Главная / Статьи / Религия и вера / Детская вера / Христианское воспитание детей в современном мире - продолжение

Материалы, присланные пользователями
Материалы, присланные пользователями

Христианское воспитание детей в современном мире - продолжение

Начало статьи ЗДЕСЬ

Заключение. Стяжи дух мирен

Итак, подведем итог всему вышесказанному. Внимательный читатель, надо думать, заметил, что в нашей небольшой статье мы постоянно возвращаемся к мысли: главное в воспитании ребенка — спокойствие. Таковое состояние — плод веры, нашего доверия ко Господу. И это есть необходимое условие христианского воздействия на душу ребенка. Вновь напомним знаменитые слова преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Главное для верующего человека — творить свое дело на дарованном Господом поприще христианского воспитания ребенка с упованием на то, что все происходящее в руках Божиих и все, что будет в дальнейшем, — в Его благой воле.

Стяжание мирного устроения души естественно предполагает в первую очередь гармонизацию своего внутреннего мира. Созидание подлинно христианской атмосферы в семье начинается с каждого из нас — и зависит от каждого из нас. И не следует оглядываться на то, как при этом ведут себя другие члены семьи, — пред Богом мы только за себя в ответе: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает» (Рим. 14, 4).

Что мы можем сделать, дабы утвердить мир о Господе в своей душе? Конечно, это не вопрос данной книги; это, по сути дела, тема всей церковной душеспасительной литературы — аскетики, агиографии и пр. Но особо обратить внимание на те аспекты духовной жизни, которые значимы именно в деле христианского воспитания ребенка, — возможно и необходимо. Подытоживая нашу небольшую работу, вновь кратко повторим основные мысли, изложенные выше.

Первое — правильная иерархия ценностей в душе родителей (воспитателей). В той или иной мере этого не хватает всем нам. Однако осознать значимость именно этого фактора в нашем труде воспитания и сделать соответствующие выводы — наша возможность и обязанность. Должно серьезно вглядеться в свой внутренний мир, трезво осознать его состояние, покаяться в наших немощах и неисправностях духовного устроения, наконец, приложить сознательные волевые и молитвенные усилия для гармонизации внутреннего человека — с этого начнется и воспитание.

Второе — следует приложить усилия к правильной организации порядка жизни: начиная от режима дня и гигиены и кончая воцерковлением быта. В распорядке дня жизни семьи, как нечто само собой разумеющееся, должны присутствовать утренние и вечерние молитвенные правила, молитвы перед едой и после, утром употребление святынь (частиц освященной просфоры, глотка святой воды), ежедневное чтение Священного Писания и душеполезной литературы, соответствующие беседы с детьми и т.п.

Третье — регулярное посещение богослужений и максимально возможное участие в Таинствах. Привить ребенку ощущение естественности и необходимости этой стороны жизни желательно как можно раньше. При этом мы с некоторым скептицизмом относимся к представлению о посещении ребенком воскресной школы или участии в детском хоре как к панацее в этом деле. Часто таким образом ребенку прививается не столько вкус к церковной духовности, сколько этакое панибратство с тайной Церкви. Впрочем, это никак не общая рекомендация — только совет внимательно наблюдать в ребенке за плодами таковой учебы.

Четвертое — нужно не только учить молиться наших воспитанников, но в первую очередь — учить молиться самих себя, учиться искренне и внимательно предстоять пред Господом в молитве общей и в молитве сокровенной. Учиться самим быть примером молитвы, учиться быть первыми ходатаями за наших детей пред Небесным Отцом. Молитва — универсальное и всемощное средство воздействия на душу и судьбу наших чад, и действенность ее простирается в вечность.

Пятое — следует мудро подойти к проблеме отношений ребенка с внешним миром. В определенных вопросах (особенно связанных более не с сутью веры, но с традициями) можно идти на уступки ребенку, дабы не выработать в нем комплексов запретного плода или неполноценности, тем паче отторжения от навязываемой строгой системы жизни. Вновь повторим, что, по нашему убеждению, очень важно привить ребенку основы подлинной культуры: знание истории, литературы, поэтики, музыкальное и художественное образование и пр. Созидая в душе ребенка вектор движения от плотского к душевному, мы тем самым ориентируем его и на возрастание к духовному.

Далее. В деле воспитания крайне необходима христианская добродетель рассудительности. «Будьте мудры, как змии...» (Мф. 10, 16) — чтобы суметь определить меру строгости и попущения, меру благочестивой упорядоченности и свободы, меру контроля и доверия. Никогда не следует пытаться навязать ребенку то, что принять от нас он категорически не желает (точнее сказать, учитывая бессознательные мотивы поведения, не может). В такой ситуации следует искать обходные пути (убедительного для ребенка авторитета, иные условия жизни); естественно, должно усиленно молиться, возлагая на Господа то, что мы не можем совершить своими силами. И, в любом случае, не отчаиваясь при видимом неуспехе нашего труда, смиренно примем происходящее как Божие попущение.

Смирение нужно во всякой добродетели. Несмиренное состояние духа становится стеной между нами и благодатью Божией; без смирения ни храмины своей души не создать, ни детскую душу к Богу не привести. Смирение необходимо для того, чтобы осознать труд воспитателя не как обузу, или, напротив, источник земных благ, но как поприще, дарованное нам Господом, как нашу задачу и наш подвиг. Только при таком устроении можно иметь трезвенное рассуждение в отношении любой, связанной с вопросами воспитания ситуации.

И наконец. Повторим вслед за апостолом: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13, 13). Однако признаемся: нам, к великому сожалению, далеко не всегда хватает подлинной христианской жертвенной любви в отношениях с ребенком. Родительская любовь, конечно, одно из самых сильных чувств. Но всегда ли она свободна от эгоизма, самоволия? Печальные плоды «любви для себя» очевидны. Ребенок растет или подавленный, или бурно протестующий против «семейного тоталитаризма».

Что в такой ситуации делать? Ведь человек любит как может; как говорится, сердцу не прикажешь. Но нет, приказать можно. Именно этому учит нас опыт святых отцов: очищать сердце от низменных состояний и возносить его горе, к высотам духа. Есть святоотеческий опыт и в деле стяжания духа любви. Видишь в себе страстные или эгоистичные состояния? — кайся в этом. Тебе недостает именно христианского духа в любви? — но святые отцы учат: «Не имея любви, делай дела любви, и Господь ниспошлет в твое сердце любовь». И, конечно же, молитва — о нашем чаде и о ниспослании нашему сердцу подлинной христианской любви. Тогда вселит Господь в наше сердце любовь самоотверженную и смиренную, и только тогда обретем мы совершенную радость родительского труда и подвига.

Эта радость придет — как бы ни тяжело было в иные моменты жизни. Будем верить в это непоколебимо и спокойно, смиренно созидая то, что дает нам совершить Господь, и благодарно принимая попущенные Им результаты нашего труда. Даже если вы будете сеять, а собирать будут другие (См.: Ин. 4, 37) — труд ваш не бесполезен. А жатва в руках Господних, и времена, пути и сроки ведомы только Ему. Возможно, плоды нашего сеяния мы увидим только в вечности, но то, что они не пропадут всуе, — в этом вера наша, наша надежда, наша любовь.

Будем самоотверженно, но при этом спокойно, терпеливо и смиренно совершать наш труд, труд сотворчества с Творцом в созидании христианской души, труд, дарованный нам Господом ради нашего же спасения. В этом труде и обретем мы «дух мирен», дух жизни во Христе на земле и в вечности.

Священник Михаил Шполянский (М., «Отчий дом», 2004.)


[1] Тертуллиан (Квинт Септимий Флоренс) — крупнейший христианский богослов и апологет (защитник христианства от критики язычников) начала III века от Рождества Христова.

[2] Императив (лат. imperativus — повелительный) — категорический императив в этике Канта — всеобщий обязательный нравственный закон.

[3] Позволим себе поделиться с читателем своим частным опытом в этом деле. Весьма эффективным оказался такой прием: для ребенка (или детям) вычерчивают таблицу, в которой против его имени (их имен) в некотором количестве клеток последовательно ставятся (перекрывая друг друга) крестики и нолики. Родители определяют условный минимальный критерий поступка хорошего или плохого — за них ставится соответственно крестик или нолик. За особо хороший поступок ставится два или более крестика; то же и за плохой. Удобнее всего такую таблицу «закрывать» в конце недели (в конкретных случаях это следует определять родителям по их обстоятельствам — ежедневно, еженедельно или по «закрытию» некого фиксированного числа клеток) и по ее результатам — по преобладанию крестиков или ноликов и по их количественному соотношению — организовывать детям некоторое поощрение или же наказание. Поощрение должно быть привлекательным; наказание ощутимым, но не пугающим (лишить чего-либо, может быть, даже в углу постоять и пр.) Конечно же, следует быть очень внимательными к справедливости выставляемых «оценок», а также к регулярности и тщательности заполнения таблицы — в противном случае игра очень быстро теряет смысл. И еще «тактический» совет родителям: нужно несколько «подыгрывать» детям, организовывая так, чтобы заполнение таблицы шло с небольшим преобладанием то ноликов, то крестиков, и чтобы «победы» и «поражения» соотносились друг с другом как 2 к 1. Это дает наибольший воспитательный эффект игры.

[4] По нашему мнению, допустимы самые разные виды наказания, вплоть до физических — строгие выговоры, ограничение развлечений, «штрафные» работы, «угол» и даже в разумных пределах — «ремень». Однако применимость наказаний ограничена характером их восприятия ребенком: наказания ни в коем случае не должны подавлять ребенка как личность и оскорблять его. В одном случае, в одной системе отношений (в семье более патриархального уклада), отец может дать затрещину великовозрастному сыну, и это только пойдет ему на пользу; в другом случае не следует физически наказывать даже и маленького ребенка. И конечно же, само собой разумеется, что наказания не следует совершать в страстном состоянии — в гневе, обиде на ребенка и пр. Впрочем, и в полном бесстрастии наказывать тоже невозможно — в этом есть некая холодная бесчувственность, что ощущается ребенком и очень его обижает. Должно стараться наказывать сознательно, в подлинную меру проступка, с чувством некоторого справедливого гнева и в то нее время c состраданием к ребенку. Если же чувствуешь свою крайнюю пристрастность, то лучше отложить наказание (даже если это — только устный выговор) или даже вообще его отменить, чем дать волю своей страсти. Воспитательного эффекта такое наказание все равно не даст, скорее наоборот.

5. Что, к сожалению, чаще всего бывает наоборот. Малыша более кормят, одевают да балуют, а настойчиво воспитывать начинают лишь тогда, когда характер ребенка уже в значительной степени сформировался.

[6] Конечно, нужно учитывать возраст и развитие самосознания ребенка. Младенец вручен нам Господом «от чрева матери» (т.е. с момента зачатия) как чистый лист бумаги — не в смысле отсутствия мистической и генетической заданности (то — вне нашего влияния), а в смысле определенного нам как воспитателям поля деятельности. По мере взросления ребенок все более формируется как самостоятельная личность, образуется волевая и сознательная сфера самоидентичности, и с этим происходит неизбежное умаление возможностей воспитателей. Эта сфера постоянно растет: сначала, в раннем детстве, она возникает из зародыша чувственной жизни и постепенно обретает форму нравственных альтернатив с их волевым (хотя чаще всего несознательным) разрешением: нравится — не нравится, обмануть — признаться, обида — ласка и пр. Затем наступает период вычленения своего «Я» в отношении с близкими: «А я так хочу!» Наконец, в отрочестве приходит время определения своих отношений с внешним миром; в конечном счете обретается полнота ответственности за свою жизнь. В душе ребенка, вне растущей с возрастом сферы самоидентичности, наш пример и воспитательные усилия могут иметь решающее значение. Внутри сей сферы ребенок принимает только то, что согласен от нас принять, и здесь проявляют себя уже плоды нашего «первичного» воспитания. В конечном итоге приходит время, когда мы навязать не можем ничего, можем только поделиться. В случае доброго и доверительного отношения с воспитателями — это благо, ибо это есть мера зрелости ребенка; в случае тотального отторжения — это беда, результат предыдущих ошибок в воспитании (впрочем, некий период отторжения, что хорошо известно психологам и педагогам, ребенок закономерно проходит в возрасте 13-18 лет). В любом случае процесс этот неизбежен; учитывать его необходимо — именно это требует от нас максимум воспитательных усилий (не только над ребенком, но и над собой) с младенчества и максимум терпения в отрочестве.

[7] Впрочем, вполне может быть — и очень часто бывает именно так, что ребенок ждет твердости от воспитателя. Тогда вразумление может иметь весьма жесткую форму, вплоть до самого серьезного наказания. Однако, если и под таким давлением ребенок не вразумляется (лукавая покорность или сломленность никому не нужны), то остается терпеливо и молитвенно нести это попущение Божие, возлагая на Господа наши печали и надежды.

[8] Очень сближают вечерние семейные «посиделки», желательно совмещенные с чтением вечернего правила. В нашей большой семье очень хорошо зарекомендовала себя традиция по вечерам собираться для чтения вслух (как душеполезной литературы — в не обременительном для детского сознания объеме, так и светской, в том числе поэзии); дети при этом занимались несложным рукоделием. Также практиковались спокойные игры, викторины и пр. Можно совместно просматривать какие-либо телевизионные программы, желательно по видеомагнитофону. Очень сближает общее пение. Еще важно создать традицию совместного празднования семейных и церковных праздников.

[9] Конечно, это не может становиться поводом к сознательному манкированию своими религиозными обязанностями: подобные отступления могут происходить только со скорбью, как вынужденное и временное состояние.

[10] «Мне кажется, что очень важная необходимость для воспитателей — самим соединять твердость с неупрощенньм подходом... Разговаривая с нашим временем, разговаривая с молодежью, для начала нужно задуматься, что мы готовы молодежному умонастроению, современному состоянию цивилизации, не погрешая против своей совести, уступить... и затем твердо знать, что дальше мы никогда и ни за что не уступим. Но все уступки, которые мы можем сделать, которые нам наша вера и наша совесть разрешает сделать, необходимо сделать, не дожидаясь того, пока эти уступки нас сделать заставят, а потом будут воображать, что мы просто дали слабину» (С.С.Аверинцев).

[11] Безусловно, имеет место и радость молитвы. Но это состояние (если оно от Бога) — не плотское, но даруемое Господом как благодатное состояние. Даруемое как особое, ограниченное во времени, состояние призыва к духовной жизни, или как Божие посещение души смиренной и чистой (что, как правило, не про нас сказано).

[12] «Все вообще создал Живущий во веки; Господь один праведен. Никому не предоставил Он изъяснять дела Его. И кто может исследовать великие дела Его? Кто может измерить силу величия Его? И кто может также изречь милости Его? Невозможно ни умалить, ни увеличить, и невозможно исследовать дивных дел Господа» (Сир. 18, 1-5).

[13] Принять же эту помощь, реализовать во благе даруемую благодать — это уже в воле того, кому она ниспосылается. И здесь вновь есть место нашей любви и молитве.

[14] Как пример отношения даже к «экстремальным» (для православного) явлениям нехристианской по своему духу культуры приводим выдержку из опубликованного в «Вестнике пресс-службы УПЦ (МП)» интервью известного миссионера диакона Андрея Кураева: «Проблема не в том, хороша сказка или плоха, а в том, в какой культурный подтекст она попадает. Если бы «Гарри Поттера» написали сто лет назад, то она никакого вреда не принесла бы. Тогда преобладала христианская культура, а волшебная палочка — антураж любой сказки. Тогда была христианская культура, христианское государство. Сегодня — не так: дети о Христе не знают, христианская традиция неведома даже взрослым. Вот Живой пример: захожу я в Издательский отдел Московской Патриархии, встречаю знакомого священника, который рассказывает, что его дочь не просто увлеклась чтением «Поттера», а, увидев объявление, заявила, что хочет записаться в школу волшебства». Таким образом оккультисты пытаются использовать моду на Гарри Поттера для того, чтобы вовлечь ребенка в реальную оккультную практику, выманив его из пространства сказки — вполне законного литературного жанра. И выход здесь один — читать эту сказку вместе с детьми, для того, чтобы христианский педагог или родитель мог вовремя расставить акценты. Нужно, чтобы ребенок не боялся обсуждать прочитанное с родителями. Ведь даже если попробовать жестко отгородиться от этого явления, все равно большинство детей, даже в православных семьях, будут это читать и смотреть. Но тогда ребенок не будет приходить к отцу и советоваться. А если мы будем вместе идти, у нас будет право на поправку».

[15] В таких исключительных случаях следует искать совета духовно опытного наставника: своего духовника или приходского священника.

[16] Впрочем, все это произошло далеко не сразу. В нашем случае это было облегчено все-таки многолетней работой священника с детьми, многодетностью семьи самого батюшки. Однако эффект «детских Литургий», по нашему мнению, неизбежно должен сказаться — только следует иметь терпение.

[17] На протяжении многих лет в нашей семье воспитываются, кроме троих «своерожденных» детей, дети-сироты, обретшие в нашем доме свою новую семью. С 1999 года мы получили и официальный статус — детский дом семейного типа.

[18] См. также Приложение II. «К вопросу о познании воли Божией» в книге: Священник Михаил Шполянский. Пред дверьми храма Твоего. М., «Отчий дом», 2003.

[19] В «фостерной» семье сироты находятся на воспитании при полном государственном обеспечении, но такая организация не ограничена формальными (по количеству детей и пр.) и юридическими рамками детского дома семейного типа.

[20] В семье, где воспитывается несколько маленьких детей, трудно уделить кому-либо особо много индивидуального внимание.

[21] На такой шаг можно пойти только при наличии особого благословения, соответствующих условий и твердой решимости.

http://azbyka.ru



Группа Семья Растет на Facebook!

Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.

Последние Комментарии



Пока еще никто ничего не сказал...
Гость
Имя* (4 символа мин.)
E-mail* (не публикуется)
Сообщение:

Вычислите:
тpидцaть oдин минуc oдин
(Ответ цифрами):

комментировать




Код для блога или сайта



Код для форума:

Выглядеть это будет примерно так:

Христианское воспитание детей в современном мире - продолжение
Продолжение статьи священника Михаила Шполянского
http://www.semya-rastet.ru/razd/4450/

example_counter_img1

Летнее время. Часть3

Есть, казалось бы, простое и логичное решение проблем летних разлук родителей: оставить ребенка с надежными людьми и уехать отдыхать вдвоем или же просто остаться в городе, но без детей. И если до того, как ребенку исполнится четыре года, такое решение рекомендовать нельзя, то потом малыш может быть вполне готов некоторое время провести с хорошо знакомыми ему людьми.

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Бурмистрова Екатерина Алексеевна

Интервью про воспитание ребенка и жизнь семьи

добавить статью
Идеи для обустройства детской зоны на дачном участке.

Большинство детей проводят лето на даче, поэтому хочу вам предложить некоторые идеи, которые помогут вам с пользой и интересом провести это время.

добавить статью
Как отдохнуть, чтобы лучше учиться

Современные дети растут в достаточно искусственной среде. Среди специалистов даже появился термин «лабораторные дети». Они не бегают по улицам, не исследуют какой-нибудь запретный овраг, не ездят одни на другой конец города, как это было в нашем детстве. Чаще всего они видят город из окна автомобиля. Психологи и учителя бьют тревогу: у современных детей не развиваются жизненные навыки, не формируются необходимые способности. Лето — отличное время чтобы все это наверстать.

добавить статью
Еда не впрок: продукты, которые нельзя давать на завтрак ребенку

Завтрак – пожалуй, один из важнейших приемов пищи. Он обеспечивает нас необходимыми питательными веществами, заряжая силой и позитивом на весь день. Для ребенка, которому предстоит высокая умственная нагрузка в школе или интенсивная физическая нагрузка в спортивной секции, утренний прием пищи просто незаменим.

добавить статью
как рассчитывать льготу многодетным по оплате электроэнергии с 2016 года?

Где можно ознакомиться с постановлением Правительства города Москвы о нормативах потребления электроэнергии на одного человека?

добавить статью
Второе поколение воцерковленных

С некоторых подростков во время литургии нередко можно писать картину «умирающие лебеди». А если ты видишь крупное дитя, внимательно читающее служебник — скорее всего в храме он недавно и хочет всего сам. Или же он из строгой церковной семьи и хочет, например, новый телефон.

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Московский планетарий объявил набор учеников 5-7 классов в бесплатный астрономический кружок

Московский планетарий объявил набор учеников 5-7 классов в бесплатный астрономический кружок, сообщает Агентство городских новостей «Москва» со ссылкой на куратора кружка, руководителя астрономического комплекса Московского планетария Ярослава Турилова.

добавить новость
80+ книг для детей 7-11 лет

Предлагаем вам список книг, которые было бы хорошо прочитать каждому ребёнку за время обучения в начальной школе. Он, как и все подобные списки, далеко не полон и весьма субъективен. Эти книги никак не связаны с программой по литературному чтению. В списке сознательно даны произведения современных авторов и тех писателей, которые мало издавались во времена нашего детства. То, что принято называть классикой детской литературы, известно всем, и вы легко можете сами предложить эти книги своему ребёнку. А то, что написано уже после того, как мы с вами перестали быть маленькими, часто проходит мимо нас, взрослых.

добавить статью
Летние поделки с детьми своими руками

Счастливое летнее время для детей – каникулы, свобода, прогулки, игры, поделки, творчество! Сегодня мы остановимся на поделках своими руками, которые актуально мастерить с детьми летом.

добавить статью
Зависимости и созависимость в семье

Встреча со специалистами по зависимостям. Обсуждение вопросов связанных с возникновением наркомании, алкоголизма и интернет зависимости у подростков.

добавить
Безмолвный крик. Фильм об абортах.

Изображение 12-недельного ребенка появляется на ультразвуковом экране. Мы видим, каким образом совершается аборт на сроке беременности в 12 недель. А сейчас мы увидим фильм - впервые сделанную в реальном ультразвуковом изображении запись аборта.

добавить
Журнал

журнал многодетная семья
Продолжается подписка на журнал "Многодетная семья" на 2011 год.
Подписаться можно по каталогу «Роспечать» во всех почтовых отделениях, или заполнив форму на нашем сайте.

добавить журнал

Гость
Доброго дня, Екатерина.
У меня очень сложная жизненная ситуация. 2 недели назад родила второго сына. От первого брака уже есть мальчик 7 лет. Сейчас брак не зарегистрирован. У нас был очень стрем...

Бурмистрова Екатерина
Простите, этом году мне крайне сложно отвечать оперативно. Если ситуация по-прежнему актуальна - напишите.Я бы советовала ребенка записать на отца - как бы не сложились Ваши отношения с гражданским м далее...

Задайте свой вопрос

Роды без страха, Грантли Дик-Рид

Страх перед предстоящими родами всегда беспокоил будущих мам. Зачастую этому способствовала и сама медицина, утверждавшая, что роды без боли невозможны. Выдающийся английский врач Грентли Дик-Рид доказал, что это не так. Его открытие стало настоящей революцией в медицине. Для безболезненных родов важны не только физическая подготовка организма, но и правильный психологический и эмоциональный настрой будущих мам.

добавить

Adidas Stan Smith – обувь твоей молодости

18-09-2016
Эти кроссовки заинтересуют широкий круг молодежи. Они понравятся ценителям стиля кэжуал, любителям фирмы Адидас, и просто молодым людям, которые желают выглядеть стильно и гармонично

Женские шубы из натурального меха. Что модно и где купить

06-09-2016
В условиях суровых зим России теплая шубка из натуральных мехов оставляет конкурентов далеко позади. Такой предмет гардероба является мечтой большинства женщин в любом уголке планеты

Выбираем подарок для мамы на Новый год

06-09-2016
Каждый хочет подарить в этот день что-то стоящее, что-то особенное – то, что не будет очередной вещью, которая годами пылится в шкафу из-за ненадобности

Как не ошибиться в выборе лайф-коуча

06-09-2016
Теперь уже нельзя отрицать, что коучинг прочно вошел в нашу жизнь. Руководители практически всех крупных компаний (иностранных так точно) используют его в качестве инструмента в работе со своей командой

Из каких тканей производят трикотажную домашнюю одежду для детей

06-09-2016
Многие заботливые родители выбирают для своих детей домашнюю одежду из трикотажа. Ведь она долговечна в носке, проста в уходе, комфортна

Лего Человек-паук

06-09-2016
Игровые наборы Лего от Марвел «Человек-паук» – самый лучший подарок для маленьких поклонников историй о супергероях, конструкторы Лего – это целый мир, фантастический и безграничный.

Подарки для всех

19-08-2016
Чтобы любая вещь стала подарком, ее необходимо правильно упаковать и вручать с особым настроением. Подарки всегда поднимали настроение и создавали настоящую атмосферу праздника, особенно если это касается новогодней ночи.

Шоколадная вечеринка для девочек-подростков

27-07-2016
Ни для кого не секрет, что женщины любят шоколад. Вряд ли можно встретить девочку, которая отказалась бы пойти на шоколадную вечеринк

Базовые куклы монстер хай

27-07-2016
Базовые куклы монстер хай в Киеве и по всей Украине,быстрая доставка,100% оригинальная кукла,прямые поставки из США.Заказывайте.

Что такое CITO анализ?

27-07-2016
К сожалению, с каждым годом, многие люди приобретают заболевания, которые сложно диагностировать. Поэтому врачи делают все возможное, чтобы заполучить недостающую информацию о состоянии пациента
Новостная рассылка
Подписаться на новости
подписаться
Последние комментарии

49/0.1175217628479 0.15486717224121