Главная / Статьи / Дети в семье / Приемные дети / Приемные и родные дети

Приемные и родные дети
Государственное учреждение Республиканский центр усыновления, опеки и попечительства, г.Сыктывкар
Приемные и родные дети
Это очень сложный вопрос, потому что нет похожей ситуации. Ребенок приходит в семью, в которой уже есть свои дети более старшего или младшего возраста, противоположные по полу или того же пола. Не редки ситуации, когда ребенок приходит в семью, а потом появляется свой ребенок.
Во всех случаях очень важно научиться не ущемлять интересы одного ребенка и продолжать развивать интересы другого.
Что нужно учесть, например, если в вашу семью приходит ребенок младше, чем ваш?
Внимательно наблюдайте за поведением вашего ребенка. Для него резко все изменилось: из маленького и единственного он превратился в старшего брата, хотя не предполагал, что так будет. Теперь он должен изменить свое поведение, и внимание своих родителей ему придется делить с братом. Теперь он на какой-то свой каприз может услышать: «Ну, ты теперь уже большой». То есть ребенок в один момент лишился привилегий младшего. Это бывает и в обычной семье при рождении следующего ребенка, но там все происходит естественным путем, а здесь нужно приложить намного больше усилий, чтобы ваш сын или дочь как можно безболезненнее поменяли свой статус.
На консультации-подготовке семьи к помещению в нее нового ребенка вместе с мамой-кандидатом присутствовала и ее приемная дочь шести лет. В беседе на первой встрече мама убедительно говорила о том, что Наташа очень рада предстоящему появлению в семье сестрички, очень ждет ее.
Теперь, когда все документы были оформлены, мама и дочка смотрели фотографии малышей и решали, когда ехать знакомиться. Наконец мама остановилась на двухмесячной малышке (ей хотелось совсем маленькую) и радостно сказала: «Посмотри, вот будет твоя сестричка. Какая она хорошенькая!» Мама не заметила, что Наташа, взглянув на фото, вдруг сжалась и ничего не ответила. На повторное восклицание матери она нехотя кивнула головой, чтобы не обидеть маму. Но было понятно, что девочка реально увидела соперницу, которой мама уже отдает часть внимания, которой радуется.
Каким бы ни был взрослым и понимающим ваш ребенок, он все равно будет претендовать на ваше внимание.
К психологу обратилась мама-опекун. Полгода назад их семья приняла на воспитание племянника - десятилетнего сына своей непутевой сестры. Поначалу все шло, как казалось маме, хорошо.
Чтобы мальчик максимально быстро привык к семье и семейным правилам, почувствовал себя уверенно, приемная мать старалась подбодрить, похвалить Сашу. Она часто подходила к нему, ласково разговаривала с ним, гладила по голове. Родной сын Андрей спокойно отнесся к тому, что в их семье появился еще один мальчик. У Андрея были свои интересы: он занимался спортом, ходил на дискотеки, в целом не доставлял родителям особых хлопот, несмотря на свои почти 14 лет. А потом увлеченная новой ролью мама как-то заметила, что сына нет дома в обычное время. Вернувшись, он ничего не стал объяснять, ушел в свою комнату. На вопросы психолога, какие отношения были в последнее время с сыном, мама уверенно сказала: «Хорошие». Отвечая на наводящие вопросы психолога (не показалось ли ей все-таки что-то не совсем адекватным, странным), мама вспомнила «странности». Ее удивило, что несколько раз сын пытался привлечь ее внимание: просил помочь подготовить уроки, задавал «глупые» вопросы, крутился постоянно на кухне, когда она была там с Сашей. Ей даже пришлось несколько раз сказать: «Андрей, ну, не хватало еще с тобой возиться. Ты же совсем большой, а ведешь себя как маленький". После этого сын стал раздражительным, агрессивным, и мама связывала это с подростковым возрастом.
Пришлось объяснять маме, что дело не только в возрасте. Мальчик относительно спокойно переживал этот возраст, был занят нормальной подростковой деятельностью. Но любой стресс имеет последствия. В данном случае приход в семью нового члена изменил ролевые позиции, и Андрей почувствовал себя ненужным, лишним. Его рано посчитали взрослым. Да, его интересы уже выходят за рамки семьи, он прислушивается к мнению сверстников, но это не значит, что он не нуждается в авторитетных и любящих родителях. Маме было предложено провести простой эксперимент: просто обнять сына, спросить про его дела, попросить оказать помощь. Чтобы помочь мальчику утвердиться в своей значимой роли в семье, необходимо сказать примерно такие слова: "Ты - мой сын. Ты всегда будешь моим помощником и главным в семье. Саше трудно, ему нужно помочь. Без тебя это будет сделать намного труднее».
Мама позвонила через несколько дней: «Я и не представляла, как Андрею важно было это услышать, как ему нужно было мое внимание".
Если ребенок старше вашего, он требует внимания не меньше младшего, особенно на первых порах. На самом деле он становится ребенком, у которого в некотором смысле отобрали маму и папу, и он просит выполнения своих детских желаний, может быть, даже отложенных в младшем возрасте. Не нужно удивляться этому и пугаться, когда ребенок вдруг начинает действовать не по возрасту - например, залезает на колени, чрезмерно требует ласки. Обязательно нужно выделять минутки для детства, чтобы потом, восстановив цепочку необходимых для ребенка «детских» поступков, требовать и «взрослого» поведения. Чтобы это не выглядело странным и неловким, выберите время для потакания желаниям своего ребенка, когда дома только близкие люди. Затягивать эти состояния тоже не стоит. Ребенок может так и остаться в ситуации детского инфантилизма, что совсем ему не на пользу.
Если в семье уже есть приемный ребенок и приходит еще один, возможны те же самые сцены ревности, возникновение конфликтов и фразы типа «пусть он уходит обратно в детский дом». Ребенок не помнит, что он сам был очень неуверенным, неуклюжим, порою вредным и агрессивным, но не хочет простить это новоявленному брату или сестре. Но в большинстве случаев ребенок берет шефство над новым ребенком и учит тому, чему его самого научили.
Есть случаи, когда, затаив обиду на родных детей, женщина берет ребенка - «назло вам». Она думает, что если свои дети не слушаются, не понимают или не ценят ее заботу, то с другим ребенком будет лучше. Она ждет благодарности, а получает разочарование, и дети не становятся близкими. В этом случае будут страдать и родные, и приемные дети.
Если преследуется цель решить проблемы со своим сыном или дочерью - найти им друга (подругу), повлиять на родного ребенка положительно, то это тоже может не принести успеха. Любой приемный ребенок прежде всего нуждается в решении его проблем, в удовлетворении сначала его потребностей. Совсем не обязательно, что он будет играть ту роль в семье, которую вы уготовили для него.
Часто можно услышать: «Хорошо, большие дети высказывают и показывают свое отношение к новым братьям или сестрам, но маленькие дети дошкольного возраста еще ничего не понимают, что им-то объяснять, их-то что готовить?» Это очень неверное представление.
Мама сказала пятилетней Арине, что теперь у нее будет сестра - ей тоже пять лет. «Вы вместе будете играть, игрушек у тебя много, хоть научишься делиться».
С первых дней отношения у девочек не сложились. Арина, конечно, дала свои игрушки, но Света просто их ломала, книжки рвала. В конце концов, Арина подошла к маме и сказала, что уходит жить к бабушке, потому что бабушка ее любит и не заставляет играть со Светой.
Преследуя благие цели воспитать ребенка-сироту, не забываем о родных детях!
Нельзя, чтобы подросший сын, глядя на которого вы махали рукой, дескать, «он все понимает, ему все равно», сказал однажды с обидой матери: «Мама, ты лишила меня детства».
В конечном итоге живущие в семье дети - это братья и сестры. Родители отмечают, что не делают различия - мои и не мои, стараются, чтобы дети почувствовали себя родными.
Воспитывая одного ребенка, родители понимают, что он нуждается не только в общении с ними. Как правило, общение со сверстниками дает ребенку огромный опыт, которого он не получит в общении со взрослыми. Поэтому взаимоотношения между детьми в семье имеют большое значение, как для общего эмоционального климата семьи, так и для каждого ребенка в отдельности.
Конфликты между ними неизбежны, их можно назвать нормальными событиями в детской жизни, но важно, чтобы они разрешались без унижения и оскорбления личности.
Наблюдательный родитель заметит направленность взаимоотношений между детьми, что именно преобладает в их отношениях: желание опекать, желание задеть, желание унизить, желание командовать.
Предлагаемый список поможет вам проанализировать качество отношений между детьми в вашей семье и взять на контроль появление негативных отношений.
Возможны следующие проявления в отношениях между детьми в семье:
желание успокоить, приглашение к сотрудничеству (игре), копирование поведения, защита брата или сестры, гордость за брата (сестру), робость и скованность в отношениях, обожание, опека, безразличие, обзывание, жалобы, высмеивание, избиение, приставание по мелочам, отбирание личных вещей, командование, окрики, манипулирование, отталкивание, агрессивность, раздражение, насмешка.
Чтобы быстрее сложились отношения между детьми, можно использовать некоторые приемы:
- в процессе подготовки родного ребенка нужно говорить о том, что он все равно ваш сын (дочь), которого вы любили, любите и будете всегда любить;
- приготовить игрушки, которые ребенок сам подарит
новому братику;
- попросить решить ребенка, где он будет теперь спать или где будет стоять его письменный стол;
- чтобы дети меньше проявляли ревность, организовать праздничный стол в честь гостя, но с подарками всем детям в семье;
- исходя из возраста, сначала организовывать совместную деятельность под руководством взрослых, затем совместную деятельность детей с контролирующими функциями взрослого; так они учатся взаимодействовать, распределять обязанности, закрепляют ролевые позиции;
- помогут совместные чтения, просмотры телепередач и обсуждения интересных тем.
Как предостережение приведем пример неправильного поведения приемной матери при формировании отношений между братом и сестрой и, как следствие, плачевных результатов.
В приемной семье Алла воспитывалась несколько лет. Когда в семью пришел приемный мальчик, Алла радостно говорила всем, что у нее теперь есть брат. Прошло полгода. Педагоги в школе стали замечать неладное: девочка замкнулась, стала раздражительной, в дневнике появились тройки и двойки. Мама сама обратилась к психологу с жалобами на плохое поведение девочки дома. Беседа с мамой и детьми многое прояснила. Приемная мать решила, что Алла (ей пятнадцать лет) уже большая. Ей незачем уделять много внимания. Всю любовь, ласку мама обратила на дошколенка Сашу. Когда девочка пыталась также приласкаться к маме, следовал ответ: «Ты же большая». Видя, сколько внимания отдается Саше, Алла стала исподтишка обижать его, затем, протестуя, уходила из дома. У нее появились друзья, с которыми она весело проводила время. Появились пагубные привычки: начала курить, пить спиртное, а однажды не пришла ночевать. Мама не поняла протеста девочки и не захотела измениться. Она обвинила во всем девочку и отказалась от нее.
Источник: журнал "Детский Дом", № 25 (4"2007) http://www.journaldetskidom.ru/magazine/?act=more&id=484
Подписаться на новости проекта "Онлайн школа Екатерины Бурмистровой"
|
Tweet | В Мой Мир | ||
Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.
Top
Последние Комментарии