Главная / Статьи / Первенцы / 1й год жизни / Кормление грудью / Введение прикорма
Введение прикорма
Начало нового этапа жизни с малышом.
Как вводить прикорм? Когда начинать? Какие продукты и в какой последовательности следует давать ребенку?...Эти и множество других вопросов волнуют родителей не меньше, чем когда-то внушали трепет приближающиеся роды. Интуитивно возникает ощущение, что введение прикорма - это начало нового этапа в жизни ребенка. Вокруг раздаются советы старшего поколения, психологическое давление оказывает реклама детского питания, педиатры и врачи разнятся в рекомендациях… И несмотря на все это, молодым родителям рано или поздно придется сделать решительный шаг - познакомить младенца со взрослой пищей.
Почему «со взрослой пищей»?
Есть замечательная книга американского педиатра Р. Мендельсона « Как вырастить ребенка здоровым вопреки врачам». В ней он подробно рассматривает историю и причину появления промышленного детского питания. Рекомендуем ее для ознакомления с теми процессами, которые в нашей стране только зарождаются, а в Америке уже давно пришли к своему логическому печальному завершению. Все очень просто : сначала младенец не получает маминого молока - кормиться искусственными смесями, а затем он просто не способен адекватно усваивать обычную еду в том возрасте, в котором он , по идее, должен начать ее получать. И для решения этой проблемы было разработано специальное адаптационное питание - каши, консервы, напитки, молочные и мучные продукты, которые рассчитаны на особенности развития желудочно-кишечного тракта малыша - «искусственника». Этот момент необходимо учитывать тем мамам, которые смогли сохранить грудное вскармливание в течение первых месяцев жизни ребенка. Для «грудничков» специальное детское питание не требуется! Они могут сразу переходить на обычные свежеприготовленные качественные продукты , минуя необходимый для «искусственников» этап адаптационного кормления.
Не будем торопиться…
Родителям, желающим более подробно ознакомиться с научной базой , на которой основаны рекомендации по введению прикорма у грудничков, рекомендуем ознакомиться с материалами, издаваемыми Всемирной Организацией Здравоохранения и Международной Молочной Лигой («LLL»). Официальная рекомендация - исключительно грудное вскармливание ребенка на протяжении как минимум 6 месяцев после родов. До этого возраста малышу не предлагаются ни вода, ни соки, никакие другие продукты! 6 месяцев - это нижняя граница периода начала введения прикорма. В некоторых случаях предложения новой еды грудничку могут начаться и позже.Необходимое дополнение : под исключительно грудным вскармливанием ВОЗ подразумевает следующее.
- Ребенок получает грудь так часто , как он этого захочет. Время каждого прикладывания к груди не ограничивается.
- Обязательно присутствуют ночные кормления , по возможности организуется совместный сон с матерью.
- Исключается использование пустышек, сосок и бутылочек.
Только подобный стиль кормления обеспечивает младенца всеми необходимыми веществами для развития на протяжении первых месяцев жизни. Если вашему малышу еще не исполнилось полгода, то прежде чем вводить прикорм , рекомендуется наладить полноценное грудное вскармливание. Существуют разнообразные методики по увеличению количества молока, по переходу от смешанного вскармливания к исключительно грудному при постепенном отказе от промышленных молочных смесей, а также хорошо работают способы восстановления количества молока с нуля в тех случаях, где кормление грудью было прервано и заменено на полностью искусственное .
Следует добавить, есть довольно большая группа детей, которые к 6 месяцам не готовы усваивать что-то иное кроме женского молока. Это связано, прежде всего, с особенностями дозревания желудочно-кишечного тракта. У тех малышей, которые часто болеют, имеют риск возникновения аллергии, которые появились на свет через кесарево сечение или с помощью любых других медицинских вмешательств, чье двигательное развитие идет с замедлением, у кого наблюдаются отклонения в развитии нервной системы, а также у младенцев, получавших в прошлом помимо грудного молока дополнительное питание, жидкости или медикаменты - не будет наблюдаться готовности к введению прикорма в возрасте 6 месяцев. Но в этом нет ничего страшного! Можно спокойно ждать своего срока, продолжая в полном объеме грудное вскармливание и наблюдая за соответствием веса и роста ребенка его возрастной норме. Рано или поздно произойдет дозревание тех функций организма, которые отвечают за усвоение взрослой пищи, и малыш с радостью и без ущерба для здоровья начнет знакомство с прикормом.Как правильно подготовить малыша к началу прикорма
Одним из базовых элементов подготовки, как уже было сказано выше, является наличие грудного вскармливания. Именно в молоке содержатся вещества, отвечающие за дозревание ферментативной системы желудка, формирование здоровой микрофлоры кишечника, создание барьера для проникновения аллергенов в кровь младенца, а также за множество других составляющих готовности желудочно-кишечного тракта к принятию новой пищи.Следующим важным шагом к введению прикорма станет знакомство младенца с жизнью кухни и поведением за столом. Именно наблюдение за всеми манипуляциями, производимыми с продуктами питания, позволит маленькому человеку сформировать грамотное отношение к еде. Малыша интересует все : где хранятся продукты, как они выглядят в необработанном виде, что с ними делают в процессе приготовления трапезы, какие запахи при этом присутствуют, как бережно взрослые обходятся с тем, что выкладывается к ним в тарелку, как аккуратно и дружно проходит сам прием пищи. Одним словом, новый член семьи всеми доступными для него способами впитывает культуру отношения к еде, характерную для данной семьи, а также усваивает основные правила поведения за столом.
Практические советы, которые можно предложить на этом этапе :- позволяйте малышу присутствовать рядом с вами, пока вы готовите еду;
- берите его с собой за стол во время приема пищи ;
- научитесь контролировать поведение младенца у вас на руках , когда вы едите сами .
Детки в возрасте 4 - 6 месяцев часто проявляют очень горячий интерес к тем предметам, которые они видят на столе во время завтраков-обедов-ужинов. Иногда этот живой интерес принимают за чувство голода и , «жалея» малыша, начинают вводить прикорм. Не будем совершать подобной ошибки! Малыш требует не еду, а всего лишь ложки, тарелки, салфетки и прочие интересные вещи, которые лежат перед ним. Он хочет подражать действиям взрослых - тянуть ложку в рот, опрокидывать чашку, подносить ко рту и грызть салфетку… Он хочет всесторонне изучить свойства столовых предметов : как они стучат, пахнут, можно ли поместить их на язык… Он пристально вглядывается, как именно взрослые жуют и глотают пищу, тянется к ним в рот, стремится сам повторить подобные манипуляции с едой… Это - подражательное поведение, а не демонстрация голода и готовности к введению прикорма. Поэтому мы обязательно дадим ему со стола в руки все, что считаем допустимым : ложки, блюдца, тряпичные салфетки, кружки - одним словом, те предметы, которые не причинят ему вреда и за сохранность которых вы не переживаете. Когда малыш заскучает у вас на руках - можно предложить ему заранее приготовленную игрушку, спустить его рядом на пол, позволить поэкспериментировать с другими предметами кухонного обихода (кастрюли, половники и т.п.).
Подведем итог и выделим основные задачи подготовительного этапа к началу знакомства со взрослой пищей:- Малыш наблюдает этапы приготовления еды и появления ее на кухонном столе.
- Изучает свойства тех предметов, которые используются для еды (чашки, ложки и т.п.).
- Составляет представление о правилах поведения за столом : как сидим, как поддерживаем чистоту, как манипулируем со столовыми приборами, как жуем и проглатываем продукты (а не выплевываем, например…), когда разговариваем и отвлекаемся от еды, позволительно ли залезать в тарелку к соседу и т.п.
- Формирует общее представление об отношении человека к еде : что выбрасывают и почему, когда и как начинают и заканчивают общую трапезу, ценят ли окружающие труд по приготовлению пищи, какая еда появляется на столе в завтрак, обед или ужин, с каким настроением едят взрослые, какое место занимает еда в их жизни.
Как определить , что младенец готов к введению прикорма?
Первая группа признаков обусловлена наступлением определенной стадии развития головного мозга ребенка. В чем это проявляется?- Малыш достиг необходимого уровня физического развития:
- Может самостоятельно захватить еду руками, донести ее до рта, поместить кусочки пищи внутрь, прожевать, проглотить или выплюнуть, если она ему не понравилась.
- Умеет движениями , знаками или звуками попросить еду, показать, что именно из еды он сейчас хочет.
- Способен ясно выразить нежелание оставаться за столом дальше.
- У него угас выталкивающий рефлекс языка - он без труда пережевывает деснами кусочки еды, не давясь ими и не испытывая позывов на рвоту.
- Интерес именно к еде, а не к предметам , выложенным на столе.
- Не успокаивается, если ему вместо еды предложить поиграть со столовыми приборами, игрушками, салфетками и кастрюлями.
- Не отвлекается от своего намерения получить пищу, даже если его вынести из кухни.
- Не интересуется тем, как едят взрослые, не тянется к ним в рот, когда они жуют.
- Вряд ли согласится вместо еды успокоиться сосанием груди.
- Наблюдается устойчивый пищевой интерес, т.е. подобное поведение становиться систематическим, а не разовым.
Вторая группа признаков готовности к введению прикорма обусловлена наступлением необходимой стадии дозревания желудочно-кишечного тракта. Что в нее входит?
- Отсутствие аллергических реакций после знакомства с новым продуктом.
- Отсутствие рвоты после приема взрослой пищи.
- Отсутствие проблем с пищеварением после проб незнакомой еды (запоры, поносы, вспучивания).
Если наблюдается хотя бы один из вышеперечисленных симптомов после начала введения прикорма - то, даже несмотря на настойчивые просьбы малыша получить взрослую еду, не будем торопиться ! Просто желудочно-кишечный тракт младенца еще не готов к перевариванию и усвоению прикорма. Нужно продолжить исключительно грудное вскармливание, дождаться исчезновения неприятных последствий введения новой еды и повторять попытки с интервалом не менее чем в одну неделю.
Теперь - внимание!
Малыш считается готовым к введению прикорма только тогда, когда произошло совпадение во времени первой группы признаков и второй. То есть у ребенка наблюдается достаточная физическая зрелость, устойчивый пищевой интерес и отсутствуют нежелательные реакции со стороны желудочно-кишечного тракта на прикорм. Во всех остальных случаях введение взрослой пищи будет считаться преждевременным.
Когда нельзя начинать вводить прикорм
Этих ситуаций не так уж и много. Не вдаваясь глубоко в подробные объяснения, просто перечислим их :
- Ребенок чем-то болеет , проходит медицинское обследование, принимает медикаменты, попал в больницу.
- У него наступил период активного и болезненного прорезывания зубов.
- Мама заболела, вышла на работу или учебу.
- Семья только что переехала на новое место жительства.
- В жизни малыша появилась няня или другой новый член семьи.
- В семье наблюдается стрессовая обстановка - развод, ремонт, смерть родственников, бытовые конфликты.
- Произошли резкие и существенные изменения в организации жизни младенца (начал посещать бассейн, развивающие занятия, поехал с мамой на море и т.п.).
- Для начала введения прикорма важно подобрать подходящий момент, который не совпадет по времени с вышеперечисленными ситуациями . Желательно дождаться , пока жизнь наладится, малыш приспособится к новым условиям, его здоровье нормализуется - и только после этого планировать знакомство с новой едой.
Самые важные принципы введения прикорма
Основное и самое главное - грудное вскармливание должно оставаться в жизни младенца в прежнем объеме. Нет никаких причин для уменьшения количества прикладываний к груди и сокращения ежесуточного объема кормлений женским молоком. Введение прикорма и сосание груди - два параллельных процесса , выполняющих разные задачи и имеющих разные цели. Уместно добавить, что маленький ребенок очень четко разделяет эти функции : например, для засыпания ему по-прежнему нужна грудь, а не 50 грамм творога, и для успокоения после полученного стресса - тоже. Грудное молоко имеет уникальный состав, подстраивающийся под нужды растущего организма. Даже на втором и третьем году жизни ребенка оно выполняет свои питательные задачи и отвечает за рост малыша и развитие многих функциональных систем. Способ введения прикорма по принципу замены грудного молока взрослым питанием не оправдан с точки зрения физиологии и психологии младенцев и, как правило, приводит к преждевременному прерыванию кормления грудью. В нормальной ситуации малыш, наряду с определенным объемом прикорма, получает женское молоко так же часто , как и раньше. Он может приложиться к груди до приема пищи, во время него или сразу после - чтобы «запить» новые вкусовые ощущения . Он продолжает кормиться грудью перед засыпанием, после пробуждения, ночью во сне и в любых других необходимых ему ситуациях.Второй важный принцип: прикорм младенца выстраивается из продуктов материнского рациона. Именно с ними малыш познакомился за время беременности и грудного вскармливания. Именно они обеспечат плавное и безвредное знакомство со взрослой едой. Именно они застрахуют младенца от возникновения аллергических реакций. Надеемся, что рацион кормящей мамы будет достаточно здоровым и разнообразным, чтобы к нему можно было допустить маленького ребенка. Если же мама употребляет вредные продукты - значит, для нее с момента введения прикорма настал самый подходящий момент для перехода на качественное питание! Желательно предлагать малышу ту же еду, которую в данный момент подают к общему столу - чтобы мама и малыш получали одинаковые продукты одновременно. При этом необходимо следить за тем, чтобы младенец получал самые качественные кусочки и безвредные с точки зрения влияния на пищеварение.
Следующее важное правило: сразу же приучаем ребенка есть самостоятельно. Конечно же, минимальная помощь может быть допустима: мама следит за поддержанием чистоты вокруг малыша, подсказывает правильные движения, контролирует его поведение, разместив кроху в момент приема пищи на своих коленках. Однако, тот ребенок, который полноценно прожил подготовительный период к введению прикорма и начал знакомиться со взрослой едой в подходящий для него момент, вполне сносно способен пользоваться чашкой, ложкой, салфеткой, может аккуратно доносить кусочки еды до рта - одним словом, действовать автономно при незначительном вмешательстве извне. Главное, чтобы введение прикорма не превратилось в пассивное открывание рта перед ложкой с едой, предложенной мамой. Необходимо поощрять самостоятельность младенца в приеме пищи с самого начала.Четвертый базовый принцип при введении прикорма: младенцу изначально предлагаются продукты разной консистенции. Жидкости разной температуры, размягченные пюре, кусочки овощей или фруктов, твердые хлебобулочные изделия, непротертые супы, рассыпчатые крупы. Важно научить малыша полноценно использовать возможности челюстного аппарата, а также предложить стимулы для развития навыков жевания и глотания. При этом необходимо следить за безопасностью младенца при знакомстве с новыми продуктами : если он взял в рот кусочек, с которым неспособен справиться - не раздумывая долго забирайте его у малыша изо рта!
Последний важный принцип: полный цикл введения прикорма составляет период в один год. Зарубежные медики предлагают достаточно медленные темпы увеличения объема взрослого питания, настаивая на том, что до полутора лет грудное молоко должно являться основным питанием младенца. В возрасте одного года другая еда, включая воду, кефир и любые жидкости, может составлять только 25 % от общего ежесуточного рациона маленького ребенка. Почему это важно? Во-первых, те вещества, которые входят в состав женского молока, не имеют аналогов в природе , а значит, что никакой продукт из взрослого рациона не сможет так же полноценно удовлетворить потребности растущего организма малыша. Во-вторых, именно в течении года ребенок естественным образом познакомиться со всеми сезонными продуктами, получив полное представление об экологической и социальной нише той культуры питания, к которой он будет принадлежать впоследствии. Обратим на этот пункт особое внимание - многие дети более старшего возраста едят с неохотой или вовсе отказываются от тех продуктов, которые они не попробовали в первый год введения прикорма. В-третьих, небольшие темпы увеличения объема взрослой пищи компенсируются богатым ее разнообразием. Малыш имеет возможность маленькими порциями съедать в течении дня большой список продуктов! Это гораздо важнее для адаптации желудочно-кишечного тракта к новой еде, чем регулярное употребление ограниченного рациона большими объемами.
Надеемся, что наша статья поможет вам подготовиться к введению прикорма и успешно пройти этот важный период в жизни вашего малыша!
Мария Гуданова, консультант по грудному вскармливанию, член Международной Ассоциации консультантов по естественному вскармливанию (www.akev.ru)
Полезные телефоны :
консультации по вопросам грудного вскармливания (8919) 778-54-33
лекции по грудному вскармливанию 228-03-29
заказ слинга (перевязи) www.omama.ru
телефоны консультантов в других городах на сайте АКЕВ www.akev.ru
Опубликовано в журнале «Мой ребенок» в марте 2010 года.
Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.
TopТеги: прикорм введение прикорма Гуданова Мария
Последние Комментарии