Марвел «Человек-паук» – самый лучший подарок для маленьких поклонников историй о супергероях, конструкторы Лего – это целый мир, фантастический и безграничный.

Подарки для всех

19-08-2016
Чтобы любая вещь стала подарком, ее необходимо правильно упаковать и вручать с особым настроением. Подарки всегда поднимали настроение и создавали настоящую атмосферу праздника, особенно если это касается новогодней ночи.

Шоколадная вечеринка для девочек-подростков

27-07-2016
Ни для кого не секрет, что женщины любят шоколад. Вряд ли можно встретить девочку, которая отказалась бы пойти на шоколадную вечеринк

Базовые куклы монстер хай

27-07-2016
Базовые куклы монстер хай в Киеве и по всей Украине,быстрая доставка,100% оригинальная кукла,прямые поставки из США.Заказывайте.

Что такое CITO анализ?

27-07-2016
К сожалению, с каждым годом, многие люди приобретают заболевания, которые сложно диагностировать. Поэтому врачи делают все возможное, чтобы заполучить недостающую информацию о состоянии пациента
Новостная рассылка
Подписаться на новости
подписаться
Последние комментарии

49/0.11061525344849 0.15727806091309