Главная / Статьи / Дети в семье / Приемные дети / Усыновленный ребенок

Материалы, присланные пользователями
Материалы, присланные пользователями

Усыновленный ребенок: комментарий школьного психолога

.
Мастакова Е.И., психолог прогимназии 1733.
sonya020Я училась в 4-ом классе. Жили мы рядом с лесом, поэтому нередко бывали там с подругой. Однажды в лесу мы встретили много гуляющих малышей. Они были нелепо одеты, многие - с запекшимися соплями на носу, и какие-то чуть странные, непохожие на обычных детей. Одна девочка была с темным цветом кожи, что особо тогда привлекло наше внимание. Мы не сразу догадались, что это - детдомовские ребята. Нам было их очень жалко. Мы подошли поближе и пытались познакомиться с некоторыми из малышей. Они были нам рады. Стали подходить, навязчиво пытаясь прижаться, подержаться за руку, заговорить, привлечь к себе внимание. Возникало брезгливое ощущение внутри, но жалость его пересиливала. Мы стали часто ходить на ту полянку, чтобы встретиться с ребятами. Покупали им пряники и другие сладости. Воспитатели не очень обращали на нас внимание. Они были в основном заняты общением друг с другом и следили, чтобы дети не разбрелись по лесу.

Вот эта самая жалость, переходящая в дальнейшем в щемящее чувство боли, поселилась в душе еще тогда. В течение всей жизни я периодически строила более или менее конкретные планы усыновления детей, несмотря на то, что и со своими забот хватало.

Очень понимаю людей, которые готовы и усыновляют детей из детских домов. Но в этом вопросе все не так однозначно. Хочу рассказать о своих реальных встречах как специалиста - детского психолога с усыновленными детьми.

Будучи еще молодым специалистом, я работала в семейной консультации. Разных ребятишек ко мне приводили на прием, разные запросы были у родителей. Однажды пришла очень уже немолодая мама и привела мальчика-третьеклассника. Я всегда сначала обследую ребенка, а уже потом выслушиваю родителей, чтобы избежать предвзятости в восприятии проблем этого конкретного человечка.

Уже когда этот мальчик появился в дверях - достаточно высокий, крепкий; черные волосы; темные глаза, стреляющие на меня с опаской, а в основном смотрящие в пол - у меня похолодела спина. Я как всегда пригласила его сесть за стол поиграть и выполнить разные интересные задания. Его пальцы были постоянно в движении, как у профессионального шулера, все время как бы поглаживая и перебирая предметы на столе. В глаза он не смотрел, но когда изредка поднимал на меня свой тяжелый взгляд, я примерзала к стулу.

Интеллектуально мальчик был сохранен, но искажения в эмоциональной сфере отмечались значительные. Как оказалось, проблема, с которой пришла мама, было воровство. Он везде крал деньги: у мамы, у учителей, у одноклассников, не смотря на то, что у него были свои карманные деньги. Т.е. у ребенка была настоящая клептомания, генетическое наследственное заболевание, выявить которое на ранних стадиях развития невозможно. Мама не сказала тогда, что он - усыновленный ребенок, хотя это было понятно и так. Я направила их к детскому психиатру, который порекомендовал маме расторгнуть договор опеки.

Следующие приемные ребятки, с которыми я столкнулась в своей практике, - две девочки, усыновленные разными, но очень хорошими семьями. У меня была возможность наблюдать этих девочек в течение восьми лет. Одной на момент усыновления было 2 года, другой - 4 года. Симпатичные девочки. Одна необыкновенно улыбчивая, красавица, ласковая. Вторая очень активная, бедовая такая. С генетикой у них, в общем, все было в порядке.

Интеллектуальные возможности обеих в пределах нормы, проблемы в обучении есть и у той, и у другой. Но что такое проблемы в обучении - ерунда, они могут быть у любого родного ребенка. В период привыкания к новым условиям жизни в семье были у каждой свои сложности, но это тоже понятно и преодолимо, хотя и требует усилий. Я о другом хочу сказать. О том, что меня внутренне сильно напрягло сразу же, когда я этих девочек увидела впервые, и продолжает напрягать по сей день.

Такое впечатление, что душа человеческая не в состоянии вынести той боли, того испытания, которое ложится на плечи брошенного в самом раннем возрасте малыша. Душа замирает, остолбевает, умирает. Ребенок становится похож на робота, который выполняет все что требуется; внешне как будто бы спокоен; не чувствует особой боли, особой радости. Та самая субъектность, о которой сейчас так много говорят психологи, фактически отсутствует. При этом внешне ребенок может быть как бы даже очень эмоциональным, обаятельно улыбаться, демонстрировать радость, когда от него этого ждут.

Поначалу я надеялась, что все это преодолимо, что девочки оттают в окружении любящих мамы и папы. Возможно, бунтуя, протестуя, чтобы выплеснуть из себя всю ту боль, что им пришлось пережить в самом начале своего пути, но оживут. Этого не произошло.

Еще один случай, о котором я хочу рассказать, более оптимистический. Мальчик, которого ко мне привели на прием, - очень теплый, чутко реагирующий на общение глазами, совестливый, с хорошими устремлениями. Не всегда у него все было успешно в учебе, в связи с чем и состоялись наши встречи с его мамой. Семья чудесная, родители стараются развивать ребенка и музыкально, и интеллектуально; очень грамотно выстраивают стиль взаимодействия. В должной мере присутствует требовательность, всегда спокойный тон общения, при этом фоном присутствует полное обожание, которое воспринимается мальчиком как постоянный поток любви.

И вот в одну из наших встреч мама призналась, что ребенок усыновленный. Я была искренне удивлена и обрадована. Поддержала ее как могла. То, что он не выделялся своей внутренней застылостью от других детей, удивляло. Значит бывает! Возможно, усыновили не из детского дома, а из семьи, где погибли родители? Неловко было расспрашивать. Но, значит, все-таки бывает!

И еще одна встреча с брошенными ребятами. Лет десять назад меня пригласили по совместительству работать в детский дом для умственно отсталых детей. Я поехала посмотреть, какая работа предполагается. Одного посещения мне было достаточно, чтобы получить боли сверх всякой меры. До сих пор эти ребята стоят перед моими глазами. До сих пор болит. Как я поняла, в основном это были ребята, брошенные родителями -алкоголиками. Это были школьники. По настоящему умственно отсталых детей я там почти не увидела, т.е. детей с диагнозом олигофрения в степени дебильности.

В основном дети были с серьезной педагогической запущенностью. Я помню эти глаза, направленные на меня, куда бы я не входила: короткий взгляд, брошенный с почти умершей, но надеждой. И тут же отводят. Ведем класс в другое помещение. Идут строем. Один счастливчик вцепился в мою руку, идет радостный, глаза сияют во все стороны. Навстречу другой класс. Какой-то мальчик бросает вопрос счастливчику: "Твоя?!", имея ввиду меня. Столько надежды, радости, немножко зависти в этом вопросе. До сих пор я слышу этот вопрос в себе. Мой счастливчик коротко качает головой, чтобы быстрее отмести боль и насладиться тем коротким мигом, пока держит меня за руку.

Я привезла с собой диагностические пособия. Просили обследовать одного мальчика, которого планировали перевести в учреждение для необучаемых детей. Почему-то пришлось проводить обследование в большом актовом зале, полном детей. Они чего-то ждали, стоя вокруг нас. Мальчик набросился на выполнение предложенного задания, как за глотком воздуха. Надо было складывать разрезные геометрические фигуры. Он все время нервничал, потому что стоящие вокруг ребята тоже хотели собирать фигуры и порывались это сделать за него. Он выполнял задание с такой интеллектуальной жадностью! С такой жадностью пьет свежую воду путник, проведший много часов в обезвоженной пустыне. А его сочли необучаемым, т.е. даже не дебилом, а имбицилом!

А что сотрудники? Их там мало. Было такое впечатление, что везде только дети, дети - мальчики. Иногда появлялся кто-либо из педагогов. Они отолстокожились. И я их ничуть не осуждаю, иначе не выжить в той обстановке. Но тогда я бежала, скорее-скорее бежала оттуда. Потом много ночей вынашивала планы усыновления этого мальчика, которого собирались списать из жизни, не оставив никаких шансов вырваться.

Подписаться на новости проекта "Онлайн школа Екатерины Бурмистровой"



Группа Семья Растет на Facebook!

Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.

Последние Комментарии



  • Гость

    Ольга21-11-14 13:23:38

    Я во многом согласна с комментарием Натальи.
    Да, есть боль от таких детей. Да есть проблемы. Да не всегда эти дети выглядят счастливыми или являются таковыми. А родные дети всегда счастливы? А у родных родителей нет проблем с родными детьми? А родные дети всегда хорошо обучаемые, не воруют и брызжут искренностью и дружелюбием?
    У меня двое усыновленных детей. Да, в чем-то их сложнее воспитывать. Да трудно. Да, было трудно эмоционально принять даже уже после усыновления - конфетно-буфетный период с усыновленными детьми (у кого он был) довольно короткий. Да нужно понимать на что вы идете. Да, иногда когда ничего не получалось была жуткая депрессия и мысли: "Я плохая. У меня ничего не получается. Я не могу. И наверное кто-то другой позаботился бы о них лучше, чем я." Но...а кто сказал, что с детьми - сплошное счастье? Это полная утопия. Между прочим, родные родители зачастую сталкиваются с тем же - ведь ребенок это счастье и точка. Только счастье с детьми - такое же, как и в браке: может быть, а может быть и кошмар. И для того чтобы было счастьем нужно приложить немалые усилия. Счастья без стараний и труда на земле не бывает. Как-то так.

  • Гость

    Наталья20-08-14 23:52:42

    Удивительный психолог такой! Пишет о проблеме, в которой совершенно не разбирается! Что это вообще за статья? Почему единственный положительный пример подан как нечто несусветное? Почему проскальзывает расхожий бред про обязательно плохие гены детдомовских детей? Потому что хороших детей не бросают? Почему не объяснена причина этого замороженного взгляда приемных девочек? Почему не рассказано, как оживить, "оттаять" приемного ребенка? Почему им вообще отказано в такой возможности? А это психолог вообще?
    Автору не верьте. Глупо, поверхностно, даже вредоносно.

  • Гость

    Мария01-03-14 18:18:04

    Усыновление ребенка это всегда ответственный шаг. К этому решению необходимо прийти взвешенно. Прежде чем поддаться чувству умиления или жалости, спросите себя сможете ли Вы в полной мере подарить ему свою любовь и внимание?

    Читайте подробнее на сайте www.dwomen.ru

Гость
Имя* (4 символа мин.)
E-mail* (не публикуется)
Сообщение:

Вычислите:
вoceмьдecят шecть минуc двa
(Ответ цифрами):

комментировать



Теги: усыновление  приемные дети  приемный ребенок  советы психолога по усыновлению 

Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
Школа онлайн
18 апреля в 22.00 «Языки любви в длительных отношениях»

«Язык любви» - это то, как мы склонны выражать свои нежные чувства и то, как нам проще и понятней их воспринимать.

добавить статью
Школа онлайн
Идеи для обустройства детской зоны на дачном участке.

Большинство детей проводят лето на даче, поэтому хочу вам предложить некоторые идеи, которые помогут вам с пользой и интересом провести это время.

добавить статью
Школа онлайн
Школа онлайн
Поводок для подростка

Мы все по-разному реагируем на ощущение потери контроля над ситуацией, потери ощущения управления. Когда уходит уверенность, что ты на что-то (например, связанное с ребенком) можешь всерьез влиять — для большинства родителей это стресс.

добавить статью
Постные детские блюда

Существует много вкусных и полезных постных рецептов, которые полезны ребенку.

добавить статью
Личные границы

Ответьте на вопросы и попробуйте почувствовать, как они вам откликаются.

добавить статью
Старший: привилегия или повинность?

Первый ребенок в семье… Все родительское внимание безраздельно принадлежит ему, первенцу, любимцу семьи и всеобщему баловню. Но появляются другие дети, и из единственного он превращается в старшего. И тогда этому «счастливчику» нередко достаются и лишние упреки, и повышенные требования, и порой – непосильные обязанности.

добавить статью
Добавить наш Виджет на Яндекс
Мультфильм-страшилка «Зеленые зубы»

Мультфильм «Зеленые зубы» – обладатель Приза за лучший фильм для детей Открытого Российского Фестиваля Анимационного кино в Суздале.

добавить статью
Пасхальная открытка из цветных ниток

Простая поделка для самостоятельного детского творчества. Подходит для детей от 2 лет.

добавить статью
Зависимости и созависимость в семье

Встреча со специалистами по зависимостям. Обсуждение вопросов связанных с возникновением наркомании, алкоголизма и интернет зависимости у подростков.

добавить
Безмолвный крик. Фильм об абортах.

Изображение 12-недельного ребенка появляется на ультразвуковом экране. Мы видим, каким образом совершается аборт на сроке беременности в 12 недель. А сейчас мы увидим фильм - впервые сделанную в реальном ультразвуковом изображении запись аборта.

добавить

Гость
Здравствуйте! спасибо большое за ранее данный ответ. Подскажите, какую литературу можно почитать про психическое развитие ребенка и возможностей его воспитания в разных возрастах!?...

Бурмистрова Екатерина
Хорошие книги для родителей указаны у нас в разделе "Литература". Сверх того
"Современный ребенок. Энциклопедия взаимопонимания", сост. Варга,
"Когда ваш ребенок сводит вас с ума" Эда Ле Шан далее...

Задайте свой вопрос

Роды без страха, Грантли Дик-Рид

Страх перед предстоящими родами всегда беспокоил будущих мам. Зачастую этому способствовала и сама медицина, утверждавшая, что роды без боли невозможны. Выдающийся английский врач Грентли Дик-Рид доказал, что это не так. Его открытие стало настоящей революцией в медицине. Для безболезненных родов важны не только физическая подготовка организма, но и правильный психологический и эмоциональный настрой будущих мам.

добавить
Новостная рассылка
Подписаться на новости
подписаться
Последние комментарии

46/0.0849847793579 0.126326799393