Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::connect() should not be called statically in /var/www/semyaras/data/www/semya-rastet.ru/_classes/connect.php on line 15 Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::parseDSN() should not be called statically in /var/www/semyaras/data/www/semya-rastet.ru/_classes/Generic.php on line 89 Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::parseDSN() should not be called statically, assuming $this from incompatible context in /var/www/semyaras/data/www/semya-rastet.ru/_classes/Mysql.php on line 35 Первый месяц жизни. 1й год жизни. Первенцы.

Главная / Статьи / Первенцы / 1й год жизни / Первый месяц жизни

Материалы, присланные пользователями
Материалы, присланные пользователями

Что может малыш. Возможности новорожденного.

Основные понятия:
- Адаптационный период. Адаптация жизненных систем.
- период восстановления после родов
- Импринтинг.
- Возвращение сенсорного мира матери.
- Привыкание
- Основные состояния младенца.
- Перестройка основных жизненных функций ребенка
- Врожденные рефлексы и их роль.
- Защитные рефлексы
- Налаживание биоритмов.
- Дозревание систем организма.
- Своеобразие и полноценность психической жизни младенца.
- Сигналы, подаваемые ребенком. Реакция на сигналы.
- Ребенок - активное существо. Он сам формирует поведение взрослого.
- Рост и развитие (качественные изменения)
- Выращивать или воспитывать?
- Психическое развитие не происходит само по мере роста ребенка.
- Питательная (развивающая среда
- Баланс между недостатком и избытком стимуляции



Возможности новорожденного

m9К концу первого месяца малыш превращается из существа питающегося в существо реагирующее.
Младенец нуждается в информации. Необходимость новых впечатлений отчетливо проявляется на 3-5 неделе жизни.
Человеческое лицо очень информативный, а главное активный по отношению к ребенку объект. Вообще для нормального развития ребенка нужен именно человек. Отсутствие впечатлений может вызвать плач у сытого и здорового ребенка. Органы чувств включаются в работу только тогда, когда на них оказывается воздействие. Воздействие должно быть разнообразным и периодически меняющимся.
(Опыт с запеленутыми студентами)+ опыт со щенками в затемненных клетках (выросли тупые).
Это воздействие малыш не может себе обеспечить сам. Но любая простая мать, ухаживая за малышом , становится богатейшим источником звуков и пр. Если на сигналы малыша не реагировать, перестает развиваться система общения. Малыш перестает проявлять инициативу, страдает общение.
Как отражается на развитии психики упрощенный подход к малышу (Дома ребенка).
Взгляд на младенца, как на существо, реагирующее простейшей системой рефлексов (бихевиоризм). Ребенок активен. Малыш накапливает опыт воздействия на мир (сигнал-ответ); вырабатывает собственное отношение к окружающему (появляется избирательность).

Натальный и ранний неонатальный период:

Ребенок активен в процессе рождения. Это обусловлено несколькими рефлексами, благодаря которым он продвигается по родовым путям.
Поддержка матери в это время может выражаться в положительно-эмоциональной ситуации, расслаблении между схватками, инициации взаимодействия в этот период.
У зверей самки не проявляют тревоги во время нормально идущих родов. У сложных животных вроде приматов первородящей самке помогают «старшие» : матери, родственницы - поглаживают и пр. Потом помогают и в обработке детеныша, а часто и в дальнейшем уходе.
У млекопитающих первый опыт родов - тренировка, и описан как наименее успешный.

Рождение и первые дни жизни являются критическим периодом в жизни и развитии ребенка. Изменяются все функции органов и систем, и конечно его психическое состояние. Это связано с резким изменением среды. К моменту рождения зрелость функциональных систем нервной системы определяет адаптативные возможности новорожденного. Данные последних десятилетий о сенсорно-перцептивных способностях свидетельствуют о том, что они способны к дифференцированному анализу информации в гораздо большей степени, чем предполагалось ранее.
В первые часы и минуты после рождения ребенок способен к зрительному и слуховому сосредоточению, зрительной фиксации, предпочтении слуховых, вестибулярных, ольфакторных стимулов идущих от матери; взаимодействию зрительной и моторной систем, предпочтению зрительно-слуховой синхронизации стимулов, предпочтению человеческого лица. Есть очень интересные данные об имитации новорожденным мимического выражения взрослым тех эмоций, выражение которых уже зафиксировано у него до рождения (радость, гнев, печаль, удивление). Есть однозначные данные о предпочтении подвижного лица неподвижному.
Материнское предпочитают не всегда. ( 80% без патологии предпочитают незнакомое лицо, а у детей с энцефалопатией нельзя выявить различий). Но тут не указывается, был ли до этого у ребенка контакт с матерью. Всегда предпочитают лицо кукле, а куклу погремушке.
У детей, рожденных при помощи кесарева сечения, нет нарушений эмоционального взаимодействия со взрослыми. А вот у детей, рожденных при помощи наркоза, развитие несколько отстает. Практика родовспоможения в СССР предусматривала контакт с матерью только на 2 сутки, а контакт (множественный ) с медперсоналом - на первые. В зарубежной практике принято сразу после родов отдавать ребенка матери. В положении «под грудью», в котором ребенок оказывается сразу после родов, условия оптимальны (видит маму и она ему отвечает: т.е. подвижность и синхронизированность). Кроме того аккомпанемент от потерянного в процессе родов «сенсорного мира матери». Состояние наибольшей активности мозга новорожденного приходится на вторые полчаса жизни. К этому моменту мать успевает его обработать и готова к взаимодействию. Состояние матери после родов, характеризуемое по интенсивности эмоций как стрессовое, однако переживается как состояние эйфории, причем фактически независимо от течения родов.
Высокий уровень возбуждения ребенка является физиологической основой возникновения их эмоциональной связи.
Исследования влияния раннего контакта матери с ребенком на успешность развития ребенка и материнского чувства женщины позволили выделить первые 36 часов, как критический период для образования тесной эмоциональной связи (bonding).
Этот процесс зависим не только от времени контакта ребенка с матерью,но и от других условий первых дней жизни, в первую очередь от качества патронажа и отношения матери к беременности и родам, поддержания последующего взаимодействия с матерью.

Период родов и послеродовый оценивается как критический во многих направлениях психологии. В психоанализе он считается первой психической травмой, независимо от того, как понимался внутриутробный период ( как рай или как ад в микропсихоанализе).
По данным Д.Востер, от того, сколько времени проводит ребенок в контакте с матерью и от качества контакта зависит количество плача в первые 2 года жизни, качество привязанности и количество психологических проблем в более старшем возрасте.
Успешность развития ребенка в послеродовый период связана в возобновлением контакта с матерью, и постоянным наличием этого контакта. Это научно обоснованный факт.

Относительно родов и послеродового периода качество контакта обоснованно в первую очередь открытием способности ребенка имитировать выражения лица взрослого.
Но самое главное - возвращение ребенку «сенсорного мира матери» и его постоянного присутствия.

В процессе родов ребенок впервые начинает терять связь со стимуляцией от «сенсорного мира матери», но не теряет ощущений от своего тела.
Запись звуковой среды плода во время схваток и прохождения по родовым путям показала, что в это время ребенок не слышит стука сердца матери, но слышит другие внутриутробные шумы.
Слышит он и голос матери. Голос материв родах имеет своеобразные звуковые характеристики.
Практика обучения «родовому голосу» в беременности и его применение женщинами при родах значительно облегчает сам процесс родов и улучшает эмоциональное состояние матери.
Влияние «уговаривания» ребенка, поглаживания, вообще эмоционального расслабления матери между схватками, учитывая высокий уроввень активности ребенка, обусловленный кконцентрацией адреналина и норадреналина в крови, реально может восприниматься ребенком и компенсоровать уменьшение стимуляции от сенсорного мира матери.
Высокий уровень активности и гормонов важен в процессе образования связи с матерью.
Можно предположить, что условия для первого серьезного разрыва с «сенсорным миром матери», как стимуляцией, обеспечивающей состояние комфорта, возникают непосредственно после рождения.
Совпадение этого разрыва с состоянием дискомфорта ( накопление углекислоты и необходимость первого вдоха) способствует его фиксации в субъективном опыте ребенка, как явно эмоционально-отрицательном.

Ребенку необходимо постоянное присутствие «материнских стимулов» в течении раннего постнатального развития.
m5Восстановление эмоционального комфорта обеспечивается возвращением ребенку материнской стимуляции.
Хорошо известное свойство ребенка успокаиваться от покачивания есть и у приматов. Необходим телесный контакт для налаживания связи.
Новорожденный может с удовольствием сосать пустую грудь ( у него хорошо развит сосательный рефлекс)
Стимулы «сенсорного мира матери»:
1. Стимулы, остающиеся теми же после родов:
- вестибулярные стимулы: ритм и стиль движений матери, хорошо освоенный первым из развивающихся в пренатальный период анализатором.
- Вкусовые стимулы: вкус околоплодной жидкости сходен со вкусом молозива, а запах матери имеет общие с внутриутробной средой химические компоненты.
2. Стимулы, изменяющиеся частично по количественному или качественному признаку:
- Слуховые: голос и другие звуки материнской среды приобретают новые особенности, но по звуко-высотному составу, ритму и другим характеристикам остаются теми же.
- Тактильные: они не являются новыми для ребенка вообще, но существенно изменяются по характеристикам ( в объединении с температурными и ольфакторными стимулами). Интенсивность соприкосновения с кожей матери, соответствует плотности стимуляции , характерной для положительных эмоциональных состояний. Поэтому так важна связь «кожа к коже». Этот конаткт усиливает сосательный и другие рефлексы.
3. Принципиально новые стимулы: зрительная модальность. Первично когнитивная система ребенка интегративна ( потом дифференцируется).
Первый этап развития зрительной системы идет 2 месяца. Видение лица взрослого в первые дни должно сочетаться с возвращением «сенсорного мира матери» - эта стимуляция имеет «маркер» эмоционального комфорта (как мы под одеялом).
Если исполнители материнских функций полностью лишены положительного отношения к новорожденному, их лица ничего не выражают, у ребенка не включается механизм имитирования выражения лица взрослого. При традиционном приеме новорожденного повитуха всегда выражала радость, вообще принимал ребенка род. Ф.Дольто и др. о знаковости рождения в психоанализе.
Восстановление контакта с матерью сразу после родов - максимально предпочтительно.
В послеродовый период активность малыша состоят в основном в удовлетворении сосательного рефлекса.
В условиях внеутробной среды ребенок теряет возможность удовлетворить сосательный рефлекс так же просто, как в животе. Пеленки во время кормления мешают. При сосании ребенок переживает чувство эмоционального комфорта, успеха-неуспеха. Качество выполнения материнских функций оказывет влияние ан дальнейшее развитие ребенка.



Период новорожденности:
( от 4 до 8 недель)
Долгое время считался физиологической стадией, когда происходит созревание и стабилизация рефлекторной деятельности. Считалось, что ребенок нечувствителен к социальным воздействиям. Нет реакции на действия взрослого, а содержание переживаний - органические потребности.
В психологии он определялся как реактивный, а в 1, 5 мес. считалось, что переход к активной фазе. Считалось, что ребенок не способен разделить впечатления на внутренние и внешние. Это общее место фактически всех подходов. Разделение происходит в процессе взаимодействия с ухаживающим взрослым.
Интонационная структура плача приобретает коммуникативную функцию в 24-33 дня. Во взаимоотношениях со взрослым возникает сосредоточение и проявление положительных эмоций, но он еще не дифференцирует качество выражаемой взрослым эмоции.
На 2-ом месяце выражение положеительных эмоций начинает преобладать над отрицательными.
Комплекс оживления начинает проявляться в 6 недель и полностью сформирован в 2 месяца.
В психоаналитических подходах эта стадия рассматривается как стадия нормального аутизма. Первые 2 месяца на базе переживаний от собственного тела происходит формирование «телесного образа Я». Основа зарождения ощущения идентичности и чувства собственного бытия.
Д. Винникот: неразделение ребенком себя и окружающего мира ( который представлен матерью и ее грудью) дает ввозможность ребенку формировать ощущение всемогущества и подчиненности себе всего мира. В какой-то момент возникает фрустрация ( маать не идет, грудь не несет, внимания не обращает).

Симбиотическое единство матери и ребенка - до конца первого полугодия.
Э. Эриксон : «разделение в субъективном мире внутреннего и внешнего населения».
Построение «переходного объекта» - структура, позволяющая переживать физическое отсутствие матери за счет интериоризации ее положительных и отрицательных качеств. Ребенок научается воспринимать ситуацию как «не свою». Появляется умение переводить физическую границу Я в границу субъективного «Я». По Д. Штерн начинает работать модель мира Я- Другой. На основе возникновения чувства «внутреннего себя».
Ж .Пиаже : на втором месяце появляются первичные круговые реакции, отражающие впечатления ребенка от своих движений и способа их осуществления.
Характеристика периода новорожденности:
Основные потребности - сосание, впечатления, восстановление связи с сенсорным миром матери.
В развитии нервной системы: отмечается стабилизация функциональных состояний мозга, созревание корковых структур, обеспечивающих активные контактв со внешней средой. Появляется зрительно-двигательное сосредоточение, взгляд в глаза взрослому. Сенсорно-перцептивный период ( до 2 мес.) - возможна грубая оценка информации. Зрительная информация переживается как внешняя, организуется глазодвигательная активность. Только по основным параметрам: движение, появление-исчезновение из поля зрения. Все сенсорные систему работают по единым законам в этот период. Но есть разрозненность по отдельным качествам стимула. Соотносить информацию от разных систем дети учатся первые 4-5 месяцев. Сначала мир представляется диффузным, потом - предметно-оформленным.
Это переходный период между предыдущим- сенсорным и последующим - перцептивным.
Развитие органов восприятия:
(эксперименты фиксируют двигательное оживление, ЧСС, волновую активность мозга)
Парадигма новизны.
Дети явно предпочитают новые стимулы. Т.е. они уже умеют обнаруживать различия, и помнят, что уже видели.
Потеря интереса проявляется в том, что они отворачиваются.
Парадигма удивления:
Методика исследования для проверки памяти и ожиданий младенца. Если ожидания нарушаются - реагируют удивлением - мяч проходит через сплошную преграду.
Зрение:

m14Самое развитое чувство, центральное место во взаимодействии с окружающей средой.
Новорожеденные рождаются с полным набором структур зрительного анализатора. Большинство этих структур еще незрелы. Требуется несколько месяцев для достижения полной работоспособности.
С первых минут жизни глаза новорожденного чувствительны к свету. Могут следить за движущимся объектом.
Движения их глаз сначала короткие, скачкообразные (саккадические), ограничиваются близлежащей областью.
Способны фокусировать взор в очень узком диапазоне.(18-26 см). За пределам его предметы кажутся размытыми. Они практически не видят того, что находится на другой стороне комнаты . Расстояние 20 футов - для них как бы 600.
Отсутствует конвергенция глаз (Сведение зрительных осей в одной точке). Основной навык 4-го месяца) - бинокулярная диспарантность - видение глубины.
Предпочитают смотреть на сложные узоры. Особенно привлекают края и контуры предметов.
Исключительно воспиимчивы к человеческому лицу. Рано начинают узнавать лицо матери.
Второй месяц - пик имитативной способности.
Способность имитировать лицевую экспрессию взрослых. Любят выразительные движения. Между ними надо делать паузы. Если записать на видеокамеру - видна поразительная согласованность. (только нужно, чтобы ребенок находился в состоянии спокойного бодрствования).
Новорожденные различают яркие цвета. Но в первые 1-2 месяца предпочитают черно-белые изображения из-за большей контрастности. Цветные могут казатьсяя размытыми.
В первые 4-6 месяцев зрительные способности быстро развиваются. Дети исследуют мир визуально до того, как научатся ползать. Фокусирующая способность глаза быстро возрастает. В 3-4 мес. - почти как у взрослого.
К 6 месяцам восприятие цветов такое как у взрослого.
Для ребенка потеря опоры в первые дни и недели связана с большим дискомфортом.
Для полного развития человеческих задатков необходимо помещение ребенка в мир людей.

Традиционное отношение к малышу:
Будущий, но не настоящий человек. До года ребенок считался дозревающим вне организма матери существом, жизнь которого схожа с жизнью растений. (Еще в начале века так смотрели и на дошкольников - отсюда «детский сад»). Отсюда тугое пеленание, укачивание в колыбелях, опаивание маковым отваром - схожие приемы для продления сна у разных народов.
Считалось что младенцу нужны только хорошие условия для роста.
«Обеспечьте ребенку хороший уход , и он будет хорошо развиваться» - в корне неверно (Эксперимент, где дети не видели ничего, кроме белого потолка . Им старались создать максимальный покой. Вена, 40-ые).
Недоразвитость органов чувств у детей, страдающих госпитализмом (не фиксировали взгляд, не могли ловит игрушку, очень бедный репертуар действий с предметом)
Даже в современных условиях, когда есть всякая обогащенная среда в домах ребенка и тяжелые случая госпитализма исчезли, эмоциональное отставание у детей в Домах Ребенка существенное. Появились игрушки-касалки , реагирующие на прикосновение ребенка. Но к этим чудесам технике ребенок быстро теряет интерес. То же самое и с телевизором - т.к. нет подлинной реакции на поступки ребенка.
Возможности общения младенцев:
Как общается если еще не говорит: реагирует.
Первая улыбка - социальный дебют.
Дети с которыми разговаривают с первых дней раньше начнут улыбаться, гулить и пр.

Что бывает с мамой:
Мамы, ориентированные только на физиологический уровень: думают, что ребенок ничего не понимает.
Мама показывает малышу свое отношение тем, как берет его на руки, мимикой, интонацией. Наделяет его ответным отношением (типичная «зона бр»).
Разные стили отношения: обращать внимание на сигналы ребенка или нет? Примерно к месяцу малыши уже знают , чего ждать от мамы. Будет ли реакция на похныкивание, писк , плач, улыбку.



Игрушки для малыша
В яркий солнечный день малыши лучше следят за предметами синих, зеленых, фиолетовых тонов, а в пасмурный - за предметами ярких тонов. Легче разглядеть что-то движущееся. Предмет надо перемещать медленно, плавно, чтобы ребенок успевал следить, и на такое расстояние, на которое малыш способен повернуть голову. Двигать в разных направлениях.

Греметь погремушкой сначала надо в поле зрения (2-3 нед.), подождать пока малыш отыщет ее глазами. Взрослый должен быть в поле зрения малыша.



Группа Семья Растет на Facebook!

Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.

Последние Комментарии



Пока еще никто ничего не сказал...
Гость
Имя* (4 символа мин.)
E-mail* (не публикуется)
Сообщение:

Вычислите:
двaдцaть вoceмь минуc вoceмь
(Ответ цифрами):

комментировать



Теги: новорожденный  ребенок  40 дней  первые дни  начало жизни  адаптация малыша 

Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Женские истории: нам не нравится, как мы выглядим

В определенных слоях нашего общества, да и в русскоязычной культуре в целом, тема телесности, желаний и влечений закрыта или табуирована.

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Лето с пользой для семьи

О программе «Летняя Школа», ее возможностях и преимуществах 4 июня в 22:00

добавить статью
Школа онлайн
Идеи для обустройства детской зоны на дачном участке.

Большинство детей проводят лето на даче, поэтому хочу вам предложить некоторые идеи, которые помогут вам с пользой и интересом провести это время.

добавить статью
Школа онлайн
Про пространство и порядок

Необходимо, чтобы с раннего возраста у ребенка было свое пространство

добавить статью
Основные принципы здорового питания детей (Часть 1)

Что главное в питании ребенка? Продукты должны быть качественными. Это не значит - дорогими. Это значит - как можно более натуральными. Большинство из нас живет в городах, но даже в городе можно постараться приблизить питание ребенка к природному. Например, поискать натуральное молоко, яйца, чаще использовать овощи и фрукты с дачи.

добавить статью
Личные границы

Ответьте на вопросы и попробуйте почувствовать, как они вам откликаются.

добавить статью
Неспящие дети

Что такое сон и зачем людям спать

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Мультфильм-страшилка «Зеленые зубы»

Мультфильм «Зеленые зубы» – обладатель Приза за лучший фильм для детей Открытого Российского Фестиваля Анимационного кино в Суздале.

добавить статью
Пасхальная открытка из цветных ниток

Простая поделка для самостоятельного детского творчества. Подходит для детей от 2 лет.

добавить статью
Отношения соседних номеров

Как брата помирить с братом? Как сестру научить не дразнить сестру? Эти и многие другие вопросы обсуждались на встрече клуба многодетных 21 февраля

добавить
Безмолвный крик. Фильм об абортах.

Изображение 12-недельного ребенка появляется на ультразвуковом экране. Мы видим, каким образом совершается аборт на сроке беременности в 12 недель. А сейчас мы увидим фильм - впервые сделанную в реальном ультразвуковом изображении запись аборта.

добавить
Журнал

журнал многодетная семья
Продолжается подписка на журнал "Многодетная семья" на 2011 год.
Подписаться можно по каталогу «Роспечать» во всех почтовых отделениях, или заполнив форму на нашем сайте.

добавить журнал

винкс
подскажите пожалуйста .что мне делать? уже сил нет..у меня такая ситуация- я мать одиночка,дочке10 лет. живу в долевой кварт. кв.зх комн.4владельца .я моя дочь сестра (кот. живёт отдельно и имеет свою...

Бурмистрова Екатерина
Я думаю , стоит обратиться за консультацией к грамотному юристу далее...

Задайте свой вопрос

Роды без страха, Грантли Дик-Рид

Страх перед предстоящими родами всегда беспокоил будущих мам. Зачастую этому способствовала и сама медицина, утверждавшая, что роды без боли невозможны. Выдающийся английский врач Грентли Дик-Рид доказал, что это не так. Его открытие стало настоящей революцией в медицине. Для безболезненных родов важны не только физическая подготовка организма, но и правильный психологический и эмоциональный настрой будущих мам.

добавить
Новостная рассылка
Подписаться на новости
подписаться
Последние комментарии

51/0.14643812179565 0.16334509849548