Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::connect() should not be called statically in /var/www/semyaras/data/www/semya-rastet.ru/_classes/connect.php on line 15 Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::parseDSN() should not be called statically in /var/www/semyaras/data/www/semya-rastet.ru/_classes/Generic.php on line 89 Strict Standards: Non-static method DbSimple_Generic::parseDSN() should not be called statically, assuming $this from incompatible context in /var/www/semyaras/data/www/semya-rastet.ru/_classes/Mysql.php on line 35 Дети за забором. Приемные дети. Дети в семье.
Материалы, присланные пользователями
Материалы, присланные пользователями

Дети за забором


111222 - Ну что ты такое говоришь?
- Я знаю, что говорю, я дебил, псих, понимаешь?
- Не правда, ты умный, ты хороший человек…
- Ты бумаги мои видела? Так вот, по бумагам я - псих.


Автор приведенных выше строчек уже второй год как пациент психоневрологического интерната для взрослых в Московской области. По документам он умственно-отсталый,
необучаемый, апатичный человек, не приспособленный к трудовой деятельности. Вопрос
о том, может ли этот юноша жить самостоятельно, дирекцией детского дома даже не поднимался. Его судьбу решили очень быстро, в три этапа: первый - в возрасте 14-ти лет
мальчика, который фактически был беспризорником до этого момента, изъяли от пьющих родителей и поместили в коррекционное учебное заведение, в первый класс. Прошло около года, за это время юноша так и не сумел освоить грамоту, и он отправился в детский дом инвалидов. Когда ему исполнилось 18 - в психоневрологический интернат. Я продолжаю поддерживать знакомство с этим мальчиком, знаю его еще с подросткового возраста, довольно близко. Он Его жизнь могла бы сложиться иначе, если бы он встретил на своем пути семью, или опекуна, но не сложилась…

Я несколько лет проработала волонтером в сиротском учреждении для детей с умственной отсталостью. За эти годы из нашего учреждения забрали троих детей. Благодаря тому, что опекуны наших ребят продолжают активно распространять информацию о детях и пиару волонтеров остается надежда, что эти счастливые случаи, когда дети «из-за забора» покинули дом инвалидов и получили шанс жить полной, деятельной жизнью, не будут последними и шанс появится еще у кого-то из наших воспитанников.

Начинать разговор об усыновлении детей из спецучреждений всегда сложно. Мне особенно, потому что я пока не могу личным примером показать, что усыновление ребенка из дома инвалидов далеко не всегда требует от приемных родителей особой жертвенности, чрезмерных душевных и финансовых затрат. Однако, в моем распоряжении опыт приемных семей, принявших к себе бывших воспитанников интерната, беседы с ними, наблюдения за тем как развиваются дети, которые еще вчера считались необучаемыми и отсталыми в домашней обстановке. На основании этого опыта я и позволяю себе говорить.

Безусловно, в одной статье не удастся рассмотреть все аспекты пребывания детей-сирот в домах инвалидов и их семейного устройства. Начать бы хотела с разговора о детях, которые не так часто выходят на передний план в волонтерских и усыновительских обсуждениях, о детях с легкой и умеренной формой умственной отсталости.

Умственная отсталость - одна из основных фобий потенциальных усыновителей. Я довольно часто посещаю форумы состоявшихся и потенциальных усыновителей, там довольно часто появляются сообщения аналогичные следующим: "очень боимся УО", "только не УО", "Боже мой, вдруг УО". Действительно ли умственная отсталость - такой страшный недуг?

Некоторое время назад я задала на нескольких Интернет-ресурсах, посвященных вопросам усыновления, вопрос: Смогли бы вы принять в семью ребенка инвалида. Ответы позволили приблизительно обрисовать список причин, по которым принятие в семью не совсем обычного ребенка принято считать практически невозможным:

1) Огромные деньги уходят на реабилитацию.

2) Ребенок нуждается в постоянном присмотре и опеке.

3) Ребенка негде учить, нужно все время лечить.

4) Ребенок не способен к самостоятельной жизни.

5) Ребенок не сумеет сам себя прокормить и будет пожизненной обузой.

6) Эти дети не могут по-настоящему чувствовать, мыслить, они тупы, они не умеют соображать и ничем не интересуются.

К сожалению, я не обладаю достаточным багажом знаний и опыта, чтобы исчерпывающе прокомментировать каждый из этих пунктов. Я не психиатр и не психолог, не так много примеров, когда дети выходят «оттуда» мне знакомы. Однако на мой небогатый опыт практически полностью опровергает перечисленные выше пункты.

Немного уточню. Из нашего интерната взяли под опеку троих детей. Два мальчика, 13 и 16 лет, находятся в семье чуть меньше года, девочка - 18 лет, 2 года находилась на гостевом режиме, под опекой несколько месяцев. У всех детей стоял диагноз умеренная умственная отсталость. Как минимум у двоих из них он полностью соответствует действительности.

1.Мероприятий, направленных на поддержку и улучшение здоровья ребят потребовался минимум: консультации окулиста и зубного врача, курс массажа от сколиоза, абонетемент в бассейн. У одного из ребят были застарелые простуды (наследство детского дома), эту проблему решил курс физиотерапии в районной поликлинике. Бесплатный. Что касается психического здоровья, то все ребята не пьют никаких таблеток, и, по словам психиатра, не нуждаются в поддержке медицины в данной области.

Почему тогда словосочетание «сирота-инвалид» продолжает ассоциироваться с
длительным и дорогостоящим лечением? На мой взгляд, причина в том, что обыватель имеет весьма приблизительное представление о том, какие дети содержатся в таких учреждениях. На слуху обычно оказываются действительно из ряда вон выходящие случаи, как правило, связанные с судьбой совершенно беспомощного ребенка (например, нашумевшая история девочки Кристины). Между тем, значительная часть воспитанников детских домов для умственно-отсталых сирот, физически относительно, или совершенно здоровы, развиты и способны полностью себя обслуживать. Слабость их умственного развития, по сути, не является заболеванием, поэтому лечения не требует.

2. Все три ребенка, взятые под опеку из нашего интерната полностью самостоятельны в быту, свободно передвигаются по городу, делают покупки, ездят на общественном транспорте. Мальчики умеют оплачивать счета, пополнять баланс мобильных телефонов, разбираться в расписании автобусов. Старший мальчик умеет планировать доходы и рассчитывать деньги. Все дети за короткий срок научились минимально готовить и оказывают родителям значительную помощь в ведении домашнего хозяйства, в частности присматривают за младшими членами семьи.

3. Проблема образования - одна из наиболее трудных при воспитании детей с умственной отсталостью. Но она разрешима. По закону все дети РФ имеют право на образование, независимо от их диагноза. Дети с разными степенями умственной отсталости обычно обучаются в коррекционных школах.

Семьи, на опыт которых я опираюсь при написании этой статьи, вплотную столкнулись с проблемой современных коррекционных школ, где ребенку фактически не дают никаких знаний. Тем не менее, в таком крупном мегаполисе как Москва возможность подобрать коррекционную школу существует.

Кроме того, в Столице действует несколько благотворительных образовательных центров, в которых дети могут получить необходимые знания. Достаточно часто учащиеся находят в себе силы освоить с нуля или догнать программу средней школы и получают в итоге среднее образование.

В Москве и области существует несколько профессиональных училищ, готовых принять выпускников коррекционных школ. Для детей, не имеющих школьного аттестата возможностей, безусловно, меньше, но они так же есть. В частности одно из училищ в области готово принять детей, не имеющих школьного аттестата и дать им профессию.

4. В известных мне случаях, принятые в семью сироты с умственной отсталостью за короткий срок полностью овладели большинством социальных навыков. И учитывайте, то эти дети были приняты в семью очень поздно, практически незадолго до выпуска. Все трое не просто способны к самостоятельной жизни, они искренне к ней стремятся. Следует различать самостоятельную жизнь и жизнь в одиночестве. Несомненно, гораздо чаще умственно отсталый ребенок до конца жизни будет связан со своим родителем, но этот факт не закрывает от него возможности вести полноценную жизнь, на равных условиях со здоровыми членами семьи. Возможность сосуществования на равных с прочими членами семьи, возможность вносить свою лепту в общее благосостояние, дает человеку чувство собственного достоинства, собственной «нужности», если хотите. Оно понятно и приятно для любого. Я не знаю, как сложится в дальнейшем жизнь ребят, взятых под опеку из нашего интерната. Кто-то из них, возможно, навсегда останется со своими приемными родителями, кто-то попытается жить самостоятельно, возможно даже завести свою семью. Могу лишь сказать с уверенностью, что тот факт, что они уже сейчас начинают делать первые шаги на пути к самостоятельности.

5. Да, умственно-отсталый ребенок не сможет получить престижную профессию и едва ли сможет хорошо зарабатывать. Но прокормить себя сможет. Умственно-отсталый ребенок может получить специальность швеи, портного, мастера по ремонту обуви, повара, озеленителя-садовника и много других. Так же он может заниматься деятельностью, не требующей квалификации: работать курьером, почтальоном, грузчиком, дворником и так далее. К сожалению, трудоустройство инвалидов в нашей стране развито слабо, но оно возможно. И при поддержки семьи, разумеется, более реально.

6. Первоначальный вариант этой статьи комментирует Ирина Кожухарова, приемная мама из Симферополя. Иногда реально раздражает примитивность ребенка. К этому надо привыкнуть - и расстаться с надеждой на тонкость чувств и восприятия. Все получается как бы очень прямо, без полутонов. Во многом соглашусь с Ириной, тем не менее, рискну утверждать, что далеко не всегда понятия тонкости чувств и восприятия не совместимы с умственной отсталостью. Просто «они» из-за заборов и запоров сиротских учреждений для детей-инвалидов, из своей вынужденной изоляции, воспринимают мир несколько иначе. Это восприятие вряд ли изменится полностью, и до конца жизни такие дети будут казаться несколько ограниченными по сравнению со своими более благополучными сверстниками. Тем не менее, многим из них доступны высокие материи и глубокие чувства.

- Я раньше смерти не боялся, пока думал, что вот мы живем, старые становимся, и все, больше нет ничего. А сейчас боюсь. Иногда ночью просыпаюсь, думаю, я живой еще, или как? И как это вообще будет, умирать. Больно, вот чего боюсь, а потом
не знаю. Кто его знает, что там... - это слова юноши, реплики которого я процитировала в начале статьи.

Надеюсь что вышеизложенный текст позволил мне в какой-то мере доказать, что появление в семье ребенка с умственной отсталостью не является из ряда вон выходящим событием, требующим от приемных родителей нечеловеческих душевных и физических усилий и финансовых затрат, привилегией избранных. Отмечу так же, что я опиралась на случаи опеки над взрослыми детьми, находящимися в ситуации, когда большинство возможностей для реабилитации, обучения и развития уже упущены. Если бы они были изъяты из государственного учреждения раньше, то сейчас могли бы похвастаться даже лучшими результатами и, безусловно, имели бы больше возможностей для социализации.

Так почему же детей с умственной отсталостью по-прежнему не спешат принимать в семьи?

Одна из первейших причин, на мой взгляд - неточность и противоречивость сведений о состоянии таких детей. Наш интернат одно время регулярно посещали волонтеры (сейчас руководство лишило их такой возможности). Для всех волонтеров опыт общения с детьми из таких учреждений был в новинку. Больше всего они были поражены тем, насколько развитыми (по сравнению с ожидаемым) оказались эти дети. Адекватность воспитанников, их умение вести беседу, чувство юмора, разнообразие интересов и занятий шли в разрез с представлениями обывателей.

Вторая причина - закрытость учреждений для посторонних визитов. Нам повезло, опекуны, в последствии принявшие в семью детей из нашего интерната, имели возможность познакомиться с ними в неформальной обстановке до того как приняли решение об опеке, и до того как совершили первый визит в опеку и к директору учреждения. Не могу говорить за всю страну, но я столкнулась с тем, что руководители учреждений для сирот-инвалидов склонны любым способом отговаривать потенциальных опекунов от решения принять в семью ребенка. В ход нередко идут угрозы и обыкновенная ложь, которой ребенок предстает безнадежным овощем, или агрессивным исчадием ада. Удостовериться в правомерности подобных утверждений потенциальный родитель обычно не имеет возможности, либо (думаю, это случается чаще) не имеет желания. Органы опеки так же стараются всячески препятствовать семейному устройству воспитанников подобных учреждений. Таким образом, потенциальный родитель не имеет возможности получить сколько-нибудь адекватную информацию о ребенке, и вынужден принимать решение практически в слепую. Это страшно и мало кому доступно. Однако не редко даже при возможности увидеть ребенка, познакомиться с ним, при полной поддержке органов опеки и имея все возможности посвящать ребенку сколько угодно времени и сил, потенциальный родитель все же отказывается принять в семью умственно отсталого ребенка. Почему?

Третья, и (на мой взгляд) одна из главных причин, по которой ребенок с умственной отсталостью лишается возможности жить в семье - стереотипы, в плену которых до сих пор находится большинство потенциальных родителей. Заглянув на форумы для будущих и сегодняшних приемных мам и пап выявить эти стереотипы не сложно. У мальчиков шанс найти семью меньше чем у девочек. Еще меньше - у так называемых национальных детей. Чем старше ребенок - тем ниже его шанс попасть в семью, после десяти лет шансов практически нет. Детей инвалидов устроит в семью только чудо.

Комментирует Сергей, будущий опекун мальчика 12-ти лет из коррекционного детского дома:
…родитель берет ребенка "для себя". И ему хочется, чтобы этот ребенок был "как все". Ребенком хочется гордиться, и это нормально. Тем не менее, мне кажется, что ориентация на то чтобы ребенок был «как все» говорит о том, что ребенка берут не для себя, а для окружения. Гордиться можно достижениями, и для кого-то это будет школьный аттестат в 12-ти летнем возрасте, а кто-то в возрасте 16-ти лет, наконец, научится (получит возможность научиться) зажигать газовую плиту и варить макароны. И то и другое - победа, и повод для гордости. Действительно, принять тот факт, что успехи вашего ребенка всегда будут ниже достижений соседского довольно не просто. Здесь нужно раз и навсегда принять ребенка как своего, как данность, в любом виде, с любыми способностями, и гордиться тем, какой он есть. Достаточно сложно, но ведь по сути, так нужно принимать любого ребенка, приемного и родного, здорового и не очень.

Среди усыновителей «не таких» детей так же силен миф, что грамотная реабилитация, постоянные занятия и строгая дисциплина смогут «дотянуть ребенка до нормы», и он станет таким же, как все прочие дети из их круга. Комментирует Ирина Кожухарова: Принимать такого ребенка с надеждой, что любовью все вылечить можно - как это ни странно - часто приводит к разочарованию, прежде всего, в собственных силах "волшебника". Действительно, принимая в семью ребенка (любого), лучше сразу оставить любые ожидания. В случае с ребенком с умственной отсталостью - особенно. Потому как, скорее всего им не суждено оправдаться. Но так ли уж это страшно, как кажется?

Комментирует Сергей: На каком-то этапе мне тоже трудно было понять, зачем берут детей с УО. ЗПР - это ладно, с этим еще что-то можно поделать, а вот УО...
Но потом появился Олежка, и мне стало абсолютно плевать на то, что он, скорее всего, никогда не поступит в институт, и на то, что он вряд ли этого захочет, и на то, что он никогда не станет таким же начитанным, как я, и на многое другое мне стало абсолютно плевать! И дальше я понял, что, если бы рядом с моим домом оказался не обычный ДД, а интернат для умственно отсталых детей, то, наверное, вместо Олежки был бы кто-то с более серьезным диагнозом. Потому что привязываешься-то к человеку, а не к диагнозу.

Последним аргументом «за» от меня будет то, что семейное устройство для ребенка из детского дома инвалидов - единственный шанс на какую бы то ни было биографию. Эта проблема редко обсуждается, но в нашей стране система социальной защиты людей с инвалидностью уместнее бы было назвать системой изоляции. Дети из детских домов для умственно отсталых проживают всю жизнь в закрытых интернатах, перебираясь из детских во взрослые, а оттуда отправляются на кладбище. Семья для них - единственный шанс не на счастливую жизнь, а просто на жизнь, биографию, судьбу.

Да, эта жизнь будет не такой, о которой обычно мечтают родители: аттестат, престижный ВУЗ, хорошая работа, обеспеченное будущее, семья. Возможно, ребенок вырастет дворником, грузчиком, портным, обувщиком или почтальоном.
Будет мало зарабатывать и не сможет поддержать вас в старости. Может быть, он не сумеет завести семью и едва ли сможет повидать мир, и оставить след в истории науки. Но у него будет шанс прожить эту жизнь счастливо и честно.

Автор: Лелюхина Марина
Источник: http://vmeste.pravmir.ru/deti-za-zaborom/

Подписаться на новости проекта "Онлайн школа Екатерины Бурмистровой"



Группа Семья Растет на Facebook!

Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.

Последние Комментарии



  • Гость

    Лара27-11-19 11:39:58

    Кроме того, насмешил и тот факт,что из умственно отсталого получится лишь работник перечисленных выше сфер деятельности.В нашей стране, думаю и в России, люди с двумя,тремя высшими образованиями вынуждены работать грузчиками и дворниками. Если повезёт.) Безработица никого не щадит. Особенно касается женщин-мам и людей за лет сорок. Так что не в тему. К тому же, именно на эти и ещё более неквалифицированные работы с радостью принимают массы наших соотечественников в рабы за рубеж.Но там они получают зарплату, позволяющую не только еле выживать, но и содержать свои семьи. Местные имеют более престижные должности ! Даже умственно отсталые. Это такая политика, направленная на истребление местного населения стран СНГ.

  • Гость

    guest24-07-18 01:10:24

    "Курс массажа от сколиоза" рчень насмешило. Если автор не в курсе, это примерно то же что "мертвому припарки"

Гость
Имя* (4 символа мин.)
E-mail* (не публикуется)
Сообщение:

Вычислите:
copoк чeтыpe минуc ceмь
(Ответ цифрами):

комментировать




Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Женские истории: нам не нравится, как мы выглядим

В определенных слоях нашего общества, да и в русскоязычной культуре в целом, тема телесности, желаний и влечений закрыта или табуирована.

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Лето с пользой для семьи

О программе «Летняя Школа», ее возможностях и преимуществах 4 июня в 22:00

добавить статью
Школа онлайн
Идеи для обустройства детской зоны на дачном участке.

Большинство детей проводят лето на даче, поэтому хочу вам предложить некоторые идеи, которые помогут вам с пользой и интересом провести это время.

добавить статью
Школа онлайн
Про пространство и порядок

Необходимо, чтобы с раннего возраста у ребенка было свое пространство

добавить статью
Основные принципы здорового питания детей (Часть 1)

Что главное в питании ребенка? Продукты должны быть качественными. Это не значит - дорогими. Это значит - как можно более натуральными. Большинство из нас живет в городах, но даже в городе можно постараться приблизить питание ребенка к природному. Например, поискать натуральное молоко, яйца, чаще использовать овощи и фрукты с дачи.

добавить статью
Личные границы

Ответьте на вопросы и попробуйте почувствовать, как они вам откликаются.

добавить статью
Старший: привилегия или повинность?

Первый ребенок в семье… Все родительское внимание безраздельно принадлежит ему, первенцу, любимцу семьи и всеобщему баловню. Но появляются другие дети, и из единственного он превращается в старшего. И тогда этому «счастливчику» нередко достаются и лишние упреки, и повышенные требования, и порой – непосильные обязанности.

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Мультфильм-страшилка «Зеленые зубы»

Мультфильм «Зеленые зубы» – обладатель Приза за лучший фильм для детей Открытого Российского Фестиваля Анимационного кино в Суздале.

добавить статью
Пасхальная открытка из цветных ниток

Простая поделка для самостоятельного детского творчества. Подходит для детей от 2 лет.

добавить статью
Зависимости и созависимость в семье

Встреча со специалистами по зависимостям. Обсуждение вопросов связанных с возникновением наркомании, алкоголизма и интернет зависимости у подростков.

добавить
Безмолвный крик. Фильм об абортах.

Изображение 12-недельного ребенка появляется на ультразвуковом экране. Мы видим, каким образом совершается аборт на сроке беременности в 12 недель. А сейчас мы увидим фильм - впервые сделанную в реальном ультразвуковом изображении запись аборта.

добавить
Журнал

журнал многодетная семья
Продолжается подписка на журнал "Многодетная семья" на 2011 год.
Подписаться можно по каталогу «Роспечать» во всех почтовых отделениях, или заполнив форму на нашем сайте.

добавить журнал

Альгина
Добрый день! Полное имя мое Мария Груздева, а сына зовут Саша (проблема была, что он в 3 года никак не ходил по большому на горшок, и еще раз были на консультации по проблемам его поведения). Памперс ...

Бурмистрова Екатерина
Вроде планируется 31.01 про горшок.Я думаю что надо на 10-14 дней от дочки вообще отстать, чтобы "снять интоксикацию", так сказать. А на большой унитаз не пробовали? далее...

Задайте свой вопрос

Ребенок и уход за ним, Спок Б.

Американский ученый, детский врач и педагог Бенджамин Спок приобрел мировую известность, и уже выросло не одно поколение детей, воспитанных "по Споку"

добавить
Новостная рассылка
Подписаться на новости
подписаться
Последние комментарии

51/0.10355091094971 0.12113213539124